Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Люди русские, дети великого русского отечества!
Наступают важные дни для родины нашей, дни избрания народных представителей в Государственную Думу.Воля Царская пусть свершится и пусть будет исполнена нами со всею подобающею вдумчивостью, как долг святой перед Богом и родиной.
Тысячу лет прожила наша Россия, значит, не со вчерашнего дня она помнит себя. Помнит она и знает, что было для нее полезно и благодетельно в веках минувших, помнит и знает, что было вредно и губительно.
И, прежде всего, губительно было для России, что ослабляло и ниспровергало в ней святую веру, святую Церковь православную.
Оторванный совсем от веры, забывший совсем Бога, человек обращался в зверя и врага рода человеческого. От такого ли человека ждут доброго слова, совета, или доброго дела государственного устроения? Оторванный от православия, забывший веру отцов и перешедший в чужую веру, русский человек переставал быть русским, и Русь святая становилась для него чужбиною. Конечно, и такой человек не мог приносить блага русскому царству.
Но святая вера православная, живо, глубоко и сердечно принимаемая и исповедываемая русскими людьми, воистину была матерью и спасительницею России. Православие слило воедино разрозненные славянские племена. Православие приобщило к нам крепким духовным союзом единой веры и не родные нам по крови чужие племена и объединило в одно царство великое русское все малые народности по Волге, Оке, по всему широкому простору русской земли. Православие дало силу части русского народа, оторванной насильно от царства русского и отошедшей к Польше, тяготеть к нему, помнить о нем, пока разъединенное вновь опять не соединилось. Православие образовало в нашем народе добрые христианские нравы, преданность родине до смерти, самый язык наш и зачатки истинной образованности. Православие научило предков наших любить и почитать власть и во главе ее Царей православных; с ним в неразрывном союзе русский народ жил во дни мира и брани, и как ни много было у него врагов, как ни тяжело ему жилось, он создал великое царство русское, всему свету на зависть и удивление. Ясно, что и теперь должны быть выбраны в Думу Государственную такие люди, которые всем сердцем веруют в Бога и преданы вере православной. Такие не пойдут на взятки и посулы, такие зла родной земле не пожелают.
Губительны были для России времена безгосударные. Без царя земля-вдова, без царя народ-сирота; вот что говорили старые русские люди, и говорили это по собственному горькому опыту. Еще говорили они: Царь-от Бога пристав. Этим предки наши проявили великую мудрость и спасли свое царство от разделения и гибели. Без царя все делились на партии, каждая из них тянулась к власти, никто никого не слушал, каждый заботился только о своем благе, забывая благо общее, государственное. Но вот избран был на царство Михаил Феодорович Романов; в течение 300 лет затем его преемники, цари из дома Романовых, правят Рoccиeй. И как ни много у нас было врагов внутренних и внешних, как ни обширна была наша земля с ее очень невеликим для такого обширного пространства населением, как ни много у нас всяких неустройств, однако, царь с народом и народ с царем создали великую Империю. Около царей наших не было по закону указчиков и опекунов; цари наши были самодержавные и неограниченные. И вот что видим: самые великие дела совершили цари наши именно потому, что они были самодержавны, что они были свободны в своей работе, что им никто не мешал.
Пример — освобождение крестьян, и притом с землею; этого никогда не дали бы Царю сделать, если бы он был ограничен; доказательство этого видим на пример других государств. Но как только около царей появились указчики, конечно, не по закону, а против закона, захватом и насилием, так и было все плохо. Тут все равно, кто бы ни указывал царю, кто бы ни отнимал у него свободу: чиновники-приказные, или какое-либо сословие, или выборные от народа. Если царя стеснить в его деле, то восторжествует не общее благо, а польза отдельных лиц или партий. Пусть и теперь Царь правит народом, пусть не будет посредства между Царем и народом.
Пусть доверенные от народа в Думе Государственной крепко стоят за свободу Царя и утвердят ее. Пусть они по совести и чести прямо скажут о нуждах народа, но пусть это будет совет, а не решение; решение — Царю; Ему сверху виднее; Он выше отдельных партий, сословий и отдельных лиц. С царями-отцами, самодержавными, как встарь, процветет русская земля. Ясно, что выбирать в Думу Государственную нужно таких людей, которые признают и чтут власть Царя, Божиего Помазанника.
Губительны были для России времена, когда на судьбы ее влияли люди не русские, или из русских домашние недруги, передавшиеся иностранцам, полюбившие все чужое, а свое русское зазиравшие. Одни из них так были с детства воспитаны, что не знали России и не любили ее, а любили все чужое, а другие могли быть и закуплены врагами России. Они могли давать царям неверные и коварные советы, заключать невыгодные союзы и договоры, способствовать изданию вредных для народа законов.
Ясно без долгих рассуждений, что в Государственной Думе таким людям не должно быть места. Там должны быть честные и прямые русские люди, горячо любящие Poccию. Конечно, попадут в эту Думу и представители инородцев, проживающих в России; Россия никому зла не желает, инородцев ни в вере, ни в языке, ни в обычаях жизни не стесняет. Но инородцы должны хранить верность русскому царству; наряду с русскими людьми они должны заботиться о том, чтобы русское царство было единым, нераздельным, могучим и грозным для врагов внутренних и внешних, чтобы государственное единение всех племен, населяющих Pоссию, было крепко и нерушимо. И о том должны заботиться наши народные избранники в Государственную Думу, чтобы русский народ оставался первым в государстве, чтобы инородцы не имели пред ним преимуществ и выгод, а это, нужно сказать, часто у нас бывало и бывает. Пусть всем племенам будет равенство, а русскому народу первенство, первенство и его православной вере, и его государственному языку.
Любящие Poccию народные представители в Государственной Думе должны помнить, что и отдельные сословия или части русского народа тоже не должны выдвигаться одни перед другими, что, заботясь о крестьянах, например, не надо обижать и землевладельцев, а заботясь о рабочих, не надо стеснять и обижать работодателей. Все должно быть по-Божьему, любовно и справедливо.
С большим вниманием, с большою серьезностью надо отнестись к выборам. Надо всем, имеющим право избрания, непременно участвовать в выборах: иначе добрые не пойдут, а злые обязательно придут, и тогда все дело испортят. Надо быть очень осторожным, подавая голос за того или другого представителя, и твердо дознать, принимает ли он все то, чего требует совесть православного русского человека, о чем мы и сказали вам сейчас в настоящей нашей речи: иначе мы свою судьбу доверим нашим врагам и погубителям. Пусть этого не случится! Бог в помощь доброму делу!
Протоиерей Иоанн Восторгов
(Речь на молебствии при открытии в одном из районов Москвы
предвыборных собраний по случаю созыва 1-й Государственной Думы, 1906 год)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!В дни, когда кончался Ветхий Завет, древний союз человека с Богом, и воссияли первые лучи Нового Завета, нового союза Бога с человеком, в граде Иерусалиме был храм
Почему часто происходит так, что нашим детям, когда они вырастают, становится в церковной ограде неуютно, и они покидают ее? Почему, когда они были маленькими, они так живо на все реагировали, любили ходить в храм, ставить свечи
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.