
Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Что на самом деле думают в Церкви о деньгах, как вообще семье к этому относиться и выстраивать свою финансовую жизнь, бюджет и так далее? Сегодня мы попробуем об этом поговорить. Итак, как же относится к финансовой стороне нашей жизни Церковь?
– Это очень непростой вопрос, потому что мы можем и у святых отцов, и даже в Священном Писании найти высказывания и в ту, и в другую сторону. Если сейчас я начну говорить против сребролюбия и за нестяжательство как за добродетель, то мне будет что процитировать. Если буду говорить о том, что быть богатым – это хорошо и надо к этому стремиться, мне тоже будет что процитировать. И поэтому сейчас у нас будет действительно очень интересный разговор. И я боюсь, что мы не придем к какому-то однозначному выводу (хотя не знаю, к чему мы придем по ходу передачи). Но даже мое собственное мнение тут несколько менялось со временем, честно могу сказать.
А я честно могу сказать, что у меня нет никакого своего сформированного мнения по этому вопросу. У меня одни вопросы и одни сомнения по этому поводу. И мало того, есть ощущение, что у меня здесь есть какое-то недопонимание. Я даже не знаю, с какой стороны зайти в эту тему. Но попробуем начать с вопроса, так ли это плохо – думать о деньгах и стремиться их зарабатывать? И что делать, чтобы чувство вины, если вдруг это стало получаться, не загнало человека в тупик?
– Я начну с картинок, которые здесь у нас есть. Монетки, люди – монетки перевешивают. Скорее, что-то негативное, да?
В общем, у нас даже непроизвольно получилось подобрать картинки, которые исключительно негативно говорят об этой стороне вопроса. А ведь деньги – это и благотворительность, и помощь нуждающимся, и прекрасные инвестиционные проекты. На самом деле, имея деньги, можно делать очень много полезного. Мало того, многие делают. Это тоже другая сторона этого вопроса.
– Если бы у нас не было денег, то не было бы этой студии, этих диванов, камер, на которые мы сейчас записываем передачу. В конце концов, на картинках есть и позитив: подарок и улыбки. Когда денежки есть – это приятно.
В какой момент деньги становятся проблемой в семье?
– Кстати, сразу вспомнил цитату преподобного Симеона Нового Богослова: «Епископу не полезно быть богатым, но и не полезно быть слишком бедным, потому что и богатые, и слишком бедные вынуждены слишком часто думать о деньгах».
Прекрасная фраза, никогда ее не слышала и думаю, что это действительно очень мудро: когда денег достаточно, о них не думаешь. И они становятся проблемой именно тогда, когда занимают весь ум человека. Тогда это и вытесняет все, о чем он должен по-настоящему думать.
– И тогда, если их слишком много (то есть те самые миллионы, миллиарды рублей, долларов и так далее), человек вынужден думать, как сделать так, чтобы их не украли, на них не посягнули, как их приумножить, не потерять. И почти вся его жизнь – это приумножение, сохранение денег, а на остальное не остается времени. Хотя очень часто многие финансовые проекты одновременно являются и благотворительными. Многие известные фирмы, включая Газпром, финансируют очень много важных и полезных вещей.
С другой стороны, когда денег совсем мало, человек тоже вынужден постоянно думать о том, как их достать, чтобы покушать самому, накормить детей и прочее. Был у меня такой опыт: одно время я служил в храме, там у священников были очень маленькие зарплаты. Кстати, наши зрители могут не знать о том, что зарплата священника идет исключительно от прихода. Не от епархии, не от Патриархии. Потому что есть такой миф: Путин дает деньги Патриарху, тот дает деньги митрополитам, митрополиты дают деньги священникам. Еще и просфоры, и кагор централизованно поставляют.
Нет, все не так. Наоборот, из того, что вы приносите в церковь, подавая за записочки и свечки, оплачивается электричество, коммунальные услуги, охрана и все прочее в храмах, получают зарплату священники, свечницы, хор, уборщицы и так далее. С этого какие-то деньги перечисляются, соответственно, в епархию. Епархия перечисляет Патриархии, за счет этого реализуются епархиальные проекты, проекты на уровне Патриархии. То есть деньги движутся в Церкви, в основном, снизу-вверх, очень редко, когда сверху-вниз.
Напомню, что Церковь у нас отделена от государства, поэтому она может получить какое-то бюджетное финансирование только на восстановление памятников архитектуры, например, или гранд на социально значимый проект.
И у людей часто возникает идея того, что мы получаем какие-то бюджетные деньги, а тут еще деньги с бабушек берем, а вообще, должны все делать бесплатно. Но, к сожалению, это миф. Может быть, до революции это было актуально, когда действительно государство выделяло финансирование Церкви. Сейчас нет. То есть священник получает деньги от прихода.
В том конкретном храме зарплаты у священников были очень маленькие, очень большие деньги уходили на восстановительные работы, и буквально в соседнем храме священники получали почти в три раза больше, чем мы. Я помню этот момент, когда подходит человек, просит отслужить молебен (у него проблема), я служу молебен, молюсь о нем, а в голове у меня такая мысль: а сколько он мне за это заплатит? Потому что я понимаю, что у меня дома практически пустой холодильник, завтра утром дети захотят кушать, и мне нужно хотя бы три йогурта купить для них, а что я буду есть – уже не важно.
Я помню, как мне было неприятно: вроде как человек просит помолиться, и я молюсь, как могу, но вот эта свербящая мысль, сколько мне за это заплатят, не дает покоя. Это тот самый опыт, когда совсем денег нет, и ты вынужден о них думать даже в момент молитвы. Очень неприятный опыт.
Спасибо за удивительное наблюдение, потому что обычно в нашей культуре все-таки принято считать, что служат деньгам только богатые. А служить деньгам можно в любом состоянии, в том числе будучи бедным. Получается, что отношение к деньгам, к благосостоянию делает нас рабами страсти сребролюбия.
Но если мы говорим о семье, наверное, невозможно придумать себе семью, которая вообще не думала бы о финансовой стороне вопроса. И во многих семьях именно финансовые вопросы становятся тем камнем преткновения, из-за которого случаются конфликты, а иногда и разводы.
– К сожалению, это одна из причин. Чаще всего это недостаток, нежели чрезмерное обилие денег. Хотя с вариантом, когда денег у человека много и есть проблемы в семье, я тоже сталкивался.
Мне кажется, большинству женщин свойственно смотреть на мужчину как на добытчика. И когда нужны деньги на что-то, голова женщины поворачивается в сторону мужа, и это естественно. Голова детей поворачивается в сторону папы. Это тоже естественно. И когда папа разводит руками, это часто воспринимается с негативом.
Тоже некоторые мои наблюдения: на мой взгляд, мужчины по жизни более неприхотливы. Нам по жизни меньше надо. Где-нибудь рогожку постелить, и я могу поспать, вроде тепло, нормально. Вот сейчас, когда мы готовились к передаче, вы туфельки надели, а я в чем пришел, в том и сижу. Мы более неприхотливы, нам меньше надо, мы менее требовательны. Вот эта женская потребность, что ей больше надо для жизни, и она толкает мужа, заставляет его как-то шевелиться, – это оказывается, в большинстве случаев, на пользу и ему тоже. Потому что не только ее жизнь становится лучше, но и его жизнь становится лучше, когда квартира лучше отделана и условия более соответствующие, и так далее.
Согласна. Действительно, женщина может стать мотиватором для мужчины. Но где пролегает та грань, когда женщина из вдохновляющей мужчину идти к каким-то целям, в том числе и финансовым, превращается в ту самую жену, к которой не хочется возвращаться после работы домой?
– Важные посылы: «Ты сможешь, у тебя получится». Это то, что стимулирует. А вот эти фразы будут напрягать: «Опять ты…», «вечно у тебя ничего нет», «ты неудачник». «Если я неудачник, зачем вообще ты замуж за меня вышла?» Получается так.
Нужно ли финансовые вопросы обсуждать еще до вступления в брак?
– Нужно, но здесь есть одна проблема: когда любовь-любовь, то так не хочется на эту тему разговаривать. «Мы как-нибудь решим это потом». И когда наступает это «потом», выясняется, что представления о том, что такое норма, разные, в том числе с финансовой точки зрения.
А с какой стороны зайти в эту тему? Такие встречи с молодежью перед вступлением в брак, перед Венчанием, часто проходят и в храмах. Как поговорить на такую приземленную тему? Ведь хочется говорить о каких-то духовных вещах, о том, что они создают малую церковь, и тут вдруг про быт, про деньги.
– На самом деле я и супруга ведем бухгалтерию. У нас программа скачана в телефон, и все, что приходит и что мы тратим, мы записываем. У меня в этой программе расходы с карточки автоматом отражаются. Всегда вижу, на какой карте сколько денег лежит и так далее. То есть считать расходы, доходы – это определенная самодисциплина. Это дает понимание того, на что мы тратим, что является лишним.
И что интересно, я понимаю, что без этого не обойтись, но этому нигде не учат. А у православных, к сожалению, есть представление о том, что нельзя служить Богу и мамоне, значит, мамона – это зло, плохо и лучше о деньгах вообще не думать, Бог прокормит. Это еще дополнительный фактор, который в итоге приводит к очень мощным семейным кризисам, потому что с милым рай и в шалаше, но до поры до времени. Если год в шалаше, два в шалаше, три в шалаше, в конце концов, нервы сдают.
«Не можете Богу служить и мамоне». Я хотел бы несколько слов сказать об этой известной библейской фразе. Дело в том, что архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) в свое время на одной из лекций рассказал такую интересную вещь. У нас представление о мамоне как о чем-то очень плохом. Буквальное понимание: бес мамоны, идол мамоны и так далее.
То есть почти что дьявол. Вы не можете служить Богу и дьяволу – это вроде очевидно, да? А тут, на самом деле, не такая очевидная фраза. Слово «мамона» происходит от семитского корня «хаманэ». Этот же корень присутствует в слове «аминь». Дословно «мамона» переводится как богатство. А если брать происхождение этого слова и его смысл, оно на иврите означает «нечто реально существующее». Собственно, слово «аминь» тоже имеет такое значение: «да будет реально существовать то, о чем мы говорим», «да будет так».
И если брать ветхозаветное представление, там достаточно четко сказано, что Бог может праведнику послать какой-то финансовый провал (вспомним историю Иова Многострадального). Но чем история Иова заканчивается? Да, и здоровья нет, и детей нет, и жена… Но, в конце концов-то, хэппи энд. И опять появилась семья, и детей еще больше, и коров, и всего прочего, и богатства еще больше. И получается, что все-таки та самая мамона – это Божие благословение. Бог наградил праведника. Собственно говоря, даже в Псалтири есть слова: «не видел, чтобы праведник просил хлеба».
Казалось бы, если Бог за праведную жизнь награждает богатством, то фраза «не можете Богу служить и мамоне» людьми того времени, которые слушали Иисуса, воспринималась с удивлением: «Вы не можете служить чему-то хорошему и чему-то хорошему». Бог – это хорошо, но мамона – это тоже хорошо, когда есть средства, возможности и так далее. «Если я чту Бога, я считаю, что я должен быть богатым». Я думаю, что и Иуда на это рассчитывал, что Иисус станет царем, а он станет министром финансов. У него явно такие были планы.
Когда Иисус сказал фразу о том, как тяжело богатым войти в Царство Небесное, какая была реакция апостолов? «Так кто же может быть спасен? Мы все хотим быть богатыми, а тут, оказывается, таким тяжело войти в Царство Небесное». И, кстати, притча про богатого юношу, который не нашел в себе силы раздать все деньги нищим и пойти за Иисусом, – это история не про то, как юноша нехорошо поступил и что ему надо было все раздать. Она про то, как это тяжело и, в принципе, спастись своими усилиями невозможно. Юноша соблюдал все заповеди, но оказывается, что есть вещи, которые он не может сделать даже ради Бога. Но не нужно его ругать, потому что у любого из нас такое можно найти – какую-то вещь, которую мы не можем сделать ради Бога.
Дорогие наши телезрители, вы сейчас сидите, смотрите на экран. Я не знаю, как вы живете, но вы сможете продать вашу квартиру, деньги раздать нищим и ради Христа пойти бомжевать? Я думаю, 99 процентов из вас скажут нет. Может, вы и небогатые, но вот так поступить тоже сложно, доверяясь Богу. То есть теоретически об этом можно рассуждать, но реально-то сложно.
И поэтому ключевая тема в той встрече Иисуса с богатым юношей – невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18:27). Человек не может спастись сам, только Бог его спасает. А в теме Бога и мамоны, похоже, ключевое слово – «служить»: не можете служить Богу и мамоне (или «работать» по-славянски).
Я могу хорошо зарабатывать, но на первом месте у меня Бог. И даже когда я зарабатываю, я это делаю во славу Божию. Либо второй вариант, когда я вроде против Бога ничего не имею, но на первом месте деньги и бизнес. Ну, хорошо, зайду в церковь, свечку поставлю, даже могу причаститься, но мои мысли вертятся вокруг денег, это в центре моей жизни. Речь, наверное, больше об этом, а не о том, что мамона – это плохо. Мамона – это неплохо, вопрос, как я это использую.
И вот еще одна важная тема. Представьте себе, я сейчас достану здесь какую-нибудь красивую купюру, помашу перед Вами. Какую из своих потребностей я могу этой купюрой удовлетворить?
Да никакую.
– И получается, что в деньгах мы не нуждаемся. Мы нуждаемся в том, что за счет денег можем купить. И когда мы деньги ставим в центр своего внимания, получается, мы в центр внимания ставим то, в чем мы не испытываем потребности. Деньги – это средство обмена материальными ценностями, либо материальных ценностей на услугу, либо услуг на материальные ценности, либо услуги на услугу. Вот это все. Но сами по себе они нам не нужны, мы в них не нуждаемся. И тогда возникает вопрос: для чего я зарабатываю?
Например, в 12-й главе Первого послания к Коринфянам рассуждается о разных дарах Святого Духа. И в результате Бог делает кого-то апостолами, кого-то учителями и так далее. И некоторым дается дар вспоможения. Что такое дар вспоможения? Тот же отец Ианнуарий (Ивлиев) в одной из лекций сказал, что это, оказывается, дар быть спонсором. Это дар от Бога – умение зарабатывать деньги и грамотно ими распоряжаться, в том числе для поддержки тех же самых церковных проектов (строительства храмов, каких-то благотворительных проектов и так далее). То есть это кому-то дано, а кому-то не дано. Кто-то учитель, проповедник, целитель, по его молитвам люди исцеляются, а деньги зарабатывать не умеет.
У святителя Григория Паламы есть притча о виноградной лозе и платане. Когда виноградная лоза стелется по земле, ягоды получаются маленькие, кислые, гнилые. Когда платан растет, он не приносит плодов, но если он предоставляет свой ствол виноградной лозе, то виноградная лоза вьется по его стволу и дает прекрасные плоды. В итоге платан вместе с виноградной лозой приносит плоды. Соответственно, кто-то, например, имеет дар молитвы, но не умеет деньги зарабатывать. А кто-то умеет деньги зарабатывать, но зато духовных плодов у него мало, но он спонсирует того, кто молится, и они вместе приносят плод.
Это идея святого Григория Паламы о том, что, может быть, кому-то Господь не дал дара молитвы, чтобы горы переставлять, но при этом у человека есть возможность заработать и найти, куда вкладываться, куда не вкладываться. Людей, которые хотят с него поиметь что-то, тоже немало, и кому-то нужно сказать слово «нет», а кому-то дать, даже если он, может быть, сейчас и не просит. Но он видит, что сюда надо вложиться, потому что даже если ему это не вернется финансово, он в другом месте еще заработает. Но это будет во благо. И такой дар дан тоже не каждому.
И, в принципе, важно понять и принять, что деньги – это не есть что-то плохое. Деньги – это средство для обмена, для того, чтобы что-то в этом мире двигалось, менялось. А вот куда оно двигается, меняется – это уже во многом зависит от нас.
Помните притчу о хранилищах, когда у человека был большой урожай и он думал, куда его деть? «Разрушу житницы мои, построю новые». Ведь опять это не о том, что плохо, когда такой урожай и думаешь, что с ним делать, а плохо, когда все мысли о том, что «ешь, пей, веселись, почивай, душа моя». Ведь на самом деле это идея о том, что так бывает с тем, кто не в Бога богатеет. Можно богатеть и в Бога. Можно, благодаря богатству, делать Божие дела.
Спасибо большое, отец Александр. Очень интересная беседа у нас получилась и есть, о чем подумать.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.