Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Известное выражение «полотно жизни» воспринимается как метафора. Оно говорит об уникальном рисунке, сотканном из различных событий на жизненном пути человека. Каждый шаг – стежок, действие – строчка. Человек сам создает свое полотно жизни. То, каким оно получается в процессе творчества, зависит прежде всего от того, чем он его наполняет.
Поселок Килемары Республики Марий Эл много лет назад стал родным для священнической семьи Романовых. Отец Андрей – настоятель здешнего храма во имя Святого Илии Пророка. Матушка Светлана – его жена, помощница, хранительница домашнего очага.
Семья приехала в Килемары в феврале 1999 года. Тогда здесь стоял старый деревянный храм, построенный в 1905 году. Он пострадал за годы советской власти. Верхнюю часть разобрали, а в нижней в разные годы размещали то клуб, то призывной пункт, то школьный спортзал. Тем не менее стойкий храм выдержал все и вернулся к верующим.
Иерей Андрей Романов: – Здесь был барак. Единственное, что напоминало о храме, – самодельная в виде ракеты колокольня. Ее, как умели, восстановили дедушки.
В придачу – запущенная территория, заросли сорняков, изжившие себя постройки. По благословению Правящего архиерея Владыки Иоанна молодой настоятель при помощи прихожан и благотворителей взялся восстанавливать старый храм. Сегодня о старом храме напоминает часть фундамента, а также архивные фотографии.
иер. Андрей Романов: – Десять лет мы его восстанавливали, а за три часа он сгорел. Накануне Пасхи в Страстную седмицу с понедельника на вторник случился пожар. Иконы, слава Богу, большей частью мы спасли. Старинную икону пророка Илии спасти не смогли, не успели демонтировать из киота.
Когда стало понятно, что храм не спасти, отец Андрей опустился на колени и взмолился: «Господи, что делать дальше?!» И услышал внутренний ответ: «Созидать».
иер. Андрей Романов: – За то, что у меня и у нашей семьи что-то получается, я благодарен своим прародителям, учителям, духовным наставникам.
Батюшка и матушка выросли в городе Волжске Республики Марий Эл. Жили в одном микрорайоне, учились в одной школе у одного классного руководителя.
иер. Андрей Романов: – Супруга на пять лет младше меня. Я выпустился из школы, а классный руководитель только взяла ее класс.
Детские годы будущей матушки пришлись на 1990-е годы. Времена сложные в материальном плане, приходилось выживать. Родители Светланы работали, а наставляла и учила жизни внучку бабушка.
Матушка Светлана Романова: – Она мне всегда говорила: «Света, неизвестно, какие будут времена. Учись все делать сама, потому что покупать будет очень дорого». Мне было 12 лет, когда я первый раз сшила себе из голубой ткани по какому-то журналу первый костюм. Ткани оставалось немного, но мне хотелось еще и юбку. Юбка получилась очень короткая и в обтяжку. Когда я вышла из комнаты в таком одеянии, папа сказал: «Света, больше такую юбку не надевай».
Дочь послушалась, но шить не перестала. Перешивала мамины и бабушкины вещи, научилась вязать и вышивать. Светлана мечтала после школы поступить в педагогический, но наступила эпоха платного образования. Ее родители, простые рабочие, не имели таких материальных возможностей. Светлана пошла учиться в техникум Марийского бумажного комбината.
м. Светлана: – У нас была практика – мы точили молотки. Родители говорили: «Если ты окончишь техникум, сможешь на любом предприятии быть мастером». Девушек и женщин ставили мастерами.
Но Светлана так и не нашла работу по специальности. Позже получила еще одно образование – секретаря-референта, но тоже без дальнейшего трудоустройства. Работала в детском саду, на хлебокомбинате – там, где трудились ее родственники и куда помогли устроиться ей.
Между тем Андрей Романов окончил Зеленодольский техникум по специальности «эксплуатация промышленных роботов». Какое-то время работал по специальности, но переломные 1990-е внесли свои коррективы. Молодой человек стал успешным бизнесменом, организовав сеть продуктовых магазинов.
м. Светлана: – Он был знаменитой в городе личностью. Его многие знали. Конечно, я его видела, но мы не общались.
иер. Андрей Романов: – На первом этапе меня все устраивало. То, о чем я мечтал (иметь машину, на море побывать, апельсинов наесться), сбылось, но я понимал, что смысла в этом нет, поэтому все время искал что-то другое. Чем дальше развивалась фирма, тем больше меня это тяготило.
Тогда он пришел в храм в поисках смысла. Познакомился с отцом Александром Михайловым, в то время благочинным города Волжска. Благодаря этому священнику он впервые переступил порог алтаря, начал постигать всю красоту церковного служения. Ведя бизнес, помог отцу Александру построить храм в честь Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на территории городской больницы и все чаще начал задавать себе вопрос: «А дальше что?»
м. Светлана: – У меня были соседи, их родственник – батюшка. Они шли на службу и звали меня с собой, часто с ними ходила.
Соседи рассказывали Светлане про Андрея: помогает священнику, приходит молиться, но вроде как собирается в монастырь. Это было действительно так, но в итоге обстоятельства сложились совершенно по-другому.
м. Светлана: – Однажды на Исповеди я сказала, что умею шить и, если что-то будет нужно, могу помочь. Была осень, мы с мамой уехали в деревню. Когда вернулись домой, папа сказал, что ко мне приходил батюшка.
По просьбе отца Александра Светлана начала шить для Скорбященского храма, помогать в свечной лавке. Она, конечно, не знала, что Владыка Иоанн благословил Андрея готовиться к рукоположению, но сначала найти жену. Где, как? «Свою ты узнаешь со спины», – как-то раз сказал ему духовник.
иер. Андрей Романов: – Я приехал на вечернюю службу из московской командировки. Шла полиелейная служба. Раздевалка была в свечной лавке. Выхожу из нее, а на входе стоит спиной Света – я не могу справиться со своими чувствами!
м. Светлана: – Был праздник равноапостольной Нины. Андрей позвонил вечером, просил выйти, поговорить. Мы сели в машину. Он сказал, что хочет предложить мне встречаться. Я согласилась. Через четыре дня он позвал меня замуж.
Свадебным путешествием стало паломничество молодой семьи по святым местам. Оба светились счастьем, наслаждались медовым месяцем, но Светлана не знала, что ее муж принял решение кардинально поменять свою жизнь, а Владыка уже назначил ему встречу.
иер. Андрей Романов: – После поездки я объявил жене, что мне через неделю уезжать к Владыке. Зачем? Учиться на священника. Она всю ночь плакала.
м. Светлана: – У нас на эту тему были разговоры до свадьбы. Он говорил, что не хочет оставаться здесь на руководящей должности и, возможно, когда-нибудь будет священником. Не скоро. Может быть, поработает год водителем при храме. Так что это решение было сильным стрессом для меня.
Стресс Светлана переживала в родном Волжске, рядом с близкими людьми. Муж в это время находился у Владыки Иоанна, готовился к рукоположению при храме Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка. В этом храме его и рукоположили в диаконы.
м. Светлана: – Некоторые действительно хотят стать матушками. Конечно, им это легче пережить. Назад пути не было: я уже была замужем.
Иерейскую хиротонию матушка Светлана приняла уже более или менее спокойно. Гораздо спокойнее, чем отъезд из Волжска к месту служения – в Килемары. Из дома уезжала со слезами.
иер. Андрей Романов: – А сейчас, когда мы все это пережили, из любой точки земли через неделю ей хочется домой, в Килемары.
м. Светлана: – Приехали. Через два дня служба. Я в службах вообще ничего не понимала. Слышала, как поют в храме, но в службах не участвовала. Сначала я домой забирала все книги, на листочке в тетрадке записывала, где и на какой странице какую стихиру искать.
Постепенно новая жизнь вошла в привычное русло. После рождения первого ребенка, дочери Кати, матушка Светлана уже через неделю вернулась на клирос. Со временем клирос окреп, певчие справлялись сами, без матушки, когда ей пришлось пройти свои испытания...
м. Светлана: – Ребенок родился и умер через месяц. У него была врожденная патология. Когда мы поехали к Владыке спросить, что нам делать, он сказал: «Молиться: Господи, да будет воля Твоя!» Мне было очень тяжело это сделать. Но пришла в палату и смогла сказать. Когда батюшка поднялся к врачу, тот сказал: шансов, что ребенок выживет, нет. Мы с батюшкой решили: если он умрет, пусть это будет дома.
Малыш улетел ко Господу по дороге домой…
м. Светлана: – Когда спросила батюшку: «За что? – он ответил: «Неправильно задаешь вопросы. Не «за что?», а «для чего?» Был у нас период непонимания, натянутых отношений, но после смерти ребенка все изменилось.
Боль утихла, но не ушла совсем. Справляться с ней помогают дети. Кроме Екатерины, у отца Андрея и матушки Светланы родились Петр, Елизавета, Иван. Катя служит на приходе регентом. Вместе с мужем подарили родителям внучек. Петр учится в Московском высшем общевойсковом командном училище, Лиза – в педагогическом университете. Ваня – школьник, занимается, как в свое время старший брат, в патриотическом клубе «Наследники». Родился он после печально памятного пожара, который уничтожил старый храм.
иер. Андрей Романов: – Думаю, что здесь есть Промысл Божий. Старый храм восстанавливали люди, которые теперь ушли в мир иной. Они свое дело сделали. А чистый листок – для строительства дома Божия новому поколению.
Десять лет с молитвенной поддержкой Владыки Иоанна строился новый красавец-храм. Не без искушений, но рос. Первую Архиерейскую службу в этих стенах отец Андрей не забудет никогда.
иер. Андрей Романов: – Трепет, слезы радости, Торжество Православия! Пасха!
Среди прихожан много молодежи, молодых семей. Для них и для всех желающих отец Андрей каждый год организует на берегу озера фестиваль «Семья – малая Церковь». За 20 лет фестиваль стал межрегиональным – традиционные дни радости общения, творчества, совместной молитвы.
иер. Андрей Романов: – Многие на этом фестивале познакомились и создали семьи.
Матушка Светлана всегда рядом с мужем. Преподает Ветхий Завет в воскресной школе. Учит прихожанок шить для себя и для семьи. Хотела быть педагогом в юности – вот и стала.
м. Светлана: – Все, что хочется, Господь даст. Может быть, не сразу, но даст.
Она и сама продолжает учиться. Например, вышитые блокноты – это новое увлечение.
Человек действительно сам ткет свое полотно, выбирая нити событий и создавая из них узоры многогранной жизни. Каким в процессе творчества оно получается, зависит прежде всего от того, кто и что его наполняет.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.