Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (137) → О вере и спасении

О вере и спасении

№21 (137) / 8 октября ‘00

Проповедь

Если не спорится какое-то дело, как понять — нет воли Божией или это козни диавола?

Если мы творим добро, исполняя заповеди Божии, то диавол нам обязательно будет козни строить. Авва Пимен Великий говорит: «Сделал доброе дело, и если после него не было искушения — Богом не принято”. Когда нам препятствует Господь? Когда видит, что мы можем много зла натворить, тогда он и препятствует нашим грехам, предохраняет нашу душу.

С экрана телевидения постоянно унижают русских. У многих из нас появилось уныние, а ведь потеря народом веры в себя ведет к его исчезновению.

Все зависит от нас самих. Святые отцы предвидели, что народ отойдет от Бога и это приведет к его самоуничтожению. Произошла революция. А что такое революция? Это своего рода операция: отделение добрых семян от плевел. Как только революция произошла, в 1918 году отделили Церковь от государства, школу от Церкви. А Церковь — это душа народа. Если душа отделяется от тела, то тело остывает, холодеет… и начинает разлагаться. И как только отделили Церковь от государства, сразу стало все разрушаться. И до сегодняшнего дня разрушается. Допустим, решим мы строить дом, будем складывать кирпичи без раствора, здание скоро развалится. Когда строим общество без Бога, без благодати, жить тому обществу недолго, семьдесят-семьдесят пять лет — не больше (по опыту прошлых веков). Вся узурпаторская власть (безбожная, захватническая) долго жить не может. А то, что изменения произошли в стране, тут не Горбачев, не Ельцин причина — просто пришло время. Некоторые предлагают выбрать в Думу то своих верующих, то Патриарха, но народ не способен идти за верой. Страну наполняют люди, отпавшие от Бога; их цель — не спасение души, не вечная жизнь, а временная жизнь на земле. Им хочется иметь больше денег, вложить их в швейцарские банки, обогатиться самим, оставив Россию нищей. И думают, что в этом заключается настоящая жизнь. Но имей ты и миллиард долларов, мира душевного на него не приобретешь. Знаю одного человека, он живет в Москве. Закупил в одном доме три этажа; богатый, но скупой. Бедному не подаст, только в своих интересах может кому-то помочь. Был я у него в квартире: много ценных икон, драгоценностей, картин известных художников — настоящий музей. Спрашиваю:

— Зачем тебе так много?

— Знаешь, батюшка, когда я вижу эти картины, умиляюсь. Моя душа успокаивается. Смотрю на иконы — они дают мне душевный мир.

— Надолго ли?

— Вот, пока смотрю. Как отойду, опять плохо. Пока я с ним беседовал, он все держал кошечку на руках, гладил ее… А глаза неспокойные, в них уныние, отчаяние. Говорю:

— Ведь тебя ничего не успокаивает.

— Я знаю. Но что делать?

— Надо покаяться.

— О, у меня такие грехи! Как я могу в них покаяться? Мне тяжело.

Он не может каяться — демоны связали его по рукам и ногам, и душа лишена покаяния. Как это страшно! Когда моя знакомая передала ему, что батюшка ждет на исповедь, он ответил: “Я знаю. У меня много денег — я с Господом рассчитаюсь. Напоследок своих дней покаюсь, может, и церковь построю. Господь меня помилует”. Вот так рассуждает нецерковный человек. А не думает о том, успеет ли. Мы же не знаем, когда призовет нас к ответу Господь! Ну, дай, Господи, ему покаяться и спастись.

Знаете, когда нации появились? В Вавилоне строили башню высотой до неба, хотели бросить вызов Богу. Царь Нимрод, взобравшись на нее, выстрелил в небо, и Господь, видя такое безумие народа, смешал их языками, они перестали понимать друг друга. Каждый стал искать тех, кто говорил бы на таком же языке, как и он, и объединяться в группы; так группами все и разбрелись по белу свету… Самым благочестивым патриархом в те времена был Евер, он не участвовал в построении башни. От него пошел особый народ — евреи; в то время это был избранный народ, и Господь хранил его. В книге Второзаконие, в 28 главе, Господь обращается к израильскому народу, к каждому, кто чтит Истинного Бога: “Если ты будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня: то Господь, Бог твой, поставит тебя выше всех народов земли. И придут на тебя все благословения сии”. И “поразит пред тобою Господь врагов твоих, восстающих на тебя; одним путем они выступят против те6я, а семью путями побегут от тебя”. И говорит еще Израилю: “Если же не будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые Я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя”. Слышите? Это и нас касается! “И рассеет тебя Господь по всем народам, от края земли до края земли”. “Жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей”. Это и нас касается. Израильский народ был единственным народом, который хранил веру в Истинного Бога. Но они не приняли Христа и отпали от Бога, предали Его смерти. Так прекратилась их богоизбранность. Наша Россия была языческой, поклонялась идолам. Тысячу лет назад она приняла веру православную, веру истинную, потому все эти слова Господа обращены теперь и к нам. Если мы будем исполнять заповеди Божии, будем добро творить, будем усиленно молиться, то Господь все будет вовремя давать нам — и дождь, и солнце, и плоды; и враги, придя, поклонятся нам в ноги. Господь защитит Россию.

Осуждение других людей — грех. А как же быть, если вокруг столько злых людей, которые хотят нас погубить? Можно ли их обличать?

Преподобный Серафим Саровский говорит: “Стяжи Дух мирен, и вокруг тебя тысячи спасутся”… Обличать можно. Сказано: “Обличи разумного — он тебя возлюбит, не обличай безумного — он тебя возненавидит”. Не считается осуждением, если кто-то по неведению совершает какой-то грех, и мы ему ласково, с любовью подсказываем. Но подчеркиваю — все надо делать ласково, с любовью. Только так можно бороться со злом. Вот представьте себе: в храме стоят пятьсот человек. Если каждый из них будет стяжать Дух мирен и вокруг каждого будут спасаться тысячи, сколько народа может спастись! А если мы со злом будем бороться только злым обличительным словом, это приведет к войне. Зло никогда злом не победить.

В настоящее время очень много людей, которые страдают, мучаются, находятся в отчаянии. Что им делать?

Помнить, что все мы с вами, как на ладони, находимся пред Богом. Каждое наше движение, каждое слово, мысль — все контролируется Небом. Господь все видит и все слышит, и знает Он о наших бедах и нестроениях. А чтобы отчаяния не было — надо всем вернуться к Богу, да по-настоящему. Не так, как некоторые, которые говорят: «Я -крещеная”. Да что толку! Полная бездна набита крещеными! В церковь ты не ходишь, не молишься, не каешься, душа твоя погибает. Про таких людей святые отцы говорят, что они “будут испытывать очень много скорбей в этой жизни, всякого рода тревог и болезней”. Нельзя сказать, что если человек пришел к Богу, у него все беды сразу прекратятся. Спокойнее станет на душе, а внешних нападений может стать даже больше — демоны будут мстить. Но самое главное — душа умиротворится. И тогда, если и приходят болезни и скорби, человек этому рад. Он знает, что Господь ему это послал для очищения души от грехов.

Что делать, если нет времени ходить в церковь?

Все, что мешает нашему спасению, убирайте со своего пути. Если далеко церковь, надо поселиться так, чтобы она стала ближе. Если работа не позволяет, смените работу. На первое место надо поставить спасение души, а не земную жизнь, потому что земная жизнь — это только подготовка в вечность. Придет время, предстанем мы пред Господом, как потом оправдаемся? “Нам некогда было — мы детей воспитывали, на работу ходили…” Нам некогда было думать о душе, воспитывать ее, духовно питать, вот она и стала духовной калекой. А раз так — духовные калеки в Царстве Божием не нужны. Туда идут только здоровые, чистые души, получайте то, что по лености заслужили… Земное нас не должно держать. Не в нем счастье. Как говорят: “Потерял богатство — ничего не потерял, потерял здоровье — половину потерял, потерял Бога — все потерял”.

Стою на службе и ничего не понимаю, может быть, потому что служба идет на церковнославянском языке?

Знаете, многие говорят: “Я славянский язык не понимаю”, — а вот нецензурный язык все понимают и хорошо усваивают: если кто попадется под горячую руку — такой ушат словесных помоев выльют! И если кто на улице или на работе выругается, тоже поймем, а вот славянский — древний, красивый язык богослужений — не хотим понимать! Что же делать? Надо чаще на службу ходить, если и не будем поначалу все понимать, то начнем многое чувствовать, и язык постепенно откроется нам. А самое главное, надо как-нибудь вечером сесть, отрешиться от всего и проанализировать всю свою жизнь; вспомнить все грехи, прийти на исповедь и покаяться. Вот тогда душа очистится, раскроется и начнет воспринимать богослужение.

Как снять грехи?

Надо уединиться, вспомнить все грехи от юности. Прийти в церковь, найти такого священника, который мог бы принять вашу исповедь. Найти такой храм, где идет не общая исповедь, а частная -каждого человека в отдельности. И все-все рассказать Господу в присутствии священника, выслушать наставления духовника, разрешительную молитву…

Общей исповеди в Православной Церкви никогда не было и не будет. Надо всегда помнить об этом и не подходить к причащению после общей исповеди. Это — страшный грех.

Насколько подробно надо рассказывать о своих грехах на исповеди?

Когда мы с вами грешим, то грехи могут входить в нас через мысли, язык, глаза, уши и тело. Можем грешить пред Богом, перед ближними, против нас самих и против природы. Допустим, помыслы идут. Если мы выходим на улицу и дует ветер, то мы ведь не будем тот ветер плащом останавливать. Точно так же и помыслы: идти они идут, но надо уметь своими мыслями управлять. Когда наша душа вся исковеркана грехом, тогда у нас и помыслы греховные роятся в голове. Думаем зло про ближнего, даже хулим Бога, святых. Если мы противимся этим мыслям, боремся с ними — запомните, грех на душу не ложится! Они насильно лезут к нам, а мы не желаем! Нам за эту борьбу будет награда. А если мы в помыслах, как болоте, увязли, наслаждаемся этой грязью, то в этом надо уже каяться. Это скверна нашей души. А каяться как? Просто: “Батюшка, у меня хульные помыслы против Бога”. Все понятно, и сказано достаточно. “Батюшка, у меня блудные мысли” — и того достаточно. От блудных мыслей могут и страсти беспокоить — скажите и об этом…

Приходит человек и говорит: “Вот, я согрешил -совершил блуд”. Не надо священнику подробности рассказывать, как наслаждался этой страстью, но надо сказать, если извращение было, со сколькими людьми было. Допустим, человек матом выругался — должен сказать: “ругался матом”, “пьяным напивался”, “в карты играл”, “дрался”. Грехов много, и если о них говорить подробно, то у священника хватит времени только вас одного выслушать.

Я — человек пожилой, память слабая, не могу вспомнить всех грехов. Как же мне покаяться?

Тут как-то пришла одна женщина, ей за восемьдесят лет уже. Никогда не исповедовалась, грехов не чувствует, не видит, то есть душой стала мертвая. Я ей сказал с любовью, для назидания: “Почему ты не чувствуешь грехов? Потому, что тело твое — гроб, а душа — мертвец во гробе. Ты -ходячий труп!” А она не знала, что и ответить. И столько много грехов у нее было! Стал я ей помогать исповедоваться, говорю:

— Сама не можешь?

— Не могу.

— Спросить?

— Спроси.

— Всю жизнь ты не ходила в церковь, не молилась Богу…

— Не молилась…

— Постов ты не соблюдала.

— Не соблюдала…

— Жила невенчано, встречалась с другими.

— Было, грешная.

— Аборты? Не каялась?

— Были. Ну и масса других грехов.

— А еще?

— Больше не помню.

Ну, поскольку это старый человек, то я спрашиваю:

— А храмы не ломала ли? Не закрывала ли?

— Было и такое. У нас в Иванове ходили по квартирам со списками: “Нужен храм или нет?” Я написала: “Нам храм не нужен”. И всем говорила: “Пишите так”. А теперь я старая, надо покаяться. Не хотела утруждать священника, домой вызывать, думаю — сама пойду, покаюсь.

— Твоя жизнь вся прошла на услужение сатане.

— А как же мне теперь спасаться?

— Пока у тебя еще есть время, ты дышишь, и сердце твое бьется. Но придет время, и будет его последний удар. Лично тебе надо в храме быть ежедневно утром и вечером.

Господь и таких людей не отвергает. Хоть и в одиннадцатый час, но Он их принимает.

Надо ли каяться на исповеди в грехе, если я знаю, что он повторится?

Надо каяться. Когда человек подходит на исповедь и пред Господом кается, то в это время Господь дает благодатную силу на борьбу с грехом, а после исповеди этот грех может и не повториться. Знаю человека, он был в запое пятнадцать лет. Жена трезвым его не помнила, очень редко это с ним было. Постоянно пил. И он как-то покаялся, потом еще… Десять раз каялся, на исповеди говорил: “Вот, батюшка, запиваю — и все. Пью — и все тут”. Но жена за него усердно молилась; по монастырям, по храмам везде подавала… А у него-то еще вера слабенькая… Он приходит: “Батюшка, вот опять согрешил. Пил”. И вдруг в одно время остановился. Второй год уже ни грамма не берет — полное отвращение от вина. И не надо кодироваться! Благодать Божия помогла ему. Господь его хранит. Спрашиваю: “А что те, с кем пил, говорят?!” — “А они недоумевают, почему так резко бросил, всегда пил с ними, а тут перестал пить. Приглашают, а я им говорю, что у меня весь лимит кончился. Я за пятнадцать лет все уже выпил”.

Есть более или менее тяжкие грехи. Наказания за них в аду тоже разные?

Конечно, наказания разные. Но знайте, что самое слабое мучение в аду равно по силе самому сильному мучению на земле. Самая слабая радость в раю похожа на самую сильную земную радость. В зависимости от того, как человек проводит жизнь, он по силе совершенных им грехов опускается на дно ада. Возьмите, к примеру, Хрущева, “чудотворца”. Он закрыл около десяти тысяч церквей, много монастырей; вы что думаете — ему там мучений нет? Ему там предстоят вечные страшнейшие мучения — если он не покаялся перед смертью.

А сколько других таких правителей было? Они поднимали руку на Бога, на Дом Божий, на монастыри. Сколько по их распоряжениям людей замучили! Люди не зря пострадали, они мученики пред Богом, но правители эти получат наказание доброе. Возьмите Нерона: он поджег в I веке христианский город, был сильный пожар, а он стоял на балконе и наслаждался. Он открыл жесточайшее гонение на всех христиан. Диоклетиан, Юлиан, Нерон — их много было; конечно, все они получили место в аду, по делам своим. Не Бог их наказал, они сами себя наказали.

Почему иногда после исповеди я не испытываю легкости?

Мало подготовились. Перед исповедью надо прочувствовать грехи свои и осудить себя.

Обязательно ли исповедоваться у одного священника?

Когда мы исповедуемся у одного священника, он нас знает, знает наши силы, слабости, по силам дает молитвенное правило и ведет нашу душу ко спасению, становится нашим духовником. Если он нас первый исповедовал, а то и крестил, то он для нас — духовный отец. Он родил нас в духовный мир. А вот когда мы ходим в разные храмы, исповедуемся то у одного, то у другого священника, тогда легко сбиться с правильного пути. Конечно, если мы поехали по святым местам, можно и там поисповедоваться и причаститься. Надо просить Господа послать духовного отца, чтобы он вел нас по жизни. А бывает еще и такое. Человек исповедовался все время у одного священника, а тут совершил страшный грех. Ему стыдно идти к духовнику, вот он и решает пойти к какому-нибудь незнакомому. Покаялся у него, а потом опять “чистенький” к духовнику вернулся. Это, конечно, не дело, так мы только еще больше грехов себе наработаем.

Как стать внимательным в молитве?

Для того чтобы молитва прошла через наше внимание, не надо тарабанить, делать вычитку; протарабанил — и успокоился, молитвослов отложил. Поначалу вникают в каждое слово; не торопясь, спокойно, ровно, надо настроить себя на молитву. Начинаем постепенно входить в нее, там можно и быстро читать, все равно уже каждое слово будет входить в душу. Надо “зацепиться” за молитву, чтобы она не прошла мимо. А то звуком воздух наполним, а сердце пустым осталось.

Как научиться чисто, нерассеянно молиться?

Надо начинать с утра. Святые отцы советуют, что молиться хорошо до того, как будем принимать пищу. Но как только пищу вкусили, сразу же становится тяжело молиться. Если человек рассеянно молится, значит, он молится мало и нечасто. Тот же, кто постоянно пребывает в молитве, имеет живую, нерассеянную молитву.

Молитва любит чистую жизнь, без отягощающих душу грехов. Вот, например, у нас в квартире телефон. Детишки шалили и перерезали провод ножницами. Сколько бы мы ни набирали цифры, никуда не дозвонимся. Нужно воссоединить провода, восстановить прерванную связь. Точно так же, если мы хотим обратиться к Богу и быть услышанными, мы должны наладить нашу связь с Ним — покаяться в грехах, очистить совесть. Нераскаянные грехи, как глухая стена, через них молитва не доходит до Бога.

Что такое прелесть и как с ней бороться?

Прелесть — это состояние духовного прельщения, когда человек ложь принимает за истину.

Только тот, кто достиг духовного совершенства, стал святым, избавился от прелести, остальные в той или иной мере пребывают в ней. Вот человек пришел к Богу, начал читать Священное Писание, молиться, он уже себя начинает превозносить над другими, своей жизнью хвалиться, тщеславиться (тайно или явно) — вот он уже и в прелести. Как узнать, человек в прелести или нет? Попробуйте задеть день и ночь молящегося за живое место — если он сразу вспыхнет, начнет нервничать, обидится — значит, он в прелести. Обычно все, кто в прелести, начинают себя над другими превозносить, осуждать ближних: “Я молитвенник, постник, а вы лентяи, моими молитвами живете”. Избави нас, Господь, от такого состояния!

Как духовник молится за своих чад? Может ли духовный отец вымолить погибшее дитя?

Человеку невозможно — Богу все возможно. Если духовник будет просить — вымолит, потому что во время совершения Божественной литургии идет самая сильная молитва за людей и приносится Жертва Богу за них. Представьте себе — человек дома один молится, а в храме молящихся людей десятки тысяч. Все вместе молятся; здесь же и Матерь Божия, и все святые, и Херувимы, и Серафимы, и Престолы, и Господства, и Силы, и Власти, и Начала, и Архангелы, и Ангелы — вся Небесная Церковь! И эту общую молитву Матерь Божия приносит к Престолу Сына Своего — потому что все ектении и все стихиры заканчиваются обращением к Матери Божией. Она наша Ходатаица пред Сыном, наша Молитвенница… Представляете, какую силу имеет молитва Церкви? А во главе Церкви стоит священнослужитель. Он и частицы вынимает, в Чашу их опускает, молясь об усопших и о здравствующих; он читает особые молитвы, в которых просит Господа помянуть всех стоящих в храме, всех, кто перешел в тот мир. А если человек не ходит в церковь, значит, его в Церкви и нет. Он во тьме, во власти диавола, а считает себя верующим, говорит: “Я дома молюсь”. Да молитва церковная не может сравниться ни с какой другой, это Вселенская молитва. Сколько миллиардов людей перешло в тот мир, и сколько людей сейчас молятся в церквях! И все эти молитвы соединяются в одну. И Богу служба идет круглосуточно. В одном храме заканчивается, в другом начинается. Потому в церковь надо ходить постоянно. Кому Церковь — не Мать, тому Господь — не Отец.

Как воспитывать детей до семилетнего возраста? Можно ли бить ребенка?

Здесь должно быть рассуждение. Ребенок маленький, он еще не понимает многого. Нельзя потворствовать ему в капризах, в страстях. Надо постоянно говорить о том, что можно и чего нельзя делать. Его ум еще не цепкий, он не запоминает с первого раза. Когда его родители за провинность наказывают (допустим, «поклончик» ему дают, лишают прогулки), то связь наказания с причиной он чувствует. А если наказание превратить в метод воспитания, постоянно его бить, то можно как собаку выдрессировать. Знаете, как дрессируют собак? Специально дразнят, чтобы она злая была. Если мы ребенка постоянно будет бить, он вырастет, точно таким станет: всех будет бить-колотить, будет злой.

Знаю таких людей, которых мать никогда не била, и они спокойные. Потом ребенок какой-то период времени проживет, и все у него установится. Самое главное — надо быть примером для детей. Они, как резиновая губка, все впитывают от родителей. Если отец и мать ведут себя хорошо, живут по-христиански, то ребенок видит это и берет с них пример. Если же мать и отец между собой скандалят, его постоянно бьют, то в нем рождается гнев. Ни в коем случае нельзя выяснять отношения между собой в присутствии ребенка.

Есть ли правда на земле?

Правда есть. Эта правда записана в Святом Писании. Но говорят, что Эту Правду распяли, и Она воскресла. И кто найдет Бога, тот найдет на земле и правду. Кто будет читать постоянно Священное Писание и исполнять заповеди Божии, тот будет являться носителем правды.

Меня крестили не в церкви, а дома и не священник, а дед. Считается ли это крещение действительным?

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что совершать таинства никто не имеет права, кроме епископа и священника. Но есть оговорка: бывает, что человек при смерти, а священника рядом нет. Тогда человека может погрузить в воду православный христианин, тот, кто постоянно ходит в церковь, живет по заповедям, соблюдает все посты, молится, исповедуется; такой человек может трижды погрузить больного: “Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа”. Если этот православный христианин совершил крещение умирающего, а больной выздоровел, то нужно добраться до ближайшей церкви, до священника и попросить довершить таинство через миропомазание.

Раньше, я знаю, было много таких людей, которые были крещены бабушкой или дедом. Но ведь подчас эти деды и бабушки сами в церковь не ходили; если и молились Богу, то дома. А это уже не считается, что человек православный. Поэтому людям, крещенным бабушками и дедушками, надо заново креститься.

У меня дочь раньше жила некрещеной, имея детей, делала аборты, теперь она окрестилась. Снимается ли с нее грех за аборты? Снимаются ли крещением все грехи с человека?

Да, сказано, что в крещении человек рождается вновь. Господь записывает его в Книгу Жизни. Кто некрещен, того в Книге Жизни нет. Во время крещения человеку прощаются все грехи, и первородный, и личные грехи. Так сказано в Священном Писании: когда святой пророк Иоанн Предтеча крестил, то погружал человека до головы, тот исповедовал грехи, и он его погружал в воду полностью с головой — крестил (Мф.1, 4–5). Поэтому в Православной Церкви по-настоящему совершают это Таинство так: до Таинства человек исповедует основные грехи… Приходится мне в женской колонии крестить. Я подзываю по отдельности каждую, спрашиваю: “Какие у тебя грехи? Кого убила?” — и потом уже крещу. В это время прощаются все грехи. А спрашиваем грехи, совершенные до крещения, для того, чтобы человек осознал их, не повторял, крестившись.

Затем его с головой погружают трижды в воду, читаются особые молитвы об изгнании нечистого духа и о посвящении этого человека Богу.

В Таинстве крещения рождаются новые граждане Православной Церкви, новые чада Божии.

У нас с Таинством крещения происходит что-то интересное. Многие превращают крещение в магию. Считают, что самое главное — это окреститься. Как должно разуметь это? Когда ребенок родился, если его родители не будут кормить и поить, то он умрет. И родители будут убийцами. То же самое происходит и тогда, когда человек принимает крещение. Он духовно родился, и если он не будет молиться, не будет исповедоваться, каяться и причащаться, то он духовно умирает.

Тот, кто толкнул этого человека совершить крещение неосознанно, безответственно, будет таким же убийцей.

Огромная масса людей сейчас принимает крещение, но потом многие люди в церковь не ходят, Богу не молятся, не каются. Но говорят с убеждением о своем прочном положении в христианском мире: “Мы — крещеные…” А какой толк, что вы крещеные? Человек стал членом Церкви, клеточкой в Теле Христовом и вдруг не стал в церковь ходить. Он снова попадает во тьму, во власть сатаны, потому страдает и мучается.

Несет ли священник ответственность за дальнейшую жизнь крещенных и венчанных им людей?

При крещении и венчании священник должен обязательно сказать, что каждый православный христианин должен ходить в церковь в субботу вечером, в воскресенье утром, во все праздники, объяснить, как надо соблюдать заповеди, посты, дать иные наставления. Как только наставления получены, ответственность за их выполнение несут уже сами верующие. Единственное, за что может отвечать священник, это за то, если он будет крестить и венчать всех без разбора. Христос сказал: “Кто будет веровать и креститься — спасен будет, а кто не будет веровать — осужден будет” (Мр.16, 16). А многие, приходящие принять крещение, идут по чьему-то наущению. Часто бывает, что будущая теща говорит жениху: “Дочь не отдам, пока не крестишься и не повенчаетесь”. И он вынужден креститься и венчаться, чтобы ублажить тещу, а самому ему все это безразлично, потому что веры у него нет. И такие “венчаные” в церковь не ходят, Богу не молятся, потому и мира у них в семье нет, оттого и разводы. Бог — это полнота Любви; если супруги повенчались, а живут вне Бога, вне Любви, союз их обязательно распадется.

 

В других номерах:

Жизнь Екатеринбургской епархии

8 октября в Березовском состоялся праздник Первого колокольного звона

Екатеринбург, 8 октября. В воскресенье, 8 октября, в половине одиннадцатого утра в храме во имя Успения Пресвятой Богородицы г. Березовского прошел праздник первого колокольного звона.Незадолго до начала Великой Отечественной войны была разрушена колокольня Успенского храма.

 
Жизнь Екатеринбургской епархии

Состоялось собрание духовенства Центрального церковного округа Екатеринбургской епархии

Екатеринбург, 25 августа, «Православная газета». Сегодня в Екатеринбурге под председательством архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия состоялось собрание духовенства Центрального церковного округа

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс