Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (36) → Воцерковленные знания — возвращенные знания

Воцерковленные знания — возвращенные знания

№2 (36) / 2 января ‘96

Екатеринбургская епархия

Образовательные чтения, проходившие в Екатеринбурге в ноябре месяце, собрали под одной крышей людей воцерковленных и людей светских, далеких от христианской жизни. Но, несмотря на полярность мировоззрений, проблема перед ними стояла общая: обновление национального гуманитарного образования, осознающего «необходимость возврата к традиционным духовным и культурным ценностям народа, центр которых — Православие».

Пленарная работа участников конференции во второй половине дня продолжалась в секциях: религиоведческой, историко-педагогической и литературной. О работе последней мне бы и хотелось рассказать подробнее…

Любое литературное произведение, как и вообще искусство, вбирает в себя, с одной стороны, мир Творца, а также то, что хотел воплотить поэт, художник, музыкант… и, с другой стороны, — контекст эпохи.

Может быть, вы помните свои школьные уроки русской литературы? Строго следуя установленной свыше методике, они объясняли «как в романе проявляются революционные настроения автора, кого из героев можно назвать «положительным», кого «отрицательным»… Скучно. Русскую классическую литературу, изучаемую в советской школе, мы запомнили как хромоножку. Истинную величавость и грациозность ее «походки» от нас скрывали. А, скорее всего, многие учителя и сами о ней не догадывались…

Советское преподавание литературы не учло одного важного факта: вся русская классика написана православными людьми. Показать это на примере текста детям, сконцентрировав их внимание на слове, — прямая задача для современного учителя-филолога. Тексты русской и зарубежной литературной классики являются источником той истины, как культура и вера вместе взятые влияют на национальный характер народов.

Так работают с ребятами 5–8 классов в Московской Православной гимназии Братства во имя Всемилостивого Спаса. Преподаватель литературы Ксения Алексеевна Александрова рассказывает, что они мечтают о таких учениках, которые были бы действительно образованными в гуманитарной области людьми. Раньше, например, настоящим образованием считалось знание именно гуманитарное. Все остальное было специализацией в какой-либо определенной области. И потому очень трудно, да и нельзя сравнивать выпускников прошлых и нынешних гуманитарных гимназий… Однако, насколько это возможно в сегодняшних условиях образования, современные дети тоже должны иметь не менее целостное представление о культурных контекстах разных эпох…

В Православной гимназии и преподаватели, и ученики — православные. Конечно, им легко общаться друг с другом. Педагоги и составляли программу курсов с учетом православной мировоззренческой позиции. А что делать неверующим людям? Как через художественный текст привести обыкновенного светского ребенка, а прежде — его учителя, к православной концепции русской литературы?… Приведу лишь один пример, как это можно сделать, из выступления аспиранта кафедры русской литературы Московского Государственного Педагогического Университета Татьяны Валерьевны Никуличевой…

А.С. Пушкин. Гениальный русский поэт и писатель. Но может ли сегодня рядовой выпускник бывшей советской школы ответить на простой вопрос: в чем именно заключался гений Пушкина? В то время как литераторы XVIII-XIX веков в поисках новой духовности обратили взоры на Запад, Пушкин нашел «свое, которое поместилось потом и в "чужом"; которое выразило потом загадочную российскую душу для всего мира… «Пурга», «Распутье», «Ямщик» и «Бездорожье» — он первый разглядел в этих словах и ввел в литературу поэзию России. В этой печальной поэзии — тоска. Тоска по Бозе…

А одно из последних произведений Александра Сергеевича — повесть «Капитанская дочка» — ярче всего показывает, что выше всех дворянских законов на свете — закон Милости. И Пугачев, и Екатерина милуют героев, видя в них прежде виноватых — просто людей. А для каждого «просто человека» в христианстве — свой закон, своя благодать. О человеке нельзя сказать все, за ним нельзя поставить точку — даже, и особенно, в его падении. Отсюда и рождается снисходительность к любому разбойнику…

К такому пониманию человека пришел Пушкин в романе «Капитанская дочка». И это его открытие послужило лейтмотивом к творчеству Федора Достоевского (!), пробудив в последнем готовность разбираться в самых глубинах человеческой личности, через книги которого многие из людей нашли Православие.

Мы говорили сейчас о Пушкине не как о грешном человеке, а как о художнике, притом — художнике в заключительном периоде своего творчества, где он сказал главное.

Впрочем, как заметил в беседе со мной директор Высших Православных педагогических курсов Петр Кондратьев, чтобы понять и принять православный мотив русской словесности, для этого надо быть всего-навсего образованным и культурным человеком.

— А как найти общий язык со светскими педагогами?

— Это постоянный поиск. Я три года консультирую центральное окружное управление образования. Можете представить себе, что это за работа такая?… Абсолютно светские люди, многие из них бывшая партийная номенклатура, и… нахожу понимание. По разному. Во-первых, с ними надо говорить немного, на их же языке, а во-вторых, за один час спорщика переубедить нeвoзмoжно. Главное — с людьми поработать. Вот они послушают несколько дней, и поймут… Молодой человек, который на первом занятии литературной секции чуть не «подрался» с нами, на следующий день первым делом подошел ко мне и начал со мной говорить. И оказалось, что мы мыслим очень похоже, он дал мне свою визитку, просил звонить, просил сотрудничать…

Содержание образования вырастает из того, куда ведет учитель. Если он ведет в Православие, то он берет и воцерковляет знания… И тогда обмирщенному человеческому сознанию открывается вдруг удивительная вещь: воцерковленные знания — это возвращенные знания. Только на их палитрах есть все краски, способные оживить черно-белый мир.

М. СИТДИКОВА
корреспондент «Православной газеты»

 

В других номерах:

№11 (85) / 11 января ‘98

Екатеринбургская епархия

Визит архиепископа Ионафана

 

Екатеринбургская епархия

Защитник Отечества немыслим без веры

 
Екатеринбургская епархия

«Я ушел в монастырь, чтобы быть счастливым человеком…»

Если вам приходилось бывать в соборе Александра Невского в Зеленой роще, то вы наверняка обратили внимание на молодые лица послушниц. Девушки, одетые во все черное, читают молитвы на службах, поют на клиросе, следят за порядком в храме. Кто они, почему ушли жить в монастырь? Многие из них имеют высшее образование, выросли в достатке и в окружении любящих родителей, которым судьба дочерей представлялась совсем не в стенах монастырской кельи.

 
Екатеринбургская епархия

Заключительный документ образовательный чтений, посвященных 110-летию Екатеринбургской епархии

Екатеринбургское епархиальное управление провело 9–10 ноября 1995 года ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ, посвященные 110-летию со дня образования Екатеринбургской епархии. В чтениях приняли участие более трехсот священнослужителей, педагогов, историков культурологов, литературоведов и журналистов из Екатеринбурга, Москвы и Новосибирска.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс