Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Облегчение поста для немощных дозволительно, по правилу церковному (Прав. Апост. 69) и — весьма справедливо, потому что немощь сама собою доставляет то, что ищется посредством поста, то есть укрощение чувственности и бездействие плотских страстей; и следственно, для немощного не то нужно, чтобы усмирять плоть постом, а то, чтобы немощное тело поддерживать питанием и врачеванием, дабы оно не сделалось вовсе неспособным служить душе.
Святитель Филарет, Митрополит Московский
Пост тела есть пища для души
Святитель Иоанн Златоуст
Что такое пост христианский?
Пост христианский есть телесное и духовное воздержание не только от запрещенного, но и от того, что человеку позволено.
Во-первых, пост есть или совершенное воздержание от пищи (пример Господа Иисуса Христа — Мф. 4 гл., пророка Моисея -Исх. 34 гл., Ниневитян — Ион. 3 гл., Ап. Павла — Деян. 9, 9 и др.), или временное или даже постоянно воздержание только от некоторых видов пищи, — например, от мяса, молока, вина, роскошных блюд и подобное. Временно воздерживался от известного рода пищи, например, пророк Даниил. Вот как говорит он о себе: я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои (Дан. 10, 2–3).
Во-вторых, пост есть воздержание от брачного ложа (1 Кор. 7, 5), от скромных и дозволенных радостей и развлечений жизни (например, от зрелищ, посещения и приема гостей).
В-третьих, пост есть преимущественная забота о бедных, т. е. отказ от своего изимущих и несчастных, как это доказывают нижеуказанные слова пророка Исаии (58, 3–4; 6–7).
Правильно ли думают некоторые,
что пост состоит только в том,
чтобы скоромного не есть,
а что душу свою можно и не смирять?
Такое понятие о посте — не христианское. Господь еще в Ветхом Завете через пророка Исаию обличал людей за такой показной пост и говорил, что не будет слушать их во время такого поста. Почему мы постимся, говорят такие лицемерные постники, обращаясь к Господу, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь? И отвечает им Господь, за что не любит Он поста лицемерного, наружного, напускного.
«Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте… Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо, раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис. 58, 3–4; 6–7).
Как учит о христианском посте Православная Церковь в своем богослужении?
«Постящеся, братия, телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды (связь с неправдой): расторгнем стропотныя нуждных изменений, всякое писание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб, и нищия и безкровныя введем в домы: да приимем от Христа Бога велию милость» (Стихира на вечерне в Среду первой недели Великого поста).
Другая стихира поучает так: «Духовным постом постимся, расторгнем всякое развращение, останемся же и соблазнов греха, отпустим и братии долги, да и нам оставятся погрешения наша, тако бо возопити возможем: да исправится молитва наша, яко кадило пред Тобою, Господи». Такой же пост предлагает еще стихира на стиховне в Понедельник на первой неделе Великого поста:
«Постимся постом приятным, благоугодным Господеви; истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания (обвинения), лжи и клятвопрестпуления, — сих оскудение (оставление всего этого) пост истинный есть и благоприятный».
Какая цель христианского поста?
Во-первых, пост нужен для того, чтобы дать духу торжество над плотию. Когда у нас бывают сильные плотские желания, тогда трудно человеку жить духовно. Поэтому и нужно ослабить тело. Ап. Петр говорит, что страдающий плотию перестает грешить (1 Петр. 4, 1), и Ап. Павел учит: те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 24). Страсти свои, значит, мы можем сократить только постом.
Вторая цель поста — та, чтобы приучить нас к постоянной умеренности, чтобы нам быть безразличными к пище, не услаждаться ею. А то часто бывает, что люди только и думают, как бы им поесть получше, побольше да послаще, так что о Царстве Божием им и подумать некогда, да и нет желания.
В-третьих, нам нужно приучить себя к жизни загробной, равноангельской. На том свете не едят и не пьют, а если человек во время своей жизни на земле привыкает «изнурять себя заботами» о пище и питье (Злат.), тогда ему в Царстве Божием нечего будет делать. Таких людей конец — погибель, их бог-чрево, и слава их — в сраме; они мыслят о земном. Наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его (Фил. 3, 19–21).
Вот как рассуждает о пользе поста святитель Иоанн Златоуст: «молящийся, как следует, и постящийся немногого требует; а требующий немногого не будет любостяжателен; а нелюбостяжательный охотно подаст милостыню… Молящийся с постом не зевает, не потягивается, не бывает неповоротлив» (Злат. 7, 590).
Правильно ли думают некоторые, что пост есть воздержание только от скоромной пищи, но без воздержания от грехов?
Нет, не правильно: разрешения или разговения на обжорство, пьянство и на все вообще грехи в Церкви Христовой никогда не было и не будет.
Что должно отвечать сектантам, когда они злорадно говорят, что в Православной Церкви, хоть и нельзя в постные дни есть мяса и молока, но зато можно, будто бы, пьянствовать и, вообще, грешить?
Должно отвечать, что сектанты лгут на Православную Церковь, когда говорят так, потому что Христианской нашей верой, не только во время поста, но и, вообще, никогда пьянство и другие грехи не одобрялись и не одобряются.
Правильно ли утверждают некоторые, что мяса постом нельзя есть потому, что оно само по себе греховно и есть творение диавола?
Такое рассуждение неправильно. И так думают не христиане, а хлысты, скопцы, новый израиль, беседчики, «братчики» или, как они зовут сами себя, «назореи». Все они безумно утверждают, что мясо есть бесовская пища. О них Святой Дух ясно говорит во слове Божием, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные вкушали с благодарением, ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением. (1 Тим. 4, 1–4).
Кто установил пост для людей?
Сам Господь еще в раю и даже еще до грехопадения первых людей. Бог, сотворив Адама и Еву, дал им в пищу всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя (Быт. 1, 29); но на одни плоды Богом было положено запрещение, и именно, на плоды «дерева познания добра и зла». Люди нарушили этот первый пост, послушав советов диавола, и удалились от Бога. От этого первого нарушения поста и начался грех. Поэтому-то и доныне люди, чтобы освободиться от греха, налагают на себя пост.
Был ли пост в Ветхом Завете?
Библия показывает нам, что все ветховнозаветные великие праведники и все, вообще, люди постились. Постились, когда испрашивали у Господа милости; постились, когда каялись во грехах; постились, когда вразумлял их Бог. Пророк Моисей постился, когда принимал на горе Синае наставления от Господа Бога, 40 дней и 40 ночей хлеба не ел и воды не пил (Исх. 34, 28; Исх. 24. 18; Втор. 9, 9).
Постился и царь Давид, например, в день погребения своего союзника Авенира (2 Цар. 3, 35) и, вообще, при печальных или тяжких обстоятельствах (Пс. 34, 13; Пс. 108, 24). Постились пророки: Исаия (3 Цар. 19, 8) и Даниил (10, 2–3).
Были посты и общие — для всего народа в дни народного покаяния, например, у израильтян (Суд. 20, 26; 1 Цар. 7, 6; 31, 13) и у ниневитян после проповеди прор. Ионы (Ионы 3, 5).
Какое научение для нас в том, что ветхозаветные люди постились?
Все ветхозаветные примеры, по рассуждению Апостола, описны в наставление нам, достигшим последних веков (1 Кор. 10, 11).
Кто начал пост в Новом Завете?
В Новом Завете Сам Спаситель показал пример поста. Евангелист рассказывает, что Иисус возведен был Духом в пустыню… и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал (Мф. 4, 1–2).
Признал ли Господь пост полезным и нужным для христиан?
Спаситель объяснил, что с диаволом можно бороться только при помощи поста и молитвы. Сей (т.е. бесовский) род, сказал Спаситель, не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Марк. 9, 29).
Показал ли Господь, каков должен быть пост?
Спаситель объяснил, поститься должно не на показ, не для того, чтобы люди видели постника и хвалили его. Поститься нужно не с целью достигнуть славы среди людей, а для того, чтобы снискать милость и благодать Божию. Когда поститесь, говорит Спаситель, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 16–18). Итак, Спасителем обещана за пост небесная награда.
По случаю каких событий установлены общие христианские посты?
В среду и пятницу мы, христиане, постимся потому, что воспоминаем в эти дни предание Господа Иудой на страдание и -сами страдания Спасителя. Придут дни, говорит Господь, когда отнимется у них жених; и тогда будут поститься в те дни (Лук. 5, 35). В среду и пятницу Господь был предан и распят, поэтому христиане и постятся в те дни.
Великий пост установлен в подражание сорокадневному посту Спасителя; Филиппов или Рождественский пост служит для приготовления верующих к достойному празднованию дня Рождества Христова.
Петров пост соблюдается христианами в память получения Святого Духа в день Пятидесятницы и в воспоминание проповеди Апостолов, которые пред выступлением на нее постились (Д. 13, 2–3).
Успенский пост установлен в напоминание о будущем преображении уничиженных тел благочестивых христиан (Мф. 17, 2; Филип. 3, 20. 21) и для того, чтобы христиане соделывали себя достойными этого преображения, а также Успенский пост предписан и для воспоминания о славном успении Богоматери.
Почему сектанты не признают постов христианских?
Потому что они — не христиане. Они отреклись от научения Христа Спасителя и Свв. Апостолов, и выдумали свои религии. Диавол научил и научает сектантов противиться Церкви Христовой и отвергать посты потому, что посты страшны для диавола, так как он, по слову Спасителя (Мф. 17, 21), изгоняется постом.
Отвергая посты, могут ли сектанты оправдываться такими словами Писания: пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не пьем ли, ничего не теряем (1 Кор. 8, 8)?
Нет, не могут: в указанных словах не о посте речь, а говорится о пище, что она сама по себе — ни добро, ни зло: все от того зависит, как употреблять пищу. Грех не в пище, а в невоздержании, в непослушании Церкви, в удалении от общего ее подвига. Ап. Павел, на которого ссылаются сектанты, говорит о нем так: усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1 Кор. 9, 27; ср. 7, 5).
Сектантское отрицание постов оправдывают ли слова Спасителя: «не то, что входит в уста, оскверняет человека» (Мф. 15. 11)?
Нет, не оправдывают, потому что , если изречение Господа понимать по-сектантски, тогда и все пьяницы, и обжоры могут говорить, что они не виновны в своем пьянстве и обжорстве, потому что они допускаю излишки напитков и пищи в уста, а это, будто, не грех.
Да и Ева в раю, как то выходит из сектантского мудрования, не согрешила, приняв в уста плод запрещенного дерева! Но нет. Ева согрешила, послушав диавола и нарушив пост. И сектанты тоже нарушают пост только потому, что отказались от совета Божьего, совета Церковного и стали во всем слушать диавола, этого древнего искусителя.
Многие христиане нарушают посты, предписываемые церковным уставом. Основная причина нарушения поста, независимо от мотивов, выставляемых в свое оправдание нарушителями
Приемлю, принимаю, объемлю, поддерживаю — так в Православной Руси называлось одно из богоугодных дел, которым христиане свидетельствовали свою причастность ко Господу.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.