Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (65) → Господи и Владыко живота моего… Размышления о великопостной молитве

Господи и Владыко живота моего… Размышления о великопостной молитве

№7 (65) / 7 января ‘97

Проповедь

Окончание. Начало в № 5–6

«Дух ПРАЗДНОСТИ… не даждь ми, рабу Твоему!»

Идеал современного человека — поменьше работать, а побольше наслаждаться жизнью. Современная цивилизация изобрела много всяких удовольствий и развлечений, которые тешат наши чувства, возбуждают все большие и большие желания. Хорошо было, бы ничего не делать, а только наслаждаться!…

И те люди, которые имеют возможность быть свободными от труда, проводят свою жизнь в праздности, а их . фантазия выискивает все новые и новые способы заполнить пустоту жизни. Труд есть потребность человеческого духа, вложенная в него Богом. Библия повествует нам, что Бог поселил наших прародителей в раю, чтобы возделывать его, (Бытия, 2 гл.). Любовь к праздности есть болезнь нашего духа. — Стремление к вечному покою Царства Божия выродилось, под влиянием греховных страстей, в стремление к телесному покою, к празднолюбию. Особенно опасно празднолюбие в области духовного труда. Борьба с нашими человеческими немощами и страстями требует еще большего напряжения духовных сил, чем житейская борьба за существование. В последней бывают перерывы: достиг человек желанной цели и может на некоторое время, а иногда и до конца жизни, успокоиться. , В духовной борьбе перерыва не должно быть, так как всякий перерыв ведет в духовному снижению, к очерствлению сердца, к «оземлянению» души.

Отвергнем же дух праздности от себя, возьмемся ревностно за труд духовный, за труд над возделыванием рая, в наших душах, ибо если мы этого делать не будем, то в душе воцарится ад. Вечный ад!…

Человек праздный, не занятый никаким делом, начинает скучать. Скука есть ощущение неудовлетворенности жизнью. Она является следствием того, что потребность к труду, к проявлению своих творческих сил и способностей в человеке бывает не удовлетворена.

Бог — Творец, Бог — Разум, Бог — Знание, Бог — Любовь. И по этому образу . Своему Он и создал нас. И мы должны быть творцы, и мы имеем разум, и мы имеем и приобретаем знания, и мы имеем, должны иметь любовь! Все это в нас, как в творениях Божиих, ограниченно, требует с нашей стороны большой работы для развития и выявления этих качеств и способностей, но все это в нас есть. Поэтому те люди, которые небрегут образом Божиим, заложенным в нас, никогда не могут получить удовлетворения от жизни. Скука овладевает ими, иногда доводит их до отчаяния. Безнадежное уныние делает их жизнь невыносимой. Страшное это искушение — уныние!

При первых его признаках, как только прозвучит в сердце слово: «скучно», — надо вооружаться против него, усиленной работой, гнать это слово от себя, просить у Бога помощи:

«Дух… УНЫНИЯ… не дождь ми, рабу Твоему!»

Часто этот дух уныния овладевает человеком от скрытой гордости: почему это я должен только подчиняться, а не могу повелевать другими? Чем я хуже тех, которые управляют нами? Хочется человеку командовать, приказывать, учить. А так как это ему, все-же, не удается, то он впадает в уныние, или же начинает заводить смуту в обществе, всячески подрывая авторитет власть имущих, чтобы как-нибудь выбраться наверх — к власти. Так бывает в общественной жизни, так бывает и в пределах отдельных учреждений — государственных и частных: интриги, «подсиживания» Друг друга и т. п.

Отсечем у диавола возможность ввести нас в уныние; отсечем у самих себя свою гордыню твердой верой, что Господь поведет нас Сам по тому пути, на котором мы сможем удобнее всего достигнуть спасения души своей и входа в Царство Божие. Помолимся Господу и Владыке наших жизней:

«Дух… ЛЮБОНАЧАЛИЯ… не дождь ми, рабу Твоему!»

И обретем мир душам нашим, и мир в нашем взбаламученном обществе.

Мы все критикуем, все осуждаем, всем недовольны. С утра до вечера наш язык неустанно работает: и во время отдыха, и во время работы, и во время еды; идем ли мы, едем ли, стоим ли, лежим ли — наш язык мелет и мелет всякую суету. Даже в Храме Божием стоя, мы говорим иногда слова молитвы, не чувствуя сердцем, не сознавая разумом смысла слов молитвы… А наша современная литература, а наши кино и театры — все это, в большинстве случаев, тоже сплошная суета! О чем угодно говорят и пишут, кроме того, что «едино на потребу»: о Боге, о любви, о душевном и сердечном мире.

Почему это все так? — Да потому, что языком говорим, а сердцем не чувствуем! Проповедуем всякие красивые идеи, а исполнять их не собираемся.

Празднословие не есть только переливание из пустого в порожнее, а есть всякое слово, не оправданное делами жизни. Поэтому и молитва, произносимая одними устами, но не чувствуемая сердцем, не осознаваемая разумом и не осуществляемая в жизни — будет празднословием.

Будем же внимательны в своих словах, будем же избегать говорить то, что в нас самих и в слушающих нас может возбудить злые, грешные или нечистые мысли и желания. Скажете: трудно, невозможно! — Как же жить и не говорить? Говорить можно, но празднословить нельзя! Говорите только то, что вы искренно чувствуете, и не старайтесь в жизни лишь «играть роль» хорошего человека.

Но, не будем унывать, а вспомним слова Христовы: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19:26), и припадем к Нему со смиренной и слезной мольбой:

«Дух… ПРАЗДНОСЛОВИЯ не даждь ми, рабу Твоему!»

И запечатлеем наошу мольбу земным поклоном в знак того, что мы сознаем свою вину во всех этих грехах, искренно каемся в них и обещаем Господу и Владыке наших жизней приложить все усилия к исправлению своей жизни.

Поэтому, очищая душу от страстей, мы должны насаждать в ней противоположные добродетели. — Употребляя свои усилия для цели, будем, опять-таки, молиться Богу:

«Дух же ЦЕЛОМУДРИЯ… даруй ми, рабу Твоему»

Что значит это слово: целомудрие? — Обыкновенно, в житейском обиходе, это слово употребляется в смысле половой воздержанности. Но свв. Отцы и учители Церкви придают ему очень широкий смысл, а именно: общей духовно-нравственной дисциплинированности человека. И в таком смысле надо помнить это прошение в молитве св. Ефрема Сирина. Если человек умеет сдерживать не только свои животные плотские инстинкты, но и другие желания сердца; если он умеет направлять свои мысли только к добру; если он обуздает свой язык, не злословит ближнего, не оскорбляет его руганью и другими оскорбительными для ближнего словами, то он будет воистину целомудренным.

Без целомудрия в этом широком смысле слова, невозможно достигнуть и другой добродетели, о которой просим мы в молитве св. Ефрема: — смиреномудрия.

Смиреномудрие или смирение есть, собственно, основная предпосылка для того, чтобы человек мог вступить в общение с Богом. И Христос Сам сказал: «Блаженны нищий духом, ибо их есть Царствие Небесное» (Мф. 5:3). «Нищий духом» это те, которые не видят своих достоинств, а считают себя хуже всех окружающих.

Пусть человек откроет способ делать золото или составит какой-нибудь «эликсир жизни» — это его не спасет, если этот изобретатель не преклонит колен и главы своей перед Господом и Владыкой жизни своей и не скажет из глубины сердца:

«Дух же… СМИРЕНОМУДРИЯ… даруй ми, рабу Твоему!»

Ибо всякое знание, всякое дарование — от Бога, и дается людям для того, чтобы они могли возделывать рай на Земле. -«Мудр ли и разумен ли кто из вас? Докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лсиите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская; ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое», — говорит ап. Иаков (3:13–16).

К одному древнему подвижнику — старцу пришел один монах и сказал: «Отец, что мне делать? — я пал!» — «Подымись!» -ответил старец. Спустя некоторое время пришел опять тот же монах и сказал: «Отец, я опять пал». — «Опять подымись», — коротко ответил старец. Пришел к нему тот же монах в третий : раз с той же исповедью и получил тот же ответ. — «Но, отец, до каких же пор подыматься?» — спросил монах. — «До тех пор, пока будешь падать», — ответил старец.

Так подвизались истинные ревнители «Царства Божия и правды Его» (Матф. 6:33). Будем же и мы, подражать им, молясь непрестанно Богу:

«Дух же… ТЕРПЕНИЯ… даруй ми, рабу Твоему!»

Целомудрие, смиреномудрие, терпение и всякая иная добродетель образуют в душе человеческой дивный букет, имя которому — любовь.

«Итак облекитесь, как избранные Божий, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиреномудрие, кротость, долготерпение… более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства», пишет ап. Павел (Колос. 3: -12, 14).

Как же, спросит читатель, различить истинную любовь от всяких подделок? Ап. Павел в том же месте дает признаки истинной любви: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит, любовь никогда не перестает, хотя пророчества прекратятся и языки умолкнут и знание упразднится… А теперь пребывают сии три, вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. Достигайте любви, ревнуйте о дарах духовных» (13, 4 — 14, 1).

А теперь пусть каждый проверит себя и — сознавши, что дом его добродетелей еще далек от покрытия его крышей любви — будет до кровавого пота на челе молиться Господу и Владыке:

«Дух же… ЛЮБВИ даруй ми, рабу Твоему!»

И совершим опять земной поклон в знак нашей усиленной мольбы ко ГОСПОДУ.

Окончена могла бы быть молитва, но, вспомнивши слова Христа: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешений их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Матф. 6, 14–1_5), — продолжим же нашу молитву: «ЕЙ ГОСПОДИ ЦАРЮ!» «Ей» -это, своего рода, заклинание, дерзновенная (но, отнюдь, не ; дерзкая) попытка заставить Господа и Царя даровать нам то, без чего ничтожно будет наше покаяние, не действительна наша молитва.

Так и надо произносить это «ей»: с твердостью и дерзновением, смело и уверенно!

В чем же мы заклинаем Господа?

«Даруй ми ЗРЕТИ моя прегрешения!»

В чем мы будем каяться, если не уви-дим своих грехов? А чтобы их узреть, надо иметь духовный разум, духовное рассуждение, духовную мудрость; надо иметь просвещение словом Божиим, чтобы при свете его осмотреть все уголки своей души, обновить чуткость нашей огрубевшей в суете и житейской борьбе совести. Только Слово Божие — Христос может просветить наш разум и совесть, ибо Он — «Свет истины, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (См. Иоан. 1, 1–9).

И если мы, по милости Слова Божия, узрим свои прегрешения, осознаем их не только разумом, но и восчувствуем сердцем, тогда мы сможем принести истинное покаяние. Да будет с нами так! А потому помолимся Господу Царю:

«Даруй ми НЕ ОСУЖДАТИ брата моего!»

И с твердою верою в то, что мы получим все просимое, мы благословляем Господа и Царя: «ЯКО БЛАГОСЛОВЕН ЕСИ ВО ВЕКИ ВЕКОВ. АМИНЬ!» — Да будет так. Господи и Владыко! Да будет нам по молитве нашей и по вере нашей! «Боже, очисти мя грешного!

Боже, очисти мя грешного! Боже, очисти мя грешного!» (12 раз — для усиления покаянного чувства).

И снова читаем всю молитву целиком, сопровождая ее лишь крестным знамением. Читаем ее всю снова, чтобы со-брать все ее мысли в своем сердце и возвести это сердце «в пренебесный и мысленный жертвенник» перед престолом Господа и Царя. И затем кладем великий поклон, испрашивая милости, чтобы молитва наша была принята Господом и Владыкой «в воню благоухания духовного»:
«Да исправится молитва моя, яко кади-ло пред Тобою, воздеяние руку моею -жертва вечерняя». Аминь.

 

В других номерах:

Екатеринбургская епархия

В круге лихолетий

СОВЕТСКИИ период жизни с. Меркушино Верхотурского уезда мало известен, т.к. документы, рассказывающие о послереволюционных годах, не сохранились Остались лишь воспоминания местных жителей. Как говорит 85-летняя Анна Ивановна Зимина, во времена лихолетий в трудные годы для нашей многострадальной России в Меркушино, по сравнению с близлежащими деревнями, уничтожали не только традиции и культуру вообще, но и смели с лица земли ценнейшие памятники архитектуры, осквернили святые места, не оставили исторических сведений.

 
Проповедь

Архиепископ Казанский и Чистопольский Сергий (Королев, +1952): «О подвиге общения»

(Окончание. Начало в № 5–6)МЫ все ждем радостей извне, а того, что есть в нас самих, мы не замечаем Мы потому и окутаны тьмой — и внутри и во вне. В наших сердцах лежит тьма греховная, и мы предаем не то значение вещам, какое надо.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс