
Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
«А знаете ли вы, что с креста-то не сходят, с креста снимают. А крест Ваш, если его мужественно донести до конца, даст большой плод духовный, преобразуя и вашу душу, и препитая близких ваших», – так писал, обращаясь к своим духовным чадам архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Ему же принадлежат слова, ставшие нашим духовным наследием: «Несение креста ни для кого не бывает безболезненным, но без креста не увидим мы Христа».
Пути Господни, как известно, неисповедимы. И в этом наша съемочная группа убедилась вновь, когда приехала в чувашское село Янтиково Янтиковского муниципального округа. О храме во имя Святителя Николая, о его строительстве и о трагедии, случившейся на его территории, мы в свое время узнали от матушки Елены Сорокиной, вдовы настоятеля этого храма отца Анатолия Сорокина. Священник погиб от пули убийцы прямо во время праздничной службы.
Все произошло в Светлую Седмицу, 24 апреля 2010 года.
Иерей Алексий Павлов, настоятель храма Святителя Николая: – 3 мая меня вызывает митрополит Варнава, указом направляет сюда. Я сам этого не ожидал. С 3 мая 2010 года я здесь настоятель.
Иконостас, распятие, многие иконы – все это писалось и устанавливалось еще при отце Анатолии. Остались и в память о нем, и в назидание всем, кто молится и служит в этом храме.
Иерей Алексий Павлов: – Есть такие слова: «С креста не уходят, с креста снимают». Господь тоже был на Кресте.
Несмотря на разного рода внешние трудности и внутренние искушения отец Алексий за 15 лет служения ни разу не пропустил воскресной службы.
Иерей Алексий Павлов: – Финансовые трудности тоже были. Может, самим хотелось побольше, но, когда надо, – Господь все дает. Иногда самим хочется большего – и мы тогда называем это трудностями.
Отец Алексий говорит, что Господь всегда дает столько, сколько необходимо, – сил, средств, здоровья и ему, и его большой семье. У него с матушкой Анастасией семеро детей.
Иерей Алексий Павлов: – Мария, Феврония, Елизавета, Николай, Василиса, Давид, Михаил.
– Почему Вы называете их полными именами?
Иерей Алексий Павлов: – Потому что, когда имя называешь, призываешь имя святого. Когда их крестили, им дали имена святых. Это обращение к святому тоже.
Отец Алексий родом из Чувашии. Матушка Анастасия из Татарстана. Оба – из многодетных верующих семей. Он с характером, сильным внутренним стержнем, она мягкая, послушная.
Матушка Анастасия Павлова: – Я и в классе никогда ни с кем не ссорилась, и по жизни никогда не ссорюсь, не ругаюсь ни с кем, не кричу.
– Это у Вас из семьи идет?
м. Анастасия: – Да. У меня папа такой, спокойный и тихий. Бабушка, мамина мама, тоже. Мы с ней больше росли. Она верующая. Привела нас в храм. Она была очень добрая.
А отца Алексия привела в храм болезнь, которая омрачала школьные годы и вызывала волнение у семьи. Сначала он ходил на службы по просьбе мамы, потом – сам.
Иерей Алексий Павлов: – Так Господь позвал к Себе. Потом отец Иоанн говорит: «Пойдешь в Чебоксарское духовное училище?» Я согласился попробовать. Меня взяли учиться.
м. Анастасия: – Когда в храм начал ходить, у тебя же болезнь прошла.
Иерей Алексий Павлов: – Да, прошла.
м. Анастасия: – Это машинка моей бабушки. У меня и бабушка, и мама шили – я тоже хотела. Я золотошвейка, потому что мне было ближе шитье и рукоделие. Петь я стесняюсь, думаю, не смогу учиться на регента.
После школы Анастасия поступила в машиностроительный техникум. Ей нравилось чертить, конструировать. Но с работой по специальности не сложилось.
м. Анастасия: – В храме же благодать. Там мое место. Я читала на клиросе и работала завскладом в церковной лавке.
А потом решила профессию выбрать, чтобы в храме могла пригодиться. Поступила в Нижегородское православное женское духовное училище на швейное отделение. В том же году из Чебоксар приехал учиться в Нижегородскую духовную семинарию Алексей Павлов.
м. Анастасия: – Два года учились, не были знакомы. После второго курса, 26 августа, подружка подходит и говорит, что со мной хочет познакомиться один парень. А его друг сказал ему, что с ним хочет познакомиться девушка. Я выхожу вечером, стоит Леша. Мы познакомились и стали дружить.
Семинаристы и воспитанницы духовного училища периодически встречались на общих мероприятиях – спортивных, творческих. В результате этих встреч молодой человек захотел познакомиться почему-то не с будущим регентом, а именно с золотошвейкой. Тогда он не знал, что давно нравится одной из них.
Иерей Алексий Павлов: – Это Промысл Божий. Господь следил. Значит, так было нужно. Я для себя решил сразу после свадьбы прошение на священство не писать, а сначала пожить, посмотреть, что такое семейная жизнь. Одно время работал охранником, а Настя – швеей.
м. Анастасия: – Я уважала его мнение и ждала, чтобы он сам решился.
И настал момент, когда он сам решил. Вернее, так складывались внешние обстоятельства, что сомнений не оставалось: Господь призывает к служению в Церкви. Первое назначение мужа в печально известное Янтиково молодую матушку, прямо скажем, напугало. Она непроизвольно начала искать параллели с судьбой семьи Сорокиных. Оба священника – настоятели одного храма, примерно одного возраста. Обе матушки – золотошвейки.
м. Анастасия: – Мне было страшно за батюшку. И до сих пор страшно.
Но было благословение Владыки, а значит, Божия воля, которую надо было принимать с абсолютным доверием, а потом уже решать насущные проблемы.
м. Анастасия: – Я думала, что мы всегда будем в городе. Даже не ожидала, что будем в сельской местности. И для меня это был немножко шок. Из жилья там церковный дом, в котором мы организовали себе комнату. Она была неблагоустроенная, мы все сами сделали и начали жить.
В этом доме появились на свет четверо детей – все погодки. В этом доме хрупкая матушка Анастасия начала постигать азы материнства.
м. Анастасия: – Я ничего не боялась. Мне нравилось. Ночами я спала. И с детьми все было спокойно. Животики у них не болели. Когда ты их любишь, уже сам автоматически понимаешь, что надо делать. У них колики – ты уже знаешь, как массаж делать. Меня никто не учил: сам чувствуешь, где болит, где нажать, как подвигать ножками. Все было хорошо.
Иерей Алексий Павлов: – У священника Церковь – это невеста. За ней нужно смотреть, ухаживать, естественно, службы служить, заботиться о прихожанах. Если ты нерадивый – они будут страдать, их духовная жизнь пойдет в неправильном направлении.
м. Анастасия: – Много детей, батюшки нет. Маленький ребенок родился: укутаешь его, в коляску положишь и бежишь встречать первоклассника. Потом его везешь на гимнастику, на секции. С первыми двумя детьми на руках бежала в храм причащать их. Батюшки нет, за мной толпа маленьких. Когда молодая была, все это было нетрудно. А сейчас думаю, как я это все выдержала.
Иерей Алексий Павлов: – Семья у меня, как Церковь. Если есть один приход, значит семья – это второй приход. Если второй приход дали, значит, семья – третий приход.
Еще до свадьбы семинарист Алексей спросил у своей невесты, сколько детей она бы хотела. «Десять», – ответила тогда Анастасия. И родила бы…
м. Анастасия: – Последние трое у меня были с кесаревым. Врачи созвали консилиум и сказали, что больше рожать нельзя. Пятый ребенок уже лежал в реанимации пять дней после касарева. И я одной ногой была…
Но после пятого Господь все-таки дал силы на рождение еще двоих детей. Пятый, шестой и седьмой появились на свет в Чебоксарах. Сюда семья переехала из Янтиково по объективным обстоятельствам.
м. Анастасия: – На приходе закрыли школу, садик, и мы решили переехать в Чебоксары. Наши дети занимаются в музыкальной школе. Старшие пятеро учатся играть на фортепиано и ходят на хор, поют в церковном хоре. Мальчики занимаются боксом. Старший сын – самбо. Третий сын еще ходит в садик, но он вечно поет.
Отец Алексий – папа строгий. Подчас слишком строгий. Но его слова, поведение, поступки – это тот духовный стержень, который держит семью.
м. Анастасия: – Я хочу пожалеть, но надо прислушаться к мужу, чтобы воспитание подействовало.
Иерей Алексий Павлов: – Родителями не рождаются. Ими становятся. Иногда неправильно что-то получается. Слава Богу, в большинстве случаев, получилось правильно.
м. Анастасия: – За матерью любовь стоит. А за отцом – защита. Она рушится, если отец кричит.
Не так давно матушка Анастасия вышла на работу на швейную фабрику. На семейном совете порешали, что так будет лучше для всех.
Иерей Алексий Павлов: – Я работник – слуга семьи: готовлю кушать, вожу детей в садик и школу.
м. Анастасия: – Я в будни на работе – у батюшки выходные. Мы меняемся сменами.
Кстати, у многодетной мамы жизненные интересы не ограничиваются только семейными заботами. Впрочем, все новое тоже ради семьи.
м. Анастасия: – С каждой беременностью были свои интересы. То я флористикой занималась, то детям заколки всякие, бантики канзаши делала. Сейчас у меня новый интерес – огород.
И снова хочется вспомнить слова старца Иоанна (Крестьянкина) о несении каждым из нас собственного креста – о том, что ни для кого оно не бывает легким и безболезненным. Но благодать Божия, которая дается за молитву, за духовный труд, безусловную любовь к ближнему помогает преодолеть все.
м. Анастасия: – Мне нравится дарить любовь, быть нужной. Мне ничего не жалко.
Иерей Алексий Павлов: – Летом стоит жаркая-жаркая погода. Пройдет дождик, и после этого воздух какой! И чуть слабый ветерок. Можно немножко сравнить с этим, когда такая молитва приходит.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.