Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (100) → Обретая воду живую. Неделя о самаряныне

Обретая воду живую. Неделя о самаряныне

№8 (100) / 8 апреля ‘99

Проповедь

Со временем мы обретаем первый опыт духовной жизни, первый навык чтения Евангелия и начинаем следить не только за содержанием того или иного отрывка, но и применять его к себе, к своим проблемам, к своим вопросам. И тогда все более и более удивительными, все более значимыми и дорогими становятся для нас строки Святого Писания.

Пятый воскресный день после Пасхи — будущее воскресенье, 9 мая, Православная Церковь посвящает воспоминанию Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и простой женщины самарянки. Это событие описано в Евангелии от Иоанна в главе IV, стихи 5–42. Давайте и мы ныне перечитаем эту притчу, которая со временем все больше и больше открывает нам наш собственный путь к вере, наш путь ко Христу, наш путь ко спасению.

Самарией называлась часть Израильского царства, расположенная севернее Иерусалима. Живший там народ имел с иудеями общие корни, но ко времени проповеди Господней непонимание достигло такой степени, что в городах и селах самарийских не принимали пут- ников, шедших в Иерусалим.

Вот через эту землю и шел Господь со своими учениками-апостолами и остановился отдохнуть у колодца, а ученики отправились в близлежащий град Сихарь, чтобы купить пищи. «Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: «Дай мне пить…» Женщина самарянская говорит ему: «Как Ты, будучи иудеем, про- сишь пить у меня, самарянки? Ибо иудеи с самарянами не сообщаются.» (Ин., 4, 7,9)

Простой разговор случайно встретившихся людей, когда прежнее предубеждение определят и наш тон, и наши поступки. Разве не так начинается всякий спор между верующими и неверующими — с возражения, с противостояния, которое, кстати, не является убеждением, а чаще определено прежней нашей, внецерковной, жизнью? Именно с такой интонацией обычно говорят: «Зачем мне все это? Пусть старики молятся… Я ничего этого не знаю…»

«Иисус сказал ей в ответ: «Если бы ты знала дар Божий, и кто говорит тебе «Дай Мне пить» — то сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». Женщина говорит Ему:

«Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок. Откуда же у Тебя вода живая? Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь, и сам из него пил, и дети его, и скот его?» (Ин., 4, 10–12).

Не правда ли, нам уже ясно, что речь идет уже не об обычной воде со дна глубокого колодца, а о чем-то ином, небывалом, способном переменить всю жизнь? Но женщина сомневается, упорствует в своем сомнении, находит аргументы. Но ведь и мы — особенно те, кому не посчастливилось расти в подлинной православной, церковной среде — разве не пытаемся найти «удобное» житейское объяснение событиям духовным, основанным на вере православной?

«Иисус сказал ей в ответ: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет вновь, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». Женщина говорит Ему: «Господин! Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.» (Ин., 4, 13–15)

Много веков назад в далекой Палестине идет этот разговор или сегодня с каждым из нас? Нам предлагаются глаголы жизни вечной, а мы по немощи своей стараемся получить выгоду сиюминутную, чтобы «не иметь жажды и не приходить … черпать»! Скольких из нас впервые приводит на порог храма желание только избавиться от хвори или другой напасти! И сколькие, получив просимое в молитве, тут же за заботами дня забывают дорогу в дом Божий до следующей неприятности… Тогда, у колодца Иакова, женщина поступила по- иному:

«Иисус говорит ей: «Пойди, позови мужа своего и приди сюда». Женщина сказала в ответ: «У меня нет мужа». Иисус говорит ей: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала». Женщина говорит Ему: «Господи! Вижу, что Ты пророк; отцы наши поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме». Иисус говорит ей: «Поверь Мне, что наступит время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу…» (Ин., 4, 16–21)

И здесь так много важного для нас: честность ответа о себе открывает духовное зрение, самарянке станоновится ясна важность всего разговора, и она торопится выяснить вопросы, которые, видимо, давно волновали ее. Теперь она готова слушать, впитывать истину Христову. И ответы не заставляют себя ждать. Только последний вопрос остается ей:

«Женщина говорит Ему: «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все». Иисус говорит ей: «Это Я , Который говорю с тобою» (Ин., 4, 25–26).

С этой вестью вернулась женщина к своим землякам. «И многие самаряне из города того уверовали в Него» (Ин., 4, 39).

Более того, через тридцать с лишним лет после этого события Фотина Самаряныня, ее сыновья — Виктор, нареченный Фотином, и Иосия, а также Анатолия, Фото, Фотида, Параскева, Кириакия, Домнина и Севастиан подтвердили свою верность и исповедание Христа мученической кончиной. Их память мы совершаем 2 апреля по новому стилю.

А в пятую неделю по Пасхе Православная Церковь воспевает: «Верою пришедшая на кладязь самаряныря, видя Тя премудрости воду, ею же напоившися обильно, Царствие вышнее наследова вечно, яко приснославная.»

Колодец Иакова существует до сего дня. Над ним был воздвигнут в византийские времена храм, который пока не удается возродить в былой красе и величии, даже перекрыть крышей. У колодца постоянно живет православный монах-грек. Послушание это считается весьма ответственным, ибо предшественник нынешнего хранителя был зверски зарублен здесь, у колодца. Когда через несколько лет его тело решили перенести на кладбище монастыря, то разрубленный топором череп был обретен сросшимся. Иерусалимская Православная Церковь прославила преподобномученика Филуменоса, его святые мощи ныне находятся в храме греческой православной семинарии в Иерусалиме.

Паломники спускаются по небольшой лестнице в небольшую комнату, в центре которой находится колодец. Изрядно приходится покрутить ворот, чтобы достать воду. И ведро невелико, так что вновь и вновь надо крутить ворот. Но обычно в желающих почерпнуть нет недостатка. А от прямого перевода имени Фотины на наш язык получилось имя Светлана. Нам же притча о самарянке да поможет преодолеть все предубеждения на пути к обретению воды живой, текущей в жизнь вечную, веры отеческой, православной.

 

В других номерах:

К 55-летию блаженной кончины святейшего Патриарха Сергия (Страгородского) 15 мая 1944 г

Речь произнесенная Патриаршим местоблоюстителем митрополитом Алексием перед началом отпевания 18 мая 1944 г

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!В муках скорби глубокой и тяжкой стоим мы у гроба Святейшего Отца нашего и Патриарха

 
Проповедь

Подвиг страстотерпцев. 15 мая — память свв. Бориса и Глеба

«Молитеся о державе сродников ваших, богоугодней быти, и сыновом Российским спастися.» С таким молитвенным призванием обращается Русская Православная Церковь к страстотерпцам, благоверным князьям Российским Борису и Глебу

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс