
Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Батюшка, сегодня бы хотелось поговорить о страхе ошибки в духовной жизни. Откуда у верующего возникает страх что-то сделать не так перед Богом?
– Начинающим церковную жизнь хочется построить свое бытие в соответствии с законами и заповедями Господа. Когда у человека что-то не выходит на этом поприще, он начинает пугаться и бояться. Это также связано с типами духовной жизни, которые есть в Православной Церкви. Есть неофиты, только пришедшие к вере, есть люди, имеющие солидный опыт церковной жизни. А есть те, кто колеблется между светской и церковной жизнью.
Все это накладывает определенный отпечаток на бытие и духовную жизнь. Люди, стремящиеся к Евангельскому совершенству, испытывают страх что-то не соблюсти или нарушить. Наверное, этот страх даже естествен в какой-то мере. Если ты хочешь сделать что-то хорошо, то всегда стремишься к совершенству. Но как раз несовершенство нашей жизни порождает тревогу за свое будущее (в первую очередь за будущую вечную жизнь). Наследует человек ее или окажется в геенне огненной? Эти вопросы становятся лейтмотивом, мучающим христианскую душу. Эти страхи рождаются на несоответствии между той жизнью, к которой стремишься, и теми реалиями, в которых оказываешься.
Вопрос от телезрителя: «У меня вопрос по пророку Ионе. Почему он испугался Бога и убежал от Него?»
– Там не было страха как такового именно перед Богом. У Ионы было нежелание участвовать в том Откровении, которое Господь ему послал, – проповедовать язычникам и нечестивцам. Это такое человеческое противление, присущее всем нам. Каждому хочется устроить свою жизнь на тех началах, которые нам любы и дороги. В жизни пророка Ионы случилось такое действо: Господь повелел ему проповедовать язычникам. Иона, будучи правоверным, из богоизбранного народа, не хотел участвовать в этом деле. Господь все равно направил его к исполнению повеления.
Наверное, вы ссылаетесь на одного из отцов, который говорил о страхе перед Богом. Такой страх присущ верующим. Для пророков, которые Бога чувствуют и зрят, это актуальнее, чем для обычных верующих. Страх мог быть, но в первую очередь это акт противления Божией воле. Общий консенсус в толковании Книги Ионы говорит нам об этом.
Помогает ли страх ошибки духовному росту или парализует его?
– Все зависит от человека. Кому-то страх помогает, кому-то нет. В любом деле есть та черта, когда страх препятствует совершенствованию. Например, если человек боится плавать, то он никогда этому не научится. Если боится выступать публично перед одноклассниками или на каких-то форумах, он не научится говорить. Любое действо требует личностного вложения. Нужно начать что-то делать, перебороть страх. Некоторые любят бороться с чувством страха экстремальными способами. Прыгать с парашютом, например. Они получают адреналин от этой борьбы. Но мы говорим о более умеренном факторе, когда у человека среднестатистический опыт и он в своей духовной жизни чего-то боится. Например, мол, если он поцелует не ту икону, то что-то нехорошее случится в его жизни. Или не прочитает какие-то молитвы, подойдет к Чаше Евхаристии, не выполнив в полноте правило. Этот фактор будет сковывать и задерживать духовный рост, эмоциональное развитие и вообще духовную жизнь в целом.
Страх Божий подобен тому, как мы боимся обидеть любимого человека, а страх, о котором мы ведем беседу, немного другого характера: когда ты боишься оказаться в плохой ситуации или неудобном положении.
В Библии фраза «не бойся» много раз употребляется. Что говорит Священное Писание о страхе и как к нему правильно относиться? Мы боимся из-за маловерия, малодушия или недоверия Богу?
– В самой постановке вопроса уже содержится ответ. В большинстве случаев, когда мы чего-то боимся, это свидетельствует о нашем маловерии. У святых отцов есть выдержки: «Больше всего боятся те, кто очень любит эту земную жизнь». Любой более или менее опытный православный христианин ощущает это. Когда с годами он начинает ценить все, что в его жизни есть, учится благодарить за это, то появляется страх потери чего-либо. Самое главное – самой жизни. У многих верующих тоже присутствует страх, как бы парадоксально это ни звучало, перед кончиной жизни. В большей мере он имеется у тех, кто вообще ни во что не верит. Хотя и среди них есть те, кто спокойно к этому относится.
Когда мы говорим о страхе, это в основном зацикленность на себе, маловерие и личностный эгоизм. Он присущ многим. Только приближенные к идеалу святости люди способны не бояться перемен и идти дальше. В большинстве случаев этот страх, с одной стороны, естествен, потому что нам всем хочется, чтобы в жизни было определенное спокойствие, без резких поворотов направо или налево. Верующего человека как раз и отличает от неверующего знание, что всем управляет Господь и Он ведет нас по жизни. Достаточно сложно иногда довериться зову Божию, но это необходимо, чтобы побороть себялюбие и совершенствоваться в христианской добродетели.
Где грань между правильностью (стремлением соблюсти все традиции) и желанием быть ближе к Богу с формой недоверия к Нему? Зачастую человек хочет все исполнить как положено, но за всем этим скрывается недоверие Богу и самомнение сделать все максимально хорошо.
– Я бы не сказал, что стремление соблюсти букву всегда плохо. В современных реалиях у большинства христиан совершенно другой нарратив. Они легко отказываются от постов и молитв в угоду бытовым ситуациям. Это более проблемная ситуация. Сейчас тип верующего, который досконально пытается все соблюсти, все менее распространен. Не стоит ругать человека за то, что он пытается в своей жизни, насколько это понимает и насколько это возможно в его личном опыте, реализовать то, чему учит Церковь. С другой стороны, если человек всецело зациклен только на внешней форме церковной жизни и личной обрядовости, это действительно проблема.
Вспомним текст Евангелия и жизнь Самого Господа Искупителя Иисуса Христа: большинство Его проповедей и обличений связаны с фарисеями и саддукеями. Фарисеи достаточно хорошо все исполняли, даже лучше любого из ныне практикующих православных христиан.
Как отличить голос совести от голоса тревоги и перфекционизма?
– Совесть связана с тем, поступаешь ты правильно или неправильно. Против человека, против Бога или исходя из своих каких-то соображений... Это одна история. Когда речь идет о конкретных греховных вопросах (согрешить или нет?), то это уже разговор с совестью. Она всегда дает совет, что ты здесь не прав, нужно исправляться. Но когда особенность характера все доводить до совершенства, то это уже перфекционизм. Опять же если речь о перфекционизме как о личной черте характера, это не так уж и плохо. Когда это мешает жить другим, тогда плохо. Если это мешает жить только тебе самому, то это повод для работы над собой, чтобы не причинять вреда и бед окружающим.
Почему ошибки в духовной жизни часто переживаются тяжелее, чем в обычной?
– Ошибки в духовной жизни становятся проблемой потому, что ты стремишься исполнить то, во что веришь. Когда у тебя вообще ничего не получается, это проблема, и человек тяжелее это воспринимает.
Можно ли духовно расти без ошибок?
– Скорее нет, чем да. Если мы посмотрим на жизнь известных светских людей, успешных людей, то все они проходили через какие-то трудности, благодаря которым закалялась сталь их духа.
Так и в духовной жизни. Если человек не учится преодолевать проблемы, искушения, не может сам себя победить, то это все становится причиной отката назад, а не духовного роста.
Батюшка, как относиться к падениям, ведущим к отчаянию? Люди, которые падают, каются, вновь совершают грехи и впадают в отчаяние, уже не верят, что смогут исправиться и изменить свою духовную жизнь. Зачастую они впадают в страхи, уныние, у них появляются психологические проблемы. Как к этому относиться, как с этим бороться?
– Самое главное – понять причину, почему так происходит: грешат от личного желания или от нежелания бороться с этим грехом. Это самая распространенная проблема: люди переживают из-за того, что впадают в те же самые тяжкие грехи, в которые впадали лет 10–15 назад. И вроде бы они каждый раз зарекаются: «Все, не буду». А потом оказывается, что нет возможности преодолеть самого себя. Такой человек встает перед состоянием уныния, когда он полностью в расстройстве.
Самое главное – попытаться убедить себя, насколько это возможно, выйти из этого порочного круга. Если ты упал – встать и идти дальше. Наша святоотеческая мудрость и традиция говорят: «Нужно, несмотря ни на что, идти вперед». Сколько таких историй в патериках, когда брат упал, но встал и пошел дальше...
В условиях жизни современного человека таких вызовов становится все больше. Нашим современникам проблематично, находясь в сжатых временных рамках, преодолеть свои недостатки, потому что они ходят одними и теми же тропами и оказываются в одних и тех же ситуациях. Привычки становятся настолько крепкими, что преодолеть себя зачастую проблематично.
Нужно обратиться к Богу, просить не только личных сил, но и помощи свыше. Самое главное – не отчаиваться; если испугался – считай, пропал. Несмотря ни на что, надо идти вперед, искать новые формы в своей жизни, больше гулять, менять свою жизнь так, чтобы серьезные падения не могли реализоваться.
Батюшка, может ли страх ошибки маскироваться под ревность о вере?
– Мой скромный опыт подсказывает, что такое может быть. Были случаи, когда страх ошибиться, неправильно перекреститься, исполнить молитвенное правило останавливал человека на долгие годы от всякого похода в церковь. Боязнь замечания по поводу неправильности или неуместности самой ситуации, когда ты пришел и оказался в глупой ситуации, когда тебе сделали замечание, – это все продиктовано ревностью: «Я хочу все сделать правильно».
Все это приводит к тому, что человек может не переступить порог храма под предлогом ревности о Боге: «А вот в мои годы в Церкви так не делали, поэтому я тоже не могу себе это позволить, у меня это все не получается. И чтобы чин не порочить, я не буду приходить, потому что хочется совершенства, а до совершенства не могу дотянуть. Но Бог Благ, Он меня помилует даже без хождения в храм». Такие случаи бывают.
Я бы не сказал, что они сильно распространены среди православных верующих христиан, но все-таки есть. Они хорошо маскируются под ревность: «Я не могу все выполнить идеально, не могу всю службу отстоять на ногах от начала до конца, поэтому помолюсь дома». Такой благочестивый затвор.
Как духовник помогает человеку, находящемуся в постоянном самоукорении?
– Все зависит от духовника и индивидуальной истории самоукорения. У кого-то самоукорение – это стиль жизни, и он через самоукорение совершенствуется, а кто-то, наоборот, через самоукорение оказывается в унылом состоянии. Все это сугубо индивидуально.
Духовник помогает личным советом и призывом к активному участию в церковной жизни. Без участия в таинствах Церкви невозможно получить силу свыше для борьбы с этим недугом.
Как показывает опыт, если человек критичен к себе, то это может стать залогом личностного роста как в духовном, так и в земном плане. Когда он стремится раскритиковать свои недостатки и сделать себя лучше – это хороший задел на будущее.
Бывает показной критицизм – какой я бедный, несчастный, великий грешник, нет мне у Бога прощения… Но стоит только ткнуть такого человека каким-то замечанием, он сразу покажет всю свою «красоту» в обратном смысле этого слова…
Батюшка, что важнее в духовной жизни – намерение или результат?
– Бог и намерение целует, но без результата никак. Если подходить ко всему с логикой «спаси меня, Боже», лежа на кровати, то под лежачий камень вода не течет.
Почему некоторым христианам легче соблюдать правила, чем довериться Богу до конца? Они выполнили базовый минимум и счастливы, считая, что они молодцы, все сделали. А если не выполнили, значит, они плохие, грешники и так далее. Где эта грань?
– Грань у каждого своя. Кто-то даже все правила не способен выполнять. В современной церковной жизни часто встречаются люди, которые и посты не хотят соблюдать. Причем они зачастую глубоко интегрированы в церковную жизнь. Про молитвы, которые Церковь традиционно призывает учить и использовать в своей личной молитвенной жизни, говорят: «Зачем они мне нужны? Я сам себе могу правила составить». Это все бывает.
Почему тяжело, даже несмотря на то, что некоторые выполняют базовые правила и думают, что они хорошие? Наверное, людям свойственно играть по правилам. Когда правила ясны, становится понятнее, что делать. Когда ты какой-то минимум выполнил, как в школе: выполнил домашнее задание правильно, серьезно подготовился и получил пятерку – ты доволен, тобой довольны. Хочется, чтобы мы какой-то базовый минимум освоили. И зачастую в этом состоянии мы успокаиваемся.
Наверное, это естественно, потому что все люди разные. Есть такие, кто довольствуется малым, а есть люди, которые малым довольствоваться не могут и не хотят.
В духовной жизни тоже так. Есть те, кому достаточно ходить в храм по воскресным дням, вести церковную жизнь и участвовать в таинстве Евхаристии раз в месяц. А есть такие, которым все мало, они хотят уйти на Соловки, поселиться в лесах без игумена и церковной иерархии, достать длинные четки, залезть в дупло. Такие случаи бывают. У человека максималистский характер. И что ему делать? Он ищет нужные ему реалии. А есть такие: «Я правила выполнил, что ты с меня больше требуешь? Я это сделал? Сделал. Зачем это соблюдать?»
Скорее всего, стремление к спокойствию после выполнения минимальных требований – это характерная черта всех нас. Хочется какого-то успокоения. Когда ты понимаешь, что основное в жизни выполняешь, думаешь: «Разве я плохой человек? Не ворую, не обманываю, не краду. Честно поступаю. Зачем меня тогда сурово критиковать?» И уже какое-то успокоение появляется.
Доверять Богу и идти за зовом, сделать что-то большее, помочь кому-то в трудной ситуации в ущерб себе самому – в нынешних реалиях это риск. Сколько сейчас мошенничества! Даже на дороге можно оказаться в ситуации, когда тебя пытаются обмануть, рассказывая, что оказались в тяжелой жизненной ситуации. Останавливаешься, чтобы помочь, а тебя хотят обмануть на деньги.
Когда есть какой-то базовый минимум, который ты выполнил, ты находишься в зоне комфорта.
Батюшка, как правильно понимать ложную скромность?
– Ложная скромность – это когда человек напоказ делает такое, чего другие не делают. Как только ему делают замечание или что-то подобное, он по-другому себя показывает, и скромность моментально испаряется, проявляется внутренняя гордыня, которая заставляет его быть совершенно другим, не тем, в кого он играет.
У отцов есть классификация типов лжи: когда человек лжет словами, делами; и самый страшный тип лжи – когда он лжет самой жизнью, изображая из себя того, кем он не является.
Как эту ложь определить? Когда нас застают в неловкий момент, например, в состоянии испуга или чего-то подобного, какие первые слова вылетают? Если это обращение к Небесам, значит, человек этот экзамен прошел. Если дурное слово вылетает из уст, значит, он далек от совершенства и надо к нему стремиться.
Может ли чрезмерная строгость к себе быть формой гордости?
– Конечно, таких примеров мы знаем много в истории церковной жизни. Даже в кинематографе можно посмотреть подобные примеры. Человек строг почему? Он думает, что через эту строгость горы свернет. В нем гордость, он думает, что может все без Бога.
Но мы знаем, что без Бога ни до порога. Ты много всего задумываешь, много всего строишь, планы созидаешь, думаешь: «Сегодня вечером я обязательно выполню поставленную задачу». Но к часу ночи чувствуешь, что силы тебя покидают и нужно лечь спать. Чрезмерная скрупулезность и строгость к себе зачастую могут быть проявлением гордыни, потому что ты думаешь, что горы – по плечу, а море – по колено.
Какую роль играет радость в здоровой духовной жизни?
– Созидательную. Без радости было бы совсем грустно. В духовной жизни, когда не чувствуешь, что Бог рядом (состояние богооставленности), это приводит к грусти, печали и унынию. Когда есть радость, легче все делать: и молиться, и поститься, и творить, и любить. Все становится легче, когда на сердце радость. А когда этой радости нет – все сложно, тяжело и нудно.
Как достичь духовной радости, чтобы все было в радость, чтобы хотелось творить, и на душе было легче?
– На этот вопрос сложно ответить в силу того, что общего рецепта в этом вопросе нет. То, что для меня радость (даже в духовном плане), для другого может быть большим испытанием. Тут надо внимать себе, смотреть, но самое главное – помнить, что мерило всей нашей радости – закон Божий.
Если наши радости за пределами того, что заповедал Господь, то это повод для грусти, потому что радости нас не созидают, не укрепляют, а уводят в страну далече, подобно блудному сыну из Евангельской притчи. Нам не нужно быть блудными сынами. Нам хочется быть всегда с Богом и при этом быть благодарными Ему за это.
Нам надо научиться, несмотря ни на что, находить в своей жизни ориентиры, которые помогут нам эту радость созидать. Чтобы мы эти ориентиры чувствовали, для нас должны быть авторитетом Божественный Закон и церковное учительство.
Хотелось бы попросить телезрителей не забывать: телеканалу «Союз» нужна ваша помощь. Наш эфир целиком и полностью зависит не только от вашей молитвенной, но и от физической помощи. Просим посильного участия в этом благом деле.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.