
Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Наша беседа посвящена важному историческому событию в жизни города Покровска (Энгельса). 19 октября совершилось Великое освящение Свято-Троицкого кафедрального собора, которому в этом году исполнилось 200 лет. И Вы возглавили Великое освящение, а потом и Божественную литургию. Я прошу Вас поделиться своими впечатлениями и о соборе, и об этом событии.
– Я прибыл в Саратов по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Поэтому я и в храме, и после концерта передавал всем его благословение. И сейчас, пользуясь возможностью, всем нашим телезрителям передаю благословение Святейшего Патриарха Кирилла, его пожелания доброго здоровья, силы духа, крепкой веры, стремления жить по Евангелию, спешить творить добро.
Время течет очень быстро. Когда я приехал в Саратовскую митрополию на этот праздник, то увидел огромное количество верующих людей и искренне этому порадовался. Когда я начинал свое служение в священном сане (еще в советский период), было противостояние между государством и Церковью, не было никакого взаимодействия, хотя за границей, где мне довелось служить много лет, между дипломатами и церковнослужителями были прекрасные отношения. Там все понимали, что Церкви и государству надо быть вместе, быть едиными. А сегодня, когда я вижу нашу преображенную Россию, когда у нас и Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, и премьер-министр, и многие министры – православные люди, и губернаторы приходят на богослужения (что было, кстати, и 19 октября, когда мы видели на службе губернатора и глав городов Саратова и Энгельса), то я искренне радуюсь такому взаимодействию.
Только когда мы вместе, мы можем созидать. Но когда начинается вражда, ненависть, противостояние, то разрушается внутренний мир человека, да и в целом противостояние никогда добра не несет. Искренне порадовался, что сегодня на освящении храма в честь Святой Живоначальной Троицы, на молитве были и губернатор, и руководители городского управления, и огромное количество верующих. Храм замечательный, светлый, радостный. Заходишь в этот храм – и сразу какое-то вдохновение приходит.
Конечно, освящение храма имеет еще и сакраментальное значение. Мы обращались к Богу с просьбой, чтобы Господь ниспослал благодать Святого Духа. Храм Божий, как говорят наши святые отцы, – это Небо на земле. Господь, когда создавал человека, дал ему заповеди, и одна из этих заповедей – шесть дней трудись для себя, а седьмой день посвящай Богу. Но Богу от нас ничего не надо, Он Всесовершеннейший Дух. Господь дал заповедь шесть дней трудиться для пропитания, а седьмой день посвятить своей душе. Вот поэтому надо приходить в храм и заряжаться Божественной энергией.
И, конечно, 19 октября состоялось историческое событие: 200 лет этот храм не был освящен полным чином, а вчера мы его освятили, и мы верим, что благодать Святого Духа будет жить и действовать в нем.
Поэтому каждый, кто хочет прикоснуться к Богу, может приходить в храм. С самого рождения человек начинает жить в храме через таинство Крещения, получает благодать Святого Духа через таинство Миропомазания, а потом входит во взрослую жизнь. Но иногда бывает, кто-то споткнется, согрешит, упадет. И с такими проступками, с грехами человек опять приходит в храм и в таинстве Покаяния очищает свою душу от всякой скверны и нечистоты, причащается Тела и Крови Христовых, принимая в себя Самого Христа Спасителя под видом хлеба и вина. Таким образом человек живет в храме, его душа преображается.
Так что все мы, что молились на освящении храма и на Литургии, возможно, физически и устали, постояв часа два-три, но духовно зарядились.
Радость была огромная, все очень ждали этого события, когда откроется наш собор. Он действительно теперь имеет совершенно другой облик. И то, что Вы возглавили это освящение, – для нас огромная радость.
Я, готовясь к этой встрече, посмотрела географию мест Вашего служения. Она настолько обширна, что, кажется, за одну жизнь невозможно в стольких местах успеть послужить. Это и Америка, и Канада, и Мексика, и Австрия, и Венгрия, и в России вы служили епископом Рязанским…
– И в Иерусалиме побывал.
Да, руководили Русской духовной миссией в Иерусалиме и Патриаршим экзархом Беларуси были. На каком месте Вы более всего чувствовали себя Божиим слугой? И, если так образно выразиться, где главный Ваш причал?
– Я бы не сказал, что Божий слуга. Один из наших проповедников говорил: «Я – лопата в руках Божиих». Моя задача – не мешать людям творить добро, служить Богу. Епископ должен смотреть, как проходит жизнь в епархии, направлять, подсказывать, помогать. Поэтому моя задача не командовать, не быть деспотом, а помогать людям идти по Евангельскому пути. Самому идти по этому Евангельскому пути, давая пример для подражания верующим, и помогать, подсказывать, основываясь на опыте Церкви, на опыте святых отцов, подвижников. Знаете, есть очень хорошие слова у апостола Павла. Он, обращаясь к своей пастве, говорил: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Какие мудрые слова! Наша задача заключается именно в том, чтобы мы обращали внимание на людей, которые жили на земле и достигли вершин духовного совершенства. Их опыт надо использовать и для своего руководства, и для помощи верующим.
С Богом хорошо абсолютно везде. Бывали такие случаи, когда не с кем посоветоваться, не с кем пообщаться, и наступает момент, когда искренне просишь Бога о помощи. Ведь не я сам выбирал места своего служения, не я решал, куда мне ехать. Это было благословение Священноначалия. Поэтому иногда, когда бывало тяжело, скажешь: «Господи, помоги!» И Господь помогал, и сразу становилось легко, решались проблемы. На всяком месте Господь присутствует. Главное, чтобы мы не забывали Бога.
Но народная мудрость гласит – дома и стены помогают. Дом есть дом. Если возник какой-то вопрос, то можно позвонить, обратиться к своему другу, к священникам, епископам, посоветоваться с духовником.
Сейчас ваш дом – Москва, самая большая митрополия в стране, огромное хозяйство, более тысячи приходов и около двух тысяч священников. Вы в одном из интервью особо подчеркнули важность общения архиерея с паствой. Я как прихожанка очень хорошо понимаю, что любой контакт с архиереем, пусть даже мимолетный, даже благословение, дает такую радость, такое утешение! Но у архиерея столько административных забот помимо службы, что не всегда, наверное, хватает времени на то, чтобы пообщаться с паствой. Вы говорили, что после службы оставались с прихожанами, пили чай, общались в неформальной обстановке. Но когда Вам пить чай, если у Вас более тысячи приходов?
– За рубежом, где я служил, паства не такая большая. И там такое общение практиковалось. Это было и в Соединенных Штатах Америки, и в Канаде, и в Венгрии, и в Австрии. Как-то в Венгрии сидим после службы, пьем чай, а нас человек сорок. И одна из россиянок, которая первый раз попала к нам на службу и на чаепитие, говорит: «У вас такая возможность общаться с епископом! У нас в России такого нет». Это был примерно 2002 год. А потом, когда меня направили в Рязань, там одних священников было 270 человек. И даже со священниками не было возможности пообщаться, а уж с прихожанами – тем более. Поэтому возможность общаться с людьми посредством телеканала стала для меня хорошим выходом из положения. Но и после богослужения я не ухожу из храма через заднее крыльцо, я выхожу в народ, спрашиваю, как дела, какие у кого вопросы, настроения. Общаемся с прихожанами, но не за чашкой чая, а в храме после службы.
Для людей даже короткий контакт очень важен.
– Кто-то задаст какой-то вопрос, я начинаю отвечать – и оказывается, что и другим это интересно. Любое общение с прихожанами священника, а тем более епископа – очень важно, я никогда этим не пренебрегаю и думаю, что так и должно быть. Это для меня открывает возможность узнать, что людей интересует, волнует. И в следующий раз свою проповедь я пытаюсь выстроить так, чтобы люди услышали ответы на свои вопросы.
Когда я был в Печорах и еще не имел возможности выступать на телеканале, то просил прихожан присылать мне письма, задавать свои вопросы. И в ближайшее воскресенье на проповеди старался на эти вопросы ответить. Так что если кто-то хочет общаться с паствой, с прихожанами, то для этого есть различные возможности.
Сегодня у Церкви столько забот и задач! Это и социальная деятельность, и просветительская работа, и культура, и спорт, и работа с молодежью, с детьми. Слава Богу, сейчас в Церкви и дети появляются, у нас и в Саратовской митрополии, и в Покровской епархии проходят детские литургии. Но эта работа, которая проходит за церковной оградой, отвечает ли главной задаче Церкви – спасению души?
– Спасение зависит от Бога, а не от нас. То, что мы хотим общаться с Богом, хотим спасения своей души, стремимся что-то делать, – уже очень важно. Хотя нас люди, далекие от Церкви, часто обвиняют в эгоизме, в том, что мы только о своей душе думаем. Но на самом деле все не так. Надо, чтобы в жизни всегда присутствовал смысл. Можно через спорт людей призвать к Богу, через трудолюбие, через социальную работу. Можно что-то делать чисто механически, а можно любому труду придать высший духовный смысл. Так что надо искать подход к душе человека и через труд, и через спорт, и через общение. Как говорил апостол Павел: Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.
В день празднования Собора Московских святых, 7 сентября, прошел масштабный крестный ход. Мне кажется, такого мы никогда не видели. Мы показали единство православного народа всему миру. В этом крестном ходе участвовали люди самые разные, даже нецерковные. Но в будние дни, к сожалению, храмы (не только сельские, но и городские) стоят полупустые. То есть мы, как когда-то сказал Столыпин, ждем великих потрясений. Или русский человек привык жить по пословице «пока гром не грянет, мужик не перекрестится»? Почему мы всегда ждем какого-то события, СВО, чтобы пойти в храмы? А мысль о том, что надо просто прийти к Богу потому, что без Него жизнь невозможна, массово в сознание людей не приходит.
– У нас до революции практиковалось большое количество крестных ходов, но надо сказать, что ведь и до Октябрьской революции по будням не так много приходило людей в храмы. И очень важно, что и в те годы, и сегодня по воскресным дням люди приходят на богослужения.
Меня, когда я приехал в Беларусь, очень удивило и обрадовало то, что на воскресные, на праздничные службы там в храмы приходят семьями: муж, жена, дети. У нас в России в основном приходят женщины. Сегодня, слава Богу, и молодежь начинает появляться в храмах. Но так, как в Беларуси, когда идет одна семья, другая, третья, муж, жена, дети, – пока бывает нечасто. У них духовное единство в семье, и это чрезвычайно важно. А у нас женщина пришла в храм, я спрашиваю у нее: «А где муж?» – «Муж по своим делам ушел…».
И еще ворчит на жену, почему она не на кухню, а в храм пошла…
– И поэтому потом такие дети вырастают. Матери говорят: пока ребенок был маленький, он ходил в храм. А как пошел в школу, в старшие классы, перестал ходить на богослужения. Почему такое происходит? Так мы, взрослые, должны детям давать пример для подражания. Если мы этого не делаем, а с ребенка требуем, то у него происходит раздвоение сознания. Мама или бабушка говорят: «Сыночек (или дочка, внучка), пойдем сегодня причаститься, это так полезно, так нужно!» Приводит ребенка на Причастие один раз, второй, третий... А потом ребенок взрослеет, и когда мама зовет его причаститься, потому что это очень полезно, он говорит: «Мама, если это полезно, то почему ты не причащалась сегодня?» То есть мама или бабушка ребенка причащают, а сами не причащаются, и, естественно, у ребенка возникает вопрос.
Я вспоминаю свое детство. Наша мама ходила на службы и причащалась вместе с нами. Конечно, она нам, детям, делала послабление в правилах ко Причащению, но мы все готовились, и в воскресный день все шли в храм и причащались.
Владыка, Ваши предшественники по Псково-Печерскому монастырю (ставший Патриархом Пимен, архимандрит Алипий) были фронтовиками. Архимандрита Алипия называли еще Алипий-воин, и не только потому, что он прошел фронт, но и потому, что это был необыкновенно мужественный, стойкий человек, которому удалось в жесточайшее время хрущевских гонений, когда Церковь преследовали, отстоять свой монастырь и не отдать его на растерзание богоборческой власти. Больше половины насельников монастыря были фронтовиками, поменявшими гимнастерки на рясы. Как тут не вспомнить архимандрита Кирилла (Павлова), который во время войны обратился к Богу, или известного московского священника Глеба Каледу. Это были совершенно удивительные люди с мощным внутренним стержнем. И, обратившись к Богу, став священниками, монахами, они поднялись на высочайшую духовную высоту. Этот феномен, как Вы полагаете, может ли повториться в нашей жизни по окончании СВО, когда бойцы вернутся к мирной жизни?
– Это уже происходит. Я иногда получаю сообщения от наших ребят из зоны проведения СВО, и там действительно происходят чудеса, сравнимые с теми чудесами, которые происходили с перечисленными вами людьми. Отец Алипий, попав в окружение, обратился к Богу: «Если выживу, то посвящу свою жизнь на служение Тебе». Он вышел из окружения, остался живой и посвятил себя служению Богу. И мне приходят сообщения от наших ребят из зоны СВО, которые говорят: «Как не поверить, что нас сохраняет Господь?!» И показывают мне то, что сняли на смартфон: в их танк попал снаряд и не разорвался. У танкиста в танке была приклеена на скотч иконочка Божией Матери с Младенцем Иисусом Христом. Снаряд попал точно в то место, где была эта икона, оставил там вмятину, но не разорвался, и они все остались живы. И как после этого говорить, что Бога нет?!
Они там все время живут рядом с Богом, просят, чтобы Господь им помог, защитил. А если Господь их и призовет, то они уверены, что Он их призовет в Свое Небесное Царство. Так что там происходит очень важное духовное преображение.
Многие принимают Крещение, исповедуются, причащаются. И рассказывают о том, что иногда, заходя в блиндаж противника, находят там сатанинские принадлежности (а на стороне врага немало сатанистов). Так что наши ребята говорят, что они ведут борьбу с сатанизмом.
Я вспоминаю, как и я в армии ощущал, что Господь всегда был рядом и всегда в трудных ситуациях помогал. Поэтому, когда человек обратится к Богу и получит ответ на свою просьбу, на свою молитву, – это самое лучшее эмпирическое доказательство существования Бога. Важен личный опыт, когда я сам общаюсь с Богом, и Господь откликается на мою просьбу. И после этого мне не надо думать, есть Он, или нет. Я знаю на своем личном опыте, что Он есть.
Страшно только, что для осознания этого понадобились военные действия.
– Когда мы расслабляемся, когда у нас все есть, то, вроде, и Бог нам не нужен. К сожалению, это следствие испорченной природы человека, и поэтому нас надо иногда встряхивать. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что Господь нам дал такую слабую человеческую плоть для того, чтобы мы не возгордились и не подумали, что мы здесь, на земле, будем жить вечно. Поэтому у нас то болячки, то какие-то проблемы. Мы должны понимать нашу слабую человеческую природу и не забывать о том, что есть Господь, обращаться к Нему. Апостолу Павлу Господь сказал: Сила Моя в немощи совершается. В немощах человеческих проявляется Божественная сила.
Вы возглавляете Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Это колоссальная работа, она проводится и в Саратовской митрополии. На сегодняшний день уже 28 имен входят в Собор Саратовских святых. Но почему-то мы, прихожане, верующие люди, хорошо знаем жития святых, живших сотни, тысячу лет тому назад, они нам родные, они нам понятны, и мы живем в молитвенном общении с ними, а те мученики, которые жили в нашу эпоху, люди нашего времени нам пока чужие. На Ваш взгляд, каким должно быть богослужебное, молитвенное почитание памяти этих святых и в епархиях, и в храмах, и на приходах?
– На сегодняшний день уже отработана богослужебная практика почитания древних святых. Святых апостолов, первомучеников мы из года в год, из века в век почитали. К тем же святителям Николаю Чудотворцу, Спиридону Тримифунтскому мы часто обращаемся, потому что они действительно помогают. Есть и наши современники, такие, как блаженная Матрона Московская, в Беларуси это Валентина Минская. К ним каждый день огромное количество людей приходит – молятся и получают просимое. И от нас сегодня зависит, как мы будем прославлять новомучеников.
Но должен сказать, что форсировать не надо, тут очень многое зависит от епископа и священнослужителей. Если мы будем рекомендовать обращаться к новопрославленным святым, сами принимать участие в богослужениях, посвященных их памяти, тогда это войдет в нашу жизнь. Это должно войти естественным образом, но говорить о них нужно, память их чтить нужно. И священник перед днем памяти какого-то новомученика должен людям заранее сказать, что на предстоящей неделе будет день памяти такого-то святого, обязательно приходите. Один раз не придут, другой не придут, – через год придут. Я думаю, что наступит время, когда их почитание укоренится в нашей жизни.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Pravoslavnaya-azbuka-Beseda-s-mitropolitom-Krutickom-i-Kolomenskom-Pavlom-27-10-2025;
https://tv-soyuz.ru/Pravoslavnaya-azbuka-Beseda-s-mitropolitom-Krutickim-i-Kolomenskim-Pavlom-03-11-2025
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.