Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (65) → Архиепископ Казанский и Чистопольский Сергий (Королев, +1952): «О подвиге общения»

Архиепископ Казанский и Чистопольский Сергий (Королев, +1952): «О подвиге общения»

№7 (65) / 7 января ‘97

Проповедь

(Окончание. Начало в № 5–6)

МЫ все ждем радостей извне, а того, что есть в нас самих, мы не замечаем Мы потому и окутаны тьмой — и внутри и во вне. В наших сердцах лежит тьма греховная, и мы предаем не то значение вещам, какое надо.Мы запутываемся в мелочах, устаем в суете, дела не делаем, а друг с другом ссоримся. Так день идет за днем, и данный момент жизни уходит без того содержания, которым мы могли бы наполнить нашу жизнь, если бы прежде всего искали друг в друге общее нам, божеское. Мы не o различаем значимости минут, дней, часов, вещей… У нас ослепление какое-то. В нашей обыденной жизни, где требуется поминутно преодолевать препятствия, чтобы быть в общении, мы, по несознанию важности этого, не преодолеваем их. Мы ходим в тьме и ежеминутно спотыкаемся отчего очень страдаем. Если бы мы попробовали преодолеть тьму в нас самих, то этим самым сделалось бы светлее и вокруг нас, но мы не стараемся рассеять тьмы. Если же достигнуть момента освещения, тo все изменяется, и люди, окружающие нас становятся как будто иными.

Постоянно слышно: «Нет людей хороших» Как нет людей? Среди нас люди и с образованием, и с умом и с душевным кладом и только за внешней серой оболочкой мы этого не видим, чем зарываем и свои таланты, и чужие. Мы рабы ленивые и лукавые. Мы говорим, что не можем умножить свои таланты, хотя и сказано: «Толцыте и отверзнится вам».

В каждом сердце надо искать клад. Клады ищут часто но не душевные, а надо искать душевный клад. Могут спросить: «Зачем?» — Ответим: чтобы обогатиться. Мы видим в людях только внешнее o и берем от них внешнее и не замечаем клада, лежащего в каждом, не ищем этого клада. Надо — искать талант сердца — есть клад, есть источник блага. Но как это сделать? Для этого нужно напряжение и труд. Без труда, говорят — и рыбку не вынешь из пруда. Если и великие таланты, получив дар от Бога, должны трудиться, чтобы был соответствующий плод, то тем более это верно для обыкновенных людей.

Подходя к человеку, будем вглядываться в его сердце, которое есть центр человека. Христос сказал, то все исходит из человеческого сердца:

«Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое». (Лук VI, 45). Доброта сердца есть дар Божий, ее можно удесятерить, — на доброте сердца легче построить добродетель. Иоанн Златоус говорит: «Не в том чудеса, что делаем великие дела, а чудо то, когда злой превращается в доброго», ибо тогда побеждаются уставы естества, совлекается ветхий человек и созидается новая тварь через борьбу с грехом. Борясь с грехом, человек совершенствуется, т.е. становится тем, что его роднит с Богом. Человек, побеждая грех в себе, открывает этим лучшие стороны своей души чем в то же время вскрывает и в другом человеке клад о существовании которого тот и сам даже не подозревал. При грехе человек как бы боится другого человека, не ступает радостно по земле. Он думает про себя, как бы ему не встретиться с тем или иным человеком. Побеждая же грех, человек подходит легко к другому человеку и заражает его добром. Наша задача обращать внимание не на внешнее, а искать в себе и в других то что у нас от Бога. Если посмотреть каждому человеку внутрь, то можно увидеть его истинную сущность. Это нелегко сделать, но надо нудить себя на это.

Когда мы пребываем в добром общении с людьми, мы освещаемся искорками света, уносим с собой что-то невидимое, чем и живем. Господь посылает нас в мир, чтобы выявить свои богатства. Если мы по крупинкам соберем открытое нам добро и свет, то и это уже будо много. Если будем собирать крупинки света, то в этой атмосфере пропитаемся и сами светом, — и тогда произойдёт вспахивание нашего окаменевшего сердца. Отыскивание . этого света и есть процесс нашего спасения. Здесь важен уже процесс самого искания, так как это уже есть момент духовного просветления красота искомого тогда наполняет красотою нашу душу. Вот пришла благая мысль отыскать клад в своей душе, и в поисках его мы неминуемо будем выдергивать плевелы из своего сердца. Момент исторжения греховных тернии из нашего сердца и очищение его и дает нам ощущение подлинного блага, дает радость жизни. Это благо есть ступень к обители лицезрения Бога, момент нашего духовного роста — блаженсгво. Сказано: «чистии сердцем Бога узрят» (Мф V, 8). Такими отдельными моментами человек как бы вдвигается в вечность, утверждается в вечности, уготовляя себе уголок в обители, которая есть свет, идущий от Света светов.

Подвиг очищения сердца требует от нас хождения во свете, а мы ходим во тьме и не ищем света. Тьма в нас самих переходит и на других, и мы свои действия определяем нереальным отношением к другим. Темные состояния загораживают подлинную перспективу жизни, ее подлинное восприятие. Надо помнить, что подлинное у человека — божеское что дает благо и радость, тьма же окрашивает все в темные тона. Господь сказал: «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не т оставался во тьме» (Иоанн, XII, 6). В мире то, что мы принимаем за реальность не есть подлинная реальность какой является лишь Божественный свет, но этот свет может засиять в нас лишь в итоге борьбы с грехом, через преодоление тьмы усилием нашей воли и благодатью Божиеи.

Божественныи свет, который мы в себе открываем делает нас зрячими, а когда у нас открыто зрение, то мы не будем всю силу нашей души влагать в незначащие вещи. Когда с помощью Божией свет этот выявится в нас, он будет все нам освещать. С божественным светом как с фонариком идет человек и освещает свой путь и тогда всюду и в других людях видит он тот же свет. Свет этот есть ведь в каждом человеке, но он так закрыт тьмой что мы до времени его не ощущаем и не видим его в других. Ощутив этот свет, мы как бы просыпаемся, и все меняется вокруг нас, напор темных сил и чувств теряет свою силу. При Божием свете мы этой внутренней обращенностью к Богу собираем из хаоса света и тьмы разбросанные точки света в один фокус и этим не только светим сами, но вызываем к действию свет и в других людях.

Когда в общении с людьми возникают затруднения, когда лукавый производит бурю в нашем сердце и там водворяется темнота, надо обращаться за помощью к Богу, призывая имя Его мысленно. Это есть момент духовный. Вот человек одержим некой страстью он движется как бы механически и может находясь в темною наговори много глупостей, которые несут неминуемое разделение. Надо скорей хвататься за то, что внесет свет во тьму, т е за Господа Обращенностью к Богу -этим творческим актом человек призывает свет, и этот свет от Бога идет в его сердце т.е. Сам Господь нисходит в сердце и Своим присутствием все там освещает и начинает там царить. Этим обращением к Богу творческим словом к Воплотившемуся Слову собирается свет и начинается царение Божие которое уничтожает разделение Тогда в сердце обитает Бог. Тогда тьма преодолевается и это преодоление вводит нас в иную область бытия — новую радостную жизнь. Эта новая жизнь является следствием озарения нас Божественным светом, который открывает нам присутствие в нашем сердце Господа в сердце водворяются мир и радость, и тогда мы начинаем ощущать то единение, которого так жаждет наша душа.

Надо уметь освещать наши взаимоотношения светом Христовой истины, чтобы они приносили нам благо. Отыскивая общее нам божеское мы становимся соработниками Божиими на земле. Работая Господу мы как бы преображаемся, входим в область бытия света, и в нашей преображенности. отображаются свет и слава Божия, и Сам Господь утверждается в нас: «Идеже бо есте два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их» (Мф. XVIII, 20)

Аминь

 

В других номерах:

Проповедь

Господи и Владыко живота моего… Размышления о великопостной молитве

Окончание. Начало в № 5–6«Дух ПРАЗДНОСТИ… не даждь ми, рабу Твоему!»Идеал современного человека — поменьше работать, а побольше наслаждаться жизнью. Современная цивилизация изобрела много всяких удовольствий и развлечений, которые тешат наши чувства, возбуждают все большие и большие желания. Хорошо было, бы ничего не делать, а только наслаждаться!…

 
Проповедь

Апокалипсис мелкого греха

(Окончание. Начало в № 3–6)СЕЙЧАС был представлен пример невозможности сохранить свою душу, сластолюбиво распределив ее по окружающим предметам: кресла, сигары, ликера. Но пример взят особенно красочный, хотя бывают в жизни и еще более красочные. Но если взять не красочный, а серый, но того же распущенного духа — все останется той же самой атмосферой

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс