Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (111) → Люди и куклы. К выставке музея восковых фигур

Люди и куклы. К выставке музея восковых фигур

№19 (111) / 1 октября ‘99

Жизнь Екатеринбургской епархии

Есть ли у куклы душа? Ну, что за вопрос… Конечно, у куклы души нет, даже если она восковая. Тут мы все единодушны.

А у человека? У человека-то есть душа или ее тоже нету?

Семьдесят с лишним лет атеистическое государство объясняло в государственных школах, что и у человека никакой души нет, потому что он произошел от обезьяны. Обезьяна — от свиньи, свинья — от лягушки, лягушка — от инфузории, а последняя — вообще из точки. Из так называемой космологической сингулярности. Практически — из ничего…

А если душа вдруг заболела, то это болит некое «свойство высокоорганизованной материи». У материи много всяческих свойств, причем некоторые из них имеют обыкновение болеть.

Недавно у моей хорошей знакомой Раисы Ильиной заболела душа, когда она увидела выставку «Расстрел царской семьи. Великие люди мира». Петербургский музей «Восковые персоны» разместил ее в помещении Свердловского областного музея. Работники двух музеев полагают, что такие выставки «помогают лучше узнать историю». Присоединяйтесь, мол… Присоединяйтесь к палачам и любопытным, спешите хотя бы собственным любопытством поучаствовать в кровавой бойне. Захватывающий сюжет… Включайте телекамеры, сейчас мы вам покажем сцену казни. Помните, телеканалы нам однажды продемонстрировали расстрелы в Чечне. Тогда хоть кто-то возмутился: зачем? А тут даже никто и вопросов не задает, водят детишек смотреть, афиша призывает: «Сводите девушку в музей!» Скоро, видимо, наши затейники перейдут от восковых фигур к механическим (с фонограммой). Завел кукол ключиком — и пожалуйста: снова и снова погибает царевич Алексей и его сестры, течет кровь, из динамиков — стоны. Можно заводить механизм для каждой экскурсионной группы, чтобы все насладились зрелищем. Нечто похожее, по-видимому, имел в виду один из американских корреспондентов г-на Авдонина (нашего копателя могил), когда предлагал восстановить дом Ипатьева, чтобы получить от экскурсантов кучу денег…

Потом можно будет очень правдоподобно изобразить в музее уничтожение многоэтажных домов в Москве — со спящими детьми и женщинами. Надо же нам знать историю… Надо же нам (непременно) увидать своими глазами, как человеческие тела превращаются в грязь и лохмотья.

А потом работники музея объявят конкурс на «самый оригинальный отзыв». Если ты выиграл, то имеешь право провести ночь в музее восковых фигур. Получишь возможность поговорить с убитыми. О чем? Вас приглашают на спиритический сеанс… О чем вы будете разговаривать с растерзанными детьми? И в Москве, и в Екатеринбурге убивали всех — и детей, и взрослых. Вот одна девушка в ипатьевском подвале пошевелилась и ее добивают штыком. О чем вы с ней поговорите?

Приведите девушку в музей — всю в прокладках, памперсах, сникерсах, с превосходной защитой от кариеса и СПИДа. Пусть она придумает оригинальный отзыв, а потом спросит у хрипящей в предсмертной агонии царевны Анастасии: тебе больно? Или что? Давайте, придумывайте скорее самый оригинальный вопрос убиваемой на ваших глазах девочке…

Нынче все продается: кровь, слезы, стоны… А не хотите ли, чтоб показали, как убивают вас самих? Это же очень просто — при современном-то развитии видеотехники. Вас вместе с детьми запечатлеют на пленке, а потом смонтируют сцену казни. Почувствуйте разницу… Способны ли вы слушать в музее хрип собственных детей? Напишите самый оригинальный отзыв, а потом посетите спиритический сеанс.

Знаете, что это такое? Это разговор с мертвыми. По нынешним временам не самая крутая забава, не так ли? Только все ли знают, какова плата (расплата) за такой разговор? Давайте прочтем в Ветхом Завете: «Не обращайтесь к вызывающим мертвых… И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лицо Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее». Три тысячи лет назад это сказал Бог иудеям.

Впрочем, атеистам Ветхий Завет не указ. Им надо бы какие-то научные доказательства. Мы ведь теперь ничего не принимаем на веру, но всякое утверждение проверяем экспериментально…

Что ж, можно почитать издающийся в Москве ежемесячный научно-информационный бюллетень ассоциации «Экология непознанного». Ведущий эксперт ассоциации Ю. Фомин в статье «Спиритизм как он есть» пишет: да, контакты реальны, но контактеры имеют дело с существами, в очень большой степени склонными к обману. Часто слепое выполнение их указаний, весьма характерное для «продвинутых» контактеров, приводит последних к трагическим последствиям и даже к гибели… Эксперт утверждает: «Спиритизм — далеко не безобидное развлечение. Как показывает практика, люди, вошедшие в спиритические контакты, постепенно теряют способность трезво оценивать полученную информацию, попадают в полную зависимость от контрагента и не могут от нее избавиться, а это может привести к психическим нарушениям и даже к смерти» (Цит. по: Современные секты в России. Москва — С.-Петербург, 1995, С. ЗI-З2).

Все это понятно. В данном случае (как и во многих других) ученые и святые отцы Православной Церкви единодушны: на спиритических сеансах разговор идет вовсе не с душами умерших, а с падшими духами, у которых одна-единственная цель — привести нас к погибели.

Журналист Ильина все это знала, а потому не только поговорила с петербургским менеджером выставки Анатолием Щербаковым, но и отразила ситуацию в «Уральском рабочем». И что же? На ее реплику тут же откликнулся журналист Владимир Зюськин (Господи, спаси его, сохрани от всяких бед и помилуй). Это тоже мой знакомый, вместе учились на факультете журналистики УрГУ в конце 60-х. К сожалению, Володя почему-то решил поерничать: «Сигнал поступил от залетной воинствующей христианки, которая, как только вошла в музей, сразу ощутила запах серы. Она тут же наехала на менеджера музея Анатолия Щербакова. Начала его запугивать страшной расплатой. Не тебе, говорит, так детям достанется. Закрывай, дескать, выставку, пока не поздно. Менеджер, хотя и опешил, но выстоял. Это, говорит, тетенька, музей такой. Он помогает лучше узнать историю. А если вам бесы чудятся, то креститься надо! …Тогда бдительная дама позвонила в епархию. Оттуда сигнализировали губернатору, который поднял на ноги премьер-министра. Тот — министра культуры. …Так что сейчас судьба восковых персон находится под большим вопросом» (Вл. Зюськин. «В предчувствии «страшной ночи». Газета «Главный проспект». 1999, № 36).

Вот так: воинствующая христианка обратила внимание на петербургско-екатеринбургскую выставку и помешала людям «лучше узнать историю». Невдомек Владимиру, что Ильиной-то жаль не только посетителей выставки, но и самого менеджера Щербакова. Она пытается удержать их от прыжка в пропасть, а мой однокурсник отговаривает: не мешай, мол, познавательному процессу.

Конечно, можно сказать: и чего привязались? — Сегодня на всех телеканалах сцены насилия, убийств, казней, блуда и т.д. Так что на фоне всей этой грязи наш музейный казус — так себе, пустячок. Да, я согласен: попытка провести спиритический сеанс в государственном музее не очень выделяется на мрачном фоне современной духовной (бездуxовной?) жизни. Сегодня чрезвычайно велико влияние «контрагентов» спиритических сеансов в средствах массовой информации, в кинематографе и даже отчасти в музеях всего цивилизованного мира. Принудительное растление — один из главных отличительных признаков так называемой западной цивилизации.

Не нами отмечено: эта цивилизация уже по крайней мере полтысячелетия ведет войну с христианством. Господин Вольтер, имея в виду Церковь, написал на знамени поборников «прогресса»: «Раздавите гадину!» Его последователи успешно выполняли завет учителя — и во Франции, и в России. Мы помним, что священники подлежали физическому уничтожению. А вместе с ними — храмы, иконы…

Наш областной музей в этом смысле находится на передовых рубежах. Достаточно упомянуть лишь такой факт: он до сих пор не вернул Православной Церкви второй этаж собора святого благоверного князя Александра Невского. А мог бы вернуть его вместе со складированными там иконами.

Вообще-то очень любопытно: государство объявило в одностороннем порядке священные, сакральные символы предметами эстетического любования и спрятало их в запасники музеев. Точно так же можно изъять в лабораториях изящные микроскопы… Вдруг их там поцарапают! Собственно, если руководствоваться эстетической точкой зрения, то в запасники музеев можно смело отправить все, на чем лежит печать дизайна. Все это надо хранить в сырых (или в суxиx) подвалах, пока не произойдет естественный распад.

Иконы лежат на стеллажах, вместо того чтобы вернуться на свое естественное, законное место в храме… Может, и там попытаемся устроить спиритический сеанс? Не знаю, отчего так получается — по злобе к Церкви или по неграмотности? Может, необходимы какие-то разъяснения нашим музейным менеджерам? Так извольте: икона — это окно в иной мир, в небесный, в духовный. Это не портрет, не картина, которая выполняет противоположную функцию: закрывает от нас мир иной, объясняет нам, что этот наш земной мир гораздо интереснее небесного, горнего. Иконой не любуются, перед ней молятся — Богу и Его святым. Это сакральный, священный предмет и всякое иное его употребление — кощунственно.

Надо ли объяснять, что пленение икон не менее опасно для виновных в этом деянии, чем устроение спиритических сеансов? По древним церковным установлениям все, кто причастен к хищению церковного достояния, — все они прокляты. И тут не обязательно даже кого-то конкретно предавать анафеме. От века прокляты все кощунники и расхитители, они сами свободно выбирают себе такую участь. Как, например, «и осквернители могил, ломающие надгробья или выгуливающие на кладбищах собак.

Дело ведь не в том, что кто-то кого-то в наказание проклинает. Все святотатцы сами идут в «зону проклятия». Церковь их пытается удержать, а они прямо-таки ломятся туда — в зону, хозяева которой украшены рогами и хвостами. А это, повторимся, чревато духовным распадом, сумасшествием и смертью, после которой — тьма и скрежет зубовный. Так что очень жаль, если Раиса Ильина ни в чем не убедила ни менеджера, ни журналиста, полемизировавших с ней.

К сожалению, мы немощны, у нас не хватает слов, чтобы предостеречь, удержать, остановить человека на краю пропасти. Иногда и у самого себя — тоже. Мы все ходим по ее краю: я сам, Ильина, Щербаков, Зюськин. Те же осквернители могил (или икон) уверены: если не поймал милиционер, то никакого наказания не будет. Однако простейшее исследование проблемы показывает, что наказание постигает уже в этой жизни либо самого осквернителя, либо его потомство. Потому что любой кощунник, растлитель, осквернитель в первую очередь оскверняет и растлевает собственную душу. Мы же с вами не восковые куклы… Нас Бог наделил и свободой, и ответственностью.

Борис Пинаев
г. Екатеринбург

 
Жизнь Екатеринбургской епархии

Екатеринбургское Духовное училище

После своего славного воскресения Иисус Xристос заповедал своим ученикам апостолам: «…идите по всему свету и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет».

 
Жизнь Екатеринбургской епархии

Свято-Покровский Верхотурский женский монастырь

В 1997 году Верхотурский Покровский женский монастырь отметил свое 90-летие со дня своего второго основания в 1907 году, и 376 лет со дня своего первого основания в 1621 году.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс