Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (111) → Свято-Покровский Верхотурский женский монастырь

Свято-Покровский Верхотурский женский монастырь

№19 (111) / 1 октября ‘99

Жизнь Екатеринбургской епархии

В 1997 году Верхотурский Покровский женский монастырь отметил свое 90-летие со дня своего второго основания в 1907 году, и 376 лет со дня своего первого основания в 1621 году.Покровский женский монастырь находится в уездном городе Верхотурье, Екатеринбургской епархии.

Обитель эта ведет свое начало с 1621 года. Это первый женский монастырь в Сибири со времени покорения ее под власть царей московских. Нет сомнения, что эта обитель много способствовала просвещению бывших тогда в этом крае инородцев (вогул) и к подкреплению к святой вере христианской прибывших для заселения вновь основанного Верхотурья, — как история называет, — некоторые старицы и девицы, хотя жили в миру, но искали жизни иноческой, по примеру существовавшего уже в Верхотурье, с 1604 года, мужского монастыря. В 1620 году, когда царь Михаил Федорович, по совещании с патриархом Филаретом Никитичем, учредил Сибирскую епархию и город Тобольск назначен был местом архипастырской кафедры, то первым архиепископом назначен был в Тобольск бывший архимандрит Новгородского Спасского Xутынскаго монастыря Киприан (Старорусенников), хиротонисанный во архиепископа Сибирского 8 сентября 1621 года (Пермск. летоп. В. Шишонко). В том же 1621 году архиепископ Киприан, следуя из Москвы через Верхотурье в кафедральный город Тобольск, пробыл здесь (в Верхотурье) «четыре дня». Во время этого пребывания архипастырь узнал, что многие старицы и девы, живя среди мира, ищут иноческой жизни. В виду этого и по ходатайству их, тогда же разрешил за острогом поставить деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы и около храма келии. Об этом в грамоте 1621 года говорится так: …да архиепископ Киприан писал, что в Верхотурье многия старицы в мире жили, постригшися от мужей своих, и он, поговоря с вами (воеводой) и с Верхотурскими посадскими людьми, за острогом поставил храм в имя Пресвятыя Богородицы Покрова, и устроил девичь монастырь вновь».

Таким образом основан был в Верхотурье и вообще в Сибири первый женский монастырь, именовавшийся по храму «Покровским». Первоначально поселилось в нем десять «безместных» стариц. В следующем же 1622 году назначена была первая игумения Анисия. В этом же 1622 году первая настоятельница монастыря игумения Анисия обращалась с челобитною к Царю Михаилу Феодоровичу о пожаловании их хлебным и денежным жалованием, а также просила помощи и на устройство их храма и ограды вокруг монастыря.

На ходатайство это последовала также Царская грамота на имя Верхотурского воеводы Пушкина, от 2 декабря 1622 года.

Из этой грамоты усматривается, что Покровский монастырь был основан и на первое время его существования довольно обеспечен. В 1645 году 6 июня дана была грамота верхотурскому воеводе Максиму Стрешневу о присылке сметы деньгам и материалам на постройку церкви и прочих построек в монастыре.

В 1645 году 6 июня поступила челобитная в Тобольск от старицы Марфы с сестрами, чтобы в новой Покровской церкви построить придел во имя Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи.

Это разрешение было дано, но в 1651 году в монастыре произошел пожар и все строения сгорели. Настоятельница монастыря игумения Мария била челом царю Алексею Михайловичу и просила его вновь устроить в обители новую церковь.

Благодаря помощи Великого Государя царя Алексея Михайловича Покровский храм был вновь воздвигнут и по благословенной грамоте Сибирского митрополита Павла в 1687 году освящен. В 1651 году игумения Мария ездила в Москву и привезла дары от царя Алексея Михайловича: церковные сосуды, облачения, книги и кроме того делается распоряжение отпускать в год по ведру церковного вина и по два фута ладану. В следующем 1652 году, как это видно из указа Тобольского и Сибирского митрополита Симеона, в монастырь был прислан новый антиминс, так как прежний антиминс и прочая церковная утварь сгорели во время пожара в 1651 году.

После царя Алексея Михайловича, в 1690 г., при Покровской монастырской церкви была построена деревянная колокольня, и церковь ограждена деревянною оградой, а в 1694 г. поступила к Тобольскому митрополиту Игнатию челобитная о строении на Верхотурье новой Покровской церкви. Была ли эта церковь построена, не знаем; известно только, по преданию, что бывшая в Верхотурском Никольском мужском монастыре Покровская деревянная церковь, по сооружении в ней каменной, в 1739 и 1740 годах перенесена в Покровский женский монастырь, после так называемого Ильинского пожара. При Покровской церкви, в 80 от нея саженях, находится каменная часовня нерукотвореннаго образа Спаса, что у каменного моста, на большой улице, по левую сторону речки Дернейки. Когда основана эта часовня, не известно, но из грамоты митрополита Антония 22 декабря 1727 года видно, что, по прошению верхотурского девичьего монастыря игуменьи Анисьи с сестрами дозволено возобновить упраздненную в 1727 году часовню. Таким образом основание Спасской часовни едва ли не восходит к времени основания девичьего монастыря. А по преданию известно, что часовня эта была построена за городом.

Затем Покровский женский монастырь в 1740 году является местом ссылки для княжны Анны Алексеевны Долгорукой, сестры невесты Императора Петра II, сама невеста Екатерина Алексеевна Долгорукая была сослана в Рождественский женский монастырь в г. Тюмень, где и скончалась. Еще ранее этого, а именно в 1619 году в Верхотурье была сослана невеста царя Михаила Феодоровича Мария Xлопова, но пробыла она в женском монастыре недолго и была переведена в Нижний Новгород, где и отдала Богу душу.

В царствование Императрицы Елисаветы Петровны в Покровском женском монастыре закладывается по благословенной грамоте митрополита Антония 19 сентября 1744 года новый каменный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а освящен сей храм в 1753 году по благословенной грамоте митрополита Тобольского Сильвестра. При освящении этой церкви, иждивением основателя Богословских заводов Максима Походяшина, посреди монастырской ограды заложена другая двухэтажная церковь, каменная же; в нижнем этаже ея престол во имя святой великомученицы Варвары, а в верхнем — во имя Рождества Иоанна Предтечи, с колокольнею над папертью. Первый престол освящен в 1768 году, а второй — в 1776 году.

Покровский женский монастырь существовал при поддержке и помощи граждан города Верхотурья, а затем усердного благотворителя вышеуказанного Максима Походяшина. Когда жители г. Верхотурья обеднели, вследствие истребления города пожаром, бывшим 18 июля 1738 года, закрытия в нем таможни и перевода бывшего чрез Верхотурье Сибирского тракта на Екатеринбург, то, а равно и за смертию г. Походяшина, по неимению средств к содержанию, монастырь этот в 1782 году был упразднен, и находящаяся в нем Покровская церковь обращена в приходскую, приход которой называется «Покровским», состоящим из жителей города Верхотурья и нескольких окрестных деревень.

За время существования Покровского монастыря, в течение 161 года до его упразднения, настоятельницы оного известны:

1) Анисия (1622–1623 г.); 2) Ираида (1645–1646 г.); 3) Мария (в феврале-июле 1651); 4) Марфа (1684–1685 г.); 5) Феодора (1690–1693 г.) 6) Александра (1763–1764 г.).

Официальное упразднение монастыря было фиктивным, так как и после старицы продолжали жить в келиях, оставшихся при Покровской церкви, до 1853 года.

По указу Пермской духовной Консистории, от 10 февраля 1853 года, оное было принято в Епархиальное ведомство, под именем «Богадельни», а последняя, в 1889 году, обращена в «Богадельное женское общежитие», с утверждением девицы Августы Павловой Пановой смотрительницей сего общежития. Это последнее состояло под ближайшим наблюдением особого Совета, состоящего под председательством настоятеля Верхотурского Николаевского мужского монастыря. А затем, по указу Св. Синода, от 30 ноября 1895 года, Богадельное общежитие обращено в женскую общину с наименованием ее «Покровскою», с таким числом сестер, какое община может содержать, и с назначением смотрительницы Богадельни — девицы Августы Пановой, по пострижении ее в монашество, начальницей общины. Община была открыта 27 марта 1896 года и тогда же в должность начальницы ее вступила Августа Панова, в иночестве монахиня Агния.

Согласно Высочайше утвержденного в 6-й день июля 1897 года положения Комитета Министров в безвозмездное владение Покровской общины отведен из казенной дачи земельный и лесной участок в количестве ста десятин, находящийся в расстоянии от общины и города шесть верст.

Первая начальница общины, монахиня Агния исходатайствовала разрешение построить при общине каменный однопрестольный храм в честь Покрова Пресвятыя Богородицы, который был заложен 12 сентября 1898 года.

Своим восстановлением сей древний памятник старины, Покровская обитель, всецело обязан бывшему настоятелю Верхотурскаго Николаевского монастыря, архимандриту Григорию (Зеленину) и матери его, Мариамне Тимофеевой Зелениной в иночестве монахине Марии. Первый из них проявил деятельное участие в осуществлении официального общежития и затем в преобразовании его в общину. Кроме того, обеспечил общину капиталом в сумме 25000 руб., проценты с которого получались на содержание обители, построил большой деревянный двухэтажный дом и капитально ремонтировал существующие надворные постройки, употребив на все это свыше 10000 рублей. Последняя же, Мария Зеленина, пожертвовала обители большую усадьбу со всеми на ней постройками, на которой и находится нынешний женский монастырь, — около самой Покровской церкви, принадлежавшей некогда сему монастырю, занимающей собою совершенно отдельный квартал, окаймленный с западной стороны рекой Турой.

К сожалению, первой начальнице общины, монахине Агнии не суждено было видеть доконченным начатый ею первый в общине храм: она скончалась 6 июля 1901 года, имея от роду 51 год. Вместо нее была избрана и епархиальным начальством допущена, а затем в свое время утверждена в должности начальницы бывшая ранее казначеей общины монахиня Таисия, которой суждено быть первой настоятельницей вновь восстановленного монастыря.

Монахиня Таисия, в миру Татьяна Петровна Сычева, происходит из крестьян Екатеринбургского уезда, Маминской волости. Первоначально поступила в Колчеданскую женскую общину 3 мая 1881 года, а в 1886 году перешла в число сестер Верхотурского Богоделенного общежития. В монашество пострижена 5 ноября 1900 года в градо-Верхотурском Свято-Троицком Соборе настоятелем Верхотурскаго Николаевского монастыря игуменом Арефой. На другой же год управления ею обителью, т. е. в 1902 году, храм окончательно был достроен и тогда же, 11 сентября, освящен преосвященным Никонором, епископом Екатеринбургским и Ирбитским. Ко времени освящения храма был в готовности и каменный дом.

Новоустроенный храм хотя и простой, но красивой архитектуры. Внутри он довольно вместительный и благоустроенный. Иконостас изящной работы, вызолоченный сплошь на полимент, устроенный в городе Екатеринбурге А.П. Кожевниковым за 3000 рублей. На колокольне семь колоколов.

Xрам монастыря с любовью посещали во множестве не только местные граждане, но паломники, приходящие в Верхотурье на поклонение святому Праведному Симеону, честные мощи которого почивают в здешнем Николаевском мужском монастыре.

27 апреля 1907 года состоялось официальное открытие монастыря.

Настоятельницею монастыря было получено значительное число поздравительных приветствий: от Пермского Губернатора, секретаря Екатеринбургской Консистории, настоятельницы Колчеданского монастыря, и других лиц.

День торжественного открытия Покровского женского монастыря, был великим и Светлым праздником для сестер обители и они горячо возблагодарили Господа Бога и милостивого архипастыря, отечески посодействовавшего открытию монастыря.

В 1913 году посетивший храмы Покровского монастыря Епископ Екатеринбургский и Ирбитский Митрофан писал в своем дневнике: «Чрез улицу от женского монастыря находятся два храма: Покровский и приписанный к нему Иоанно-Предтеченский. Первый, по сохранившемуся преданию принадлежал первоначально женскому монастырю, а когда, именно, сделался приходским — этого теперь никто не знает. Покровская церковь каменная, однопрестольная, построена в 1744–1753 годах. Из летописи видно, что построена она вместо ветхого храма, перенесенного из мужского монастыря на место древнего храма, стоявшего до пожара, бывшего в Верхотурье, в женском монастыре.

Рядом с Покровским храмом стоит каменная двухэтажная церковь, построенная в последней четверти XVIII в. на средства известного владельца заводов на севере Верхотурского края Максима Походяшина. Престол в нижнем храме освящен во имя Великомученицы Варвары, в верхнем — во имя Иоанна Крестителя.

Все население Покровского женского монастыря в 1909 году состояло: из 5 мантейных монахинь, 148 послушниц и детского приюта, в котором находилось 12 малолетних девочек.

Октябрьская революция 1917 года прервала мирное течение жизни насельниц Покровской общины. Настал самый драматический момент не только для Верхотурских храмов, но и для всей Русской Православной Церкви.

Монашествующими Покровской обители, которые были по убеждению сторонниками абсолютно-монархической власти, февральский переворот, отречение царя в пользу брата Михаила, отказ последнего от престола и начавшиеся беспорядки в стране воспринимались как кара Божия за людские грехи, хотя, впрочем, они продолжали надеяться, что учредительное собрание безусловно выберет снова царя, а потому особенно не беспокоились.

Приход советской власти под лозунгом красного террора и антирелигиозной пропаганды, расхищающей церковное имущество, преследующей духовенство и монашество, разумеется, не мог ждать со стороны последних доброжелательного приема. Сестры Покровской обители также заняли резко враждебную позицию в отношении советской власти, но практически как женщины были бессильны. Они всеусильно продолжали стремиться к укреплению своего монастыря, но это было безнадежно в новых условиях.

Покровскому монастырю позволено было так называться до 1922 года, когда наконец и на них стала сказываться притеснительная политика советской власти по отношению к монастырям и вообще к церкви. Правды ради надо сказать, что до того обитель переносила годы лихолетия сравнительно благополучно. Отступающие белые войска обошлись с монастырем грубо и безобразно, разграбив хозяйство, а красноармейские части, напротив, к удивлению всех обращались даже очень вежливо. Даже в 1918 году, во время «военного коммунизма» советская тоталитарствующая власть не производила изъятий из монастырского имущества и хлебных запасов, без того скудных.

Территорию общины занял в начале 20-x годов детский дом. Официальные власти стремились покончить с монастырским житьем как можно скорее, но столь же твердо и оставшиеся сестры желали свою общину сохранить.

В 1922 году под угрозой разгона монастыря как «вредного пережитка» женская монашеская община была переименована в сельскохозяйственную артель «Надежда», сохранивши у себя прежний распорядок жизни, т. е. оставаясь фактически все тем же традиционным монастырем. Артель «Надежда» обрабатывала участки земли, что располагались по реке Черной. Дела шли неплохо, об этом можно судить хотя бы по заявлению Тагильского райисполкома о том, что монахини «экономически укрепляются». Сказано это было на заседании 16 апреля 1924 года, где вопрос о судьбе Покровской женской общины поставили, как говорится, ребром.

Закрытие Покровского женского монастыря произошло вследствие постановления президиума Тагильского ОКРИК Уральской области от 16 апреля 1924 года № 62.

Игуменья Таисия была арестована, хотя и оставалась при переименованном в артель монастыре лишь формальной настоятельницей — из уважения к ее чину и в силу старых традиций, тогда как в действительности управляла обителью-артелью более способная к тому в изменившихся условиях и предприимчивая монахиня Олимпиада, имея при себе еще несколько «членов правления артели» из сестричества.

Таким образом, женская Покровская община прекратила свое существование. Оставшиеся без управления сестры не имели ничего, кроме своих рук. Ни убежища, ни питания, ни средств. У них была отобрана возможность справлять свои общие монастырские правила.

Игумения Таисия скончалась в 1925 году, и ее место заняла монахиня Олимпиада (Ольга Михайловна Шубина). Сестры обители расселились по домам г. Верхотурья, нанимались на работу к зажиточным людям, шили одеяла, подушки и другие вещи. Их оплотом стала еще действующая в те поры Знаменская церковь, которую они и посещали до ее закрытия в начале 30 годов.

В начале 30 годов органами ОГПУ заканчивалось следственное дело по настоятелю Верхотурского Николаевского монастыря Архимандриту Ксенофонту под кодовым названием «Историческая гниль» и именно по этому делу и проходило свыше 70 сестер из Покровского женского монастыря.

После суда все сестры Верхотурского Покровского монастыря были высланы в ссылку в Казахстан и Новосибирск.

В начале 40-х годов сестры стали возвращаться в свое родное Верхотурье и собралось их до 50 человек. Они расселились по частным домам и продолжали жить и молиться с упованием на милость Божию и заступничеству Св. Преподобного Симеона. В 1946 году открылась кладбищенская Успенская церковь, которую-то и стали посещать монахини.

В те же годы из тюрем, ссылок и лагерей вернулся насельник Верхотурского Николаевского монастыря иеромонах Игнатий (Кевролетин). Он-то и возглавил духовно сестер бывшего Покровского монастыря, который был уже превращен в баню.

Вернулся он из лагерей тяжело болея ногами и передвигался лишь с помощью палки и костыля, вернулся в Верхотурье неофициально, и поэтому монахини прятали его у себя на дому, где он служил в подполье Божественные Литургии, крестил и исповедовал. Переходил отец Игнатий из дома в дом по ночам, переодетый в женскую одежду, неся слово Божие людям города Верхотурья, да и не только сего города. К нему в последнее время ездили огромные толпы народа, прося его молитв и находя в общении с ним успокоение души. Многим он благословлял остаться на жительство в Верхотурье, многих постриг в монашество. Умер отец Игнатий (в схиме Иоанн) 27 января 1961 года и похоронен возле Успенской церкви. В 1992 году прах иеросхимонаха Иоанна по благословению Архиепископа Мелхиседека перенесен и похоронен возле алтаря Преображенской церкви в Верхотурском Николаевском монастыре.

После смерти старца о. Игнатия духовно окормляла сестер монахиня Олимпиада (Шубина), которая и была начальницею в Покровской обители с 1925 года. Окормляла она сестер до своей смерти, последовавшей 24 февраля 1963 года. Похоронена она была возле игумении Таисии на Успенском кладбище. Последняя из сестер Покровского монастыря была схимонахиня Магдалина, прожившая 100 лет и умершая в 1983 году.

25 декабря 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил открытие Покровского женского монастыря в Верхотурье. Первой его настоятельницей стала монахиня Василисса (Занкова). На ее плечи легли самые тяжелые испытания душевные и телесные. Она отдавала все силы на возрождение обители, несмотря ни на какие препятствия. Покровский храм, занимаемый баней, приходилось даже брать «штурмом». По заступничеству Божией Матери храм был «отвоеван» и началась его реставрация, но матушке Василиссе не суждено было по промыслу Божию продолжить сие дело, как и первой настоятельнице монахине Агнии при организации монастыря и постройке Покровского храма, заложенного 12 сентября 1898 года.

31 декабря 1993 года, когда празднуется память Праведного Симеона Верхотурского, а она прибыла в Верхотурье в 1991 году именно в этот день, Милосердный Господь призвал ее в свои небесные обители. Похоронили настоятельницу монахиню Василиссу в Николаевском монастыре напротив Преображенского храма.

Затем временно управляла монастырем монахиня Елисавета (ныне настоятельница Николаевского Туринского женского монастыря). Она продолжила дело монахини Василиссы, и Покровский храм начал потихоньку реставрироваться.

С 1994 года настоятельницей монастыря была назначена монахиня София (Любых). Матушка активно занялась строительством Покровского храма, корпуса и других построек в монастыре.

25 сентября 1995 года в день памяти Святого Праведного Симеона Верхотурскаго, настоятельница Покровского монастыря монахиня София (Любых) Его Преосвященством, Преосвященнейшим Никоном Епископом Екатеринбургским и Верхотурским за Божественной Литургией была возведена в сан игумении.

15 октября 1996 года в древней столице Урала городе Верхотурье совершилось великое торжество освящения престола и храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы, что в женском монастыре.

Затем была отслужена Божественная Литургия, после которой Святые Мощи Xриста Ради Юродивого Косьмы были перенесены из домовой церкви в Покровский храм и установлены с правой стороны центрального иконостаса.

В 1998 году Верхотурье отметило свое 400-летие со дня основания и в этот же год отметил и Покровский женский монастырь свою скромную дату — 100 лет со дня основания монастырского Покровского храма. Пресвятая Богородица! Ты видишь подвиги и труды сестер Твоей святой обители! Не оставляй их Своею милостию и заступничеством. Да процветет под Твоим Святым омофором сия Покровская обитель!

Игумен Тихон (Затекин)

 
Жизнь Екатеринбургской епархии

Люди и куклы. К выставке музея восковых фигур

Есть ли у куклы душа? Ну, что за вопрос… Конечно, у куклы души нет, даже если она восковая. Тут мы все единодушны.А у человека? У человека-то есть душа или ее тоже нету?

 
Огласительные беседы с крещающимися

О Таинстве Тела и Крови Христовых

Господь Иисус Xристос, пришедший к нам и принявший в воплощении наше человеческое тело и человеческую кровь, не зараженные грехом, захотел нашу природу, растленную грехом, обновить Своею Плотью и Кровью.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс