Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
ЧТО ТАКОЕ ПОСТ И ЗАЧЕМ ОН НУЖЕН?
Пост — это воздержание, добровольное самоограничение в пище, развлечениях, общении с миром, пост — это жертва благодарения Богу за ту великую Искупительную Крестную Жертву, которую принес за нас Сам Сын Божий, Господь наш Иисус Христос.
Вспомните состояние души после обильной сытной пищи, когда по всему телу разливается лень и расслабление, голова тяжелеет, сознание притупляется, когда в душе зарождаются похотливые животные инстинкты — где уж тут прийти в голову мыслям о Боге, о покаянии или о молитве! Пресыщенная плоть становится полным хозяином человека и открывает двери множеству нечистых страстей.
Пост же — это сокрушительное оружие против рабства воинствующей на нас плоти, это дарованная Богом возможность освобождения духовного существа человека через утеснение телесного.
О посте, как об одном из средств спасения души, свидетельствует нам Священное Писание. Когда за грехи жителей города Ниневии Господь осудил этот город на уничтожение, подобно Содому и Гоморре, и послал известить их об этом пророка Иону, то царь Ниневии …встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот… ничего не ели,… и воды не пили,… и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего… может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем». И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел (Иона 3: 6–10).
На этом примере можно видеть, что пост, как выражение покаяния и сокрушения о грехах, отводит от кающегося гнев Божий.
Но не только выражением покаяния и примирительной жертвой за грехи является пост. Вот что говорит о свойствах поста преподобный Иоанн Лествичник:
«Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение» ("Лествица». Слово 14).
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод: пост — это одно из важнейших духовных средств в деле спасения души. Причем суть поста не в том, чтобы только не есть определенных видов пищи. Если вы не едите мясного, но просиживаете часами у телевизора — это не пост. Если вы во время поста ходите по театрам, концертам и прочим развлекательным заведениям — это не пост. Если вы тратите время на посещение и прием гостей, активно «общаетесь» по телефону, зачитываетесь художественной литературой — это тоже не пост.
Если вы сами, воздерживаясь от скоромной (мясомолочной) пищи и развлечений, осуждаете других за их «нерадивую» жизнь, то это тем более — не пост.
Пост — это воздержание от всего, что может вставать между вами и Богом. Во время поста христиане воздерживаются даже от интимной супружеской жизни, пост — это уход внутрь себя и пребывание там наедине с Господом, это время самоанализа, внимательного пересмотра своей жизни, период наиболее активной духовной работы по исправлению своих недостатков, искоренению страстей, очищению плоти и духа.
Постом христианин должен уделять больше внимания и времени посещению храма, домашней молитве, помощи ближним и творению дел милосердия.
Некоторые из святых отцов называют молитву и пост двумя крылами, возносящими к небу христианскую душу.
Церковью установлена целая система постов, соблюдение которых христианином способствует успешному прохождению им духовных подвигов, совершенствованию души, стяжению Божественной благодати Святого Духа.
Посты бывают однодневные и многодневные.
Однодневными постами являются каждая среда и пятница в течение года, за исключением Святок (период между праздниками Рождества и Крещения), Пасхальной и «сплошных» седмиц (недель).
Кроме того, однодневными постами являются: Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления), Усекновение главы Иоанна Предтечи — 29 августа (11 сентября по новому стилю) и Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября.
Многодневные посты: Великий пост перед Пасхой, Петровский пост, Успенский пост и Рождественский.
Посты различаются по степени строгости: строгий пост — разрешается для вкушения только растительная пища (овощи, фрукты); менее строгий пост — разрешается растительное масло, в воскресные и праздничные дни — рыба.
Многие начинающие ужасаются: «Как? Не есть мясного? Да откуда же тогда будут силы работать, вообще что-то делать?»
Хочется им напомнить, что самые большие и сильные животные на земле: слон, бык, буйвол — являются травоядными и мяса не едят вообще.
Так же и человек в период поста не только не теряет физической силы и работоспособности, но, за счет очищения организма от шлаков и избытка белков, ощущает значительное облегчение во всем теле; как умственная, так и физическая активность его заметно увеличиваются.
Ранее мы уже говорили о том, что Бог не заповедал человеку творить ничего, что было бы ему не полезно. В наше время многие врачи отмечают положительное воздействие поста на организм человека, а некоторые даже признают систему православных постов за оптимальный режим питания.
Для беременных, старых или больных Устав предусматривает некоторые ослабления строгости поста.
Нужно также знать, что Устав освобождает от поста людей, находящихся в пути и вынужденных питаться той пищей, которую они могут получить в дороге (к ним также можно отнести людей, находящихся в больницах, тюрьмах или вынужденных обедать на работе и не имеющих возможности приносить с собой постную пищу).
Всем же остальным необходимо соблюдать посты в соответствии с Уставом и благословением духовника.
(Печатается по книге священника Александра Торика «Воцерковление»)
Екатеринбург, 20 ноября. Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий подписал Указ об открытии в Госпитале инвалидов войн больничного храма во имя Пророка Божиего Илии.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!В дни, когда кончался Ветхий Завет, древний союз человека с Богом, и воссияли первые лучи Нового Завета, нового союза Бога с человеком, в граде Иерусалиме был храм
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.