Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (112) → На упивающихся

На упивающихся

№20 (112) / 8 октября ‘99

Церковь и медицина

ЧЕМ ОТЛИЧЕН от бессловесных ты, человек? Не даром ли разума, который получив от своего Творца, стал ты начальником и господином всей твари? Поэтому, лишивший себя смысла по причине упоения приложися скотом несмысленным и уподобися им (Псал. 48, 13). А я сказал бы лучше, что упивающийся несмысленнее и скотов… Ибо какое бессловесное так недостаточно видит и так недостаточно слышит, как упивающийся? Самых близких не узнают упившиеся, а к чужим нередко бегут, как к знакомым. Часто прыгают через тень, как через ручей или ров, а слух у них наполнен звуками и шумом, как среди волнующегося моря. Им представляется, что земля подымается вверх и горы идут кругом. Они иногда смеются неумолчно, а иногда беспокоятся и плачут безутешно; то дерзки и неустрашимы, то боязливы и робки. У них сон тяжелый, почти непробудный, удушающий, близкий к действительной смерти, а бодрствование безчувственнее самого сна, потому что жизнь их есть сновидение; у кого нет одежды, кому нечего есть завтрашний день, те в упоении царствуют, предводительствуют войсками, строят города, делят деньги. Такими мечтаниями, таким обольщением наполняет сердца их кипящее в них вино. Другие бывают приведены в противоположные сим страсти: впадают в отчаяние, делаются унылы, беспокойны, слезливы, боятся всякого шума, от всего приходят в ужас. Одно и то же вино, по различным сложениям тела, производит в душах различные страсти. У кого, приводя кровь в волнение, расцветает на поверхности тела, тех делает светлыми, приятными и радостными; а у кого своею тяжестью подавить сложение, сжимая и сгущая их кровь, тех приводит в противоположное расположение. Нужно ли еще говорить о множестве других страстей, о своенравии, о раздражительности, о склонности на всех жаловаться, о переменчивости души, о криках и смятениях, об удобоприемлемости всякого обмана, о неспособности удержаться от гнева?… Невоздержность в удовлетворениях из вина льется, как из источника, и вместе с упояющим питием вторгается недуг похотливости, от которого наглость упившихся превосходит всякое неистовое стремление скотов к другому полу. Бессловесные знают уставы естества, а упившиеся ищут в мужском поле женского, и в женском — мужского.

НЕ ЛЕГКО ИЗОБРАЗИТЬ и словом, сколько зол происходит от пьянства.Вредоносность заразы действует на людей не во мгновение времени, но по мере того, как воздух постепенно вносит в тело происшедшую в нем порчу; но вред от вина вторгается вдруг. Ибо таким образом, погубив душу свою и как бы испестривши себя всякою нечистотою, упивающиеся расстроивают и самое телесное сложение. Они не только чахнут и тают от излишества удовольствий, которые разжигают к похотливости, но и при самой тучности тело у них наполнено влаг и мокрот и лишено жизненной силы. Глаза у них синие, поверхность тела бледная, дыхание трудное, язык нетвердый, произношение неявственное, ноги слабые, как у детей, отделение излишеств производится само собою, вытекая как из мертвого. Они жалки среди своих наслаждений и еще более жалки, нежели обуреваемые среди моря, когда волны, догоняя одна другую и заливая их собою, не дают им выбиться из волнения. Так и у этих людей погрязают души, заполняемые вином. Поэтому, как корабли, застигнутые бурею, когда начинают заливаться водою, по необходимости облегчают, сбрасывая с них груз: так и для упившихся необходимо облегчение от обременяющего их. Но изрыгая и изблевывая едва освобождаются от бремени, и в той мере более жалки несчастных пловцов, что пловцы слагают вину на ветры и море, на внешние бедствия, а упившиеся произвольно навлекают на себя бурю опьянения. Жалок одержимый бесом, а упившийся хотя терпит то же, недостоин сожаления, потому что борется с произвольно накликанным бесом.

УПИВШИЕСЯ СОСТАВЛЯЮТ и пьянственные врачевства, не для того ухищряясь, чтобы не потерпеть какого зла от вина, но для того, чтобы непрестанно быть в упоении. Для них короток день, и ночи, даже зимней, им мало на питье. Нет и конца сему злу. Вино само себя ведет к большему; оно не удовлетворяет потребности, но делает неизбежною потребность другого питья, воспламеняя упившихся и непрестанно возбуждая к большей жажде.

НО КОГДА ДУМАЮТ, ЧТО У НИХ желание пить неутолимо, тогда испытывают противное тому, чего желали. Ибо от непрестанного наслаждения увядают чувства. Как чрезмерный блеск омрачает зрение и как оглушаемые сильным шумом непомерностью поражения бывают доведены до того, что вовсе не слышат: и упивающиеся от чрезмерного сластолюбия, сами того не примечая, теряют ощущения удовольствия. Вино для них невкусно и водяно, хотя и ничем не разведено; вино молодое представляется на вкус тепловатым, хотя оно весьма прохладно, да и самый снег не может утушить пламени, возженного внутри их излишеством вина.

КОМУ ГОРЕ? КОМУ МОЛВА? Кому судове? Кому горести и свары? Кому сокрушения вотще? Кому сини очи? Не пребывающим ли в вине, и не назирающим ли, где пирове бывают (Прем. 23, 29, 30)? Горе! — Это — восклицание оплакивающего. Упивающиеся же достойны плача, потому что пьяницы царствия Божия не наследят (1 Кор. 6, 10). А молва, по причине смятения, производимого вином в помыслах. И горести от неприятных последствий этого удовольствия — пить, потому что у них связаны бывают ноги, связаны руки от испарений, какие передает им упоение. Впрочем и прежде всех недугов, во время самого питья, с ними бывают припадки, свойственные помешанным в уме. Ибо, когда мозговые оболочки наполняются чадом, какой возгоняет испаряющееся вино, голова поражается нестерпимыми болями, и не имея сил держаться на плечах прямо, опадает туда и сюда, качаясь на позвонках. А сворами называет беседы во время пиршеств неумеренные и состоящие в спорах. И сокрушения вотще бывают у пьяниц, которые от опьянения не могут стоять на ногах, ибо, шатаясь, падают во всех возможных видах, отчего необходимо иметь им на теле сокрушения вотще.

НО КТО В СОСТОЯНИИ внушить это людям, преданным пьянству? Голова у них тяжела от опьянения, они дремлют, зевают, видят, как в тумане, чувствуют тошноту. Потому не слушают учителей, которые во многих местах взывают им: «не упивайтеся вином, в немже есть блуд» (Ефес. 5, 18); и еще: невинно вино, укоризненно же пьянство (Прем. 20, 1); а не послушав их, вскоре собирают плоды пьянства. Тело у них отекает, глаза влажны, уста сухи и горят. Как овраги, пока текут в них весенние потоки, кажутся полными, а по прошествии наводнения остаются сухими: так и уста пьяниц, пока налиты вином, полны и влажны, а едва оно протекло через них, оказываются сухими и лишенными влаги; непрестанно же насилуемые и наливаемые вином без меры теряют и жизненную влажность, Ибо какое человеческое сложение будет так крепко, чтобы противиться всем худым последствиям пьянства? Есть ли какое средство телу, которое непрестанно разгорячается и всегда бывает напитано вином, не сделаться слабым, хилым, истощенным? От сего происходит дрожание и расслабление. Поелику от излишнего употребления вина дыхание прерывается, нервы теряют свою напряженность; то происходит трясение во всем составе тела. Для чего же навлекаем на себя Каиново проклятие, трясясь и вертясь всю жизнь? Ибо тело, когда нет у него естественной опоры, по необходимости колеблется и шатается.

ДОЛГО ЛИ БУДЕТ ЭТО ВИНО? Долго ли это пьянство? Есть наконец опасность, что из человека сделаешься грязью; так как весь ты растворен вином и перегнил с ним от себя запахом вина, при том перегорелого, подобно сосуду, ни на что уже не годному. Итак, что же? оставить ли мне вас в таком состоянии? Но боюсь, чтобы бесчинный не сделался еще развратнее, и уязвленный от него не был многою скорбию пожерт (2 Кор. 2, 7). Ибо сказано: исцеление утолит грехи велики (Еккл. 10, 4); да уврачует пост пьянство, псалом — срамные песни, слезы да будут врачеством смеха. Вместо пляски преклони колена, вместо рукоплесканий ударяй в грудь, а нарядность в одежде да заменит смирение. И паче всего милостыня да искупит тебя от греха. Ибо избавление мужа свое ему богатство. (Притч. 13, 8). Приими многих несчастных в общение молитвы, да будет тебе отпущено измышление порока.

КОГДА СЕДОША ЛЮДИЕ ясти и пити, и восташа играти (а игранием их было идолослужение, Исх. 32, 6), тогда Левиты, вооружась на своих братьев, освятили руки свои для священства. Так, тем из вас, боящихся Бога, которые восскорбели о срамоте предосудительных дел, заповедуем следующее. Если увидите раскаивающихся в неприличии сделанного, состраждите с ними,, как с собственными вашими больными членами. Если увидите непокоряющихся и презирающих вашу в них скорбь: изыдите от среды их и отлучитеся, и нечистот не прикасайтеся (2 Кор. 6, 17), чтобы таким образом устыдившись пришли они в познание собственного своего греха, а вы прияли награду Финеесовой ревности, по праведному суду Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

(Извлечено из беседы Св. Василия Великого,
Архиепископа Капподакийского)
«Прибавления к церковным ведомостям» 1889 г.

 
Огласительные беседы с крещающимися

О некоторых опасностях духовной жизни

При всем этом, однако, подражать Святым отнюдь не значит равняться с ними- Не все частные подвиги высокой земной жизни соименных нам Святых обязательны для каждого из нас.

 
Церковь и медицина

Неожиданно поставлен диагноз: «рак»

О ПОСТЕ В БОЛЬНИЧНЫХ УСЛОВИЯХ Часто этот вопрос служит камнем преткновения для христиан, источником соблазна для медперсонала и предметом непослушания духовникам.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс