Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №27, 2025 г.
Денис Ахалашвили: – Владыка, как-то я Вас спрашивал, почему Вы мало рассказываете в информационном пространстве о своих начинаниях и планах, даже если это идет на пользу людям. Вы тогда мне сказали то, что очень запомнилось: когда начинаешь рассказывать, все идет плохо; мы больше привыкли молиться. Расскажите, как в духовном плане правильно добиваться поставленных целей.
– Не всегда нужно о своих планах заранее рассказывать. Тщеславие примешивается, гордыня, враг мешает что-то делать. Лучше молиться и спокойно делать свое дело. А то начинаешь рассказывать – и столько проблем возникает… Нужно аккуратнее с этим быть.
Светлана Ладина: – Сейчас даже в Церкви принято громко трубить о себе. Слова «первые» и «уникальные» часто встречаются в пресс-релизах. Было бы хорошо говорить с оговоркой, как апостол Иаков советовал: «Если угодно будет Господу и живы будем». А получается, что мы очень сильно ведемся и начинаем кроить даже информационную повестку Церкви по лекалам мира сего. Мы должны громко заявить о себе, пропиариться (простите за это слово), отчитаться, чтобы была картинка. А дальше происходит именно то, о чем говорит отец Дионисий: дело заглохло, но все о нем знают. А бывает наоборот: дело делается, но ему не хватает известности. Может быть, это даже неплохо, но иногда обидно.
– Вы сказали о светском влиянии, о рейтинге. Конечно, в информационном пространстве мы тоже присутствуем, и здесь нужно соблюдать баланс. Все равно нужно вести новостные ленты, сайты, соцсети. Например, Оптина пустынь ведет соцсети, как мне кажется, очень удачно, баланс грамотный. Прихожанам очень нравится, они ощущают связь с монастырем. Наши паломники радуются, когда видят фотографии, на которых оптинские лица, встречи, службы, хозяйство, новости. У нас там и цитаты старцев, и хозяйственный процесс, уборка урожая. Это интересно, полезно для людей. Нужен грамотный баланс. Важно, чтобы тщеславие не примешивалось, поэтому будем следить за своим внутренним состоянием.
Сейчас это нужно. В этом миссия, просвещение. Кто-то прочитает цитату старца – и что-то поймет для себя, а кто-то через это придет к Богу. Все равно миссию нужно осуществлять.
Другое дело – постоянно рассказывать о всяких делах. Но без этого сейчас тоже никак, надо реально смотреть на вещи. Нужно быть аккуратным, не создавать пустых вещей, а то уже греховно получается. То есть держать баланс.
Ведь вся наша информационная повестка – это же миссионерство. Вы занимаетесь миссией, и мы тоже. В Оптиной пустыни в XIX веке было самое мощное книгоиздательство среди всех монастырей. Это была огромная миссия, печаталась аскетическая литература. И сейчас мы продолжаем это делать. У нас большое издательство, мы выпускаем более 30 книг в год. Это очень серьезный темп. Ну и в интернете нужно осуществлять свою миссию. Но не тщеславиться, не гордиться, не публиковать пустого, лишнего. Помолиться – и Господь поможет.
Светлана Ладина: – Владыка, это же всегда примешивается. Как сказал Иоанн Лествичник, как этот трезубец ни крути, он все равно встанет верх острием.
– Каяться нужно. Вы удачно процитировали святого Иоанна Лествичника. Это цитата про тщеславие. Что же тогда, вообще добрых дел не делать? Тщеславие примешивается всегда. Но все равно добрые дела мы должны делать. Поэтому делаем дело, следим за собой, чтобы не тщеславиться. Каемся, если тщеславие появилось, просим прощения: «Господи, помоги мне исправиться, чтобы не было тщеславия». Делаем дела, трудимся во славу Божию; никаких личных целей не преследуем. Вот так и стараемся: в смирении, терпении. А если будем тщеславиться, Господь наказывает, смиряет, мы падаем.
Светлана Ладина: – А потом встаем?
– Встаем. Когда мы что-то делаем, сразу говорим себе, что это не мы. Мы сами ничего не можем. Это Господь помогает, люди помогают. Встаем и идем дальше.
Денис Ахалашвили: – Один батюшка-монах как-то сказал мне, что главное отличие мирского человека от монаха в том, что, выполняя какое-то дело, первый будет стараться сделать его как лучше, а второй – как благословили. Насколько справедливо это замечание?
– Для монастырской жизни это очень актуально. Послушание – на первом месте; как благословили. Старцы учили: не вмешивайся не в свое дело. Все это нужно для смирения. А в миру нужно, чтобы дело вышло качественно. Там, конечно, другие законы и коллектив. Все зависит от того, какие обязанности на рабочем месте. Если ты подчиненный – тоже слушаешься начальника и делаешь. А если есть контакт, общение, если рады инициативам и с начальником на равных, то можно и предлагать что-то, и совершенствовать. Все это так.
В монастыре тоже есть духовный собор. Я же не сам принимаю решения. Есть духовный собор, мы общаемся с духовниками, со старцами и совместно вырабатываем решения по основным монастырским вопросам. Мы читаем, что отец Исаакий всегда советовался со старцем Амвросием, ходил к нему на Исповедь, без его ведома никаких решений не принимал. Такие внутри монастыря отношения…
Денис Ахалашвили: – О послушании у меня есть реальная история. Один мой знакомый, собираясь принять священный сан, перед этим поехал к своему духовнику, монаху в известный монастырь. Приехал, и его благословили ждать. Говорят, батюшка занят, он будет служить, ты жди, он выйдет – тогда свои вопросы решай. Он так и решил сделать, но когда батюшка выходил, он был все время уставший (немощный был, уже в годах). В общем, нормально и не успели поговорить. Три дня простоял, но всего несколько минут смог таким образом пообщаться. Хотя мог взять благословение и зайти в алтарь (он там уже бывал, его допускали раньше), но он этого не сделал, раз его благословили ждать. А потом так получилось, что батюшка умер, и большинство вопросов, которые этот человек хотел ему задать, он так и не смог разрешить. Как Вы считаете, насколько его поведение было верным?
– За смирение Господь его наградит и все даст и жизненный путь управит.
Денис Ахалашвили: – То есть он правильно поступил?
– Да, смирение – важнейшее качество, смиренному Господь дает благодать. Не надо переживать и колебаться, Господь устроил так, как есть. В том, что вы говорите, главное все-таки смирение и послушание. Человек принимает это все как волю Божию. Все равно потом придет ответ, но по-другому, и все появится в жизни.
Светлана Ладина: – Когда, будучи мирским человеком, абсолютно не церковным, слышишь про смирение, терпение, послушание, думаешь: «Как вы живете? Какой кошмар!» И только потом приходит осознание, какая сила нужна, чтобы смиряться, слушаться. На самом деле смирение, терпение, послушание – это громадная духовная сила. Как это понимание в себе воспитать, как вообще устремиться к этим добродетелям? Теоретически мы все знаем, что это правильно, хорошо, и Господь говорит: научитесь от Меня, ибо я кроток и смирен сердцем (Мф. 11:29). Мы смотрим на икону с такой цитатой, умиляемся, потом доходит до дела, и мы говорим: ну, нет.
– Если теоретически понимаешь, это уже хорошо. Некоторые и теоретически этого не понимают. Если мы понимаем, что смирение – это хорошо, это уже прекрасно. В первый момент смирение дается через общение с людьми, само собой оно не дается. Приходят какие-то обстоятельства, нас смиряют, как камни обтесывают, через людей. Если мы не ропщем, то смирение постепенно приходит, если мы принимаем это правильно, с умом, говоря, что это нам на пользу.
И другой момент: гордый человек может не понимать, что такое смирение, всего в жизни сам добиться, везде проявлять свою волю. Энергия – это хорошо, когда в нужном русле, но нужно чувствовать также волю Божию в смирении.
У меня в жизни так. Говорят, что в монастыре проще: идешь учиться или преподавать (как благословят). И вот меня жизнь ведет, все в жизни не случайно. Волю Божию видеть во всем – это самый большой дар рассуждения. Она познается через людей, это понятно и в монастыре, и в миру. То есть главное – не сопротивляться, и Господь все даст потом.
Я по себе могу говорить: никуда не лезешь, молчишь, и тебя Господь выведет и все сделает. Чувствуешь волю Божию. Отец Денис позвонил – значит, я должен пойти на передачу. Вот воля Божия. Владыка Евгений пригласил – значит, воля Божия мне приехать в Екатеринбург. Я в жизни вижу везде такие знаки через людей. И Господь все устраивает. И советую так поступать другим. Ничего не проси и ни от чего не отказывайся – хороший девиз. Я для себя такой путь выбрал.
Светлана Ладина: – Это, наверное, если хорошее предлагают, то не отказывайся.
– Да, конечно же, могут быть разные ситуации в жизни, если человек в миру живет. Какие-то вещи нужно сразу видеть, что это от лукавого. Потом приходит жизненный опыт, и уже сердце все чувствует. Конечно, лучше советоваться с духовником, когда сам не знаешь, как поступить, чтобы волю Божию видеть со смирением.
Денис Ахалашвили: – Что Вы делаете, когда ошибаетесь? Все же ошибаются…
– Надо это принять, осознать и сделать выводы, покаяться и идти дальше. Шишки набиваешь, без этого никак. Плохо, когда на людях эти шишки набиваешь. Если совет неправильный дашь – это плохо. И если батюшка молодой исповедует, ему нужно быть аккуратнее, лишний раз советы не давать.
А когда в каких-то житейских вещах ошибаешься, опыта надо набираться. Когда тебе шестой десяток пойдет, уже надо умнеть. И то все равно ошибаемся. Человек так живет, обжигается. К сожалению, только так он учится. Но некоторые молодые люди слушают родителей и меньше шишек набивают, а большинство не слушают и должны пройти это испытание. Я старался слушать, ошибки исправлять и опыта набираться.
Светлана Ладина: – Владыка, у Вас вообще удивительная судьба. В 16 лет прийти в монастырь и остаться в нем – это такой выбор… Я понимаю, что у Вас все складывалось как-то особенно. Задам один вопрос, потому что наверняка как духовник Вы с этим сталкиваетесь. Сейчас это плач и скорбь многих церковных родителей, когда дети, становясь подростками или молодыми людьми, уходят из церкви. Масштабы катастрофы велики, потому что это скорее правило, чем исключение. Как Вы оцениваете причины и средства преодоления этой беды?
– Причин несколько. Первое – это подростковый возраст, становление молодых людей, переосмысление взглядов. Как Вы правильно сказали, процент ухода очень большой – больше половины. Кто-то уходит после воскресной школы. Еще причина – родители, учителя не смогли искренне передать свою веру. Где-то это был формальный этап. Все-таки, считаю, если искренне молятся родители, чаще всего дети такими же становятся, а эта вера в душе остается и никуда не уходит.
Плохие компании оказывают негативное влияние. Многие дети податливые, ведомые. Все эти причины в комплексе приводят к таким плачевным результатам. Но хотелось бы людей утешить. Пусть не отчаиваются родители, если такое происходит. Зерна посеяны, всходы они чаще всего все равно дадут. Когда наступят у молодого человека трудности в жизни, он все равно вспомнит, как в детстве исповедовался, молился. И чаще всего такие возвращаются в храм, уже осознанно начинают вести духовную жизнь. Так что не стоит отчаиваться. Я думаю, это все равно во благо Господь обернет.
Светлана Ладина: – У меня недавно был диалог с батюшкой в Святой Земле. И я говорю: «Мир сошел с ума!» Он говорит: «Когда?» Я говорю: «При грехопадении». – «Ну а что ты тогда так переживаешь?»
– Всегда так было, в разной степени.
Светлана Ладина: – А сейчас мир как-то по-особенному сходит с ума, и это сумасшествие напоминает преддверие Апокалипсиса. Как Вы оцениваете нынешние времена и события?
– Да, очень это настораживало все эти годы. Я тоже слежу за тем, что происходит в обществе (в России и по всему миру). Больше тридцати лет западное либеральное влияние идет на нас. Я переживаю за молодежь, за детей. Мы-то это прошли, а дети на это попадались, к сожалению. Но все равно сейчас наступило такое время, когда все-таки переоценка ценностей идет в России. Как минимум четвертый год уже издаются указы правительства о защите наших традиционных нравственных ценностей. Очень многое меняется. И надежда появляется.
О жертвах, которые сейчас приносят наши воины, больно говорить, тем не менее это все не зря, Россия возродится. По-другому не получается, вот такая у нас идет встряска, переосмысление приходит. Есть такое понятие – катехон. Миссия России особая, и Святейший Патриарх говорил, что у России миссия – удерживать мир от зла. Про удерживающего говорил апостол Павел в Послании к Фессалоникийцам. Антихрист не придет, пока есть удерживающий. Другие христианские страны уходят от христианства, их правительства подчиняются сатанинским законам, мы фактически остаемся единственной православной страной, которая защищает традиционные ценности. И надеемся, так будет дальше, мы будем очищаться.
Сейчас не просто воспитывать детей, но надежды есть. Есть православные гимназии, есть такие миссии, как у вас. Слава Богу, и государство сейчас начинает это поддерживать, видит в этом пользу. Мы надеемся на возрождение Святой Руси. Мы хотим, чтобы вернулась тысячелетняя Святая Русь. Не какой-то коммунизм, либерализм – это все не нужно. Нам нужно вернуться к Святой Руси, которая была у наших предков. И мы верим, что так и будет. Надежда теперь у нас есть. (Окончание в следующем номере)
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.