Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (128) → Урожай растим с молитвой

Урожай растим с молитвой

№12 (128) / 8 июня ‘00

Проповедь

(Продолжение. Начало в № 11)

«Цивилизованная» человеческая жизнь, увы, превратилась в весьма странную и суетную химеру, впрочем, с успехом выполняющую основную свою роль, — отвлекать от мыслей о душе и задачах жизни. Но милостив Господь, и потому даже самому современному и цивилизованному человеку время от времени хочется вернуться к простому и естественному — вдохнуть полной грудью свежего воздуха, пробежать босиком по траве, посадить дерево и дождаться от него плодов. Вот почему большинство горожан хотя бы раз в году стремится взять у своей «сферы услуг» отпуск и отправиться не куда-нибудь, а именно «на природу», то есть туда, где нет особенных удобств и развлечений.

Наверное, поэтому в последние годы в горожанах пробуждается интерес к земле? Многие ведь сегодня стараются приобрести дачу, завести огород…

о. Алексий: Было бы неверным сказать, что этот интерес происходит из одних только духовных побуждений и романтики. Конечно же, человек работает на своем огороде затем, чтобы вырастить урожай и воспользоваться плодами. В наше трудное время такая прибавка к семейному столу бывает очень кстати и позволяет людям хоть как-то сводить концы с концами. Но все же не в одних только практических выгодах дело. Спросите у любого огородника, что заставляет его отдавать своему хозяйству все свободные вечера и выходные? Он наверняка скажет, что получает от земледельческой работы внутреннее удовлетворение и даже радость, хотя бы эта работа и была трудна порой. А как объяснить это чувство? Да просто человек вернулся в круг вещей, назначенный ему Создателем. В душе, измотанной противоречиями и суетой повседневной жизни, возник островок мира и спокойной целостности. Человек при этом получает новые силы и, если хотите, творческое вдохновение. Да-да, именно творческое вдохновение! Сельский труд, ведение хозяйства — это по-настоящему творческие задачи. Поинтересуйтесь у хорошего хозяина, как использует он свои скромные шесть соток, и он наверняка расскажет вам, как год от года совершенствовал расположение грядок и посадок, узнавал что-то новое о растениях и правилах ухода за ними! У него наверняка отыщется масса интереснейших планов на будущее! Чем же это не творчество? Да в таком творчестве больше правды и реальных успехов, чем у самого видного политика, актера или художника. Всякий труд познается по плодам, а плоды земледельца, в отличие от прочих упомянутых «творцов», просты и очевидны. Поэтому вовсе не будет удивительным, если Господь явит большую милость к тому человеку, который, по слову апостола Павла, прожил время своей жизни по-божески, делая свое дело, и вкушал хлеб недаром. И милость эта посетит его не только в земной жизни, но, что важнее всего, и в мире загробном.

Получается, что возвращение людей к земле и обретение веры в Бога между собою связаны?

о. Алексий: Эти явления, действительно, глубоко связаны между собой. Когда человек становится верующим, он как будто отыскивает внутри себя зерно правды, и, отыскав, хочет поступать по ней, построить по этой правде всю свою жизнь. Неудивительно поэтому, если его начинает тянуть к природе, привлекать земледельческий труд. Начав работать с землей, даже неверующий человек как будто размягчается душой; он видит удивительную цельность и премудрость окружающего его мира и через это постепенно приходит к выводу о существовании Творца.

Как-то святого Исаака Сирина спросили: «Что такое сердце милующее?» И он отвечал так: «Возгорение сердца человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных…» Чувство любви к природе, несомненно, связано с духовными и нравственными качествами человека, его любовью к Богу как Творцу и истинному Хозяину всего окружающего нас мира. Хотя Бог и невидим для наших телесных органов чувств, вместе с тем Он может быть узнан через мудрость и величие сотворенного Им видимого мира. В своих песнопениях святая Церковь воспевает Господа как «Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым». В православных молитвах есть немало замечательных поэтических образов того, как Господа «воспевает солнце, славит луна, восхваляют звезды, слушает свет, трепещут бездны», и все, что дышит, хвалит имя Господне. Все эти примеры показывают нам, что любовь ко всему живому и забота о мире одновременно служат и нравственному, и духовному совершенствованию человека.

Замечательно пишет об этом С. Лавров в своем рассказе «Яко с нами Бог», повествующем о том, как в глухом селе Покровском, в деревенском Доме культуры, в «застойное» время коммунисты решили организовать лекцию на тему «Как произошла вера в Бога». Безбожники приурочили свое мероприятие к празднику Рождества Христова. Старались вовсю: по всему селу были развешены плакаты, из городского общества «Знание» прибыл лектор товарищ Матюхин. Покровка была бедна на события, и потому к назначенному часу собралось довольно много народу. Агитаторы были вполне довольны «подготовительным этапом работы», однако ни Матюхин, ни директор Дома культуры Альтшуллер не могли предположить, что мероприятие завершится для них полным провалом. Возмутителем атеистического спокойствия неожиданно стал дед Демьян Лукич, местный пасечник. Среди односельчан он слыл человеком рассудительным, знающим и глубоко верующим. Ведь недаром простой дед — Лукич много читал, особенно духовных книг, внимательно следил за происходящим в мире. А еще его мудрость происходила оттого, что очень любил Демьян Лукич природу, как-то по-детски любил и понимал. Благоговел перед творением Божиим, будь это растение или животное, птица или насекомое. Во всем видел он действие руки Господней, которою возник весь наш мир.

И вот, представьте себе, эта его простая, «природная» мудрость и глубокая вера оказались сильнее всех «научных» доводов и аргументов лекторов-безбожников. «Вот у меня на пасеке есть пчелы, — спрашивал Демьян Лукич. — Сколько лет я наблюдаю за ними, и все удивляюсь: как мудро они работают! Как дивно строят соты… А как собирают и откладывают мед! Да еще, я читал, прибавляют к меду 25 % воды и какого-то противогнилостного вещества, чтобы предохранить мед от брожения. Кто научил их? Откуда у них эта мудрость? Мы — люди, и то сами не можем научиться писать, читать. Даже ходить нас учат. А тут пчелы, насекомые то есть, — неужели они сами научились?…»

Матюхин стал говорить что-то об инстинктах, теории Дарвина, из которой следует, дескать, что все полезные навыки животных и растений вырабатывались в борьбе за выживание в течение миллионов лет, но по всему выходило, что все равно должно было все в мире с кого-то или чего-то начаться. «Вот самолет и птица, -продолжал наседать Лукич, — в полете и по своему строению они похожи, ведь создавали самолет люди по подобию птицы. Но вот какое интересное дело: птицу можно убить и разобрать по косточкам, самолет — на части. А собрать что легче — самолет или птицу? Ясно, что самолет собрать можно, а птицу никому не удастся, потому что она — живое существо. Так если у самолета конструктор есть, то птицу и подавно кто-то сделать был должен».

«Природа сотворила», — попробовал было вывернуться Матюхин, но и здесь его поджидали меткие замечания Демьяна Лукича: «Одушевленная ее часть или неодушевленная? Разумная или неразумная? Ведь неодушевленная природа никогда не создаст одушевленного существа». Тут лектору пришлось перед всеми признать, что действовала при сотворении всего живого некая неизвестная науке разумная сила, мало ли, дескать, чего во Вселенной непознанного остается! Но это уже было почти что признанием существования Бога. Последней точкой в диспуте стал вопрос Демьяна Лукича: «Но ведь если все в нашей огромной Вселенной устроено этой невиданной Силой, кто, кроме Бога, может ею обладать?» — и всем присутствующим стало окончательно ясно, на чьей стороне правда. Даже Матюхин, прежде бывший самоуверенным и заносчивым, стал явно колебаться — так Господь являл Свою силу и мудрость через уста простого деревенского пасечника Демьяна Лукича. Потому-то и названа повесть «Яко с нами Бог», чтобы показать, что Господь всегда подает премудрость и дар слова тому, кто чист душой, и в этой своей чистоте и искренней вере возвещает людям об истинах Божиих. И нет ничего странного, если человек неученый, некнижный обладает более устойчивым и целостным взглядом на мир, нежели тот, кто знает обо всем не из жизни, а из книг, и говорит не от своего личного опыта, а от ума.

История, описанная здесь, — не вымысел, а быль. Не раз приходилось и мне встречать в тех деревнях, где доводилось служить, людей, в своей простоте и цельности подобных Демьяну Лукичу. Некоторые из них имели всего два класса образования, а то и совсем не умели ни читать, ни писать. По меркам нашего суетного времени их следовало бы отнести к разряду самых темных и отсталых. Но, напротив, вопреки такому мнению они выказывали такую стройность и ясность мышления, такое глубокое и мудрое отношение к жизни, которому большинство городских жителей, в том числе самых образованных, только позавидует. Эти-то качества ума и души и есть самые главные благодатные дары, которыми награждает и утешает Бог человека, прожившего свой век в крестьянских трудах и крепкой христианской вере. Давно замечено, что верующие люди, к старости приходя в телесную ветхость, вместе с тем гораздо чаще остаются в здравом рассудке и доброй памяти, сохраняя бодрое расположение духа и интерес к жизни. Конечно, годы берут свое; немало таких верующих стариков уже отошли в мир иной. Мне как священнику приходилось отпевать и провожать их в последний скорбный земной путь, но всякий раз подобные похороны вызывали совершенно необычное чувство — чувство духовной радости, духовного торжества. Каждый понимал в душе — ко Господу отошла душа праведная. Однако была и грусть, ибо вместе с этими мало кому заметными старичками уходит от нас живая память о старой, доброй православной крестьянской России. Именно оттуда, из патриархального быта своих отцов и дедов, которым стояла Россия на протяжении многих веков, уходящее поколение черпало вдохновение и силы. Они живы верой и молитвой предков, они как бы впитали в себя весь старый крестьянский уклад жизни. Жизнь далась им непросто: на их памяти насильственная коллективизация, война, разруха, голодные годы, да и вообще крестьянский труд настолько тяжел, что, как говорится, за лето рубашка на теле истлеет. И все-таки это были по-настоящему счастливые люди. Теперешнее поколение, кажется, и образованней и современней, а уехав в город, и вовсе начинает с высокомерием относиться ко всему деревенскому, но вот жизнь — не идет. Меняют одну за другой работу, семьи, ударяются кто в пьянку, кто в разбой, кто еще в какие неправедные деньги, но в этом своем суетном поиске так и не находят устойчивости, душевного покоя и мира, свойственных старым людям. Надо сказать, их жизнь была основательным и устойчивым строением, не чета нашим карточным домикам. Может быть, почувствовав именно эту простоту и основательность, в последние годы в деревню потянулись православные семьи. Размышляя о том, как устроить свою семейную жизнь, верующие люди все чаще приходят к выводу, что жить ладно, растить добрых и трудолюбивых детей в городе сегодня почти невозможно. А потому покупают дома, переезжают на село, оставляя все блага цивилизации, и живут своим хозяйством. И мне представляется, что в этом явлении есть что-то сокровенное и важное не только для отдельных семей и судеб, но и для всей нашей России. В этом надежда на то, что Господь, избавив нашу страну от одури безбожия, по вере и трудам православного люда, быть может, избавит и от деревенской разрухи и запустения — тяжкого наследия «коллективного хозяйствования».

Конечно, ситуацию на деревне нельзя идеализировать. Нельзя описывать сельскую жизнь в одних только радужных красках. Обустройство в деревне — это не просто выезд на дачный сезон. Даже работа на садоводческих участках никогда не даст полного представления о всех трудностях постоянной жизни на селе: нет возможности устроиться на работу, негде учить детей, отношения новичков с соседями иногда складываются непросто. Не случайно многие из тех, кто отнесся к переезду из города легкомысленно, не выдержали и вернулись обратно. И все же, наблюдая за происходящим, можно подметить удивительную закономерность: преодолеть сложности и прижиться людям удается тогда, когда поблизости есть храм, если постепенно складывается хорошая церковная община с добрым и внимательным батюшкой во главе. Я знаю немало примеров таких сельских церковных приходов, и их опыт чаще всего бывает удачным. Со временем в общинную жизнь вовлекаются окрестные жители из местных, возникают тесные связи и отношения, напоминающие собою сельское «мировое» устройство, которое было характерно для старой русской деревни. В прежние времена «мировое» деревенское общество и церковная община были очень тесно связаны между собой. На приходе велись метрические книги, церковная община выполняла роль мирового судьи в мелких спорах, церковная казна часто выполняла роль крестьянского банка или кассы взаимопомощи, откуда в случае чьей-то нужды староста общины мог давать ссуды. Христианское устроение сельского «мира», таким образом, помогало и в вопросах житейского благополучия прихожан. Церковные общины делали более прочной и государственную систему. Кто, как не храм, может лучше сплотить и утешить людей во время стихийных бедствий? И на что, как не на христианское сознание народа, опереться в годы державных смут и неустройства? Не случайно во всех программах земельных реформ второй половины XIX — начала XX века церковно-общинному устройству деревни отводилось особое место. Конечно, сегодня в обществе Церковь занимает совсем не то место, что сто, двести или триста лет тому назад, когда Православие было официальным государственным вероисповеданием России. Но все-таки и сегодня на примерах сельских православных общин Господь доказывает нам, в сколь тесной зависимости находится все земное от небесного -хозяйственная и общественная жизнь от духовного возрождения Отечества.

Если все зависит от Бога, то почему Он так немилостив, что посылает людям засухи, град и другие стихийные бедствия?

о. Борис: Причину нужно искать в человеке. Люди перестали просить у Бога милости, откуда же возьмется милость? «Не имеете, потому что не просите», — так говорит об этом апостол Иаков. Если люди живут по заповедям Божиим, если они выполняют те задачи, ради которых созданы, — достойно пройти время земной жизни и подготовиться к жизни вечной — то Господь обязательно пошлет все потребное для их жизни. Ведь человек создан Богом, и Богу вовсе небезразлично, что станет с человеком. Он не творил человека, чтобы тот совершенствовался во зле, жил по своему «хочу», разрушал себя и окружающий мир. Потому тот, кто живет по заповедям Божиим, участвует в церковной жизни, оказывается покрыт от случайностей и благодатию Божией защищен от нападений бесовских. Напротив, тот, кто в своей жизни творит противное Богу или забывает о Нем в суете и заботах житейских, оказывается беззащитным перед силами зла, и сам является виновником постигающих его несчастий.

о. Алексий: Многие бедствия на Земле происходят от демонов. В их руках — огромная сила, и эту силу они используют для того, чтобы вредить человеку. Души неверующих людей для них -наиболее удобные и беззащитные мишени. Поэтому человек, отступивший от веры, сам допускает зло к своей душе и является основной причиной происходящих с ним несчастий.

Бог не вмешивается насильно в жизнь человека, Он ожидает добровольного выбора в пользу добра. Того, кто сопротивляется, насильно в Царство Небесное, увы, не затащишь! И как ни старается Господь образумить таких нечестивцев, беззакония и неверие в мире все более и более умножаются. Человечество не желает слышать Бога и Его Церкви. Мир полон человеческих прихотей и страстей. Власть над ним все больше и больше переходит к разрушительным сатанинским силам. А потому Господь вовсе не обещает верующим сладкой и безмятежной жизни. «В мире скорбны будете…, — говорит Он, но тут же добавляет: …но мужайтесь, Я победил мир!» И эта победа над миром обещана всякому верующему во Христа и терпеливо уповающему на Его помощь и заступление перед лицом всех трудностей, страданий и скорбей.

Особое попечение Божие о благочестивых людях бывает часто заметно и в обычных их житейских делах и заботах. Я уже более 10 лет служу на селе и знаю множество случаев, когда рядом находятся два огорода и на одном картошка растет хорошо, а на другом нет. Первый принадлежит благочестивой старушке, а второй — пьянице и безбожнику. И вот этот пьяница приходит как-то ночью на соседский огород воровать. Копает и удивляется, до чего у старухи картошка хорошая и крупная. Подобные случаи известны и из истории. До революции в России наиболее передовыми были монастырские хозяйства. На Соловках, в двухстах километрах от Полярного круга, в теплицах монахи выращивали дыни и арбузы, а на Валааме в открытом грунте росли и приносили плоды груши и вишни. Много трудов “прикладывали монахи к этому благолепию, но одним человеческим усердием такие поразительные агрономические достижения не объяснишь — такие чудеса ничем другим, как особой помощью Божией, не даются. Вот, например, как описывает известный русский писатель Иван Шмелев монастырский сад на Валааме:

«Я гляжу вниз. Под скалой раскинулись монастырские стены, а по самой скале тянутся могучие клены, шелестят под ногами у нас вершины, багряные и золотыe. Нет земли под ногами, а каким-то чудом висишь над океаном листьев. За краем его, внизу, — сады. Слава трудов Валаама, слава — чудо. На камне — лудой называют на Валааме этот камень, — взошли сады. Правильными рядами идут раскидистые яблони, груши-дули, сквозные вишневые деревья — радость. Вон и любимые ягодные кусточки смородины и крыжовника, взятые чинно в жерди, — видно отсюда даже блистающие грозди ягод — сквозные яхонты красной смородины, тяжелые сережки крыжовника. Прижавшись к скале гранита, чернеет деревянная беседка, вся в зелени, в черемухе, в сирени и жасмине. Весной-то какая красота!…

— Садиком любопытствуете? — спрашивает старичок-послушник в скуфейке. — Да, по весне рай у нас. Соловушки, ангельское дыхание воздухов, цветики Господни… Награды имеем за яблочки, медали золотые… У нас по озеру в июне месяце льдинки еще похаживают, а уж сады цветут — благоухают, дыхание ангельское такое…»

А после того, как большевики разорили монастырь, не раз пытались новые мирские поселенцы восстановить былое процветание, да не тут-то было. Не дал Господь благословения на их труды, и садов на Валааме не стало.

Сейчас, когда после 70-летнего перерыва вновь начали возрождаться на Руси православные обители, Господь снова являет в них дивные знамения Своей помощи. Паломники, приезжающие из Оптиной Пустыни, рассказывают о настоящих агрономических чудесах, происходящих на монастырских угодьях. Пшеничные поля, принадлежащие монастырю, сеются и обрабатываются точь в точь так же, как соседние совхозные, но даже неискушенному взгляду явно заметно, насколько пшеница на них выше и крепче, чем совхозная. Спрашивали монахов: в чем секрет? Наверное, как-то по-особенному ухаживаете? Да нет, отвечали те, и без того дел в монастыре невпроворот, где уж тут ухаживать по-особенному. Разве что начали работу с молебна, окропили поле святой водой да не забываем просить помощи Божией в своих ежедневных молитвах — вот и дает Господь урожай.

Такие вот земледельческие секреты. Так сказать, передовая монастырская молитвенная технология. А чудеса эти — урок всем. Станем и мы относиться к себе и к природе по-христиански -будет благословение и на наши поля и огороды.

Тяжкие грехи — воровство, убийства и т. п. — совершают далеко не все, а стихийные бедствия поражают целые области и государства. Неужели из-за меньшинства должны страдать все остальные?

о. Борис: Прежде, чем лезть с кулаками на небо и обвинять Бога в несправедливости, давайте посмотрим внутрь себя. Свободны ли мы от грехов и страстей? Неужели не совершили ничего такого, за что Бог может наказать нас?

Часто чувство справедливости понимается людьми совершенно неверно. В своей священнической практике я не раз воочию убеждался, что именно неправильно понимаемая справедливость доводит человека до самых тяжких грехов. Зависть, осуждение, жажда мести происходят именно от стремления добиться правды, навести порядок по своему разумению. В таких случаях я спрашиваю осуждающего: а готов ли ты, чтобы Господь так же строго спросил с тебя самого за совершенные тобой прегрешения? Чаще всего чувствуешь, что нет, человек не готов. Осуждая других, он склонен оправдывать себя. Поэтому каждому из нас необходимо обратить внимание не на пороки других людей, а на собственные ошибки. Тогда мы обязательно увидим, что Господь, напротив, невероятно милостив к нам, грешным. Он ждет от каждого из нас осознания своей неправды и искреннего раскаяния. А если покаяние будет принесено глубоко и с желанием не повторять греха, наш Бог, как любящий Отец, пошлет своим чадам все нужное для мирной и благополучной жизни. И даже если благочестивый человек пострадает из-за грешника в одном, Господь силен воздать ему за это в другом.

(Продолжение следует)

 

В других номерах:

Жизнь Екатеринбургской епархии

Встреча в ГУВД

Екатеринбург, 9 июня. Сегодня в ГУВД Свердловской области в рамках программы подготовки начальников отделов прошла лекция «Православие в контексте мировой истории».Перед тремя десятками офицеров милиции, начальниками служб ГУВД, выступил руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской Епархии

 
Проповедь

Любовь божественная и человеческая

(Продолжение. Начало в № 9–11) Первое и наиболее естественное делание такой любви — не закрывать ни своего сердца, ни реальных конкретных возможностей от тех, кто «здесь и сейчас» стучится в это сердце явным или неявным образом, ища помощи.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс