Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Известно, что ранние христиане увидели в греческом слове «рыба» акростих, т.е. произведение, когда начальные буквы строк образуют какое-либо слово. Составленная ими фраза звучала так: «Иисус Христос – Сын Божий, Спаситель». Согласно Евангелию, на апостольское служение Спаситель выбрал простых рыбаков, которые смиренно последовали за Ним. И сегодня Господь призывает к служению того, в ком видит будущего ловца человеческих душ.
Несколько минут на пароме – и мы на другом берегу красавицы Волги. Козьмодемьянск – это центр Горномарийского района Республики Марий Эл. В 25 километрах от него село Еласы. Сегодня наш путь туда, в храм Рождества Христова. Нас там уже ждет семья настоятеля: отец Александр Сиситкин, его жена, матушка Анастасия, и их дети. Пока матушка Анастасия со старшими детьми хлопочет в трапезной, отец Александр знакомит нас с долгой и драматичной историей храма. Он построен в 1823 году. Главный престол освятили в честь Рождества Христова, придел – во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Проблемы церкви начались в июне 1939-го. В ее стенах размещали районный дом советов, затем школьный интернат и профтехучилище. О том, что здесь находился дом Божий, напоминали лишь старинные фрески.
Иерей Александр Сиситкин: – Эти фрески много раз закрашивали, краска сама собой чудесным образом осыпалась, потом фрески оставили в покое, не стали закрашивать. Перед ними начали ставить свечи и молиться.
Возможно, молились и о том, чтобы растерзанная церковь вновь стала местом совершения богослужений и молитвы.
иер. Александр Сиситкин: – То, что здесь натворили в советское время, – это, конечно, страшно. В алтаре была столовая...
Возрожденный церковный приход в селе Еласы зарегистрировали в 2007 году. Первая Литургия состоялась в престольный праздник храма – 7 января 2009-го. А 21 ноября 2017 года богослужения на праздник Архистратига Михаила совершил новый настоятель иерей Александр Сиситкин. В Еласы его направили практически сразу после иерейской хиротонии.
Матушка Анастасия Сиситкина: – Поначалу было страшно, потому что все надо было восстанавливать. Храм разрушенный, практически все надо делать заново: и колокольню переделывать, и главный придел храма строить. Чувствовалось, что будет нелегко.
Но прежде чем призвать к служению, Господь закладывает в души будущих батюшек и матушек благодатное зернышко веры. Со временем оно дает всходы и питает духовными силами.
Отец Александр и матушка Анастасия родились и выросли в Горномарийском районе Республики Марий Эл. Он – в Козьмодемьянске, она – в сельской местности.
м. Анастасия: – Мои бабушки были верующие. Когда я была маленькой, не ходила в садик, а постоянно была с бабушкой. Мама и папа работали, и большую часть времени я проводила с бабушкой. Помню, у нее были полки с православными книгами. Там была детская Библия – синенькая книжка, многие ее знают, с картинками. Она мне ее показывала, я ее листала, спрашивала, что здесь, а что здесь... Она рассказывала все эти истории.
Бабушкины рассказы сыграли свою роль. Когда пришло время, маленькая Настя пошла сразу в две школы – обычную и воскресную при Свято-Духовском храме соседнего села Усола. Настоятелем этого храма служил и служит отец Александр Малинов, родной дядя отца Александра Сиситкина. При этом храме вырос будущий священник.
иер. Александр Сиситкин: – У меня до сих пор в памяти особое чувство с детства – я не видел клирос, не видел поющих в храме и всегда думал, что поют ангелы. Помогая в алтаре, я пришел к пониманию того, что без Бога не прожить.
Он жил и учился в городе, но деревенская жизнь его всегда тянула больше – близостью к природе, спокойствием, искренностью и простотой. На своей земле жили его бабушка и дедушка.
иер. Александр Сиситкин: – Летом всегда был в деревне. Пасли коров, овец, ходили на рыбалку на Волгу и близлежащие пруды.
м. Анастасия: – Все детство прошло в сенокосах, в огороде. Научилась доить коров, пасли коров с дедушками и бабушками. Мы с детишками играли. Мама говорила: «Пошли ягоды собирать». И мы шли на гору, собирали ягоды.
Но в конце недели всегда была воскресная школа и Свято-Духовский храм. Настя стала его прихожанкой. Александр помогал там дяде.
иер. Александр Сиситкин: – Мне было 15 лет, ей – 13. Место нашего знакомства было в храме. Она мне понравилась, узнал ее имя. Однажды после Литургии я набрался смелости (сейчас удивляюсь, как это получилось, как у меня хватило смелости), вышел из алтаря, она сидела на скамейке возле церковной лавки, служба закончилась, я подошел и сказал: «Девушка, можно с Вами познакомиться?» Она сказала: «Да».
м. Анастасия: – Бывало, после службы он меня провожал, потому что ему было по пути.
Потом вместе ходили в ежегодный крестный ход по приходам Горномарийского благочиния с Владимирской иконой Божией Матери, вместе молились.
м. Анастасия: – Один раз был такой интересный случай. После крестного хода все сходили на трапезу и уехали, а мы остались, молились, никого не осталось в храме. В итоге мы пошли обратно пешком домой, уставшие, около асфальта садились на дорогу и отдыхали, потом нас попутки подобрали.
После школы молодой человек поехал получать высшее образование в Йошкар-Олу, а девушка – в Нижний Новгород. Он – в Политехнический университет, она – в Волго-Вятскую академию госслужбы. Александр тогда впервые по-настоящему испугался, что расстояние и новый город могут их разлучить.
иер. Александр Сиситкин: – Когда я учился в политехе, ездил к ней в Нижний Новгород, и мы начали вместе ездить по святым местам.
м. Анастасия: – Учиться мне нравилось, была активная жизнь, старалась участвовать в студенческом совете и во всем, но проучилась всего два года, и мы поженились.
Анастасия перевелась на заочное отделение, семья уехала из Нижнего Новгорода в деревню Пикузино, недалеко от села Усола. Они и сейчас живут там же. Променять красивый город на горномарийскую деревню оказалось не так трудно, как виделось со стороны.
м. Анастасия: – Мне дороже было то, что я рядом с любимым человеком. Нижний Новгород не жалко было оставлять, потому что я знала, что родной человек всегда будет со мной, всегда поддержит.
Женой Анастасия стала в 19 лет, а в 20 – матерью. Училась заочно в вузе и привыкала к новой жизни. Уже с двумя детьми на руках сдавала выпускные экзамены и защищала диплом. Второму ребенку в то время было четыре месяца.
м. Анастасия: – Мы ездили всей семьей, даже дедушка ездил с нами. Дедушка нянчился с Ксюшей, батюшка с маленьким Кириллом, а я сдавала госэкзамены.
И Александр, уже будучи отцом двоих детей, получил второе высшее образование – заочно окончил Владимирскую духовную семинарию.
иер. Александр Сиситкин: – Сперва я боялся ступить на этот путь, как у многих бывает страх перед рукоположением. Думаешь, как ты будешь жить, служить, какой из тебя выйдет священник… Этот страх пугал, но сама жизнь, Божий Промысл складывались именно таким образом, что иного пути не было.
м. Анастасия: – Диаконом батюшка был недолго. На рукоположении плакали я и мама батюшки. После сорокоуста его сразу направили в Еласы.
иер. Александр Сиситкин: – Придел Петра и Павла находится на своем историческом месте, пока еще не освящен, но иконостас мы обновили. Мой тесть, отец матушки, занимается резьбой, самоучка.
м. Анастасия: – Петь было некому и вести службы. Я начала вести службы, изучала Устав, нотную грамоту…
Помогала матушке профессиональная певчая, с которой они вместе пели на клиросе.
иер. Александр Сиситкин: – Я мариец по национальности. Мы совершаем здесь миссионерские службы, возгласы иногда произносим на марийском языке, что-то читаем во время богослужения и поем на марийском. Это очень нравится прихожанам, так как основная часть прихожан – марийцы.
м. Анастасия: – Когда я была маленькой, у нас в семье все говорили на марийском языке. У нас интересная ситуация в семье – мы можем с кем-то другим говорить на марийском языке, а друг с другом в это же время говорим на русском. Смешная получается ситуация. Нас спрашивают: «А вы что друг с другом-то на русском говорите?» Мы изначально привыкли, как познакомились, говорить на русском. Сейчас и на марийском, и на русском – и дети тоже. Конечно, когда родилась первая дочка, мне было тяжеловато, была не подготовлена к этому, а сейчас, когда уже пятеро детей, это совсем по-другому ощущается. С каждым ребенком начинаешь любить детей еще больше.
Ксюша, Кирилл, Ваня, Маша, Настя. Причем Анастасия вторая в полном смысле слова – пасхальный подарок.
м. Анастасия: – Так получилось, что мы отслужили ночную Пасхальную службу, поехали домой, разговелись, поспали, отдохнули, проснулись после обеда, и я поняла, что надо ехать... Анастасия в переводе означает «воскресение». Пасха – это Воскресение, поэтому она и Анастасия.
Время ожидания Анастасии стало для ее мамы временем, когда Господь и проверял ее веру, и укреплял ее Своей милостью.
м. Анастасия: – Эта беременность началась с кровотечения. Я поехала в больницу, обнаружили большую гематому; когда наблюдали, она все росла и росла. Было такое чудо: пришел отец Димитрий, исповедовал меня, причастил, и в этот же день меня позвали на УЗИ, и врач говорит: «У Вас совсем немножко осталось». Я была этому очень удивлена, потому что несколько дней назад была огромная гематома.
Отец Александр называет матушку Анастасию «вечной студенткой». Даже с пятью детьми она продолжает получать новые знания. Сначала задумалась, как помочь своим болеющим детям без антибиотиков, натуральными средствами, прошла online-курсы для мамочек, но на этом не остановилась.
м. Анастасия: – Я обучалась в течение года online в Международном университете нутрициологии и натуропатии (можно обучаться по всему миру) – и получила диплом.
Сейчас матушка помогает не только своей семье. Начала вести Telegram-канал «Настя-матушка, для здоровья души и тела». Для души – цитаты из любимых духовных книг, фрагменты служб, для тела – советы по здоровому питанию и рецепты собственного изобретения.
м. Анастасия: – Я хотела бы еще одно обучение пройти. Не знаю, батюшка благословит или нет. Даже если времени нет, иногда хочется заняться рукоделием: вышивать, шить… Вязать очень хочется.
иер. Александр Сиситкин: – Когда читаешь Евангелие, особенно о чудесной ловле рыбы, – это все так близко! В Марий Эл же и рыбная ловля, и лодки. С простыми рыбаками, деревенскими мужиками есть повод поговорить об апостольском труде, о рыбной ловле. Когда говоришь о чем-то близком им – это хороший повод проповедовать слово Божие.
Отец Александр с недавнего времени – благочинный Горномарийского церковного округа. Нагрузка увеличилась, но рядом матушка – она и подскажет что-то, и поддержит.
м. Анастасия: – Один раз зимой мы ездили с батюшкой на зимнюю рыбалку, и я вытащила очень большого судака, он не пролезал в лунку...
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.