Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (117) → Святитель Лука, Архиепископ Крымский: «О праотцах»

Святитель Лука, Архиепископ Крымский: «О праотцах»

№1 (117) / 1 января ‘00

К 2000-летию Рождества Христова

Воскресенье перед Рождеством Святая Церковь посвящает памяти святых отцов, а в предыдущее воскресенье чтила память святых праотцев.

Кто же праотцы и отцы наши и почему так торжественно совершается память их перед величайшим праздником — Рождества Христова? Праотцы — это великие праведники ветхозаветные, и прежде всего это святые пророки.

Почему же так важна для нас память об этих праотцах, память о святых пророках? Каждое большое дело человеческое, даже личное, если только оно ставит себе великие задачи, требует долгого, многолетнего, глубокого приготовления, а все великие события в жизни рода человеческого, крупнейшие исторические события подготовлялись историей в течение многих лет, иногда даже сотен лет.

Если так в делах человеческих и личных делах, если так в жизни исторической всего человечества, то тем более так должно было быть в деле подготовки самого великого события в истории всего человечества — подготовки явления миру Господа Иисуса Христа.

Такой должна была быть подготовка рода человеческого к восприятию величайшего Христова учения.

Поклонение истинному Богу, познание Его было в древние и древнейшие времена достоянием только одного избранного народа Израильского, а все другие народы шли в деле познания религиозного путем естественным. Они не имели откровения, которое дано было народу Израильскому, и древние язычники познавали Бога только в явлениях природы. Их религии были натуралистическими, они обоготворяли вещественные начала мира, поклонялись небесным светилам, всем стихийным силам природы, обоготворяли зверей и птиц и поклонялись идолам, ими самими изваянным.

Была в древности религия народа индийского — буддийская, но она была бесконечно далека от познания Бога, познала только суетность жизни человеческой, отвергла жизнь и была религией глубокого пессимизма, в сущности, не знала Бога, — это религия без Бога.

А великий народ древности — греки — познали Бога только отчасти, только с одной стороны, — они познали Его только в гармонии и красоте. От познания Бога как Единого Сущего, как центра и средоточия, источника всей жизни мировой, всей жизни человеческой, они были весьма далеки. Познание Бога как Единого Сущего, как вечно сущего в Самом Себе, было достоянием только избранного народа Израильского, ибо этот народ чтил Иегову, а слово «Иегова» на древнееврейском языке значит «Сущий».

Но и это познание Бога, и это поклонение истинному Богу, было далеким от того познания, которое дано было людям в христианстве. Ибо народ израильский понимал Бога как страшного самодержца, Творца мира, карателя и Судию. Они были почти так же далеки, как древние греки и язычники, от понимания того, что Бог есть любовь.

А сущность учения Христова сводится именно к проповеди о любви, учению о ней. К пониманию этой великой истины нужно было подготовить народ израильский, весь мир, все человечество. И Господь Бог в течение тысячи лет вел эту великую подготовку.

Господом Богом в самые древние времена были даны обетования роду человеческому о Спасителе мира. Еще Адаму, первому человеку, перед изгнанием его из рая, Господь дал великое обетование: «Семя жены сотрет главу змея». Семя жены и есть Господь наш Иисус Христос, а жена есть Пресвятая Дева Богородица, Матерь Божия.

Еще древний праотец наш Иаков, внук Авраама, дал нам великое пророчество о Спасителе мира. Когда перед смертью он благословлял двенадцать своих сыновей, то сыну Иуде, тому, из рода которого должен был явиться миру Господь Иисус Христос, сказал: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт. 49, 10).

Он говорил о Примирителе. Это то же самое, что Спаситель, ибо Спаситель был Примирителем людей с Богом. Он говорил о Сыне Божием, Господе Иисусе Христе, почти за два тысячелетия до Рождества Христова.

Святый пророк Исаия также предвозвестил пришествие Христа: «И придет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия, говорит Господь» (Ис. 59, 20).

Искупитель Сиона — это Искупитель народа израильского, ибо Сионом называлась та гора, на которой был воздвигнут храм Соломона, и под именем Сиона часто подразумевается именно народ еврейский.

И не один пророк Исаия предвещал миру пришествие Господа Иисуса Христа. Вот что говорит святый пророк Малахия: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете» (Мал. 3, 1). Так и было. Пророк Малахия этими словами пророчествовал об Иоанне Предтече, который уравнял путь перед Господом Иисусом Христом. Тогда пришел Господь, пришел Тот, Которого народ еврейский искал, Ангел завета, Которого он ожидал.

Но самое важное пророчество о Господе Иисусе Христе было дано великим пророком Даниилом за много лет до Рождества Господа Иисуса Христа, ибо вот что говорит этот дивный пророк: «Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины (он называет Христа даже по имени); и возвратится народ, и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения» (Дан. 9, 25–26).

Пророк говорит о том, что пройдет шестьдесят семь седьмин с того времени, когда народ Израильский будет возвращен из плена Вавилонского, снова построит стены Иерусалимские и храм свой. Он говорит, что с этого времени и до смерти Господа Иисуса Христа пройдет семьдесят седьмин.

А что такое седьмина?

Седьмина — это семь лет, ибо седьминами, семилетиями древние израильтяне исчисляли время. Каждый седьмой год назывался годом субботним, и в этот год отпускались на волю все рабы.

Итак, седьмина есть семь лет, а семьдесят седьмин — 490 лет. Смотрите, как это дивно. Господь Иисус Христос точно, по слову пророка Даниила, был распят через 490 лет после возвращения народа Израильского из плена Вавилонского.

Пророк Даниил говорит о том, что после того, как будет предан смерти Христос, будет разрушен Иерусалимский храм. А так и случилось, как вы знаете, через 70 лет после распятия Иисуса Христа. Римский полководец Тит, после того как Иерусалим был завоеван полководцем Веспасианом, до основания разрушил храм Иерусалимский. Все это было предсказано пророком Даниилом за 490 лет до распятия Господа Иисуса Христа.

А вот другие слова этого удивительного пророка: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к нему» (Дан. 7, 13). Ветхим днями называется Бог Отец. «И Ему дана власть, слава и царство» (Дан. 7, 14). Это ли не прямые пророчества о Господе Иисусе Христе?

Св. пророк Захария вот что говорил: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице» (Зах. 9, 9). Он пророчествовал об этом Царе, о Господе нашем Иисусе Христе, Который, как вы знаете, вошел торжественно, незадолго до Своего распятия, в Иерусалим, сидя на ослице. В этом пророчестве не только самый факт явления Господа Иисуса Христа был предсказан, но предсказан с необычайной точностью и факт Его торжественного входа в Иерусалим.

Из всех пророков самый великий пророк — это Исаия, его называют ветхозаветным Евангелистом, ибо никто, как он, с такой полнотой и ясностью не предсказал важнейшего, что касалось явления и жизни Господа Иисуса Христа и всего дела Христова.

Глава 53-я великой книги пророка Исаии начинается такими словами: «Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбен и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно, и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих… Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис. 53, 1–7, 9).

Разве вы не видите в этих словах подлинный образ Господа Иисуса Христа, Который всю жизнь Свою человеческую от рождения в Вифлеемских яслях был самым простым, самым ничтожным на вид человеком, по мнению людей, Его окружающих, был сыном никому не известных людей, ибо отцом Его ложно считали плотника Иосифа. В нем не было внешнего величия, Он был чрезвычайно прост, вся Его жизнь земная была очень проста.

Кто мог поверить этому пророчеству? Не могли иудеи поверить, ибо ждали Мессию как великого славного царя, который покорит все народы, который станет всемирным владыкой, который придет во власти и силе. Они не могли поверить, что будет Он уничижен перед людьми, что кончит жизнь, как злодей, на Кресте Голгофском. Они думали, что Он был истязуем за то, что виновен был перед Богом, но Он страдал добровольно, Он за нас страдал, Он наши грехи пригвоздил к Кресту. Он как агнец перед стригущим его был безгласен и не отверзал уст Своих.

Тот же пророк Исаия говорил о Христе такими словами: «Вот Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не возопиет и не возвысит голоса Своего и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине» (Ис. 42, 1–3).

В этих словах точно описан кроткий и смиренный образ Господа Иисуса Христа, Который никогда не возвышал Своего голоса на несчастных, гибнущих, уже готовых погибнуть людей, грешников, спасал, прощал, как простил Он ту грешницу, которую схватили в прелюбодеянии и хотели побить камнями. В этих словах перед вами восстает кроткий Агнец. Далее Исаия определяет цель и значение пришествия Господня, цель Его жизни и деятельности, говорит, что Господь придет для того, «чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме — из темницы». Он придет, чтобы повести слепых дорогой, которую они не знают, неизвестными путями.

Слеп был род человеческий, не знал он пути истинного, и когда явился Христос, Который о Себе говорил: «Аз есмь Путь, Истина и Жизнь», тогда только народу Израильскому воссиял свет истинный, открылись их слепые глаза, увидели они этот свет и познали пути Господни.

Поразительно то, что пророки не только в общих чертах говорили о Господе Иисусе Христе, но они предсказывали и отдельные события жизни Его, например смерть на Кресте. Смерть на Кресте, смерть за род человеческий, была предсказана пророком Захарией: «На дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах. 12, 10). Пророк Давид в своих псалмах предсказал:

«Псы окружили Меня, скопище злых обступило Меня; пронзили руки Мои и ноги Мои. Можно было бы перечесть все кости Мои, а они смотрят и делают из Меня зрелище; делят ризы Мои между собою и об одежде Моей бросают жребий» (Пс. 21, 17–19). Это все предсказал пророк Давид за 1000 лет до Рождества Господа Иисуса Христа.

И вот что еще он предсказал: «И дали мне в пишу желчь». А вы знаете, что давали Господу Иисусу Христу пить желчь, смешанную с уксусом, при Его распятии. И это видел своими духовными очами святой пророк Давид за тысячу лет вперед.

Пророк Исаия предсказал и то, что Господь Иисус Христос, причтенный к злодеям, будет погребен не с разбойниками, а у богатого. И вы знаете, что Он был погребен в саду Иосифа Аримафейского.

Много можно было бы говорить о том, какие дивные слова читаем мы в книгах пророческих о Господе Иисусе Христе. Но и этого довольно.

Из того, что я прочитал вам сейчас, перед вами восстают величественные, грандиозные, поражающие ум человеческий картины предсказаний пророков о Господе Иисусе Христе.

Нам ли не почитать этих великих, избранных Богом мужей, нам ли не чтить память их ныне — перед тем, как будем праздновать Рождество Господа Иисуса Христа?

Нам ли не почитать их за то, что они тяжким преследованиям, гонениям, истязаниям и лютой смерти подвергались за эти пророчества! Ибо слышали вы в апостольском чтении, как много страдали эти великие люди, как они были изгнаны и скитались в горах, как был перепилен деревянной пилой величайший пророк Исаия, как были умерщвлены и тяжко гонимы почти все святые пророки. Нам ли не почитать праотцев наших, которые были величайшими праведниками, нам ли не почитать праотца Авраама, который явил такое изумительное послушание воле Божией: по первому слову Господа оставил своего отца, родину и пошел неведомо куда, в землю Ханаанскую, как повелел ему Господь. Он единственного сына своего Исаака не поколебался принести в жертву, но был остановлен Ангелом!

Нам ли не почитать Иосифа, правнука Авраама, в котором преп. Ефрем Сирин находит множество черт, делающих его подобным Самому Господу Иисусу Христу?

Нам ли не почитать величайшего пророка Моисея, с которым говорил Сам Бог; который воспринял от Бога десять заповедей Ветхого Завета; нам ли не почитать того, кого в Св. Писании называют кротчайшим из всех людей?

Нам ли не почитать всех тех, кто вел все человечество к тому, чтобы отверзлись сердца наши и умы наши перед великой проповедью Христовой?

Почтим же память их не только на словах, не только проповедью, которую слышите от меня, не только богослужением, которое совершаем ныне в их память. Почтим их память тем, что откроем сердца наши перед Грядущим Господом Иисусом Христом.

5 января 1946 г.

 
К 2000-летию Рождества Христова

Святитель Иоанн, Архиепископ Сан-Францисский: «Учет сердца»

Есть какая-то минута в духовной жизни человека, когда он делается способен «почти на все»; а потом «на все». У одной души это светлое явление, у другой — темное.«Способность на все» — характерная черта жизненной полноты — равно принадлежит Божьему царству и тем, которые его не принимают.

 
К 2000-летию Рождества Христова

Митрополит Антоний Сурожский: «Рождество Христово»

Рождество Христово, которое мы сегодня празднуем с такой легкостью сердца, с такой благодарностью и радостью, заслуживает внимания не только нас, людей, но и всей твари; потому что Рождество Христово, Воплощение Слова Божия, принесло нам небывалую, непостижимую, новую весть как о Боге, так и о человеке и обо всей твари.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс