Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (128) → Из бесед Иоанна Златоуста на первое послание св. апостола Павла к коринфянам

Из бесед Иоанна Златоуста на первое послание св. апостола Павла к коринфянам

№12 (128) / 8 июня ‘00

Проповедь

Положим, что один высок ростом, а другой хотя и мал, вставши на ходули, становится высоким? Конечно, ибо у последнего высота не своя, но, ставши на ходули, он делается из низкого высоким. Таковы многие из людей, превозносящиеся богатством и славою, которые не составляют величия. Высок тот, кто ни в чем подобном не имеет нужды, презирает все земное и имеет величие в самом себе.

Будем же смиренными, дабы нам сделаться высокими. Не таков человек надменный, напротив он презреннее всех; и пузырь надувается, но пуста полнота его оттого таких людей мы и называем надутыми. Где благодать, там не дела, а где дела, там не благодать. Итак, если вам дана благодать, то что высокомудрствуете? Почему надмеваетесь? Для чего колеблетесь?

* * *

Кто тот час с самого начала говорит строго, тот у немощных заграждает слух для своего слова. Если слушатели равны ему по достоинству, то гневаются, если гораздо ниже его, то предаются скорби.

* * *

Вы призваны в общение с Единородным и прилепляетесь к людям? Что хуже этого неразумия?

* * *

Обещанное Богом непременно исполнится, если только мы сами не будем сильно сопротивляться, подобно как иудеи, быв призываемы, не захотели принять благо. Это зависело уже не от Призывающего, но от их неблагодарности: Он хотел даровать, а они не хотели принять, и таким образом лишили сами себя. Если бы он призывал их к делу трудному и тяжкому, то хотя бы неповиновение их и тогда не заслуживало прощения, но, по крайней мере, они могли бы сослаться на это; если же призываются к очищению, к оправданию, к освящению, к искуплению, к благодати, к дару, к уготовленным благам, «их же око не виде, и ухо не слыша», если призывает Бог и призывает Сам, то могут ли быть достойны прощения необращающиеся к нему? Посему пусть никто не обвиняет Бога. Ибо не от Призывающего происходит неверие, а от неповинующихся. Не скажешь: можно было привести и не желающих. Нет. Бог не делает насилия или принуждения. Почему же скажешь, не все стремятся к ним? По своей немощи. А почему Он не избавляет их от немощи? Как же, скажи, и каким способом следовало бы избавить? Не создал ли он творений, которые возвещают о Его человеколюбии и силе? Не посылал ли пророков? Не призывал ли и не награждал ли почестями? Не совершал ли чудес? Не дал ли закона писанного и естественного? Не послал ли Сына ? Не послал ли апостолов? Не творил ли знамений? Не угрожал ли геенною? Не обещал ли Царствия?

Но почему, скажешь, Он не сделал для нас естественными знание и добродетель?

…За что же ты стал бы получать награды, если бы все происходило от Бога?

* * *

Если знаешь, что невоздержание — зло, то почему не убегаешь зла? Не могу, говоришь ты? Но другие люди, совершившие такие великие подвиги, осудят тебя и заградят тебе уста с великою силою.

Ты, может быть, и жену имея, не соблюдаешь целомудрия; а другой, и не имея жены, хранит совершенную чистоту. Какое же ты имеешь оправдание, не соблюдая меры, тогда как другой восходит выше заповеданного? Но я, говоришь, не таков по своей телесной природе или по расположению. Не потому, что не хочешь, а потому, что не можешь.

Я утверждаю, что все способны к добродетелям; ибо кто чего не может сделать, тот не может и в случае необходимости; если же кто в случае необходимости может, а без ней не делает, тот не делает по произволению.
Обличение надобно делать постепенно и мало по малу.

…Так всегда, если станешь вдруг резко обличать кого-нибудь, то он ожесточится и сделается бесстыдным; если же сделаешь внушение, то… укротишь его дерзость и заставишь стыдиться.

…Грех делает людей бесстыдными.

* * *

Бог, не имевший нужды в ученых в начале, если и принял их впоследствии, то сделал это не потому, чтобы иметь в них нужду, но потому, что не взирал на различие между учеными и неучеными. Как Он не нуждался в мудрецах для исполнения своих намерений, так и после, когда они явились, не отвергал их.

 

В других номерах:

Проповедь

Любовь божественная и человеческая

(Продолжение. Начало в № 9–11) Первое и наиболее естественное делание такой любви — не закрывать ни своего сердца, ни реальных конкретных возможностей от тех, кто «здесь и сейчас» стучится в это сердце явным или неявным образом, ища помощи.

 
Церковь и армия

Военным необходима духовность

— Отец Серафим, считаете ли вы эту войну праведной? — Любая война сама по себе является грехом. Любое насилие против человека не угодно воле Божией. И поэтому сказать, правильная это война или нет, я не берусь, но с другой стороны, когда существует насилие по отношению к мирному населению

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс