Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Прежде всего, Петровым Постом надо чаще ходить в церковь и участвовать в богослужении. Нельзя извинять себя различными личными обстоятельствами, возможностями и невозможностями. Конечно, никто не может посещать все постные богослужения. Но каждый может быть хотя бы на некоторых из них. В первую очередь — это субботние и воскресные службы. В течение Поста необходимо, чтобы хоть один день был посвящен Таинствам Исповеди и Причащения. Тут не могут быть убедительны никакие ссылки на условия жизни, недостаток времени и прочее. Все зависит только от серьезности нашего отношения к религии. Пост длится две недели, и для того, чтобы хоть несколько раз за это время прийти в храм, нужно минимальное усилие. Но, лишая себя этих нескольких раз, мы лишаем себя не только красоты и глубины православных богослужений, но и того, что придает нашему пощению смысл, делает его действенным.
Нет Поста без пощения. Однако воздержание от животной пищи (мяса, масла, сыра, яиц и др.) не является исключительно христианской практикой: оно есть в других религиях, этими вопросами занимается диетология, наконец люди могут «поститься» и по экономическим причинам… В чем же особенность поста христианского? Пост как физическое лишение или ограничение пищи совершенно бесполезен без его второй, духовной, составляющей. В таком его понимании самыми большими постниками являются демоны: они вообще не едят и не пьют…Духовная сторона поста состоит в том, чтобы мы весь наш постный подвиг сосредоточили на Боге, устремили к Нему.
Мы должны поститься ради Бога. Мы должны через облегчение для тела ощутить Его присутствие в своей душе. Постом и молитвой изгоняется из нас все недоброе и нечистое. Однако здесь важно трезво рассчитать свои духовные силы и физические возможности, чтобы, не начав чрезмерно строго поститься, затем по немощи и вовсе оставить пост. Каждый, хоть раз испытавший на себе постную практику, знает, что разумный пост не ослабляет нас, а создает легкость, собранность, трезвость, радость и чистоту.
Наконец, от нас требуется образ жизни, который не был бы противоположностью Посту. В прежние времена в православных странах само общество создавало великопостную атмосферу, подчиняясь известному ритму жизни, определенным правилам: об этом напоминал особый, постный звон церковных колоколов, закрыты были все увеселительные заведения, прекращались великосветские приемы. Мы не живем в православном обществе. Мир, в котором живем мы, мир, окружающий нас, не меняется во время Поста. Поэтому от нас требуется особое усилие, необходимо еще раз обдумать взаимосвязь между внутренней религиозной жизнью и ее внешними проявлениями.
В первую очередь это касается семьи. Именно дома, в семье, а не в школе и даже не в церкви образуется основа, стержень мировоззрения человека, что особенно важно для детей. И первый постный обычай, который должен прививаться в семье, — это решительное прекращение просмотра телепрограмм и слушания радио. Наша жизнь переполнена информацией, весь мир входит в наши дома с экранов телевизоров. И мало-помалу элементарный опыт внутренней жизни, красота реального мира просто исчезают, человек становится неспособен наслаждаться тишиной, теряет способность к молитвенной сосредоточенности, да и к молитве вообще. Но тишина, созданная отсутствием светского шума, не должна быть пустотой. Душа наша питается молитвой, но и разум тоже нуждается в пище. Было бы хорошо заранее наметить для себя список книг, которые полезно было бы прочитать. Церковь Постом ждет от нас обогащения нашего духовного и умственного внутреннего мира. Чтение и духовное размышление дают человеку возможность обрести этот внутренний мир и его радость.
Что касается долгих часов, проводимых во время Поста вне дома, тут нельзя дать никакого определенного рецепта. Надо только помнить, что Пост — это и время искания смысла: профессиональной жизни, отношений с другими людьми, смысла жизни. И если наша вера имеет какое-либо значение, она должна быть соотнесена с жизнью во всех ее сложностях.
ВОПРОС
Как поступать, если день рождения приходится на дни поста: как же стол, веселье?
В таком случае нужно перенести празднование на ближайшие после поста дни.
Можно ли в пост есть пищу, разрешенную Церковью, но которая услаждает меня?
Во время поста нужно воздержаться от пищи, которая особенно нравится. Лакомство — грех. Грех объедаться и постной пищей.
Что же: пища, деньги, слава — все грех?
Не пища зло, а чревоугодие; не деньги, а сребролюбие; не слава, а тщеславие. В сущности, зло происходит от злоупотребления.
В чем надо каяться?
Святитель Иоанн Златоуст ответил на этот вопрос так: «Каяться должно, во-первых, в собственных грехах; во-вторых, в грехах, на которые мы навели ближних через побуждение, соблазн или дурной пример; в-третьих, в тех добрых делах, которые могли бы сделать, но не сделали; в-четвертых, в тех добрых делах, от которых мы отвели ближнего. Обо всех таких делах надо спрашивать свою совесть и память и молить Бога о просветлении их».
Говорят, что, идя на исповедь, нужно со всеми помириться. А если человек далеко?
Можно попросить прощения через письмо или примириться с этим человеком, попросить у него прощения в сердце своем.
Нужно ли исповедывать грехи, совершенные до крещения?
Если после Крещения вы их не повторяли, то исповедывать такие грехи нет необходимости, так как они были омыты очистительными водами Святого Таинства.
Что значит умалять на исповеди грехи?
Постарайтесь воздерживаться на исповеди от самооправдания: «Враг попутал…», «Гневаюсь, потому что раздражают…», «В церковь не хожу — потому что ноги болят…». Однажды у Пимена Великого спросили: что самое мерзкое перед Богом? И святой ответил: когда человек сам себя оправдывает.
Как быть, если уже после того, как отошел с исповеди, прямо перед причастием вспоминается забытый грех, а исповедать его уже нет возможности? Надо ли отложить причастие?
Откладывать причастие не надо. А этот грех надо сказать на ближайшей исповеди.
Почему человек считается виновным, даже если согрешил по незнанию?
Потому что человек обязан был знать. Один батюшка спросил как-то у пожилой женщины, знает ли она какие молитвы? Она ответила: «Нет». — А песни? — «О! Много знаю!» — Так почему же мирские песни ты знаешь, выучила наизусть, а молитвы — нет?»
Обо всем знают, всем интересуются, а о том, зачем живут, какова цель жизни, о вечности, о Боге, о вере — не хотят знать, от этого и не знают. Поэтому в грехах, совершенных по незнанию, тоже надо каяться.
(Продолжение. Начало в № 9–12)По мере исполнения заповедей Божиих, по мере того, как в ходе самого исполнения заповедей возрастают и трудности, встающие на этом пути, возрастает и стремление к их преодолению, к противостоянию тем силам (прежде всего, бесовским)
Смотри: рыбарь, скинотворец, мытарь, человек простой, неученый, приходят из страны отдаленной, Палестины, восстают против философов, риторов и искусных в слове в их отечестве, и в короткое время при множестве опасностей
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.