Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Заголовок этой заметки — народная мудрость, пословица, взятая из «Толкового словаря» В.И. Даля. Что же такое стыд? Почему отсутствие этого качества смерти подобно? Обратимся снова к В.И. Далю: «Стыд, стыд, стыдоба, стыдобушка — чувство или внутреннее сознание предосудительного, уничижение, самоосуждение, раскаяние и смирение, внутренняя исповедь перед совестью. А также: срам, позор, посрамление, поругание, унижение в глазах людей; застывание крови от унизительного, скорбного чувства. Стыд совести, укор, угрызение совести в дурном поступке, стыд суетности, тщеславия». И далее: «Прямой стыд есть признак, наружное проявление совести». Стыд — это нравственное чувство, свойственное только человеку. Попробуем сопоставить то, что писали о нем Святые Отцы Церкви и то, что известно об этом чувстве психологам, с тем нравственным состоянием, в котором находимся все мы в настоящее время.
Смотришь вокруг себя на искалеченную, изувеченную природу, на давно разрушенное и только что построенное, но уже разрушенное и разграбленное, смотришь на побирающихся бездомных детей, нищих стариков, пьянствующую и бесчинствующую молодежь, и лицо заливает краска стыда за нашу общую вину перед Господом, который так любит нас, так нас долготерпит и прощает и, видя нашу неблагодарность, все же сохраняет нас. Для чего? На что рассчитывает Господь в своей бесконечной любви и терпении? На что же еще, если не на покаяние и исправление. «Не на брачный пир, о друзья, не на брачный пир мы приглашены, но призвавший нас сюда поистине призвал на плач о самих себе!» — восклицает Святитель Иоанн Лествичник. И он прав, и прав вдвойне, потому что жизнь наша очень напоминает тот самый пир во время чумы, когда люди веселятся от отчаяния, от сознания неминуемой гибели. Беспробудное пьянство и наркомания — не отсюда ли? Мы все еще пытаемся отвлечь и развлечь друг друга, вместо того, чтобы остановить этот сумасшедший бег по кругу порока, остановиться и услышать голос Божий, взывающий к нашей совести, к нашему благоразумию.
Не боязнь ли стыда заставляет нас на все закрывать глаза? По словам того же В.И. Даля, именно чувство стыда «возмущается при всяком нравственном нарушении непорочности, целомудрия и появлении замыслов разврата». Мы боимся и не желаем испытывать стыд и как дети готовы скрывать свои грехи, хотя прекрасно понимаем, что скрываем их только от себя самих.
Свой первый опыт стыда ребенок выносит из детства, из отношений с собственными родителями. Сопоставьте это с тем стыдом, который почувствовали Адам и Ева по отношению к своему Создателю. Не этот ли детский стыд заставил их спрятаться от Бога-Отца, который конечно же видел их пригрешение. Имели ли наши прародители все необходимое для жизни в раю? Безусловно, имели. Жизнь их была интересна и доставляла им высшее удовольствие. Но вот совершилось грехопадение, и вместо этих положительных эмоций рождается и все собой заполняет стыд. Но ведь именно стыд заставил их прикрыть свою наготу, это явилось как бы первым проявлением уже теперь «приземленной» культуры. Не с этого ли времени стыд стал одним из основных критериев культуры каждого человека, государства, общества? Не по нему ли мы разделяем все племена человеческие на дикие и культурные? Недаром же так ценилось и ценится в Православии целомудрие, истинным воплощением которого явились Сам Спаситель наш и Пресвятая Богородица. Целомудрием отличались все Святые, и даже обнажение тела блаженных и юродивых лишь указывало нам, насколько обнажены наши грехи перед Господом, насколько бессмысленно нам скрывать их от Вышнего Провидца. Стыд стал необходимым свойством человеческой души, его первым «земным» чувством, тем чувством, которое удерживало и еще сейчас удерживает человека от греховных, то есть бесстыдных, наглых, бессовестных и развратных поступков. А если ребенку с детства не привить чувство стыда? Вырастет человек неуправляемый, не имеющий нравственных тормозов, агрессивный и безжалостный к животным и людям.
Переживание стыда сопровождается нежданным и обостренным самоосознанием. Способность к стыду означает, что человек склонен учитывать мнения и чувства окружающих его людей, — таким образом, стыд способствует большему взаимопониманию между ним и окружающими его людьми и большей ответственности перед обществом. Высший стыд — осознание своих грехов перед лицом Господа. Нормальной реакцией на переживание стыда можно считать готовность человека к самосовершенствованию. В то же время человек, не способный к этому или не желающий совершенствовать свои душевные качества, почти наверняка обречен на печаль, уныние и депрессию. Пережить стыд и понять истоки этого чувства — значит, обрести надежду на спасение, увидеть «путь наверх». Чего же следует стыдиться каждому из нас и всем нам вместе?
Разве не стыдно, например, нам с вами, имея тысячелетнюю историю Православия, по современной духовной немощи бежать за помощью к экстрасенсам, колдунам, магам? Сколько их развелось! В 1996 году на каждые 550 жителей России приходилось по одному подобному «целителю» или «шаману», как будто только что вышедшему из своей первобытной пещеры. Не стыдно ли нам одурманивать свои головы «астральной» и рок-музыкой, подвергать свою душу воздействию кодирования, компьютер ного зомбирования, объедаться биодобавками, ценность которых никому не известна. Чего стоят одни только названия популярных у нашей молодежи дискотек: «Авария», «Неврастения» — точнее, чем сами они, определить то, что там делается, невозможно. Не стыдно ли нам с вожделением и приниженной благодарностью принимать «дары» западной «цивилизации», зная, что в тех же Соединенных Штатах проблема культуры общества одна из самых острых проблем? Стоит ли нам принимать то, с чем сами авторы «самого демократического» общества не знают теперь что делать? Может быть, нам хватит и своих проблем!?
Не следует нам прикрывать свой стыд западными фиговыми листочками, пора одеть свои, содранные с нас вместе с кожей, но свои одежды. Нам нечего стыдиться прошлого, мы понимаем, что заслужили наше настоящее, так пора позаботиться и о будущем. Многие предлагают нам свои рецепты, уже опробованные в других странах, но мне кажется, что величие России как раз и заключалось в том, чтобы идти своим путем, а не путем Китая, Индии, Египта, Германии или Дании.
Разные могут быть пути экономического развития, развития политического, но духовное свое развитие разменивать нельзя, мы шли и идем тем путем, которым шли наши предки. Нам ли менять тысячелетний опыт Православия, знамя Сергия Радонежского, знамя Святой Руси и покров Богородицы на странные околобогословские измышления, на попытку растащить нашу веру по протестантским углам и там её окончательно добить. И кто оказывает помощь в этом? Наши же «деятели культуры»! Посмотрите на гордую вывеску «Государственный дом концертных организаций» (бывший ДК им. Лаврова) и тут же -реклама приютившейся под государственной сенью секты «Новая жизнь». Не стыдно ли? Или деньги за аренду покрывают это чувство? Именно ради денег открываются вновь и процветают ночные клубы и дискотеки со стриптизом и без. Хотя кто скажет, что лучше — обнажение телесное или обнажение душевное, телесные конвульсии или конвульсии души? Стоит ли напоминать «организаторам и вдохновителям» этих растлевающих шоу слова Блаженного Августина: «Не думай, что ты не убийца, если наставил ближнего твоего на грех. Ты растлеваешь душу соблазненного и похищаешь у него то, что принадлежит вечности»? Способны ли они это понять?
Стыдно говорить высокие слова и ничего не делать, видя как рушатся наши семьи, как сотни тысяч детей оказываются никому не нужными и выброшенными на улицу. Стыдно, если мужчина не может или не хочет найти себе работу и, по слабости душевной, беспробудно пьет, а женщина вынуждена принимать на себя всю тяжесть семейных проблем. Стыдно видеть запустение земли, некогда кормившей не одну только Россию. Стыдно видеть запустение души русского человека, всегда отличавшегося свободным и сильным духом.
Стыдно пить мочу, пусть даже «приготовленную по старинному рецепту» и обладающую «самыми лечебными свойствами», стыдно даже говорить об этом. Я сам в автобусе был свидетелем того, как две женщины во всеуслышание рассуждали о том, как получить для «лечебных целей» теплую свиную мочу, которую им рекомендовал известный «целитель». Будь у людей определенный нравственный запрет на подобные вещи, наверное, врачам не нужно было бы объяснять, к каким пагубным последствиям для организма больного может привести подобное «лекарство». И это еще не самые отвратительные рекомендации, которыми изобилуют многочисленные руководства по самолечению.
Духовное проявляется в душевной жизни голосом совести. Грех логично порождает в человеке стыд, но лишь в том случае, если для человека существуют какие-либо моральные или хотя бы нравственные ограничения. Если эти ограничения сняты, то стыд теряется и человек из духовного становится плотским, почти животным существом. Потеряв стыд, угрызение совести, человек теряет и общее направление своего движения в этой жизни: начинает метаться по ней, искать чудеса и знамения, теряться в догадках, тосковать и искать утешения в алкоголе или наркотиках , чтобы хоть сколько-то заполнить душевную пустоту, заглушить отчаяние потерянного и одинокого человека. Разве не лишает человека человеческого достоинства его безраздельное подчинение звездам, камням, красным лошадям и зеленым обезьянам, ракам, баранам и скорпионам ? Не о душевной ли пустоте и слабости то свидетельствует?
Выход может быть только один. Тот самый, две тысячи лет известный нам узкий путь истинного покаяния за все содеянное и за все неправедно делающееся. Нам нужно пережить этот стыд и не делать более того, чего мы могли бы стыдиться. Если каждый человек задумается над этим, если каждый на нас, взглянув на свою жизнь, покраснеет до корней волос от жгучего стыда и, подобно мытарю воскликнет в сердцах: «Господи, помилуй мя грешного!» — это и будет первым шагом к исцелению от той страшной духовной болезни, которой оказались мы поражены.
Настоятель храма во имя Святого пророка Божия Илии
иерей Сергий Вогулкин,
доктор медицинских наук, профессор
Двух светлейших лиц, двух великих христианских подвижников — горящего верой Петра и славного мудростью Павла — представляет нам сегодня Святая Церковь, именуя их «Апостолов первопристольницы и вселенныя учитилие».
(Продолжение. Начало в № 11, 12) о. Алексий: Меня часто спрашивают: «Почему страдают невинные? Почему гибнут малые дети? Почему Бог так несправедлив или равнодушен к страданиям человеческим?»
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.