Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (121) → Посрамление коварства

Посрамление коварства

№5 (121) / 1 марта ‘00

Вступая в подвиг Великого поста (13 марта — 29 апреля)

В этой теме:

Вступая в подвиг Великого поста (13 марта — 29 апреля)
Послание Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия
Вступая в подвиг Великого поста (13 марта — 29 апреля)
Пост духовный. Слово о посте, клевете и осуждении

Вот и пришла первая седмица Великого поста. Эти дни в народе называют чистыми. Чистый Понедельник, например. Ибо с упорством и надеждой приступает люд православный к великопостному труду очищения души от всякой скверны, от уныния и нерадения прилипшей нечистоты. Это устремление исстрадавшейся души нашей передают и песнопения первой седмицы Великого Поста: «Во светлую поста облекшися ризу, пьянства темного и злостяжания совлецемся одежды», «чистоту возлюбим, блуда отбежим, чресла целомудрием перепояшем», «чистые явимся Чистому, и Единому от всех ищущему чистоты, Спасу душ наших», «всечестное воздержание начнем светло, лучами сияюще святых заповедей Христа Бога нашего, любви светлостию, молитвы блистанием, чистоты очищением, благомужества кротостию».

С понедельника до четверга на вечерней службе читается великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Один из великих отшельников, соотечественник и почти современник святого Иоанна Дамаскина, святой Андрей сперва просиял славою своих добродетелей как монах в пустыне Палестинской, потом как ревнитель веры на шестом Вселенском Соборе в Царьграде и, наконец, в архипастырском служении на острове Крит. Именно он сложил в уединении своей пещеры умилительный канон покаяния, который с любовью приняла Церковь. Она узаконила читать его как верное выражение чувств всякого христианина, сокрушенного духом, дважды в течение поста на великом повечерии первых четырех дней его, по частям, и весь сполна — на утрени в четверг пятой недели. Сюда же присоединен и малый канон Марии Египетской, являющий нам образец совершенства, какого может достигнуть раскаянный грешник при содействии благодати Божией.

Из всех канонов, которыми так богата Православная Церковь, самый пространный (около 250 тропарей) и замечательный — это великий канон святого Андрея Критского. Это вдохновенное песнопение объемлет события и Ветхого, и Нового Завета и в особенном свете освещает некоторые из важнейших лиц священной истории, извлекая назидания даже из их падений и растворяя плач их собственными слезами. Потому таким близким и личным для всякого молящегося звучит после каждого тропаря умиленное прошение «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!»

Участие — желательно наиболее полное — в церковных богослужениях, строгое соблюдение поста приготовляют нас великим и спасительным таинствам покаяния и причащения святых Христовых Тайн. Такой труд духовный наши благочестивые предки называли говением, что в переводе означает «благоговейное приуготовление». Еще в произведениях русского писателя И.С. Шмелева, в описаниях российской жизни начала века мы видим, как серьезно относились к этому наши прадеды, прекращались всяческие увеселения, закрывались театры, работник имел право отпроситься у хозяина на три дня для говения… Но тогда же в нашем обществе наблюдалось уже и иное. Малый Художественный театр был, конечно, закрыт. Но за его кулисами актеры устраивали для себя и для своих знакомых веселые представления. В насмешку над народным постом их так и называли «капустниками». Это название сохранилось до сего дня, оно известно многим, но вряд ли кто, кроме историков театра, вспоминает ныне его происхождение.

Удивительно, что такое противостояние длится уже много веков.

Одни стремятся сделать себе хоть немного лучше, а другим почему-то недостаточно собственного падения, и они неимоверные усилия прилагают к тому, чтобы все были такими же, как они.

Всякий, кому приходилось принимать серьезные решения, наверное, помнит, как вдруг объявлялось вокруг множество «благожелателей». Например, собираешься бросить курить, а они тебе подсовывают сигарету, да еще и обещают: «Да не бойся, мы никому не скажем, пусть все другие думают, что ты не куришь». Хочешь уйти с дружеской встречи пораньше да потрезвее, они угощают да подливают сверх всякой меры. А уж кто приступает впервые держать пост, те тем более столкнутся с непониманием, с ухмылками, со стремлением заронить в душу сомнения.

Если внимательно поразмыслить над этим, то неожиданно понимаешь — в глубине души у многих из тех, кто кричит с телеэкранов о своем атеизме, ворочается с боку на бок, неумолимо грызет сердце совесть. И наедине с собой, когда нет вокруг телекамер и не перед кем самоутверждаться, такой человек чувствует, что он в чем-то обделен, не имеет чего-то важного, наполняющего жизнь другого его современника глубоким сокровенным смыслом. Вот тогда-то свое неверие начинают отстаивать с поистине религиозным фанатизмом, вот тогда-то начинают добиваться, чтобы все были, как я. Я курю, и ты научись. Я не соблюдаю постов, и тебе незачем. Я в храм не хожу, и потому строительство храмов все должны считать ненужным.

Все это уже было в истории Православия. В субботу первой седмицы Великого поста Православная Церковь празднует память святого великомученика Феодора Тирона. Этот угодник Божий стяжал мученический венец при императоре Максимиане, в Амасии, около 306 года. Память его кончины мы совершили 1 марта. Празднования в первую субботу Великого поста, именуемую также Феодоровской (18 марта), великомученик удостоился за свое посмертное заступничество за всех христиан.

Римский император Юлиан, отступник и гонитель христианства, желая осквернить святой пост именно в первую седмицу Четыредесятницы, издревле особенно чтимую, и подвергнуть христиан осмеянию, повелел в 362 году епарху Антиохийскому ежедневно в продолжение первой седмицы тайно осквернять припасы, продаваемые по обычаю в Антиохии на торжище, кровию идольских жертв, от которых христиане всегда обязаны удерживаться. Епарх исполнил повеление Юлиана. Но злоумышление врагов сделалось известно христианам. Святой великомученик Феодор Тирон явился константинопольскому архиепископу Евдоксию и повелел ему призвать рано утром, в Чистый Понедельник, верующих и запретить им покупать на торжище оскверненную пищу. Епископ не знал, чем заменить это лишение, особливо имеющим недостаток в домашних запасах. Великомученик советовал употреблять для пищи коливо или вареную пшеницу с медом, называемую иногда кутьею. Так и поступили, таким образом посрамив нечестивые намерения кощунника.

В память этого события и в благодарность великомученику Феодору Православная Церковь с тех пор, то есть с IV века, доселе ежегодно творит празднование в навечерие субботы.

Борис КОСИНСКИЙ,
руководитель пресс-службы
Екатеринбургского епархиального управления

 
Вступая в подвиг Великого поста (13 марта — 29 апреля)

Послание Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия

СМИРЕННОГО ВИКЕНТИЯ, АРХИЕПИСКОПА ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО И ВЕРХОТУРСКОГО,ПОСЛАНИЕ ВОЗЛЮБЛЕННОЙ ПАСТВЕ НАШЕЙ Господи сил, с нами буди, иного бо разве Тебе помощника в скорбях не имамы, Господи сил, помилуй нас.

 
Вступая в подвиг Великого поста (13 марта — 29 апреля)

Пост духовный. Слово о посте, клевете и осуждении

Некоторые из простецов-христиан думают, что пост должен состоять в воздержании от пищи и пития, и только. Не есть в пост рыбы или не вкушать масла и вина — этим, по их мнению, и исчерпывается вся заповедь о посте.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс