Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (1328) → Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе

Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе

№47 (1328) / 9 декабря ‘25

Размышление

Мы молимся, чтобы, как писал апостол Павел, наш человеческий дух стал единым духом с Господом. Когда это происходит, то человек находит в своем сердце Бога. Сердце, единое с Богом, становится как цветущий райский сад, где мир, добро и свет. Это реальное обретение Царства Небесного здесь, на земле.

Молитва, которую слышит Бог

Порой слышишь от людей, мол, молюсь о мире: днем молюсь, бывает – по ночам молюсь келейно и сообща. А проку нет. Даже, наоборот, по новостям так грозовые тучи над миром еще больше сгущаться начали. Вот об этих настроениях Игнатий Богоносец писал: «Вникай в обстоятельства времени и ожидай того, кто выше времени». Где Господь? В храме. Значит, и нам в храм. Где Господь? За каждой протянутой рукой. Значит, и нам нужно стараться в эти непростые времена относиться к людям если не с любовью, то хотя бы со снисхождением. Без осуждения точно.

В духовной жизни некоторые часто путают причины и следствия. Мы молимся, чтобы, как писал апостол Павел, наш человеческий дух стал единым духом с Господом. Когда это происходит, то человек находит в своем сердце Бога. Сердце, единое с Богом, становится как цветущий райский сад, где мир, добро и свет. Это реальное обретение Царства Небесного здесь, на земле. Исполнение же наших просьб зависит целиком от Бога и является следствием первого, а не причиной, как думают некоторые. А молиться даже о самых благородных, прекрасных и возвышенных вещах с недобрым, немирным сердцем – это все равно что искать любви в темной пустой комнате, где никого, кроме тебя, нет.

Не та лестница

Прочитал размышления одной женщины по поводу иконы, изображающей знаменитую лествицу преподобного Иоанна Лествичника, которую на разных форумах обсуждают и миряне, и священники. Женщина пишет, что от иконы у нее буквально мороз по коже. Она смотрит на икону: вот люди карабкаются вверх, кого-то подлавливают, стягивают вниз, остальных не замечают – каждый сам за себя. А где Господь? «Ему, – пишет женщина, – интересны только победители, тот, кто молодец и докарабкался до Него сам. Упал – сам виноват, никому ты тут не нужен и неинтересен, твое спасение – это твое дело. Дошел – хорошо. Не дошел – извини». Так сокрушается сердобольная женщина. Так она поняла икону.

Лучшее опровержение такому восприятию православной аскетики – личность самого преподобного Иоанна Лествичника, удивительного по своему человеколюбию выдающегося аскета, сдержанного даже в своем аскетизме. Известно, что он не накладывал на себя никаких лишних постов, смиренно подчиняясь уставу, и вкушал все, что было разрешено, но умеренно. Он не нес никаких особых подвигов, например, ночных бдений, а спал ровно столько, чтобы сохранять работоспособность и трезвость ума. «Все течение его жизни – непрестанная молитва и безмерная любовь к Богу», – говорится в его житии. И в этом кроется тайна его всемирного почитания, которое вызывает этот святой VI века.

Как-то раз к преподобному Иоанну пришли люди, нерадиво живущие в мире, и сказали: «Как мы, живя с женами, занятые разными попечениями, можем подражать монашескому, ангельскому житию?» И преподобный Иоанн сказал: «Все доброе, что только можете делать, делайте: никого не осуждайте, не крадите, ни перед кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, ходите в церковь, к нуждающимся будьте милосердны, никого не соблазняйте, не желайте чужого и храните верность вашим женам. Если так будете поступать, то недалеко будете от Царствия Небесного».

Неудобное Православие

В нашем мире Православие на самом деле очень неудобно. Как неудобно создавать семью, воспитывать детей, заботиться о родителях и так далее. Удобно ни за что не отвечать, ни о ком не заботиться, лежать на диване, лазить по интернету и пить пиво. Это удобно. А зарабатывать на семью деньги, сидеть до позднего вечера за уроками с детьми и ездить после работы к маме грядки копать – это хлопотное дело.

В Церкви тоже неудобно. Если ты живешь, как тебе хочется, и меняться не желаешь, то, возможно, как говорил один знакомый батюшка, «ты просто ошибся дверью». Суть же православия в том, что оно меняет всего человека, его мировоззрение (по-гречески «метанойя» – перемена мышления). Все, что считается в мире важным – власть, богатство, удовольствия, для верующего перестает быть ценностью. Любой психолог говорит: верь в себя. А в Церкви говорят: верь в Бога. Без Бога сам по себе ты – никто, ноль без палочки. А с Богом, по слову апостола Павла, все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4:13).

Путь к этому лежит через преодоление эгоизма и своих страстей. Процесс неприятный, небыстрый и довольно болезненный, потому что все время нужно переступать через свои «хотелки», стараясь поступать не как хочется, а по заповедям, главные из которых не любовь к себе, а к Богу и людям. С Богом нельзя так: «Ты – мне, я – Тебе». К Нему только одна дорога – через покаяние. Как блудный сын, спустивший отцовское состояние и оказавшийся на чужбине в компании свиней возле разбитого корыта, так и человек познает свою ужасную нищету и обращается к Богу. Может ли после этого человек снова упасть и начать грешить? Да, может. Но если на все это он будет смотреть не как на допустимые невинные шалости, а через любовь Христа и Его заповеди, то встанет и снова пойдет к Богу, раскаявшись. Как сказано в Евангелии: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Mф. 11:12).

О проклятой смоковнице

История, как Господь проклял смоковницу, не найдя на ней плодов, известна всем. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Для чего предано проклятию бездушное дерево? Христос показывает этим, что Он может наказать Своих врагов, однако же добровольно отдает Себя на распятие». И часто задаются вопросом: «Почему смоковница, а не яблоня и не слива, например?» По Ветхому Завету смоковница принадлежала к числу семи растений и продуктов, символизирующих богатство земли обетованной. Иудеи сажали инжир (смоковницу), виноградники, чтобы виноградная лоза обвивала ствол смоквы и давала больше плодов. Выражение «жить под виноградником и смоквой» означало мир и благосостояние.

Другое малоизвестное толкование гласит, что древо познания добра и зла в Эдемском саду, от которого вкусили Адам и Ева, не яблоня, а смоковница. Это связано с тем, что они сделали себе одежду из листьев смоковницы, чтобы укрыться сразу после грехопадения. Считается, что именно поэтому Микеланджело изобразил смоковницу на потолке Сикстинской капеллы. Заставив листья смоковницы увянуть, Господь показывает, что нам, потомкам Адама и Евы, больше не нужно прятаться от Бога, какими бы грешниками мы ни были. Мы можем просто прийти к Нему с покаянными слезами и упокоить у Господа свое сердце.

Такие дела.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-Molitva-kotoruyu-slyshit-Bog;
https://tv-soyuz.ru/Pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-Ne-ta-lestnica;
https://tv-soyuz.ru/Pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-Neudobnoe-pravoslavie;
https://tv-soyuz.ru/Pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-O-proklyatoy-smokovnice

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс