
Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В заповеди о почитании своих отца и матери – естественная любовь детей к родителям, уважение к ним и напоминание о заботе. Все это правильно, но есть еще что-то, что заставляет более глубоко и объективно посмотреть на отношения родителей и детей. И это что-то скрыто именно в слове «почитай». Анализируй их жизненный опыт, что-то бери для себя, от чего-то отказывайся ради собственных детей, которые, став взрослыми, тоже будут нас почитать.
В гости к семье отца Сергия и матушки Екатерины Карскановых мы приехали ближе к вечеру. Так сложился съемочный день. Мы сразу попали под обаяние их четырехлетнего сына Савелия. Заждался парень гостей, поэтому немедленно стремился показать все, что умеет.
А кто построил тебе эти кольца?
Савелий: – Это папа. А мама мне их купила.
Автомобильная трасса пролегает по всей квартире. И это понятно. Такому парку машин нужен простор. В свободное от движения время каждый автомобиль занимает свое место в многоуровневом гараже.
Савелий: – Мама купила, а папа собирал.
Собственно, вопросов больше нет. Насчет разделения ответственности между папой и мамой все понятно. И объяснимо. Отец Сергий – секретарь Канашской епархии. Его дни наполнены делами и расписаны по минутам. Кроме того, священник служит в клире кафедрального храма Святителя Николая Чудотворца в Канаше. Так что большую часть времени с сыновьями – Савелием и Серафимом – проводит его жена, матушка Екатерина.
В кухне на подоконнике свежие цветы – подарок отца Сергия матушке Екатерине. Просто так, без повода. Даже если его нет рядом, домашние чувствуют его любовь и заботу.
Матушка Екатерина Карсканова: – Батюшка любит готовить. Я, например, с детками сижу, мне это легче дается: мы почитаем, поиграем. Надо кушать. И он готовит нам и суп, и второе (например, плов), чтобы у нас все было.
Папино увлечение понемногу перенимает старший, Савелий. По собственному желанию начал помогать маме на кухне. Так вдвоем они пекут блины.
м. Екатерина: – Он и умело переворачивает блины…
Такое погружение в семью, в ежедневные заботы, которые радуют. Для матушки Екатерины реальное преломление опыта своей родной семьи.
Она родилась в Чувашии, в Канаше. Воспитывала ее мама. Папа ушел из семьи, когда девочка была совсем малышкой. Из воспоминаний детства: садик, школа, деревня по выходным. Мама, врач по профессии, много работала, периодически уезжала на курсы повышения квалификации. Все это было объективно необходимо, но осталось в памяти дочери.
м. Екатерина: – Я хочу, чтобы у моих детей была полная семья, чтобы были и мама, и папа. Чтобы детки, пока они маленькие, были со мной рядышком, помогали мне во всем. Хочу научить их чему-нибудь, что сама умею, что знаю.
В начальных классах девочка занималась танцами. Но и это воспоминание осталось черно-белым.
м. Екатерина: – Мы там очень долго занимались. Нас прямо заставляли, что мне не нравилось. На нас кричали, когда что-то не получалось. А не получалось почти всегда.
Девочка с душой, чувствительной к любому проявлению любви и внимания, интуитивно тянулась к доброму отношению к себе. Такое она нашла в музыкальной школе, хотя особых успехов в музыке она и не делала.
м. Екатерина: – Сама учительница была добрая, она мне нравилась. Однажды я хотела все бросить из-за того, что ничего не получается, и я не хотела ходить в музыкальную школу (единственное, мне было жалко дорогой синтезатор, который специально купили). Я пошла домой, думаю: «Если мне сейчас учительница позвонит и скажет, чтобы я осталась, продолжила учиться, я обязательно останусь». Я прихожу домой, она мне звонит. Я уже знала, что она мне скажет, и сразу была согласна.
Катя училась в пятом классе, когда в ее жизни появились вера, храм. Это многое изменило в ее сознании.
м. Екатерина: – Мы гуляли во дворе с подружкой. Я ей говорю: «На следующий день выйдешь гулять?» Она ответила, что пойдет в воскресную школу. Я спросила, почему она меня не зовет, ведь я тоже хочу. На следующий день она взяла меня в воскресную школу.
Воскресная школа работала при Никольском храме, который спустя несколько лет сыграет огромную роль в ее жизни. А в то время благодаря воскресной школе она начала узнавать о церковной жизни, о праздниках, силе молитвы.
м. Екатерина: – Мы ходили в трапезную и молились перед едой, чего дома никогда не делали. Для меня это была диковинка, что-то новое и интересное. Мне это очень понравилось.
Именно в церкви юная Екатерина ощутила, что чувство покинутости, которое доставляло ей столько боли, уходит. По совету верующей знакомой она выучила несколько важных молитв.
м. Екатерина: – И перед сном я стала читать эту молитву, осенять себя крестным знамением и ложиться. Брала свою иконочку, целовала ее. Я лежала и говорила: «Спасибо за все. Хоть у меня и нет отца, но я знаю, Господи, что Ты Мой Отец Небесный».
После школы Екатерина решила выбрать профессию мамы – стать врачом. Училась в Чебоксарах, в Государственном университете им. Ульянова на медицинском факультете. По выходным приезжала в родной Канаш. Приходила в Никольский храм на воскресные богослужения. А после второго курса летом 2018 года в этом самом Никольском храме в день Преображения Господня ее жизнь тоже начала преображаться.
Девушка сначала заметила, что во время архиерейской службы иподиакон Владыки постоянно на нее смотрит.
м. Екатерина: – Закончилась служба, я приложилась к иконе ангела-хранителя, выхожу в притвор – и снова этот парень. Думаю, почему он везде сегодня... Он один, но в храме он – везде. Я спускаюсь, и он идет прямо ко мне, дает просфорку в руки и нектарин. И говорит: «Это Вам».
Отец Сергий Карсканов: – Это, наверное, связано с тем, что я кого-то искал. И тут она. И я подарил ей просфору. На самом деле я стоял и смотрел только на нее, хотелось к ней подойти.
Так Сергей и Екатерина начали общаться.
м. Екатерина: – Всегда думала: «Как я встречусь со своей половинкой? Как в фильмах? Я буду нести книги, мы столкнемся лбами? Или как?» Но такую первую встречу я даже предположить не могла…
Уже на первом свидании Сергей признался, что хочет быть священником и видит ее своей матушкой.
м. Екатерина: – Немножко было страшновато. Я спросила: «А матушки всегда должны в юбках ходить? Брюки нельзя надевать?» Он сказал, что можно. Тогда я спросила, везде ли надо в платке ходить. Он ответил, что нет: когда в храме молишься Богу, покрывать голову надо, а во всех остальных местах можно ходить без платка.
Молодой человек повел себя мудро. И это расположило Екатерину к нему еще больше. Он знал, о чем говорил, ведь и сам вырос при церкви и мечтал стать священником с раннего детства. Его мама всегда пела на клиросе. А ее привела в храм бабушка – прабабушка отца Сергия.
Отец Сергий: – Мама рассказывала, у нее как-то было исцеление. Она хромала. Был крестный ход. Она взяла огромную икону святителя Николая и пошла в гору. Ее потеряли. Шли священники и народ, а здесь хромая бабушка, да еще и на костылях. А она потом вернулась без костылей. И она, рассказывая это моей маме, говорила: «На мне грешной Господь чудеса показал».
Но и позже Господь не оставлял Своей милостью эту верующую семью. Само появление на свет Сергея было чудом Божиим.
Отец Сергий: – Мне мама еще с детства рассказывала. Врач ей сказал: «Ты бы его сама никогда не родила. Он у тебя от Бога. Господь тебе помог и даровал его».
Как знать, может, через подобные моменты (а их еще было немало) Господь и положил на сердце мальчику желание стать священником. Но с пяти лет отец Сергий ни о чем другом и не мыслил. После школы поступил в Чебоксарское духовное училище.
Отец Сергий: – Ныне наш Правящий архиерей, Владыка Стефан, а тогда еще отец Стефан, был нашим проректором. Когда состоялась архиерейская хиротония, Владыка приехал, меня взяли в иподиаконы, и мы приехали в Канаш.
м. Екатерина: – Первый наш год очень тяжело дался. Мы немножко конфликтовали, не могли найти общий язык. Было трудно подстраиваться. Мне казалось, что я была права, а батюшка думал, что он все-таки прав.
Задуматься и одуматься Екатерину заставило то, что муж дан Богом один раз – и на всю жизнь. И что мечтала она всегда о полной семье для своих детей. А для этого самой надо становиться мягче. Не только прощать, но и самой просить прощения. Учиться любить. А любви в семье быстрее всего учат дети.
м. Екатерина: – Савелия мы отправили в 1 год и 8 месяцев в садик. Он еще даже не разговаривал. Но я подумала: если все ходят в садик, значит, и мой ребенок должен. Я решила, что, если там с ним будут общаться, он сразу заговорит.
Но Савелий не заговорил и через несколько месяцев. Екатерина забила тревогу, начала изучать психологию ребенка-молчуна и открыла для себя то, о чем даже не подозревала.
м. Екатерина: – Оказывается, с ребенком надо постоянно разговаривать, играть. Я начала играть с Савелием в машинки, игрушки. Мне до этого не хотелось. Но нужно было, чтобы он хотя бы «би-бип» научился говорить.
Она много читала сыну вслух, вызывая его ответную реакцию на различные действия. А потом в гости приехал младший брат отца Сергия, Николай. Разница между братьями – 22 года.
м. Екатерина: – А брат батюшки все разговаривал и разговаривал. Савелий, похоже, поглощал-поглощал – и тоже стал говорить. И сейчас я вижу, как Серафим быстро начинает разговаривать и развиваться, глядя на Савелия. Он уже издает какие-то звуки.
Я окончила медицинский институт, годик посидела с Савелием. Мама сказала, что хватит сидеть и пора устраиваться на работу. Я вроде отказалась, но потом в голову ударило, что нужно попробовать поработать. Даже в ординатуру поступила. Окончила этим летом. Было тяжело с двумя детьми. Но батюшка сказал: если начала – надо окончить.
Время покажет, зачем это было нужно. Пока же самая большая радость для матушки Екатерины – смотреть, как растут ее дети, как они что-то познают, как меняются и взрослеют.
Отец Сергий: – Савелий смотрит, как молится Правящий архиерей, как совершает богослужение рядовой священник или настоятель, он видит, что они пребывают в Боге, и чувствует молитвенный настрой.
Кстати, оба сына отца Сергия и матушки Екатерины появились на свет в результате партнерских родов.
м. Екатерина: – Батюшка очень мне помогал, держал за руку. Когда было очень больно, я просила его петь молитву, и он пел «Богородице Дево, радуйся» мне на ухо. Я тоже с ним пела… И как будто никого не было: только я, батюшка и наш рождающийся малыш.
Отец Сергий: – Я любил ее. Но после партнерских родов стал любить еще больше. Я любил свою маму и, увидев, как появляется ребенок, стал любить свою маму в тысячу раз больше.
Все-таки сколько мудрости в этих простых словах: «Почитай родителей своих»! Люби и читай их жизненный опыт, анализируй и делай выводы для себя, ради своих детей, ведь они, став взрослыми, тоже будут нас почитать.
Отец Сергий: – Были сложные времена. Мне кажется, в каждой семье, бывает, ругаются. Но нужно с любовью проживать эти времена. Я приду домой – меня встречают мои маленькие детишки. Хочется все плохое забыть и раствориться только в своей семье.
м. Екатерина: – Мы надеемся, что у нас будет много детей, если Господь даст.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.