Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Сегодня мы будем размышлять о притчах Спасителя. О них можно говорить бесконечно, потому что с каждым разом, с каждым днем они звучат по-новому. Текст тот же, но наш ум настолько подвижен, что мы по-разному их воспринимаем в зависимости от тяжести или радости дня. Для Вас притчи Спасителя – просто привычный контекст или Вы тоже их всегда открываете по-новому?
– Любая мысль, строка Евангелия могут в разное время по-разному звучать (могут сверкнуть, а могут пройти непонятыми). Притчи в этом смысле, самый яркий пример того, как внезапно может открыться такая глубина, о которой ты буквально не так давно даже и не подозревал. Я думаю, что назначение притч именно такое. Они подобны семени, брошенному в землю, – семя прорастает тогда, когда даже не предполагаешь этого, потому что от тебя этот процесс не зависит. Их назначение в том, чтобы в нужный момент вдруг сверкнуть смыслом, который в данный конкретный момент твоей жизни окажется спасительным для тебя.
Притчи в Евангелии даже сложно сосчитать, поскольку есть собственно притчи как истории, как сказания, они более всего на слуху, но есть же и обычные уподобления. Вы – соль земли. Коротко, но это тоже притча. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. Их просто невозможно сосчитать. С этой точки зрения можно сказать, что Господь по большей части говорил не прямо, а именно вот так прикровенно, притчами. Даже в Евангелиях от Матфея и от Марка есть строки: Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все. Только два раза Господь истолковывает притчи ученикам: притчу о сеятеле и притчу о зерне, а все остальные Он оставляет без толкования.
Притчи – очень глубокий жанр, и в то же время жанр вне времени. Почему, по мнению исследователей, Господь говорил притчами? Потому что в то время это была очень распространенная практика: Восток, цветастые выражения, уподобления, аллегории. В этом смысле Господь ничего не изобрел, а просто как бы воспользовался тем, что было в Его окружении на тот момент. Он говорил понятным для людей, живших в то время, языком. С другой стороны, многие вещи, сказанные прямо, что называется, не выстреливают. Нужно, чтобы человек сам докопался до смысла того, что Господь хочет донести. В этом как раз и помогают притчи. Они заставляют задуматься и докопаться до смысла.
Рассказывается обычная история из жизни. Возьмем ту же притчу о сеятеле. Сеятель сеет зерно. Одно зерно падает на землю, одно – на пути, одно – на каменистую почву, одно – в тернии. Говоря это, можно себе даже представить, что Господь, наверное, буквально мог видеть это перед глазами. Он пользуется тем, что видит сейчас. Он говорит это людям, для которых это что-то настолько обыкновенное, что им даже представлять ничего не надо. Может, даже Он говорил это, глядя на реально сеющего сеятеля. Смотрите, вот он сеет, и тут же рождается притча. Он потом эту притчу рассказывает ученикам. Но, не раскрывая ее, Он заставляет людей, которые ее слышали, подумать: «А что же Он имел в виду? А что это такое? Как бы докопаться до сути?» Он заставляет людей немножечко включить свое собственное рассуждение. Когда Он говорил, чтобы люди, например, не грешили, они приняли эту информацию и пошли дальше. А когда ты должен это пропустить через себя, провести внутреннюю работу, появляется радость открытия. Ее человек ощущает, когда доходит до смысла притчи.
В наше время эти притчи не только не утратили актуальности, а стали еще более актуальными. Несмотря на весь технический прогресс, человек остается тем же самым, к сожалению, а, может, даже стал хуже. Поэтому притчи, которые мы слышим в Евангелии, прямо про нас с вами. В связи с этим они гораздо ценнее, чем, может, даже прямые установления: делай так, а вот так не делай. К этому привыкаешь, как ребенок привыкает к тому, что родители говорят, что не надо баловаться со спичками. А в какой-то момент у него что-то срабатывает, и он просто перестает слышать. В какой-то момент это может сослужить плохую службу. Вроде родители говорили об этом, но ты уже не слышишь.
Притча дает повод задуматься. Она, как зерно, падает в сердце и через какое-то время может дать всход, когда ты вдруг понимаешь: «Вот же что имелось в виду!» Хотя ты, конечно, не претендуешь на то, что ты узнал прямо точный смысл, но для тебя это сверкнуло. Есть притчи очевидные, про того же сеятеля, ее Господь Сам пояснил, а есть притчи прикровенные. А есть притчи, которые очень трудно даже принять.
Возьмем притчу о десяти девах. Вроде все понятно. Есть десять дев, они должны встретить жениха и, согласно существующим тогда обычаям, со светильниками проводить его в дом невесты. Когда придет жених, непонятно. Он может прийти, когда ему заблагорассудится. Поэтому нужно быть готовым к тому, что это может произойти в темное время суток. А это значит, что в руках должны быть светильники. Из десяти дев пять названы разумными, мудрыми, а пять – глупыми, юродивыми, неразумными.
В чем мудрость мудрых? Не в том, что они лучше умели считать или читали больше. Нет! Они предвидели возможность того, что может понадобиться больше масла. А неразумные понадеялись на авось: «Ну, если что, что-нибудь придумаем». Когда жених приходит, оказывается, что те, кто масло с собой не взяли, оказались неготовыми, этот момент является камнем преткновения. А что стоило вот этим мудрым быть еще и нежадными – взять и поделиться маслом? Как правило, православный человек начинает соблазняться по этому поводу: «Как же так? Это же неправильно. Возьми и отдай масло». Потому что в каких-то других моментах Господь говорит, что надо рубашку снять и отдать.
Здесь очень важно понимать, что все-таки это говорилось для тех, для кого эта ситуация была жизненной. Это сейчас надо пояснять. Представьте себе, что им нужно было, встретив жениха, со светильниками пройти с ним достаточно далеко до дома невесты. Они взяли ровно столько масла, чтобы им хватило именно на этот путь. Если бы они поделились, то загубили бы праздник. Масла не хватило бы ни тем, ни другим. Какое-то время они бы прошли, а потом бы все светильники погасли, и праздник бы оказался испорченным. А поскольку свадьба – событие для восточного человека того времени едва ли не главное в жизни, представьте себе, каково это – погубить праздник. Житель Палестины I века это прекрасно понимал, а нам уже надо объяснять, что это такое и почему именно так.
Хотя некоторые толкователи, когда доходят до этого камня преткновения, говорят, что Господь просто говорил о другом. Он говорил не о том, что надо делиться, а о том, что надо быть бдительным и ждать. Если бы Он говорил про то, что надо делиться, Он бы привел другую притчу. Вот такое объяснение. Все равно это не выбивается из контекста. Эту историю надо воспринять целиком, представить ее себе, и сразу становится понятно, что эти девы мудрые, а эти – неразумные.
Вопрос телезрителя из Белгорода: «Я хотел задать вопрос по притче о нечестном управителе. Все толкования останавливаются на том, чтобы приобретать себе друзей неправедно нажитым богатством, чем как бы поощряется нечестная деятельность. Но Христос высмеивал тех, кто этим занимался. А главное в этой притче, как говорится в конце: если вы неверны в малом, то кто доверит вам большее? А это в толкованиях почему-то не упоминается…».
– Притча о неправедном управителе – как раз вторая притча, о которой тоже хотелось бы упомянуть. Когда управитель начинает явно манипулировать тем, что ему не принадлежит, вместо того чтобы разгневаться, хозяин дома хвалит управителя, что тот догадлив. Телезритель упомянул, что неверный в малом неверен и в большом. Это как раз говорит о многослойности притчи, и каждому сверкает что-то свое.
Нельзя говорить, что эта притча заключается только вот в этом. Кому-то сверкнуло, что верность в малом предполагает верность и в большом, а я, например, увидел другое. Хозяин, понимая, что управитель его бессовестно обманывает, тем не менее был беспристрастным и оценил его догадливость. Во-первых, совершая такие, скажем так, махинации с людьми, управитель все-таки хотел снискать их благорасположение. Во-вторых, он не стал паниковать, а стал искать выход из ситуации. Понятно, что из этой запутанной ситуации безгрешных выходов вообще не предполагалось, но он догадался, как поступить, и хозяин это оценил.
Понимаете, Господь беспристрастно смотрит на людей, которые занимаются самыми неприглядными делами. И даже в самых неприглядных делах Бог умеет рассмотреть зернышко чего-то хорошего и дает человеку возможность это развить. Вот это сверкнуло мне в этой притче. Потому что легче всего поставить клеймо: вот это черное, а вот это белое; или негодяй, или молодец.
Однажды мне довелось по этому поводу говорить с разгневанной женщиной. Бывает такое: поскольку Богу претензию высказать трудно, люди приходят к священнику и начинают ему все высказывать. Так вот, эта женщина говорила, что не может принять притчу о блудном сыне. «Как же так? Он бездельник, пьяница, растранжирил отцовское наследство, а отец его встречает, привечает. Не могу этого принять. Я работала всю жизнь от рассвета до заката и на дух не переношу всяких тунеядцев, бездельников. Поэтому эту Евангельскую притчу принять не могу».
Знаете, я читал о том, что Господь эту притчу переделал. Была такая притча в те времена, но заканчивалась она по-другому. Там тоже был сын, который попросил у отца наследство, ушел и тоже жил со свиньями. Потом вернулся, а отец вышел и сказал ему: «Со свиньями жил, со свиньями и умирай». И люди понимали: вот справедливость. Докатился до нечистых животных – туда тебе и дорога. Это справедливость человеческая. А Господь показывает, что у Бога справедливость и логика совсем другие.
В притче отец выбежал навстречу. Кто-то из толкователей пишет: представьте почтенного возраста человека в длинных одеждах, который не идет, а бежит. Чтобы бежать, ему нужно подобрать полы своей одежды, а значит, оголить ноги. Для почтенного человека это было просто верхом неприличия, но он идет на это, потому что возвращается сын, которого он считал умершим. Да, сын поступил подло, сделал то, что по человеческим меркам делать было нельзя. Но это сын, и отец его любит. Любовь отца, устремление сыну навстречу, принятие его – это изменение концовки притчи, к которой люди привыкли.
Бывает, смотришь какой-то фильм и знаешь, чем он закончится. Когда Господь начал рассказывать эту притчу, многие слушатели думали: мол, знаем, чем она закончится. Но вдруг такой ошеломляющий удар: Господь смотрит на эту ситуацию не так! Это взрыв мозга, как сейчас говорят. Слушатель ошарашен. И этим приемом Господь пользуется виртуозно.
Там есть еще старший брат, который был возмущен поведением младшего брата и несправедливостью отца по отношению к себе.
– Я хотел бы сосредоточить внимание на том, что при всей многополярности героев притч Спасителя ни одного из героев Он не осуждает в полной мере, всегда оставляет возможность для спасения. И старший брат в притче о блудном сыне – как раз такой пример.
Мы видим человека, который всегда исполнял волю отца, был вместе с отцом, никуда не уходил, исправно работал, делал все, что отец прикажет. Он вроде правильно все делал, и вроде бы это тот самый случай, когда все просто идеально. Но, посмотрите, как он отреагировал на возвращение своего брата! Он даже не назвал его братом и отцу в качестве претензии сказал: «Твой сын вернулся». Он его братом уже даже не считал.
Лично меня это наводит на мысль, что тщательное, скрупулезное исполнение всех заповедей закона (соблюдение постов, регулярное посещение богослужений) – это хорошо, но может привести не к тому результату. Потому что в результате рождается такой вот человек – на других смотрит свысока и говорит: «Вот я хожу в храм, пощусь, все делаю правильно, а Ты, Господи, призрел на этого негодяя и разбойника. Я не могу Тебя таким принять».
Получается, что все, что старший сын делал в доме отца, внешне правильно, но это не дало плода. Старший брат не безнадежен, и Господь о нем говорит с горечью. Вот что бывает, когда мы бездушно и бездумно начинаем делать так, как правильно. Это может привести к очерствению сердца: мол, я такой правильный...
Яркий пример – притча о мытаре и фарисее. Но, обратите внимание, Господь не осудил ни того, ни другого. Написано, что один вышел более оправданным, чем другой. То есть то, что делает фарисей, – это тоже хорошо, только плоды не так хороши, нужно что-то подправить, подкорректировать...
Мытарь вышел более оправданным. Кто такой мытарь? Это человек, которого мы сейчас осуждали бы. В современной интерпретации это как полицай во время войны...
– Да, это яркий пример, когда человек служит явно чужим, при этом ничем не гнушается. Конечно, таких принято ненавидеть. Как можно любить полицая? Но Господь показывает нам пример парадоксальной логики, Господь ломает наши стереотипы.
То же самое – притча о пропавшей овце. Как можно представить, чтобы пастух, находясь в здравом уме и твердой памяти, бросил 99 овец и бежал за одной? Зачем? А Господь об этом говорит как о правильном в высшем смысле поступке. Но мы не можем этого принять: «Как же так? Ведь остальные овцы тоже разбегутся…». Но сейчас нужна именно эта овца, чтобы показать, как важен для Бога каждый человек. Более яркого примера не найти.
Вернемся к притче о мытаре и фарисее. Представим полицая во время войны: как можно его любить? Очень много возмущенных людей скажут: «Нет, такое невозможно». Особенно в свете последних событий.
Не так давно вышел фильм о священнике, называется «Поп», о деятельности Псковской православной миссии. Там есть одно место, которое меня лично зацепило. К священнику пришли, чтобы отпеть убитых полицаев, а священник (его играет Сергей Маковецкий) отказывается, говорит: «Этих я отпевать не буду». И у меня встал вопрос, который я до сих пор не могу разрешить: «А я пошел бы отпевать?» С одной стороны, полицаи – негодяи, сволочи, душегубцы. С другой стороны, это православные люди, но павшие. Мне ли решать, куда им? Что такое отпевание? Могу я за них молиться или не могу? Очень тяжелый вопрос.
С точки зрения притчи о мытаре и фарисее я должен за них молиться. Иногда мне предъявляют претензии: мол, как ты можешь молиться за них – они же негодяи!.. Во-первых, я задаю вопрос: «А кто их назначил негодяями?» Во-вторых, сразу вспоминаю рассказ из Древнего патерика. Один монах был очевидный грешник, делал что-то очень нехорошее, а второй монах его обличал. И однажды ночью к тому монаху, который обличал, пришел ангел, держа в руках душу грешника, и сказал: «Этот брат умер. Ты его обличал, вот и решай теперь – в ад ему или в рай». Я всегда ставлю себя на место этого бедного монаха, стопроцентно уверенного в том, что тот монах нечестивец. Кто я такой, чтобы это решать? Господь решает, Он знает.
На примере мытаря и фарисея мы видим, что один пошел более оправданным, чем другой. Мытарь, как человек, заслуживающий всяческого осуждения, пренебрежительного к себе отношения, оказался выше по своим духовным качествам, чем правильный во всех отношениях фарисей. За счет чего? За счет того, что искренне покаялся. Это самое главное. Покаявшийся выше, чем тот, кто жил всю жизнь правильно и кичился этим. И это Господь нам показал, помогая нам взглянуть на мир глазами Бога, если так можно сказать.
Ведь солнце светит и над злыми, и над добрыми, и дождь льется на праведных и неправедных. Это означает, что все мы для Бога – дети. И если кто-то из детей оступился, или ожесточился, или по каким-то причинам сбился с пути, это не повод его клеймить, ставить на нем крест. Это повод постараться спасти его, как заблудшую овцу, и найти в глубине его души что-то такое, что в нем еще осталось. И Господь всячески это делает, в том числе через людей, которые встречаются на пути, через обстоятельства жизни. Он показывает, что для Него нет забытых и заброшенных.
И иначе, как через притчу, этой глубины не показать. Если просто сказать: «Люби мытаря», – для тогдашнего иудея это непонятно. «Как его любить? Смотрите, что он делает». С обывательской точки зрения люди будут абсолютно правы: его невозможно любить, не за что. Тогда Господь идет окольным путем, Он показывает, что его не только можно любить, но и должно. И Он это показывает так, что тот, кто хочет это услышать, услышит. Кто не хочет услышать, говори хоть так, хоть эдак – все равно не услышит. Поэтому Господь неоднократно повторяет: имеющий уши слышать, да слышит. Для того чтобы услышать, что Господь хочет поведать через притчу, нужно, чтобы внутренний слух был настроен на восприятие.
Каждая притча в Евангелии – это потенциальное изменение нашего мировосприятия. Мы можем несколько раз ее прочесть, вроде бы все понять – и вдруг она сверкнет. И это будет означать, что эта притча через две тысячи лет сделала свое дело в нашей душе.
Спасибо! Благословите наших телезрителей.
– Бог благословит! Храни всех Господь!
Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.