Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (137) → Урожай растим с молитвой

Урожай растим с молитвой

№21 (137) / 8 октября ‘00

Проповедь

(Окончание. Начало в № 11–16)

Говорят, нельзя собаку держать в доме, можно только в будке на улице. Что говорит Церковь по этому поводу?

о. Алексий: Здесь мы вновь касаемся вопроса о предназначении животных и правильном отношении человека к ним. Собака предназначена Творцом к тому, чтобы охранять дом и хозяйство, чтобы помогать человеку пасти скот и добывать зверя на охоте.Поэтому нужно стараться держать собаку вне дома. Когда собаку помещают в дом, ее превращают в забаву, в игрушку, и тем самым выводят из того чина, в котором ее создал Господь. Иногда собака занимает в доме место, приличное только члену семьи. Я знаю некоторые семьи, которые вместо детей заводят собак и всю свою заботу и внимание направляют на собаку. Некоторые даже рассуждают, что собака-де лучше человека, поскольку она более верна и добра, чем многие люди. Тем самым пытаются скрыть свое нежелание и неумение ладить с людьми, выслушивать от них справедливые замечания и упреки. Так чрезмерное ласкательство к животным может обернуться настоящей бедой для души человека.

По ветхозаветным представлениям собака является нечистым животным. Полностью с этим мнением, бытовавшим в древнем еврейском народе, мы согласиться не можем, ибо Господь в Своем Новом Завете заповедал не почитать чего-либо нечистым. И все же при решении вопроса, стоит или не стоит заводить собаку, мы должны учитывать, что в ней, как ни в каком другом домашнем животном, сконцентрирована похотная страсть. Недаром человека, одержимого блудным влечением, называют «кобель». Вот эта особая половая похоть и послужила одним из тех оснований, по которому древние евреи считали собаку нечистым животным. Это нужно иметь в виду особенно городским жителям, которые сосуществуют с собакой в тесной обстановке городской квартиры. Присутствие в доме столь явно выраженной похотной страсти может, к примеру, отрицательно сказаться на воспитании детей. Поэтому православные священники, не прибегая к категорическому запрету, в большинстве случаев все же стараются удержать верующих от подобного шага.

А как относиться к охоте и рыбалке?

о. Алексий: Нельзя сказать, чтобы мясо, добытое человеком на охоте, в моральном плане существенно отличалось от того, которое в виде колбасных изделий и мясопродуктов поступает к нам с мясокомбинатов. Если семья нуждается в пище, то покупка мяса в магазине или добыча его охотничьим промыслом в нравственном отношении равнозначны. Главный вопрос здесь — это вопрос меры, и поэтому совесть охотника сама должна подсказывать ему, вызвано ли это занятие необходимостью или же является развлечением и страстью, а то и наживой.

Дело в том, что охота и рыбалка иногда воспринимаются человеком, как своеобразный отдых или развлечение. В нем действует азарт, человек словно забывает себя, в нем распаляются страсти. Вот такое состояние души является безусловно греховным. Апостол Павел очень точно сказал об этом: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6, 12).

На почве такого увлечения порой случается настоящая беда: охота и рыбалка превращаются в настоящую болезнь, меняют весь образ жизни человека. Заядлый (т. е. заевшийся — в переводе на русский язык) охотник или рыбак готов по первому зову умчаться из дома, оставив жену и детей. Он едет даже не ради результата, а просто потому, что бежит от своих жизненных обязанностей, выбирает более легкий путь. Такой очень скоро обрастает подобными ему «друзьями-беглецами». Взаимопонимание в подобных компаниях возникает быстро, и обычно основано на общем пристрастии к выпивке и разговорам. Так один грех начинает тянуть за собой остальные, страстная привязанность входит в привычку, оборачивается трагедией для семьи и близких людей. Поистине, нет никаких оправданий такому человеку, и благо, если в какой-то момент ему удастся одуматься.

Хотелось бы отметить и еще один существенный момент: хотя забой скотины и добыча зверя не несут в себе прямого греха, тем не менее нужно иметь в виду, что жизнь любого создания — Божия тайна и Божий дар, а ее насильственное прекращение всегда заставляет человека переступать некую таинственную грань. Этот шаг неизбежно накладывает на человеческую душу, изначально чистую от подобных поступков, определенный отпечаток. Со временем это чувство нерешительности и стыдливости перед убийством может уменьшаться и даже совсем исчезать, но все же в памяти навсегда остается воспоминание о каком-то внутреннем барьере, который пришлось преодолеть, впервые поднимая руку на живое существо. Не стоит, разумеется, здесь впадать и в излишнюю мнительность, делая из этих ощущений вывод, будто по этой причине употреблять мясо животных недопустимо и даже безнравственно. Человеку дозволено Богом переступать эту грань по необходимости, однако нужно относиться к такому внутреннему чувству с определенной бережностью и, по возможности, не спешить с ним расстаться. Английский писатель Вальтер Скотт, всю свою жизнь бывший рьяным охотником, под конец жизни как-то признался: «Хотя я прежде был хорошим стрелком, но почему-то при этом всегда чувствовал себя не очень хорошо. У меня было всегда неприятно на душе, когда я убивал какую-нибудь бедную птицу, которая, когда я подымал ее, устремляла на меня свой умирающий глаз, как будто желая упрекнуть меня…»

Сострадание к животным служит важной основой для нравственного чувства. Особенно важно воспитывать это качество в детях, которые еще только формируют внутренние представления о мире. Замечено, что те из людей, которые в детские годы были немилосердны к животным, мучили их и наслаждались этим мучением, в своей взрослой жизни чаще всего становились очень жестокими. Говорят, например, что царевич Иван (будущий Иван Грозный) ни за чем иным так не любил проводить время в детстве, как за издевательствами над невинными кошками, собаками и птицами. Поэтому я бы порекомендовал тем, кто никогда в жизни не проливал ничьей крови, воздержаться от этого занятия, и уж тем паче не привлекать к забою скотины детей. Не случайно среди охотников и тех, кто забивает скот на бойнях, преобладают грубые, жесткие люди. Можно отметить и обратное: по мере обращения человека к Богу, его вхождения в Церковь, у подобных людей постепенно пропадает желание продолжать свое занятие, наступает отвращение к нему.

Известно, что существует великое множество изображений Божией Матери — Ее святых икон, которые были дарованы людям в различных нуждах и обстоятельствах жизни. Есть ли особая икона Богородицы у земледельцев?

о. Алексий: Божия Матерь по-особенному близка к земледельцу, и потому в русском народе было всегда распространено Ее усердное почитание. Православный человек верит, что Она, будучи Матерью Самого Господа неба и земли, по Своему достоинству стоит выше всех ангелов и святых, а потому Ее просьбы к Сыну Иисусу Христу имеют особую силу. Во все времена христианской истории землепашцы и скотоводы молились Пречистой о помощи в своих трудах, о даровании времен мирных, благополучных, о благословении и покрове всех предпринимаемых дел. Ни с какими иными датами столь тесным образом не связан народный календарь, как с богородичными праздниками. Благовещение обозначало собой приход весны, начало пробуждения природы и подготовки крестьянина к севу. Успение — наступление жатвы. Рождество Пресвятой Богородицы — окончание страдной поры. Покров — поворот к зиме и окончательное завершение всей предзимней подготовки.

Дарована сельским жителям и особая икона, именуемая «Спорительница хлебов», к которой притекают люди, прося о своих хозяйственных нуждах. История этой иконы не очень древняя — начинается она с XIX века и связана с жизнью великого светильника земли Русской — преподобного оптинского старца Амвросия.

Образ, в наше время известный по всей России, был написан и прислан старцу Амвросию в 1890 году настоятельницей Волховского женского монастыря, игуменией Иларией. На нем Владычица мира была изображена сидящею на облаках с поднятыми в благословляющем движении руками. В нижней части иконы — поле, на котором среди цветов и травы лежат и стоят снопы ржи. Изображение Богоматери на этой иконе было заимствовано с иконы «Всех Святых», а поле со снопами внизу написано по мысли и назначению самого старца Амвросия. Он дал новой иконе знаменательное имя «Спорительница хлебов», указывая тем самым, что Богоматерь — Помощница людям в снискании хлеба насущного. Старец часто молился перед этой иконой, и учил молиться перед ней своих духовных дочерей — монахинь основанной им женской Казанской Шамординской обители, что неподалеку от Оптиной Пустыни. В Шамордино старец провел последний год своей жизни, и там же скончался. Незадолго до своей смерти старец составил особый припев к общему Богородичному акафисту для пения перед этой иконой со словами: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам недостойным росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!»

В этот последний год старец раздавал и рассылал копии и литографии с этого образа многим своим духовным детям и паломникам, приезжавшим к нему за благословением и советом. Душа его, пламеневшая усердием к Царице Небесной, любовью и состраданием ко всем людям, очевидно, предугадывала, что совсем скоро для русского крестьянина наступят тяжелые времена, а само сельское хозяйство придет в такое разорение и беспорядок, что люди будут живы только особым заступлением и близостью Пречистой. Так оно и получилось в XX веке, во время безбожного большевистского разгула.

Отец Амвросий положил совершать празднование иконе «Спорительнице» 15 октября (28 октября по новому стилю). Знаменательно, что именно в этот день почившего 10 октября 1891 года старца Амвросия опустили в могилу.

Первою милостью от этой иконы стала чудесная помощь калужским крестьянам в неурожайный 1891 год. Тогда вокруг Калужской епархии был неурожай, а в Калужских пределах хлеб хорошо родился. Уже по кончине старца, летом 1892 года, случилась засуха в Воронежской губернии, людям грозил голод. В молодую Пятницкую женскую общину была прислана икона «Спорительницы», перед которой был отслужен молебен. Скоро пошел дождь, и поля обители и всей окрестности оправились от засухи. Немало и других чудес было явлено Божией Матерью ради молитв перед Ее образом «Спорительница хлебов», особое почитание воздают ему и ныне в возрожденной Оптиной Пустыни, где трудом монахов, предстательством и молитвами Пречистой монастырское хозяйство растет и крепнет на глазах.

МОЛИТВА ПРЕД ИКОНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «СПОРИТЕЛЬНИЦА ХЛЕБОВ»

О Пресвятая Дево Богородице, Премилостивая Владычице, Царице небесе и земли, всякого дома и семейства христианского благоустроительнице, труждающихся благословение, нуждающихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице! Питателънице наша, рождшая Питателя Вселенныя и Спорителънице хлебов наших, Ты, Владычице, ниспосылаеши Твое Матернее благословение градом нашим, селам и нивам, и коемуждо дому, на Тя упование имущему. Темже с благоговейным трепетом и сокрушенным сердцем смиренно молим Тя: буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, мудрая Домостроительнице, житие наше добре устрояющая. Всякое же сообщество, всякий дом и семейство во благочестии и православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди. Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Сохрани, Пречистая Мати, люди Твоя от всякия нужды, болезни, глада, губительства, града, огня, от всякого злаго обстояния и всякого нестроения. Обители нашей (веси), домам и семействам и всякой души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость, да славим Тя, Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Каким другим сельским занятиям покровительствуют святые?

о. Алексий: Из числа святых угодников Божиих, покровительствующих сельским жителям, особенно нужно выделить преподобных Зосиму и Савватия — первых монахов Соловецких островов, основателей славной обители на Белом море, помощников и заступников тех, кто трудится на пасеке. В скудных исторических описаниях их жизни нет прямых указаний на то, почему преподобные обратили свое особое благоволение именно на пчеловодство. Однако их почитание в народе как покровителей пчелиного хозяйства уходит далеко в глубь веков, и это, без сомнений, свидетельствует о том, что помощь святых Зосимы и Савватия на пасеке во все времена проявлялась ощутимо и действенно. «Святые преподобные Зосима-Савватий, Матушка Пресвятая Богородица, — молились им, — храните эту домовину (улей), как зеницу ока, от мора, от хлада, от всякого гада!» На каждом пчельнике, как правило, находилась икона соловецких святых. «Без Бога — ни до порога, а без Зосимы-Савватия — ни до улья!».

Пчеловодство на Руси всегда почиталось делом особенным, требующим от человека праведной жизни и нравственной чистоты. Недаром пчела в народе зовется «пташкой Божией» и слывет наимудрейшим существом. Говорят даже, что «человек от пчелы всякой премудрости научается», то есть длительное занятие пчеловодством умиротворяет и просветляет человеческую душу, открывает человеку премудрое устроение Божьего мира. В былые времена было принято думать, что укус пчелы есть наказание Божие за совершенный грех, или указание человеку отказаться от своих сомнительных планов. В какой же нравственной чистоте должно пребывать пасечнику, ежедневно несущему свой труд среди десятков пчелиных роев! Людьми подмечено: «Злому, неправедному лучше и не водить пчелы», «у праведного — рой за роем роится, у грешного — последняя пчела переводится!»

С днями памяти святых Зосимы и Савватия, отмечаемыми Церковью, тесно связаны основные моменты пчеловодческой практики: 30 апреля (17 апреля по старому стилю) на святого Зосиму пчеловоды, соблюдающие старинные обычаи, выставляют ульи на пчельник; 10 октября (27 сентября по старому стилю) на святого Савватия — укутывают ульи на зиму. И, конечно, у благочестивого хозяина ни одно дело на пасеке не обходится без молитвы. Хорошо призывать священника для совершения молебна преподобным Зосиме и Савватию, для освящения нового улья, благословения пчелиных роев. Помимо этого можно и нужно молиться самим, каждый день призывать соловецких святых в помощники и заступники «Преподобные Зосима и Савватий, молите Бога о нас (помогайте нам)», читать молитвы на начало всякого нового дела — при пересадке роя в новый улей, сборе медового урожая и других подобных случаях, опрыскивать ульи святой крещенской водой.

Есть много народных примет и поверий, связанных с природой. Народный календарь даже существует. Можно ли верить этим приметам?

о. Алексий: Большинство подобных примет основаны на многолетних народных наблюдениях и особого отношения к религии не имеют. Они имеют чисто природную основу, и потому в них нет ничего зазорного или относящегося к суевериям.

о. Борис: Используя народные приметы в своей сельскохозяйственной практике, нужно помнить, что за последние полвека климат изменился гораздо сильнее, чем за сотни предыдущих лет. Варварская хозяйственная деятельность человека привела к тому, что даже в тех районах России, в которых раньше наблюдались неизменно холодные и снежные зимы, в последние 10–16 лет стоят зимы с частыми оттепелями.

Советуют делать посадки, в соответствии с лунным календарем. Относится ли он к астрологии?

о. Алексий: Небесные светила, безусловно, оказывают воздействие на произрастание сельскохозяйственных культур. Наиболее близкое к Земле и потому наиболее сильно влияющее на Землю светило — это Луна. Всем известно, что под ее действием в мировом океане происходят отливы и приливы глобальных масштабов. В древние времена люди жили, одновременно учитывая и солнечный, и лунный календари. Православная Пасхалия (т. е. дата праздника Светлого Христова Воскресения и всех связанных с Пасхой церковных праздников) по сей день исчисляется, исходя из лунного календаря. Поэтому не стоит отвергать все, что касается законов движения и влияния небесных светил. Церковь не приемлет астрологию, занимающуюся гаданием и утверждающую, будто вся жизнь человека объясняется исключительно положением светил на небосводе. Астрономические же наблюдения, в которых нет ничего мистического, вполне могут помогать людям во многих областях, в том числе и в сельском хозяйстве. Но все же нужно помнить, что следование лунному календарю не решит всех проблем. Урожай — от Бога, а лунный календарь — только один из множества факторов, которые могут либо улучшить, либо ухудшить результат.

Как отличить, где настоящая примета, а где суеверие?

о. Алексий: Рядом с церковными таинствами и обрядами, к сожалению, в народе существуют различные обычаи и поверья, одной частью глупые и наивные, другой же — чрезвычайно опасные, поскольку несут на себе печати магии и колдовства. Как уже было сказано, в колдовских заклинаниях зачастую используются отрывки православных молитв, а то и имена Господа и Его Пречистой Матери. Во многих магических действиях колдуны обманывают маловерных, используя освященную в Церкви воду, огарки церковных свечей и другие подобные предметы. Вовсе не верба и не свечной огарок играют основную роль в этих ритуалах, а заклинания и заговоры, но присутствие таких предметов придает видимость «законности» и «церковности» происходящего. Различить благочестивый обычай от суеверия и колдовства поможет следующее правило: там, где надежда на помощь возлагается на Бога, и человек прибегает к церковным святыням со смирением и готовностью принять все, что Богу будет угодно — мы имеем дело с действительно благочестивым обычаем; если же начинают кланяться самой вещи, забывая о Творце, и с помощью ее мнимой магической силы стремятся достичь своего результата — знайте, что здесь вы имеете дело с суеверием или даже колдовством. К примеру, если мы принесли в дом освященную вербу, мы вправе надеяться на то, что она передаст домашней обстановке частичку сообщенной ей благодати. Есть вполне определенный молитвенный чин освящения вербы в церкви, который записан в богослужебных книгах. Это каноническое, принятое Церковью действие. Но когда пучок той же вербы становится предметом различных странных манипуляций (метут избу, хлещут скот, варят почки и пьют отвар), христианину необходимо отказаться от подобных действий и попытаться отговорить от участия в подобных ритуалах других. Нельзя, категорически нельзя учиться христианству и правилам церковной жизни у «бабок»! Многие из таких «учительниц» сами выдумывают правила и начинают им учить других. А на самом деле это к христианству вообще никакого отношения не имеет. В своем служении сельским священникам приходится сталкиваться с горькими плодами такого «обучения». Зачастую бывает гораздо проще объяснить что-либо о христианстве человеку, вообще ничего не слышавшему о вере и Церкви, чем разговаривать с тем, у кого голова забита разной «околоцерковной» чушью. Поэтому с возникающими у вас вопросами всегда лучше прийти в церковь и посоветоваться с батюшкой, а не искать ответа у соседских старушек, какими бы благочестивыми они вам ни казались.

Что бы вам хотелось в заключение пожелать или сказать читателям?

о. Борис: Я бы хотел сказать несколько слов об экологии, и не только об экологии внешней среды, но и об экологии среды внутренней — души человека. Мы все тяготимся осквернением нашей природы. Заходим в реку и, вместо того, чтобы наслаждаться прохладой воды, сразу же вспоминаем: совсем недавно ближайший лакокрасочный завод был оштрафован за отсутствие надлежащих очистных сооружений… Берем в руки спелый помидор, но опять приходит мысль: сколько же в нем нитратов! Полил теплый дождичек, и ты нечаянно для самого себя назвал его «кислотным». Сама природа изо всех сил «сигналит» нам о чем-то крайне важном. О чем же, и откуда исходит угроза?

Тех или иных экологических проектов или законов предлагается сейчас множество. Но в них ли фундаментальное решение проблемы? Что может сделать каждый из нас, чтобы предотвратить надвигающуюся беду? Искать виновных? Слать письма в Москву? Контроль и наказание виновных, безусловно, необходимы, однако это всего лишь косметический, а не радикальный путь. Радикальный же путь — это изменение духовной ситуации в стране, и на этой стезе может потрудиться, действительно, каждый, ибо начинать эти изменения надо прямо с себя. Центральным органом, оскверняющим нашу страну, являются, как это ни покажется странным, сердца людей, живущих в ней. Сейчас очень многие, считая себя православными, свою принадлежность к Церкви выражают только тем, что по великим праздникам заходят в храм и ставят свечку перед иконой. Этим все и кончается. А жизнь так и проходит без молитвы, без исповеди и причащения, без осознания во Христе своих грехов. Сердце становится черствым к добру и свету, а впитывает в себя всю грязь, и потом она, эта грязь, по слову Спасителя, «исходит извнутрь сердца» (Мк. 7, 21–22) и оскверняет собой весь мир. И потому, горюя о страшном экологическом состоянии нашей страны, мы не должны забывать главное — не нужно высоких слов и глобальных программ, не нужно спасать всю Россию целиком, ибо Россия -дом Пресвятой Богородицы, и Сама Матерь Божия заботится о ней. Нам нужно не спасать, а спасаться. А Господь, видя нашу чистую жизнь, добавит и дней, и лет стране и народу нашему.

о. Алексий: Наверное, выражу общее мнение всех читателей, если скажу, что подобные беседы очень, важны для людей, которые сегодня приходят к вере. Они доступным языком рассказывают о тех вопросах, которые интересуют людей в их повседневной жизни.

Пусть каждый, кто работает на селе, как можно чаще призывает на свой труд Божие благословение и не смущается кажущейся малостью выполняемого им дела — в наши дни есть две важнейшие для России задачи, от которых зависит ее будущее: воспитание детей и взращивание доброго урожая.

 

В других номерах:

Проповедь

Любовь божественная и человеческая

(Окончание. Начало в № 9–16) ЛЮБОВЬ ВЕРНЫХ И НЕНАВИСТЬ МИРАСама по себе ненависть людей, живущих по законам века сего, не только не заключает в себе чего-нибудь неожиданного, но напротив, является естественным свойством падшего мира, который в своем падении извращает главную заповедь о любви до полной противоположности, чем и является, собственно, ненависть.

 
Жизнь Екатеринбургской епархии

8 октября в Березовском состоялся праздник Первого колокольного звона

Екатеринбург, 8 октября. В воскресенье, 8 октября, в половине одиннадцатого утра в храме во имя Успения Пресвятой Богородицы г. Березовского прошел праздник первого колокольного звона.Незадолго до начала Великой Отечественной войны была разрушена колокольня Успенского храма.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс