Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (1336) → Протоиерей Михаил Браверман: Зачем человеку свобода?

Протоиерей Михаил Браверман: Зачем человеку свобода?

№7 (1336) / 17 февраля ‘26

Беседы с батюшкой

Мы довольно долгое время жили в обществе, которое считалось несвободным. Мне кажется, свобода может быть как во вред, так и на пользу. Можно быть свободным от Бога, от страстей, от нравственности, можно быть свободным от обязательств перед другими людьми...

– Сколько измерений свободы!..

И каждая из этих свобод может по-настоящему быть свободой, а может, наоборот, – рабством в целом и в частности. Давайте попробуем разобраться, зачем человеку свобода. Я не думаю, что кто-то не хочет быть свободным, но при этом мы думаем о такой тяжелой руке, когда нам скажут: никакой свободы, отсюда – и к спасению. О какой свободе пойдет речь?

– Поскольку мы встречаемся в рамках православного телеканала, будем говорить о той свободе, которая приводит к Богу. Действительно, у свободы масса измерений. Изначально можно сказать, что человек несвободен. Потому что мы не выбирали, рождаться нам или нет. Мы не выбирали, в какое время нам рождаться, не выбирали, где нам рождаться и какими. Мы наследуем генетические свойства от своих родителей, нас в эту жизнь призвали. Вроде бы, где тут свобода?

Но человек почтен Божиим образом. Одно из определений Бога – абсолютная свобода. Соответственно, в человеке тоже есть свобода. Но в чем она выражается? Мы можем быть свободны от греха, или от разных предписаний. В этом выбор человека, и он в этом выборе может себя реализовать.

Почему для подлинной духовной жизни свобода просто необходима? Потому что Бог есть любовь. Заповедь «Возлюбить Господа всем сердцем и возлюбить ближнего своего, как самого себя» предполагает свободу. Потому что нельзя любить по закону, из-под палки, любить можно только свободным волеизъявлением.

То есть нужно захотеть любить.

– Да, конечно. Никто не может принудить человека любить (ни ближнего, ни Всевышнего).

Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: «Свобода (в любом своем виде) дана человеку для совершенства. Свобода – это независимость. Иисус Христос в самый тяжелый момент Своей жизни был оставлен Богом Отцом, но Он остался Ему верен, называя Его Богом. Это наивысшая точка свободы. Иисус Христос становится таким же совершенным, как Отец, Который ни от чего не зависим, свободен от всего. Кстати, такая же ситуация показана с Иовом, который ищет ответ на вопрос, зачем страдает праведник, и получает его сокровенно: для совершенства. Потому что легко быть праведным, когда все хорошо. Один мой знакомый часто перебивает собеседника, торопясь сказать ему свое мнение. Я говорю ему: „Ты гордый, потому что думаешь, что лучше всех знаешь”. Вопрос: это обвинение или обличение?»

– Обвинение это или обличение – знает только сам человек в глубине своего сердца. Потому что он должен знать, что им двигает, – желание исправить ближнего, не промолчать или желание просто поддеть кого-то. Я не знаю.

Могу сказать лишь одно: земная жизнь Иисуса Христа не была совершенством. Божий Сын Иисус Христос, Господь наш, совершенен как Бог, но Его подлинное человечество – без греха, поэтому Он исполняет единую волю с Отцом Небесным. Поэтому нельзя сказать, что Бог Отец оставлял Своего Возлюбленного Сына. Сам Господь на Кресте сказал: «Боже, Боже, зачем Ты оставил Меня?» Но это был момент разлучения тела, духа, души. Это тайна.

Но в Гефсимании проявилось самое главное. Он сказал: «Да будет воля Твоя».

– Господь, обладая человеческой волей, Свою волю подчиняет воле Отца, которая едина с Его Божественной волей.

Господь нас создал свободными. Если задуматься, лукавый как раз хочет нас свободы лишить. Я перебарщиваю или это так?

– Сам Господь в Евангелии говорит: если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8:36). Хотя человек изначально был сотворен свободным, тем не менее стал рабом греха. И Господь пришел освободить нас от рабства греха и рабства вечной погибели, вечной смерти. Человек несвободен в том, что не может не умереть, но свободен в своем отношении к смерти: он воспринимает ее не как уход из бытия в небытие, а как переход к полноте. Потому мы и чтим всех святых: их успение, окончание земной жизни стало их рождением для жизни будущего века.

Не могу не затронуть тему блаженной Ксении Петербургской...

– Мы живем в таком городе, который исторически имеет совсем недолгую историю, тем не менее почтен святыми, в том числе святыми недавнего времени – новомучениками и исповедниками Российскими. Главный покровитель Санкт-Петербурга – Александр Невский, он совершал свои подвиги задолго до основания нашего города, но, когда Петр I основывал новую столицу, то пожелал, чтобы в духовном основании Петербурга был воинский (а потом и монашеский) подвиг святого благоверного князя Александра Невского. И, конечно, наши самые чтимые святые – святой праведный Иоанн Кронштадтский и блаженная Ксения, которую мы прославляем и во все дни обращаемся к ней за молитвенным перед Богом предстательством.

Вы сказали о молитвенном предстательстве. Удивительная молитва блаженной Ксении Петербургской, то, о чем мы в этой молитве просим. Блаженная Ксения взяла на себя подвиг юродства…

– Самый тяжкий, самый трудный духовный подвиг, который только может существовать в Церкви Христовой.

Но при этом она в своем подвиге была свободна.

– В том-то и ценность подвига человека, что это свободный выбор: выбор любви и выбор того жизненного пути, по которому Сам Господь человека направляет.

Имеется в виду, что, если бы это был не свободный выбор, тогда все теряет смысл.

– Конечно. Именно сочетание свободы и реализации в Боге придает ценность человеческому духовному подвигу.

Мы приходим в храм и участвуем в богослужениях (не только в Литургии, но и всенощном бдении, панихидах, родительских днях и так далее). Мы можем сказать себе: «Я должен в воскресенье обязательно пойти на Литургию». Или: «Я должен в родительскую субботу пойти в храм и обязательно помолиться за своих усопших родственников и принести в храм много всяческой снеди». И так далее.

– Вы имеете в виду слово «должен»?

Именно.

– Апостол Павел говорит: к свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти (Гал. 5:13). Человек проснулся в воскресенье и думает: «Надо еще поспать». Или: «Поститься я не буду, потому что надо и пирожное съесть, и то, и другое». Царство Божие усилием берется. Почему? Потому что человек склонен жить не по Божиим заповедям и направлять свою жизнь не к Божией любви, а совсем наоборот. Поэтому он вынужден, должен сам себя воспитывать, сам себя принуждать. И так всю жизнь. Свобода состоит в том, что он может сам себя ограничивать.

Вопрос телезрителя из Гатчины: «Как говорится, лучше быть рабом Божиим и свободным от греха, чем рабом греха и свободным от Бога. Но пока человек осознает, что он является рабом греха, он, во-первых, может очень много дров наломать в жизни. Во-вторых, тот, кто является настоящим рабом греха, как раз и не понимает, что он таковым является. Как людям объяснить, что человек в рабстве у греха?»

– И пророк Исаия говорил, и Господь эти слова приводил, проповедуя людям, что окаменело сердце у человека; он закрыл глаза, чтобы не видеть, и закрыл уши, чтобы не слышать. Каждый сам выбирает, что ему надо в жизни, свет или отсутствие света. И даже вне света он адаптируется, но это жизнь неполная. Полноту жизни, полноту радости дает нам только Солнце Правды – Сам Господь Иисус Христос. Церковь призывает к этому на протяжении тысячелетий. Призывают к этому и все святые своим жизненным примером. Но ответит человек или нет – зависит только от него. Евангелие обращено ко всем – кто-то откликается, кто-то даже и читать не хочет. Вот в этом страшная ответственность свободы.

«Честна пред Господем смерть преподобных Его».

Когда вспоминаю святых, всегда размышляю о том, какая у них была тяжелая смерть. Усекновение мечом, например. Но это ведь тоже проявление свободы. Можно вспомнить Севастийских мучеников: им предложили выбор, но они сделали свой. Это выбор от чего?

– Это выбор от веры. Праведный верою жив будет (Евр. 10:38). Вера определяет наше миросозерцание, мировоззрение. Соответственно, и все остальное – поступки, слова, действия, планы на жизнь – все это происходит именно от веры. Поэтому мы просим о самом главном – о вере, надежде, любви.

Кстати, на Рождественских чтениях эта тема звучала особенно. Потому что в наше время мы сталкиваемся с самыми откровенными проявлениями зла...

– Не в наше время, а испокон веков зло присутствует в мире.

Да, и сейчас мы особо стоим на этом пути выбора, потому что...

– …зло рядится в разные одежды. Каждое поколение дает свой ответ, чтобы противостоять миру тьмы.

Может быть, в этом как раз и есть предложение Господа выбрать свободу и отделить себя от рабства греху?

– Вы говорите в общечеловеческом, социальном плане, а свобода – это то, что человек реализует только лично. Это личностный выбор.

Да, личностный выбор. Но можно замкнуться в себе...

– Замкнуться в себе и для отшельника, и для монаха – очень плохо; это показатель некой душевной нестабильности. Социальный интерес – показатель психологического, а потом и психического здоровья. Потому что человек живет в социуме, а не в норе.

Вопрос телезрителя из Курска: «Господь сотворил Адама в идеальном состоянии, но у него была свобода. Но свобода – это категория. Как говорят святые отцы, природа человека удобопреклонна ко греху. Получается, Господь не таким уж и совершенным сотворил человека, если категория свободы у него оказалась направлена ко греховным выборам? Если взять двух человек и поставить перед ними стакан водки и стакан молока, то алкоголик выберет стакан водки, а нормальный человек выберет стакан молока. Вот как-то так».

– Изначально человек был чист. И он мог выбирать, согласно вашей аналогии, и молоко, и водку. Беда Адама была в том, что он поверил не Богу, а клеветнику – дьяволу. После того как пошатнулась вера в Бога, свобода человека извратилась, она стала свободой выбора. Изначально была естественная свобода – свобода творить добро. И только когда человек подпал под власть греха, он получил возможность выбирать между плохим и добрым. Уже сама эта возможность выбора, которая в нашей жизни присутствует, говорит о нашем глубоком повреждении грехом.

Потрясающе!

– Это сказал преподобный Максим Грек. У Господа Бога была естественная воля, потому что Он не согрешал. Он был во всем подобным нам, кроме греха. А у нас, согласно преподобному Максиму, воля гномическая (γνώμη («гноми») в переводе с греческого – «выбор»), то есть воля выбора. И в этом трудность и тяжесть нашей жизни. Именно эта воля заставляет нас страдать, потому что мы находимся в выборе.

Если говорить о свободе выбора, то можно и дальше провести параллель, вспомнить Каина и Авеля.

– Это уже было греховное человечество. Как следствие отступления от Бога было изгнание из рая, потеря богообщения, а потом один человек убил другого, своего брата.

И, если эту цепочку довести до нас, получается интересная история. Тот выбор, что сделал Адам, и перед нами стоит до сих пор…

– Почему Адам и Ева согрешили, а мы отвечаем? Потому что, если бы мы были на их месте, то, вероятно, история повторилась бы. Потому что она повторяется в нашей жизни. Мы получили дар свободы, обновление жизни в Крещении. Но человек слаб.

Человек слаб, но создан по образу и подобию Божию...

– И этот образ искажен, затемнен, но не уничтожен. Жизнь человека, его свободное волеизъявление направлено на восстановление попранного образа Божия.

Значит, в нас существует та сила, которая может это преодолеть.

– Обязательно. И эта сила – Божия благодать. Вся наша христианская жизнь должна привести нас к двум установкам: первая – полное недоверие к себе; вторая – полное доверие Богу.

Совсем скоро наступает Великий пост. Уже наступили подготовительные недели к посту. Мы знаем, что будут ограничения, будет меньше свободы, и богослужения долгие, и очень много молитв, в том числе много коленопреклоненных молитв. В общем, во время Великого поста мы себя очень во многом ограничиваем. Какую свободу в этом случае мы ограничиваем?

– Полное ограничение свободы – одна из монашеских добродетелей, один из трех монашеских обетов. Мы живем миру и сами вольны выбирать то, что хотим. Поскольку свобода в нас извращена, нам требуется самоограничение. Мы ограничиваем свободу в малом, чтобы стать свободными в самом главном. Чем важны постные правила? Тем, что мы отказываемся от того, что грехом не является. Конфеты, пирожные могут быть не полезными, но никак не греховными. Но можно отказаться от этого, чтобы обрести силу воли в противостоянии греху.

То есть стать более свободным.

– Да. Один из дозвонившихся зрителей говорил о том, что быть рабом Божиим лучше. На самом деле раб Божий – одно из высших определений человека, высота человеческого достоинства. Потому что раб Божий – это тот, кто работает Богу, Творцу Вселенной, на Которого не смеют даже ангелы взирать...

…а не лукавому.

– Так или иначе человек всегда кому-то и чему-то служит. Он служит своим греховным привычкам, а его задача – служить Богу.

Пост нам, конечно, помогает. Во время Великого поста мы все вместе постимся, приходим в храм, а там постные богослужения, священники в постных облачениях и прочее. Но потом наступает Светлая Пасхальная седмица, когда никаких ограничений нет, и бывает так, что именно в этот момент человек возвращается к тем страстям, о которых пытался забыть.

– Это, к сожалению, частая история. Но эта история должна научить каждого дисциплине, внутреннему вниманию к себе.

То есть во время Великого поста человек становится свободнее, но эту свободу нужно беречь.

– Все дары Божии надо стремиться сохранять и нести аккуратно, как тоненькую фарфоровую чашечку с водой, боясь расплескать, уронить и разбить.

Хороший образ с фарфоровой чашечкой. Но ведь в нашей внутренней свободе, о которой мы всю передачу говорим, мы можем почувствовать себя несвободными от каких-то предписаний. Например, священник накладывает епитимью или еще что-нибудь.

– Да, но я сам свободно это выбрал. Я сам свободно пришел в Церковь, сам свободно принял Символ веры, православное вероучение, соответственно, принимаю все предписания и правила Церкви. А уж как они варьируются в зависимости от личности человека, отношений с духовником – это уже другая история.

То есть быть свободным от Церкви, от Христа, от любви – это не свобода?

– Вокруг нас масса людей, вокруг нас целый мир, который во многом от Бога освободился и думает, что этот мир сам по себе автономен. Живущий на Небесах посмеется, говорится в псалме (см. Пс. 2:4). Подлинная свобода – это свобода быть с Богом. Потому что человек изначально сотворен для богообщения. Человек был помещен в раю, чтобы общаться с Богом лицом к лицу. Но он оказался изгнанником. И в наш мир пришел Христос Бог, чтобы восстановить утраченное богообщение. Насколько человек этого желает, настолько и обретает.

Мы рождены свободными людьми благодаря тому, что Господь нас создал свободными.

– Если бы мы были несвободными, мы не были бы людьми.

И у нас всегда существует выбор, и в своей свободе мы способны выбрать тот путь, по которому нам хотелось бы идти. Благословите наших телезрителей.

– Попросим, чтобы Сам Господь Бог через Своих святых, через блаженную Ксению, память которой мы сегодня совершали, нас благословил, чтобы реализация нашей свободы приводила нас к свету, к любви, к Богу.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс