Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
На анкету «Московский новостей» отвечает Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
Страхи XXI века
Есть немало тенденций, позволяющих предсказать появление новых страхов — не только основанных на иллюзиях, но и вполне оправданных. Так, например, нынешнее развитие мировой экономики все более приводит к тому, что тяжелый труд сотен миллионов людей в странах «второго» и «третьего мира» обрекается на неэффективность, а грандиозная прибыль, извлекаемая посредством финансовых спекуляций, стремительно обогащает население мира «первого».
Другая опасность, также совершенно реальная, возникает в случае безответственного вмешательства человека в собственную природу. Клонирование, различные способы манипуляции генетическим кодом и сознанием, перспектива появления существ, в которых человеческая природа сочеталась бы с техногенной, могут сильнейшим образом не только расколоть общество, но и привести к необратимым повреждениям наследственности и вырождению человечности в человеке и самого человечества.
Вера в Бога и атеизм
Между верой и знанием нет противостояния. Однако всем векам и народам знаком спор о том, можно ли подкрепить мистический опыт научными данными. Это спор религии не с наукой, а скорее с идеологией сциентизма, привыкшего говорить от имени науки. Полагаю, что он никогда не будет завершен: одни будут интерпретировать научные открытия как свидетельство о Боге, другие — как оправдание агностицизма. Впрочем, сам по себе данный спор не сильно влияет на религиозный выбор человека. Вера возникает и укрепляется не благодаря рациональным выводам — ее таинство дарует человеку Бог. Можно уверовать, даже многократно убедив себя в абсурдности религии с точки зрения разума. Можно доказать для себя существование Бога, видеть чудеса и не стать верующим человеком. Не случайно говорят, что Православие не доказуется, а показуется.
О жестокости и терпимости
Будет ли в мире меньше жестокости, зависти от того, насколько люди научатся сосуществовать, проявлять терпимость к культам, верованиям, убеждениям, национальным особенностям друг друга. Ведь насилие обычно не возникает на пустом месте — оно становится следствием несправедливости, экспансии и столкновения различных интересов, да и любой попытке навязать волю одного человека другому. Современные отношения между государствами и народами не стали мягче, не лишились противоречий — просто конфликты стали происходить подчас не на поле битвы, а в сфере жесточайшей политической, экономической, информационной конкуренции, в результате которой множество людей по-прежнему обрекаются на лишения и страдания, а то и на гибель. Если за фасадом демократии будет скрываться стремление обосновать и закрепить господство одних личностей, групп или народов над другими, это к конце концов приведет к новым революциям и войнам, возможно, даже глобальным.
Единственное, что может, на мой взгляд, улучшить отношения между людскими сообществами, — это решительный отказ от попыток «переделать» друг друга, уравнять расы, традиции, этносы не только в минимальных правах, но и в возможностях реально участвовать в принятии решений на любом уровне. Без уважения или хотя бы терпимости к законам и обычаям различных народов нам не избежать новых противостояний.
О попытках создания рая на земле
Мечта о создании рая на земле с той или иной интенсивностью периодически овладевает людьми. Идея построения коммунизма — одна из ее разновидностей, Сама по себе мечта о рае на земле, с моей точки зрения, свидетельствует лишь о безграничном потенциале добра, заложенном в человека Богом изначально. В то же время попытки ее реализовать свидетельствуют о незнании Божественного откровения людям. Знание же о нем и сопротивление воле Божией — крайний случай зла. Под эту мечту подводились разные учения, в том числе — марксизм и порожденный им и греховным властолюбием большивизм. Неопровержимые законы Божественного промысла привели к тому, что попытка осуществления коммунистической мечты выродилась сперва в тоталитарное насилие, а позже, по мере естественной усталости идеологической империи, в идею построения коммунизма (т. е. рая) «в отдельно взятой стране». Причем в качестве последнего алиби несостоятельной идее пришлось пришлось воспользоваться все теми же заповедями Божиими, переформировав их в «моральный кодекс строителя коммунизма». Желание заменить собой Бога, стать вершителями судеб всего мировоззрения, человечества или даже отдельного человека Господь всегда посрамлял. Посрамит он и новые такие попытки, а они, конечно же, будут предприниматься. На какой бы основе — политической, националистической, технократической, экономической — ни строилась новая Вавилонская башня, ее опять разрушит человеческая греховность, победить которую без Бога мы не в силах.
О диктаторах
Не стал бы загодя объявлять какую-либо или какого-либо государственного деятеля потенциально опасным, как это сегодня нередко делается. Дай Бог, чтобы угроза миру никогда не исходила из России.
Впрочем, ни в нашей стране, ни где-либо за ее пределами не исчерпана возможнось проявления национальных или даже глобальных личностей или групп, претендующих на право диктовать свою волю. Личности, стремящиеся ограничить богоданную свободу других, по-прежнему существуют. Главное их отличие от диктаторов прошлого, пожалуй, состоит в том, что изменились средства, которыми они пытаются достичь цели… Если раньше это были войска и репрессивный аппарат, то сейчас это вполне могут быть новые экономические и информационные технологии, злоупотребление достижениями науки и так далее.
О скуке
Думаю, людям будет чем заняться в следующем веке. Скука и сейчас является уделом лишь некоторых социальных слоев, причем по преимуществу в благополучных странах. Считать же, что с наступлением нового столетия или даже к его концу проблем в мире станет многократно меньше, — несколько наивно. История знает немало обществ, считавших, что они всего достигли и преодолели все трудности и противоречия. В этот-то момент для них и начинается самый непростой период. Не случайно в Библии сказано: «Когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба…» (1 Фес. 5.3).
О непознанном
Рационально до конца непознанным будет оставаться главное: высший смысл бытия человека, его удел в вечности, его отношения с Богом и — в определенной степени — с другими людьми. В понимании нами этих сторон собственной жизни мы можем лишь возрастать по мере накопления информации, внешнего житейского опыта, научных познаний, но никогда не сможем сказать, что все познали. Я как христианин и пастырь верую и знаю, что ответ на эти вопросы может открыть человеку лишь Сам Господь.
Отношения между мужчинами и женщинами
К сожалению, уходящий век бросил немало вызовов боговдохновенным нравственным ценностям, на коих всегда строились достойные отношения полов и крепкая семья, в которой только и возможно полноценное воспитание детей. Навязчивая пропаганда порока и распущенности, ужасающее число разводов, абортов, брошенных родителями детей, участившаяся в последнее время полемика о так называемых альтернативных формах семьи — все это заставляет серьезно задуматься о сохранении полноценной жизни для будущих поколений. Если человечеству не удастся переломить данной решительной тенденции — а любой грех разрушает не только личность, но и семью, и общество, — цивилизация стремительно придет к упадку. Об этом предупреждают учение Церкви и исторический опыт разных народов.
Источники человеческой радости
Отшельничество — удел избранных, но служение людей, отрекшихся от суеты мира ради молитвы за мир и ради уединенных размышлений о вечном, очень важно для людей, находящихся в «миру». Надеюсь, станет больше тех, для кого вера, религиозная мотивация поступков станет главным содержанием жизни. Все же остальное — семья, стремление к деловому или иному творческому спеху, возможность с интересом провести свободное время, — полагаю, будет присутствовать в жизни людей ровно настолько, насколько присутствовало всегда. Главное, чтобы в каждой из сфер своего бытия люди исполняли вечный нравственный закон, в котором — основа достойной и полной жизни.
«Московские новости»
Пресс-служба Екатеринбургского епархиального управления уведомляет, что 9 января 1999 года на заседании Духовной Консистории Екатеринбургской епархии под председательством Преосвященного Никона, епископа Екатеринбургского и Верхотурского, был рассмотрен вопрос об отношении священнослужителей Екатеринбургской епархии к предстоящей выборной кампании. При рассмотрении этого вопроса признано необходимым еще раз отметить сыновнюю приверженность клира и мирян Екатеринбургской епархии духу и букве Постановления Священного Синода от 21 марта 1996 года и решений Архиерейского Собора 1997 года.
Интервью «Областной газете» советника губернатора Свердловской области по связям с религиозными организациями Виктора Павловича Смирнова
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.