Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (94) → «Возрождение». Интервью Советника Губернатора Свердловской области по связям с религиозными организациями В.П. Смирнова

«Возрождение». Интервью Советника Губернатора Свердловской области по связям с религиозными организациями В.П. Смирнова

№2 (94) / 8 января ‘99

Интервью

Интервью «Областной газете» советника губернатора Свердловской области
по связям с религиозными организациями Виктора Павловича Смирнова

- Минуло десять лет с того дня, когда было широко отмечено историческое событие — 1000-летие крещения Руси. С 1988 года принято вести отсчет времени начала возрождения религиозной жизни в стране. Какие изменения за эти годы произошли в религиозной сфере Среднего Урала? Можно ли говорить сегодня о полной свободе вероисповеданий? Какова сегодня религиозная палитра Свердловской области?

- Да, изменения произошли существенные как в численном отношении, так и в конфессиональном многообразии. Если в 1988 году на территории области функционировало 62 религиозных объединения Русской православной церкви, ислама, старообрядчества, баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня и лютеран, то в настоящее время мы имеем дело с более чем 500-ю религиозными объединениями 46 конфессий и деноминаций.

Конечно, не все религиозные организации равнозначны как в численном отношении, так и по своему положению в общественной жизни. Лидерство в сфере религиозной жизни удерживается за Русской православной церковью. В настоящее время на территории всех муниципальных образований Свердловской области зарегистрировано 212 православных приходов. По количеству монастырей Екатеринбургская и Верхотурская епархия вышла на рубежи 1917 года. Сегодня в епархии 10 мужских и женских монастырей. Епархия имеет свое духовное училище, филиал Московского богословского института. Ею выпускается несколько православных газет и журналов. Организуются еженедельные православные радио- и телепередачи. Как показывает социологический опрос, 75 Процентов верующих Свердловской области сегодня придерживаются православной веры.

За 10 последних лет более чем в 12 раз выросло число религиозных общин мусульман. Сегодня в 26 муниципальных образованиях зарегистрированы исламские религиозные Организации. По числу верующих ислам считается второй конфессией области. В 5–6 раз выросли за эти годы религиозные организации баптистов, пятидесятников и адвентистов седьмого дня.

- Православие, ислам да и некоторые протестантские христианские организации являющиеся традиционными для Урала религиями. А что можно сказать о тех религиозных движениях, которые никогда на Урале не присутствовали? Каковы истоки их появления на территории Свердловской области? Какое место они занимают в религиозной жизни?

- За 5 последних лет, действительно, о себе заявили религиозные течения, о которых жители области никогда ничего вразумительного не слышали, да и сегодня большинство граждан или ничего о их учениях не знают, или имеют довольно смутное представление. Баптисты, муновцы, методисты, новоапостольские христиане, мормоны, кришнаиты, даосисты и целый ряд последователей других вероучений появились на Среднем Урале в последнее десятилетие. Одни из них, такие, как, например, новоапостольские христиане и кришнаиты, имеют своих приверженцев сегодня в десяти — двенадцати городах области. В то же время большинство из них ограничивают поле своей деятельности городом Екатеринбургом или двумя-тремя городами области. Да и численный состав адептов большей части так называемых новых религиозных движений колеблется от 50 до нескольких сот человек.

- И все же, что можно сказать об особенностях их появления на Урале? Не могли бы вы привести примеры появления таких религиозных организаций в нашей области?

- Начало деятельности таких религиозных объединений связано с появлением у нас в области разного рода миссионеров и иностранных религиозных Проповедников. В 1990 году в Свердловск прибыл в качестве туриста американский пастор методистской церкви, посетил университет, познакомился там с сотрудницей отделения общества «Знание» Лидией Истоминой. Она неплохо владела английским языком, что, безусловно, способствовало в дальнейшем ее успешным контактам с иностранным проповедником. От него она узнала и о Новой религии, хотя сама в то время не могла назвать себя верующей. Помни, как с этим проповедником она посетила общину баптистов, что функционирует у нас в Екатеринбурге на Сортировке, и очень тогда удивлялась, что в молитвенном доме баптистов на стенах отсутствовали иконы (такое у нее было тогда представление о евангельских христианах-баптистах). А спустя несколько месяцев в Екатеринбурге по инициативе этого американского проповедника была зарегистрирована новая религиозная организация методистов, во главе ее становится Лидия Истомина. Постепенно организация пополнялась за счет студентов УрГУ, молодых преподавателей школ, молодежи, владеющей английским языком. А сами Истомина получила от американской объединенной методистской церкви рукоположение в сан пастора. Таких примеров можно привести немало. Подобным образом в городе Екатеринбурге были зарегистрированы религиозные организации муновцев, мормонов, новоапостольских христиан, даосистов, пресвитерианцев Корейской церкви. Лидеры некоторых новых вероучений образовали религиозные организации после своих зарубежных поездок в качестве туристов. Всех их объединяет одно — заинтересованная поддержка со стороны духовных наставников из-за рубежа.

- А как можно сегодня охарактеризовать самих верующих? Можно ли о них говорить как о невежественных, малообразованных людях? Кто он, современный верующий? Каков образ современного духовного лидера?

- Глубоко заблуждается тот, кто полагает, что верующие — это в основном люди преклонного возраста. Сегодня основной состав верующих многих религиозных организаций определяют люди в возрасте 20–40 лет. Уровень образования многих из них в пределах 10 классов и техникума. За последнее время адептами новых религиозных течений все больше становятся молодые люди с высшим образованием, учителя, врачи. Да и сами священнослужители уже не те, что были 5–6 лет назад. Среди священников Русской православной церкви немало людей с высшим образованием, четверо из них имеют высшее медицинское образование, один из священнослужителей имеет ученую степень доктора медицинских наук.

Духовным лидером одной из вновь появившихся конфессий является молодой человек, закончивший военно-инженерное училище по специальности электронщика. Руководители новых на Урале религиозных движений — в основном молодые люди с высшим образованием. Заметным явлением среди ряда протестантских течений стало привлечение в их ряды медицинских работников, врачей и учителей.

- А велико ли число самих верующих в области?

- Разные источники показывают различные цифры. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обозначил число верующих в России порядком 75 процентов. Некоторые исследовательские центры называют цифру 47–51 процент. Социологический опрос по нашей области показал, что число верующих у нас более 30 процентов. Но одно ясно, что речь сегодня идет о миллионах верующих граждан, а общее число религиозных организаций в России уже превысило 20 тысяч.

ПОМОЩЬ СТРАЖДУЩИМ

- Виктор Павлович, вы достаточно широко представили религиозную палитру Свердловской области. Число религиозных организаций достигло 500, сотни верующих, конфессиональное многообразие. По всей видимости, сегодня речь может идти о сформировавшемся религиозном факторе, который, видимо, оказывает существенное воздействие на социально-культурную, а возможно, и на политическую жизнь области?

- Да, сегодня игнорировать религиозный фактор нельзя. Он проявляет себя во многих сферах социально-экономической, культурной и политической жизни. При этом следует учитывать, что проявления религиозного фактора, как показывает история, могут быть как позитивны, так и негативны.

Давайте взглянем на эту проблему с экономической стороны. Многие религиозные организации уже сегодня могут рассматриваться как собственники финансовых и материальных средств. 163 прихода Екатеринбургской и Верхотурской епархии имеют в своем владении не только храмовые здания, но и жилые дома, хозяйственные постройки, сельхозугодия, производственные помещения, легковой и грузовой автотранспорт, трактора и другую технику.

Целый ряд нетрадиционных религий уже приобрели на свои средства, построили и ведут строительство молитвенных зданий, приобретают автотранспорт, печатную технику, аудио-видеоаппаратуру.

Мне известно, что многие религиозные организации, стимулируемые из-за рубежа, с пристальным вниманием ожидают принятия законодательства о продаже в нашей стране земли с тем, чтобы начать скупать в области земельные участки. Американская объединенная методистская церковь еще в 1992 году просила выделить в области около 20 тыс. га земли под сельхозугодия для организации своих фермерских хозяйств. Новоапостольская церковь построила в Краснотурьинске свой храм и уже сегодня настойчиво говорит о том, что это здание является собственностью головной организации, находящейся в Гамбурге (ФРГ). Общеизвестно, что протестантские христианские организации на Западе сыграли важнейшую роль в развитии рыночной экономики. Некоторые политики поэтому религиозному фактору придают большое значение.

- Еще более впечатляют сообщения о деятельности религиозных организаций в социально-культурной сфере. В средствах массовой информации все чаще приводятся примеры социальной помощи нуждающимся гражданам, роли верующих в воспитательной работе с осужденными, оказания материальной помощи больным и престарелым. Как вы оцениваете религиозный фактор в социально-культурной жизни Свердловской области?

- Только с положительной стороны. Месяц назад, к примеру, по каналам агентства ЕАН прошло сообщение, что новоапостольские христиане привезли из Германии 140 кроватей для инвалидов городов Каменска-Уральского и Екатеринбурга. Подсчитано, что религиозные организации ежегодно поставляют для наших больниц медицинское оборудование и медикаменты на сотни тысяч рублей.

Я мог бы привести множество примеров большой социальной помощи, которую оказывают религиозные организации беднейшим слоям населения области. Верующие организуют для них бесплатное питание, помогают одеждой, обувью, постельным бельем, устраивают ночлежки для бездомных. Религиозные организации накопили некоторый опыт работы с наркоманами, по ликвидации детской беспризорности. В летнее время они организуют загородные лагеря отдыха, несколько тысяч детей проводят в них ежегодно летние каникулы.

Вы уже упомянули о том, что религиозные организации проводят большую воспитательную работу в исправительно-трудовых колониях. И это действительно так. Сегодня 83 священнослужителя Екатеринбургской и Верхотурской епархии по благословению епископа Никона несут послушание в духовном окормлении 96 воинских частей и подразделений и 50 учреждений исполнения наказания. Немалый опыт работы с заключенными накопили методисты, адвентисты седьмого дня, христиане веры евангельской.

Религиозные организации проявляют большую активность в сотрудничестве с органами образования. Сегодня во внеурочное время и в воскресные дни в области функционирует более 150 воскресных школ в которых дети и взрослые познают основы тех или иных вероучений. Сотрудники епархии уже четвертый год совместно с педагогами общеобразовательных школ в зимние каникулы проводят областные образовательные конференции.

Все активнее развивается сотрудничество учреждений культуры с религиозными организациями. Организация выставок, фестивалей народного творчества, хоровое искусство, живопись, различные творческие встречи и конференции — все это входит в повседневную жизнь религиозных объединений области в их тесном взаимодействии с творческими коллективами светских организаций.

А возьмите, к примеру, работу национально-культурных автономий области. Сегодня их деятельность порой так тесно связана с религиозной жизнью, что бывает трудно провести грань между национальным и религиозным.

ОТРАВИТЕЛИ ДУШ

- Виктор Павлович, примеры, свидетельствующие о повышении роли религиозного фактора в социально-культурной и общественной жизни, безусловно, впечатляют. Но повседневная практика религиозной деятельности преподносит обществу и немало негатива. И в нашей области, и в России пролито немало родительских слез в связи с деятельностью таких религиозных организаций, какими являются Белое Братство, Богородичный центр, «АУМ Синрикё», Церковь Объединения (муновцы). Общественность с тревогой и озабоченностью говорит о духовной агрессии, о религиозном экстремизме. Что это — сознательный вымысел, игра политиков или реальность?

- Вы затронули большую и серьезную проблему. Я мог бы вам показать большую пачку писем, обращений граждан в администрацию губернатора области, в которых они с болью в сердце приводят примеры семейных трагедий, когда дети покидают родительский дом и уходят в секты, нередко порывают все связи с родными. Поговорите с членами областного общественного комитета «В защиту семьи и личности», и они вам многое расскажут о пагубном влиянии на их детей одной из заморских религиозных организаций под названием «Ассоциация за объединение мирового христианства». В народе о членах этой секты говорят как о муновцах, по имени их обожествленного пророка.

Пользуясь несовершенством действующего законодательства, многие так называемые новые культы, среди которых немало деструктивных, сегодня беспрепятственно распространяют духовную отраву, нередко преследуя неблаговидные, сомнительные и даже экстремистские цели. Пользуясь религиозной неграмотностью населения, прежде всего молодежи, они применяют антигуманные методы, которые оказывают вредное влияние на психическое, физическое и нравственное здоровье человека, деформируют личность. И в этих условиях вполне уместно сегодня говорить о религиозной безопасности.

- А что, на ваш взгляд, входит в понятие религиозной безопасности?

- Под религиозной безопасностью следует понимать систему гарантий свободы совести и вероисповеданий, состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от религиозного экстремизма и духовной агрессии.

Уже первый опыт деятельности религиозных организаций зарубежных конфессий и деноминаций на территории области показывает, что практически все они исключают саму возможность свободно выбирать и менять религиозные убеждения, индивидуально исповедовать свою религию, как это закреплено в Конституции Российской Федерации и в Законе «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Новые религиозные движения, как правило, формируют два варианта культовых доктрин: один вариант для использования внутри организации, другой — в чисто рекламных целях. Это позволяет им широко применять психическое насилие к гражданам уже на первоначальной стадии их духовного самоопределения. Конкретно оно проявляется в таких формах, как назойливые приглашения на бесплатные курсы или выгодную работу, проведение индивидуальных бесед в общественном транспорте, бесцеремонные визиты на квартиру, настойчивые телефонные звонки, вовлечение любым способом людей в массовые религиозные шоу на стадионах, броская подача себя в качестве различных международных, студенческих и молодежных организаций, разнообразных центров здоровья или семьи. При этом в индивидуальное и общественное сознание настойчиво внедряется стереотип, что именно данная организация способна проникнуть в сферу интересов и забот человека, помочь ему решить все жизненные проблемы, избавить от тяжелых заболеваний и недугов, стать богатым и счастливым.

Я был свидетелем, когда на одно из таких массовых религиозных шоу, проводимых Екатеринбургской харизматической церковью, большой толпой шли старики и немощные люди в надежде, что иностранный проповедник вылечит их от недуга за один сеанс (так рекламировал себя этот миссионер).

Преднамеренное сокрытие подлинной правды при вербовке потенциальных приверженцев нового религиозного движения нарушает важнейшее конституционное право человека на получение достоверной информации о религиозном объединении, основах его вероучения, формах и методах деятельности. А без достоверной информации никто не может сделать свободный выбор, определиться в своих религиозных убеждениях.

В религиозных организациях зарубежных конфессий и деноминаций нет прихожан в обычном значении этого слова. Они формируются как сплоченные коллективы с фиксированным членством, распределением ролей и жесткой иерархической системой соподчинения. Над поведением верующих, особенно вновь обращеннных, устанавливается жесткий контроль. Каждому из них назначаются наставники, которые строго следят, чтобы не общались с иноверцами, не читали газеты, не слушали радио, не смотрели телепередачи, не знакомились с вероучениями других конфессий.

В беседах с наставником огульному очернению подвергаются традиционные вероисповедания, в первую очередь Православие. При попытке рвать с религиозной организацией человек подвергается давлению и преследованию стороны своих «братьев и стер», угрозе и шантажу, степенно у адептов этих религий формируется замкнутость, крайняя нетерпимость к чужому мнению, и в то же время вырабатывается полная убежденность в правоте учения руководителя своей религиозной организации.

В некоторых конфессиях религиозные ритуалы исполняются помногу часов, нередко несколько суток. Резко изменяются режим и нормы питания, ограничивается сон. В результате подавляется личность человека. Он становится духовным рабом проповедника. Подчас требуются годы интенсивного лечения, чтобы избавиться от тяжелых последствий поклонения таким богам.

НЕ ВСЯКОМУ ПОУЧЕНИЮ ВЕРЬ

- Виктор Павлович, вероисповедная специфика России такова, что новые религии могут завоевать свое пространство, лишь потеснив так называемые традиционные деноминации. Видимо, нельзя исключить того, что первоочередной задачей некоторых неорелигий является размывание сложившихся в стране религиозных традиций, расширение раскольнических тенденций в культурообраэующих религиозных организациях, усиление межконфессиональной напряженности?

- Бесспорно, их деятельность преследует определенные, далеко не всегда в интересах России, цели. Активное участие иностранных миссионеров в соответствии с действующим законом не может рассматриваться как правовое нарушение. Тем не менее, чувствуя себя полноправными хозяевами, они нередко выходят за рамки толкования Священного Писания, последовательно навязывают аудитории свою интерпретацию процессов и событий в России и в области, а порой даже проводят опросы адептов своих вероучений по широкому спектру политических, экономических и социальных проблем. В итоге обостряется противостояние между традиционными конфессиями и религиями, привнесенными из-за рубежа.

В то же время не могут не настораживать попытки репрессивными методами наводить порядок. Такие примеры уже имеются. Грубые гонения создают вокруг сект ореол мученичества. К сожалению, сектофобия стала весьма распространенным явлением. Она пустила глубокие корни в казачестве, в некоторых националистических движениях, в консервативных кругах интеллигенции.

- Но всегда ли, и только ли религиозный фактор проявляет себя негативно со стороны новых религиозных образований, со стороны заезжих миссионеров? Ведь те же «белые братья», последователи Виссариона, родились на российской земле. В каких еще сторонах общественной жизни может отрицательно проявить себя религиозный фактор?

- Несовершенство российского законодательства позволяет сегодня любому гражданину без проверки его здравомыслия и психического состояния основать любую религию, объявить себя пророком или даже божественной личностью. Ничто в законодательном порядке не препятствовало бывшей комсомольской работнице, журналистке объявить себя Марией Дэви Христос и повести за собой тысячи сторонников. Вслед за ней бывший милиционер из Красноярского края объявил себя пророком Виссарионом, наследником Христа на земле. В Челябинской области приверженцы новой религии, называющие себя бажовцами, основали святые места на Южном Урале и успешно проповедуют свое вероучение неосведомленным в религии людям. Действительность заставляет всерьез задуматься о необходимости обеспечения со стороны государства религиозной безопасности. Ведь уже сегодня имеются примеры, когда отдельные религиозные объединения приобретают в России крупное недвижимое имущество, скупают акции высокодоходных предприятий и даже проявляют повышенный интерес к оборонным предприятиям, внедряются в сферу бизнеса, финансов и средств массовой информации, лоббируют интересы зарубежных товаропроизводителей.

Все заметнее тенденция переплетения религиозных и националистических моментов, сознательное нагнетание требований клерикализации общественной, культурной жизни, втягивание верующих в межнациональные, межконфессиональные и внутриконфессиоиальные конфликты. Продолжает оставаться одной из центральных и подчас трудно разрешаемых проблема отношений конфессий с национально-культурными автономиями. Нарастает тенденция обособления религиозных организаций по национально-территориальному признаку.

Нельзя безразлично относиться и к тому, что религиозная идеология взята на вооружение многими общественно-политическими партиями и движениями. Они все чаще стали использовать религиозную тему в своих интересах, искать поддержку как у верующих, так и у авторитетных религиозных деятелей.

Определенный интерес к религиозной тематике проявляют и некоторые коммерческие структуры. И тоже стоит задать вопрос: «Во имя чего?»

Все чаще встречаются факты, когда конфессиональные структуры скрывают свое лицо под вывеской различных общественных организаций. Сегодня и в России, и во многих странах мира негативную реакцию со стороны общественности и государственных структур вызвала деятельность религиозного движения под названием «Церковь сайентологии».

Отличительной особенностью проникновения этой религии в Россию стало то, что она действует через различные структуры, которые афишируют себя как независимые от нее: Хаббард Колледж, Центр дианетики, Центр «Нарконон» и другие. Под этими разнообразными наименованиями сайентологическая идеология проникла даже на оборонные предприятия Урала.

Много вывесок у Церкви «Объединения»: церковь унификации, ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства — все это названия одной религии. Но пропаганду своих идей она ведет под прикрытием таких организаций, как «Проект единства», «Развитие нового образования», «Международный фонд культуры», «Международный фонд образования». Эта религия действует более чем в 150 странах мира и везде окружает себя широкой сетью собственных международных организаций. В числе их: Международный фонд помощи и дружбы, Всемирный студенческий корпус, Международная конференция по единству наук, Международный семинар по религиям мира, Ассоциация новых экуменических исследований, Всемирная ассоциация средств массовой информации.

В Россию свободно проникают представители эзотерических религий, носящих мистический характер и представляющих угрозу здоровью человека.

Сегодня люди земли российской получают «поучения» от тысяч «контактеров». Среди них все больше становится «целителей» человеческих душ, пророков, магов, астрологов, колдунов, шаманов, экстрасенсов, теософов, гуру, разного рода «учителей», прорицателей, миссионеров и прочих ангелов духовного обмана. Каждый день через радио и телевидение, через СМИ и различные «Центры» они захватывают в свои объятия россиян, преследуют их, давят на них, опутывают их всевозможными бреднями, а в конечном итоге овладевают сознанием людей, подчиняют их волю своим низменным целям.

В СМИ много раз приводились факты широкого использования аппаратуры для управления психикой и интеллектом человека. На Западе людям уже давно известно о технологиях, влияющих на человеческий организм почти незаметно. Человеку кажется, что он делает сам, по собственному побуждению. А оказывается, его ведут словно бычка на веревочке. Методов невидимого и неслышимого воздействия на мозг имеется немало. Каждому медику, связанному с фитотерапией, известно воздействие различных трав, йода, солей на психическое состояние человека. Определенное воздействие на подсознание людей оказывает цветовая гамма. И сегодня целый ряд религий используют эту технологию в своих ритуалах и обрядах.

Метод психорегуляции в недобрых руках может стать средством, с помощью которого можно вызвать страх, агрессию гнев, безволие, а в конечном итоге — уничтожить в человеке чичность. И этим пользуются, прикрываясь религиозной обрядностью и религиозной атрибутикой, разного рода «пророки», знахари, «контакторы» и просто мошенники.

МЫ ДОЛЖНЫ ВОССТАНОВИТЬ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

- Виктор Павлович, вы обстоятельно охарактеризовали религиозную обстановку Свердловской области. А как складываются отношения органов власти с религиозными организациями?

- В отношениях государства и Церкви, сложившихся к настоящему времени в нашей области, можно выделить три позитивных момента. Во-первых, в соответствии с Конституцией Российской Федерации в области обеспечена полная, бспрепятственная реализация прав граждан на свободу вероисповеданий. Во-вторых, эти отношения строятся строго на правовой базе. А на основе этого достигнута определенная стабилизация религиозной остановки. И в-третьих, при наличии большого числа функционирующих в области разнообразных конфессий и деноминаций мы не располагаем фактами какой-либо опасной для общества межконфессиональной конфронтации и каких-либо серьезных конфликтных ситуаций, связанных со взаимоотношениями органов власти с религиозными организациями.

Отношения органов власти и религиозных организаций строятся на взаимоуважительной и конструктивной основе. Губернатор области Э. Россель и правительство проводят политику невмешательства во внутренние дела конфессий, равноправного отношения со всеми официально зарегистрированными религиозными объединениями. В то же время, принимая во внимание историческое и конфессиональное своеобразие нашего края, властные структуры, общественные и коммерческие организации более активно взаимодействуют с Русской Православной Церковью и исламскими общинами. Э.Россель уделяет большое внимание формированию оптимально взвешенного, взаимозаинтересованного государственно-конфессионального сотрудничества в решении общественно значимых проблем Свердловской области.

Улучшению взаимопонимания с конфессиями способствует деятельность экспертно-консультативного совета по вопросам свободы совести и вероисповеданий, созданного при губернаторе Свердловской области, а также периодические встречи губернатора, членов правительства, глав администрации с руководителями конфессий. Немаловажно, что органы власти поддерживают инициативы, направленные на расширение и углубление конструктивного межконфессионального диалога, проведение совместных межконфессиональных общественно значимых акций.

Большое внимание со стороны правительства области и органов местного самоуправления уделяется вопросам возвращения верующим бывших культовых зданий.

- В этой связи нередко можно услышать суждения и даже упреки в адрес властей о том, что культовые здания в основном передаются православным приходам. Что вы можете ответить гражданам, проявляющим в связи с этим какое-то беспокойство?

- Разрешение проблем возвращения культовых зданий ее исконным владельцам должно базироваться не на количественном факторе, кому сколько передано и сколько следует передать. И уж тем более не на конфессиональной основе, какой конфессии следует отдавать предпочтение. Прежде всего должна быть соблюдена историческая справедливость. У Русской Православной Церкви была насильственно изъята наибольшая часть, по сравнению с другими конфессиями, собственности. До революции Екатеринбургская епархия имела 853 храма и более 100 часовен. А возвращено к настоящему времени менее сотни, да и то большая часть — в разрушенном состоянии. Более 500 зданий были полностью снесены. А какое количество реквизировано у церкви икон, книг, церковной утвари! А возвращено верующим мизерное количество. Необходимо учитывать и то, что исламские организации до революции в большинстве своем располагали деревянными постройками, которые до настоящего времени не сохранились. А если и остались кирпичные здания бывших мечетей, то они к настоящему времени так перестроены, что передача их мусульманским организациям серьезно осложнена из-за действующего законодательства о собственности. Ну а о других конфессиях тем более говорить сложно, ибо они до революции не располагали большой собственностью. На фоне всего этого часто формируется ложное представление, что православию отдается предпочтение.

- Какой же выход находит власть в этой ситуации?

- В каждом городе по-разному решается эта проблема. Есть примеры, и их немало, когда администрации городов находят возможность взамен утраченного культового здания передать верующим приспособленные для молитвенных целей помещения. Такие здания получили мусульмане, католики, православные, старообрядцы, евангельские христиане баптисты, церковь «Новая жизнь» и другие. Есть примеры, когда на средства общественности при поддержке властных структур и коммерческих организаций строят культовые здания.

- Читателей часто интересует вопрос об участии государства в восстановлении храмов. Иногда чувствуется некоторая раздраженность: мол, как это так, на фоне тех трудностей, которые испытывает сегодня народ, государство находит средства для оказания помощи религиозным организациям. Много вопросов в связи с этим возникает по Верхотурью. Проясните, пожалуйста, ситуацию.

- Такие вопросы возникают, как правило, от незнания законодательства и фактического положения дел. Да и некоторые ангажированные средства массовой информации вводят людей в заблуждение, в определенных целях сталкивая интересы верующих и государства.

И в советский период, и в настоящее время в стране действовало законодательство об охране и использовании памятников истории и культуры. В соответствии с этим законодательством государство всегда предусматривало в бюджете ассигнования на восстановление памятников. Это делается во всем цивилизованном мире. В Свердловской области десятки культовых зданий, в соответствии с законом, признаны памятниками истории, культового и архитектурного зодчества. Немало среди них зданий, относящихся к ХVII-ХIХ векам. Поэтому государство принимает участие в их восстановлении и реставрации. В Верхотурье много культовых зданий, но средства выделяются на реставрацию только тех церквей, которые являются памятниками истории и архитектуры. К тому же необходимо иметь в виду, что эти средства предусмотрены федеральным бюджетом.

В рассматриваемой проблеме есть и еще один немаловажный фактор — нравственный аспект. Я занимаюсь проблемами взаимоотношений церкви и государства с 1986 года, и мне известно, что за период с 1970 по 1990 годы приходы Русской православной церкви внесли добровольно в областной фонд охраны памятников более 10 млн. рублей (в тех ценах). Да и культовые здания, о которых идет речь, разрушались по вине государства. И верующие граждане вправе сегодня требовать справедливого решения этой проблемы.

НЕ ЗАБЫВАТЬ ОБ ЭТИКЕ

- Виктор Павлович, как, на ваш взгляд, освещается религиозная жизнь в средствах массовой информации? Удовлетворяет ли верующих характер публикаций по религиозной тематике?

- Анализируя публикации в областных и местных СМИ, приходишь к выводу, что большая часть их носит чисто информационный характер, освещаются различные религиозные мероприятия, церковные праздники, религиозные обряды, строительство и реставрация культовых зданий. Иногда появляются публикации, отражающие внутреннюю жизнь отдельных конфессий. Но не все, к сожалению, понимают, что здесь требуется особая внимательность и соблюдение этических норм. Если же представить недостатки в освещении религиозной тематики в обобщенном виде, то я бы выделил несколько наиболее типичных. Прежде всего, это большой разброс в понятиях, в оценке религиозного фактора. Одни видят в религии только культурно-развлекательную сторону. Другие подходят к религиозному фактору слишком упрощенно, считая религиозные организации сообществом невежественных престарелых людей. Другие заблуждаются, принимая религиозные организации за большую силу, способную проявить себя в политической сфере и принести дивиденды в политических играх. Бытует неправомерное отождествление религиозных объединений с общественными. На этой основе игнорируется конституционный принцип отделения религиозных объединений от государства. У части журналистов имеется слабое представление о новых религиозных течениях. В связи с этим печать фактически игнорирует роль многочисленных мировоззренческих сообществ, формирующихся на базе эзотерических знаний.

Становится проблемой болезненное пристрастие некоторых газет к освещению религиозных событий в явно враждебном тоне. При этом серьезная критическая аргументация подменяется чисто эмоциональным давлением на читателя, а поверхностная критика лидеров культа принимает оскорбительные для его приверженцев формы.

- В этой связи много вопросов в последнее время возникает по поводу публикаций критических материалов по адресу священноначалия Болеринбургской епархии. Прокомментируйте, пожалуйста, те обвинения, которые были озвучены в прессе по адресу епископа Никона.

- В этих публикациях сквозит сознательное, преднамеренное унижение духовного лидера самой многочисленной и авторитетной конфессии области. При этом многие факты представлены читателю либо в искаженном виде, либо явно лживы. Немало слов, например, сказано некоторыми СМИ по поводу якобы имевшего место в епархии факта сожжения книг еврейских авторов. А ведь в действительности речь идет о сожжении книжной макулатуры, и епископ Никон никогда не отдавал никаких распоряжений о сожжении книг еврейских авторов. Просто один из «обиженных» бывших священников, которого правящий архиерей отстранил от службы за неблаговидные проступки, извратив факты, распустил слух, а некоторые СМИ растиражировали его.

С июля месяца некоторые СМИ распространяют явную ложь о переводе епископа Никона в другую епархию за якобы имевшие место недостатки в руководстве епархией. Много несправедливых упреков было высказано по адресу Владыки Никона в связи с затянувшимся строительством Храма-памятника на месте гибели царской семьи. И в то же время от читателей сознательно скрывается правда о том, что еще в 1994 году было принято решение Священного Синода о подготовительной работе по строительству этого храма под непосредственным патронажем Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Вы задали вопрос относительно реакции верующих на подобного рода публикации. Представьте себе, как восприняли православные граждане публикацию в одной из газет следующего содержания: «Сам архиепископ (хотя Владыка Никон является епископом) в городе отсутствует, говорят, что его вызвали в Москву. Недоброжелатели при этом добавляют, что Владыка повез с собой большую сумму денег»? А Владыка Никон в это время находился в больнице с серьезным заболеванием. Я был свидетелем, когда во время болезни врачи разрешили ему на несколько часов покинуть больницу для участия в богослужении, и как со слезами на глазах верующие по окончании службы провозглашали здравицу в честь правящего архиерея.

- К сожалению, в последнее время немало публикаций было и в адрес раввина Зелига Ашкенази. Что вы можете сказать по поводу этих публикаций?

- И в этом случае мы имеем дело с преднамеренным опорочиванием чести и достоинства религиозного деятеля. И снова факты либо извращаются, либо трактуются двусмысленно, видимо, в расчете на то, что читатели в религиозной тематике не всегда достаточно осведомлены.

Некоторые СМИ, например, называют раввина самозванцем, якобы незаконно занимающимся религиозной деятельностью, пугают верующих тем, что он представляет будто бы реакционное направление в иудаизме. А фактически раввина Зелига Ашкенази, в соответствии с Законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», пригласила религиозная община иудеев, зарегистрировавшая свой устав в управлении юстиции как религиозная организация города Екатеринбурга и Свердловской области. В соответствии с этим уставом и Зелиг Ашкенази именует себя раввином города и области. Сам он является потомственным раввином, его отец и дед тоже были раввинами. После окончания духовного учебного заведения по рекомендации объединения раввинов СНГ приехал в Россию. К тому же, по еврейскому закону «Галахе», гражданин любой страны, имеющий звание раввина, вправе занять пост раввина в любой общине, пригласившей его. Таким образом, и по законам Российской Федераци, и по еврейскому закону «Галахе» его статус не вызывает сомнений.

Искаженно трактуют некоторые СМИ и вероучения хасидов. Принимать то или иное вероучение — это добровольное дело каждого. Я думаю, что посредниками в этом учении не могут и не должны быть журналисты.

Если же вернуться снова к теме отражения религиозной жизни в СМИ, то я бы хотел обратить внимание на то, что объективности ради нужно чаще давать слово на страницах газет непосредственно представителям религиозных организаций и их духовным лидерам, делается это, к сожалению, крайне редко.

- Вот и давайте продолжим диалог на религиозные темы, но уже с участием, духовенства и самих верующих различных конфессий. Надеемся, что в этом вы примете непосредственное участие.

- Приглашение к такому, диалогу принимаю. Такой разговор на страницах «Областной газеты» поможет читателям получить более объективную информацию о религиозной ситуации в области.

 
Интервью

«Между верой и знанием нет противостояния». Интервью Святейшего Патриарха Алексия газете «Московские новости»

На анкету «Московский новостей» отвечает Патриарх Московский и всея Руси Алексий II Страхи XXI века Есть немало тенденций, позволяющих предсказать появление новых страхов — не только основанных на иллюзиях, но и вполне оправданных. Так, например, нынешнее развитие мировой экономики все более приводит к тому, что тяжелый труд сотен миллионов людей в странах «второго» и «третьего мира» обрекается на неэффективность, а грандиозная прибыль, извлекаемая посредством финансовых спекуляций, стремительно обогащает население мира «первого».

 
Интервью

«Изменилось многое, не просто многое, а почти все…». Интервью с митрофорным протоиереем Владимиром Зязевым

«Изменилось многое, не просто многое, а почти все…»- У каждого человека свой путь к Богу. И священнослужителями становятся, как правило, люди уже в детстве и юности осознавшие свое высокое предназначение. Обычно они все воспитываются в глубоко верующих семьях. Вы, отец Владимир, родились именно в такой семье?

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс