Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (1307) → Протоиерей Димитрий Кулигин: Кому нужна молитва? Богу или человеку?

Протоиерей Димитрий Кулигин: Кому нужна молитва? Богу или человеку?

№26 (1307) / 8 июля ‘25

Беседы с батюшкой

Отец Димитрий, мы знаем, что молитва – это особый способ размышления. Часто говорят, что одна молитва угодна Богу, а другая нет. Каждый молится по-своему, у каждого свой опыт молитвы, поэтому разговор о молитве всегда сложный и нужный. У вас приход достаточно большой, и люди очень разные, есть и юные прихожане, и взрослые. Как Вы говорите о молитве с прихожанами?

– Действительно у нас есть своя специфика, поскольку это домовый храм, и люди бы не пошли к нам, если бы не было интереса. Я ничего не хочу сказать плохого об отдельно стоящих храмах, но, бывает, человек в такие храмы ходит потому, что ему так удобно. Храм красивый, расположен рядом с домом, удобно зайти туда, поэтому он ходит туда регулярно. Это нормально. Мы привыкли, что в основном храм – не просто некое помещение, как это было в начале христианства, а отдельно стоящее здание, его видно издали, туда можно просто случайно зайти с улицы. Это не про наш храм. Но если люди в наш домовый храм ходят, значит, им здесь нравится, и мне это дорого. Я надеюсь, что они ходят ради молитвы.

Порой мне бывает тревожно, когда тот или иной храм больше становится похож не на дом молитвы, а на клуб по интересам. Да, вроде бы все вокруг Бога, но это скорее можно назвать не домом молитвы, а клубом по религиозным интересам. Поэтому сугубая молитва – это то, что мы пытаемся в нашем уютном приходе практиковать.

В нашем, как его называют, семейном, домашнем храме акцент делается на том, как углубиться в молитву. Но здесь возникает вопрос: а что такое молитва? И кому нужна эта молитва – Богу, людям или кому-то еще? Вопрос простой, тем более в наш век, когда существует интернет. Стоит забить в поисковике, что такое молитва, и массу вариантов предложат.

Дорогие телезрители, если я вас спрошу, что такое молитва, то наверняка большинство тут же ответят. А я помню время, когда еще не было интернета, и такой простой вопрос мог ввести человека в ступор, он начинал задумываться и не мог ответить на вопрос, что же такое молитва. Мы сейчас можем ответить, скорее, потому что это написано и сказано уже много раз. Да, молитва – это разговор с Богом. Правда, порой человек забывает, что помимо Бога в молитве мы еще говорим со святыми. Было бы хорошо, если бы мы это еще и реализовывали в жизни. Это можно сравнить с отличниками в школе – они получают пятерки за свои знания, но как только выходят за школьный порог, то почему-то те знания, за которые они получили пятерки, в жизни не реализовывают. Выучили теоремы, выучили какие-то правила, но по-настоящему этим не живут и даже над этим не задумываются. Вот так и мы порой знаем какие-то положения, потому что прочитали их в книжке или нам сказал о них какой-то батюшка, но в жизни мы над этим не задумываемся.

Я никого не упрекаю, потому что и сам попадал в такие ситуации. Помимо нашего домового храма я еще шестой год занимаюсь организацией Фестиваля православных певческих традиций и колокольного звона «Истоки». И была такая ситуация, когда один человек задал мне в лоб вопрос: каковы результаты вашего фестиваля? И я впал в ступор. Хорошо, что рядом сидел человек, который сказал: «Батюшка, так вот же я – результат этого фестиваля». И тут я действительно осознал, какие есть у нас результаты. Но в первый момент я впал в ступор от этого вопроса, хотя на него есть легкий ответ. Я благодарен как тому, кто мне этот вопрос задал (я еще раз серьезно переосмыслил цели и задачи фестиваля), так и другому человеку, который мне помог дать этот ответ.

С молитвой то же самое. Казалось бы, мы можем очень просто сказать, что молитва – разговор с Богом, и на этом закончить беседу. А если поразмыслить, то, может быть, не все так просто? И тем более непросто ответить на вопрос, кому нужна молитва. Нужна ли она Богу? Я думаю, большинство моментально может дать на этот вопрос вполне определенный ответ, но попробуем все-таки разобраться.

Какова этимология слова «молитва»? Говорят, что слово «молитва» происходит от древнего праславянского глагола «молиться». Существительное, по сути, объясняется глаголом. С другой стороны, давайте вспомним какие-нибудь другие наши древние славянские слова. У слова «молитва» корень «мол», а в нашем языке есть архаичное слово – «молвить», то есть опять-таки «разговаривать». Молитва, по сути, – это тот же самый разговор, но только разговор особый. Разговор не с кем-либо, а именно с Богом и со святыми Его.

Я, говоря о молитве, не буду углубляться в практику других религий, конфессий. Сконцентрируемся на православной молитве. Да, это тот самый разговор с Богом и Его святыми. Хорошо, пойдем дальше: а какая бывает молитва?

Многословная, молчаливая, искренняя. Молитва может быть умная, может быть сердечная, бывает умно-сердечная и так далее. Но молитва у каждого человека, я так понимаю, все-таки своя?

– С одной стороны, да, своя личная молитва. А, с другой стороны, есть же и общественная молитва.

Прежде всего это Литургия. Но и другие богослужения – это тоже общественная молитва. Мы приходим в храм не для того, чтобы стоять отдельно от другого человека, хотя некоторые и говорят: «Отойди, не мешай мне с Богом разговаривать!» Мы приходим в храм для общей молитвы. Для того, чтобы реализовать не только себя, а чтобы совместно, едиными устами, единым сердцем поговорить с Богом. И это тоже очень важный момент – личная молитва и молитва общественная.

Часто, особенно в современном мире, появляются тенденции все больше и больше говорить именно о личной молитве. Есть я и Бог – и другие мне не нужны. С одной стороны, действительно надо уметь предстоять пред Богом, но, с другой стороны, не случайно еще в древности была так важна именно общественная молитва. Причем под словом «древность» я имею в виду даже не времена Иисуса Христа и апостолов, а времена Ветхого Завета. Тогда тоже предстояние пред Богом общины, народа Божия было очень важно. Это сейчас у нас в каждом районе, в селе есть храм, а тогда люди собирались для общей молитвы в один город. Я думаю, нам даже сложно сейчас представить такое событие.

Так вот, общественная молитва точно так же важна, как личная. А личные, частные молитвы – это когда человек обращается ко Господу с частными потребностями. Но есть частные молитвы, которые, можно сказать, унифицированы, как и богослужение. Это утренняя и вечерняя молитвы. У нас даже в самых кратких молитвословах содержится как минимум утреннее и вечернее правило. Насколько они там полные – это уже другой вопрос. Так или иначе, но есть такое железное правило: встал утром – помолился. И точно так же вечером, отходя ко сну, тоже совершаем молитвы, общепринятые для частного, личного употребления. Поэтому можно разделить молитвы на общественные и личные.

Как еще можно разделить молитвы? Вот одно деление – молитвы частные и молитвы общественные. А есть и другое – по характеру употребления. Что человек говорит, когда возносит молитву к Богу? Это выражается одним словом – «дай!» Тут даже социологические опросы не надо проводить, в большинстве случаев человек приходит в храм и говорит: «Господи, дай! Господи, подай!» Один знакомый батюшка по этому поводу говорил, что мы – попрошайки. Все время просим у Бога: «Подай, Господи!»

С одной стороны, можно сказать, что мы все время только просим, как эгоисты. С другой стороны, это естественно: мы грешные, нуждаемся в помощи Божией. Да, можно и укорить просящих: что же вы все время просите? Но опять же и понять, что мы просим от нашей немощи, от нашей греховности. Но только в такой молитве важно, что будет дальше. Ответственны ли мы за то, что просим? Ты попросил, тебе Господь дал, а что ты с этим будешь делать? Забыл и живешь дальше? Я такие случаи наблюдал неоднократно. Когда приходишь в больницу к болящему, человек в тяжелом состоянии, он не знает, что с ним будет завтра, и говорит: «Господи, дай мне еще пожить! Если Ты меня вылечишь, то я из храма выходить не буду!» Бывали случаи, когда человек выздоравливал и понимал, что, оказывается, в храм-то не так просто пойти, хотя все зависит от него. И говорил: я приду завтра, послезавтра, а сегодня мне надо сделать то-то и то-то. Так что, бывает, мы безответственно относимся к тем просьбам, которые высказываем Богу.

Просительная молитва неоднозначна. Кстати говоря, когда я в этимологии слова «молитва» копался, то посмотрел, что в греческом, по-моему, болгарском и даже литовском языке слово молитва означает еще и просьбу. То есть, скорее всего, моление в первую очередь как раз и связано с просьбой. Мы просим, и это естественно для нашего немощного существа. Но помимо просительных молитв есть еще другие, и вот об этих молитвах мы забываем. Например, человек в тяжелой ситуации, болезни что-то просит у Бога – и Бог дает. Что дальше делает человек?

Не благодарит.

– Мне на эту тему хотелось бы зачитать одно стихотворение, которое я в свое время, еще лет 30 назад, запомнил наизусть.

Когда креста нести
нет мочи,
Когда тоски не побороть,
Мы к Небесам возводим очи,
Творя молитву дни и ночи,
Чтобы помиловал Господь.
Но если вслед за огорченьем
Нам улыбнется счастье
вновь,
Благодарим ли с умиленьем,
От всей души, всем
помышленьем
Мы Божию милость
и любовь?

Вот этот повисший вопрос, о чем писал замечательный поэт, обозначавший себя: «К.Р.»

…Константин Романов.

– Да, этот повисший вопрос на самом деле действительно неплохо бы держать всем нам в уме, потому что просить мы поспешаем, а вот благодарить, к сожалению, не то что медлим, а забываем. «Господи, я поеду в монастырь, Господи, я сделаю то-то, я принесу пожертвования Тебе». Что угодно человек обещает, но, увы, не всегда все реализует, и это печально. И это еще одна из форм молитвы, которая не так часто звучит, как молитва просительная.

Еще одна форма, она тоже не так часто встречается, – когда человек настолько чувствует или старается почувствовать Бога, что может с Богом радоваться. И когда он радуется – он хвалит. Когда радуешься, что Бог есть, ты с Ним и Его чувствуешь, то что еще надо на этом белом свете?

Порой мы не задумываемся об этих вещах, а стоит задуматься и попробовать проанализировать, какие молитвы у нас. У каждого из нас есть просительные молитвы, и это понятно. Но ответственны ли мы за них? Есть ли у нас хвалебные молитвы? Часто ли мы Бога хвалим и радуемся с Ним? Есть ли у нас благодарение? Говоря о молитве и о том, кому она нужна, понимаешь, что это не такой простой вопрос.

Что такое записки в современной практике? Раньше записок не было, а сейчас приходит человек в храм, пишет записку. Это хорошо, и это тоже своего рода письменная форма молитвы. Мы молимся о здравии или упокоении, перечисляем имена тех, о ком наша молитва. Но что делает человек? Он лихорадочно, порой напрягая память, пишет эти имена, передает записку в алтарь – и все, на этом заканчивается его молитвенная функция, а молитвы настоящей нет. Вроде бы он сделал хорошее дело, галочку поставил, может, даже не одну записку потрудился написал, а множество. А сейчас вообще стало очень просто: отпечатал один раз – и тиражируй, отдавай направо и налево во все храмы.

Но, дорогие братья и сестры, я опять-таки напоминаю – не забывайте, чтобы за этим механическим написанием (весьма важным, потому что действительно это и общественная молитва, и священник молится, и диакон возглашает) и ваше сердце не закрывалось. А на той же сугубой ектении во время Литургии, на молебне, когда возглашаются имена, бывает заметно, что люди ждут, когда этот перечень имен закончится. А ведь перечень этот идет для того, чтобы все молились.

Опять-таки озвучу свое мнение, может быть, достаточно спорное: когда во время чтения записок начинают петь «Господи, помилуй», то порой поют не ради молитвы, а просто потому, что не могут поминать эти все имена. Священник или диакон перечисляет их, а где ты? И когда ты поешь «Господи, помилуй» известным современным напевом, ты молишься о конкретных людях или просто поешь? И тогда кому нужна эта молитва? И молитва ли это? И что это за форма молитвы?

Кстати, насчет формы молитвы. Еще раз говорю, молитва – это разговор с Богом и со святыми, но в первую очередь с Богом. А теперь давайте задумаемся и посмотрим на себя. Очень многие трепетно относятся к утреннему и вечернему правилу, стараются не пропускать, а если кто-то и упускает, то потом на Исповеди кается в этом. Но обратите внимание на слово «не прочитал». Люди порой переживают именно за чтение, а не за разговор с Богом. Часто эти замечательные молитвы составлены людьми одаренными, теми, кто действительно общался с Богом, умел разговаривать с Ним. Так вот, эти молитвы у нас превращаются в вычитку. Мы читаем молитвы, а не разговариваем с Богом, и не замечаем, как привыкаем просто читать молитвы, а не молиться. И тут вопрос: а кому нужна такая молитва? Нужна ли Богу вычитка замечательных правил, канонов, утренних и вечерних молитв, а не реальный разговор с Ним? Это тоже большая проблема, и не только нашего современного общества. Думаю, эта проблема, когда подлинный разговор с Богом заменялся именно вычиткой молитв, была всегда.

Еще один момент. Говорят: «Бог не слышит моих молитв. Я говорю с Богом, а Он меня не слышит». Почему это может быть? Во-первых, когда ты формально читаешь молитвы, а не говоришь с Богом, то Бог тебя и не слышит. Но под словами «не слышит» мы не подразумеваем, что Бог действительно глух к тебе. Просто нет отклика от Бога. Видимо, должны быть соблюдены какие-то условия, которые помогут тебе донести твое слово до Бога. Одно условие я уже назвал – это должна быть реальная молитва, то есть реальный разговор с Богом, а не просто чтение каких-то слов.

Кстати, заметьте, если говорить о православной молитве, то это реальный разговор. Но что касается магии, язычества, там считается, что неким потусторонним силам достаточно просто сказать некие сокровенные слова, – и все. Разговора там быть не должно. Вот и представьте, насколько может быть ужасна эта вычитка. Мы, по сути, поступаем как язычники, когда просто начинаем вычитывать что-то. Важен, еще раз подчеркиваю, разговор.

Ну а какие еще должны быть условия? Еще в Ветхом Завете эти условия названы у многих замечательных писателей. Я посмотрел кое-какие цитаты. Например, из Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова: Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои (Сир. 28:2). Это момент покаяния в Ветхом Завете. Мы часто просим: «Господи, прости меня, грешного, прости мне грех». Но еще в Ветхом Завете связывали прощение обид от ближнего с тем, что и Господь простит тебя. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим.

Еще доброе дело – молитва, совмещенная с постом, милостыней и справедливостью, то есть молитва может быть сопряжена с каким-то деланием. Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит – написано в Книге Притчей Соломоновых. То есть опять-таки для того, чтобы молитву услышал Бог, надо все-таки постараться очистить себя, свою душу, иначе обременение грехами не даст молитве, скажем так, воспарить до Неба. Понятно, что христианство с Христа началось, но есть христианские вещи, которые еще в Ветхом Завете заложены, и многие ветхозаветные люди, к сожалению, их упустили.

Псалом 50 царя Давида совершенно удивительный: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.

– С этим псалмом очень интересная была история. Я знаю одного человека, который этим псалмом молиться не мог, потому что Давид согрешил. Как же такое можно читать? Этот человек какое-то время пропускал 50-й псалом, который есть как раз в утреннем правиле, потому что он реально не мог этими словами молиться. И он не молился до тех пор, пока, как бы сказать помягче, не получил по голове. И когда почувствовал свою греховность, он понял царя Давида. И понял, как можно от греховности своей сказать: Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей. И вот тогда он принял эту молитву, она стала для него значимой и трепетной. Господь таким образом его научил и, можно сказать, вразумил. Опять-таки к вопросу о реальности молитвы.

Я бы еще задался вопросом, который в самом начале вы озвучили: кому нужна молитва, Богу или нам? Нужна ли Богу молитва?

Но Сам Господь сказал: Молитесь же так: Отче наш...

– Но нужна ли Самому Богу молитва? Мне кажется, большинство скажет, что Богу не нужна наша молитва, и это вполне логично, ведь важно именно нам иметь связь с Богом. С другой стороны, я рискну высказать свое предположение, что Богу нужна молитва, но нужна не как необходимость, а нужна по любви. Бог нас любит, а любовь – это потребность в общении. Некоторые толкователи по поводу Книги Бытия говорили, что уже в словах Господа «сотворим человека» заключено понимание крестной смерти, страдания за все человечество. Бог все знает, Бог все ведает. Вот и здесь Бог есть любовь, и я рискну предположить, что все-таки по любви Ему нужна наша молитва, и не как необходимость, а как потребность любви.

Прошу Вас благословить наших телезрителей.

– Если уж мы говорили о молитве, я бы, наверное, кратко помолился: «Господи, помоги нам молиться, помоги нам иметь разум молитвы, умение общаться, разговаривать с Тобой. Аминь!»

Спасибо, отец Димитрий! И спасибо вам, дорогие наши друзья, за то, что вы молитесь за нас, за вашу поддержку!

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс