Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (1304) → Архимандрит Савва (Мажуко): Жажда слова

Архимандрит Савва (Мажуко): Жажда слова

№23 (1304) / 9 июня ‘25

Свет невечерний

Мы живем в такое прекрасное время, когда абсолютно любую церковную книгу можно достать легким движением руки, не вставая со стула, просто обратившись к Сети или гаджетам. Наряду с этим у нас есть прекрасные библиотеки, которые дарят нам книги на любой вкус. Там и патрология, и библеистика, и переводы различных авторов.

Кроме того, появилась возможность читать авторов священных текстов, как и само Священное Писание, на языке оригинала. Учить древнегреческий язык, латынь и иврит стало довольно легко. Это похоже на непринужденную прогулку или даже игру. Сейчас появилось много пособий по грамматике, где в очень удобной форме объясняют любые склонения, спряжения. Можно записаться на курсы и в конце концов прочитать своего любимого автора, любого святого отца на языке оригинала, будь то сирийский язык или древнегреческий.

Но так было не всегда. И мы учимся благодарности у наших предков, которые еще совсем недавно плакали от радости, если находили книгу выдающегося духовного автора.

Преподобный Паисий (Величковский) – один из возродителей старчества на Руси. Возможно, даже самая главная фигура возрождения этого важного для церковной жизни движения. Он родился в начале XVIII века на Полтавщине. В 14 лет его отправили в Киевское училище, где он проучился только четыре года, а на 19-м году жизни принял постриг. 18-летний парнишка становится монахом. Он так горел, так жаждал настоящей иноческой жизни, что не дождался окончания учебы в училище.

Но вслед за этим горением пришло разочарование. В своих воспоминаниях старец Паисий признается, что столкнулся с монастырской безотцовщиной. Потому что после того, как его постригли, его духовный наставник, то есть восприемник (монах, которому поручается обучение молодого инока), прожил в монастыре всего неделю, а потом сказал: «Ты грамоту разумеешь, Господь тебя Сам умудрит», – и, как пишет старец, ушел в неизвестном направлении. Паисий, будучи молодым пострижеником, оказался рядом с братьями, которые сами не знали, как жить по-монашески, и не могли ему ничего посоветовать.

Он искал монашескую мудрость повсюду, и эти поиски привели его на Гору Афон. Но даже там в XVIII веке, когда еще были живы традиции, он не нашел старчества, не нашел духовной поддержки, духовного руководства в умном делании, к которому стремился. Он всем сердцем, всей душой прикипел к книгам, к духовному чтению. Уже на Афоне вокруг этого талантливого инока собралась группа единомышленников, молодых монахов, которые увидели в нем духовного руководителя. И он решил руководить ими не по своему разумению, а по учению святых отцов.

Мы себе это представляем таким образом, что он брал из библиотеки книги и читал. Но, оказывается, все было очень сложно, – книг не было. Мы даже не можем себе представить такую ситуацию. Старец Паисий рассказывает, что у него была любимая книга Исаака Сирина, которую он переписал от руки, еще находясь в Киеве. Половину текста он успел переписать в Киеве, потом на Афоне раздобыл вторую половину книги. Этой книгой он и руководствовался.

Но когда стал сравнивать славянский перевод с болгарской рукописью, оказалось, что это две разные книги. Нужно было это как-то править. Старец Паисий стал искать оригинальный текст. То, что было потом, похоже на детективную историю. Он искал книгу Исаака Сирина по всему Афону и не мог найти. Потому что, как ему объяснили греческие иноки, это поколение монахов перестало читать святых отцов. Грамотность упала. Святые отцы писали на очень хорошем, литературном греческом языке, который стал чужим для этого поколения греков. Книги пропадали, пылились.

Чтобы разыскать подлинник книги Исаака Сирина, старец Паисий, уже находясь в Молдавии, покинув Афон, посылал повсюду своих «разведчиков», которые выискивали в монастырях рукописи. В конце концов им удалось познакомиться с Патриархом Иерусалимским Ефремом, который взялся издать печатный текст этой книги. До этого у старца Паисия были рукописи.

Представьте, чтобы разыскать эту книгу, маленькая община, которой руководил старец Паисий, решилась голодать. Потому что книги стоили очень дорого. Казалось бы, XVIII век, уже давно издают печатные книги, но не творения святых отцов. Найти тексты святых отцов на славянском языке, на русском было невозможно. И греческие издания тоже были недоступны.

Так вот, старец Паисий много лет потратил на то, чтобы отыскивать рукописи, переписывать их и переводить. У него не было ни учебника грамматики, ни словарей. Старец Паисий тут же учился, брал уроки у иноков-греков, изучал доступные ему книги, пользовался помощью молдавских и болгарских переводчиков. Это был колоссальный труд!

Но старец Паисий проделал этот труд не потому, что удовлетворял свое интеллектуальное любопытство. Это очень важно понять. Он был делателем. Ему нужно было это читать, чтобы воплотить все прочитанное в жизни. Это совершенно другая история.

Когда читаешь воспоминания старца Паисия (Величковского), становится немножко стыдно. Мы живем в каком-то неслыханном изобилии, которого никогда не было в истории христианской Церкви. Никогда не были доступны тексты в таком изобилии. Это сейчас так просто найти любое издание Священного Писания на любом языке, обратиться к текстам любого из святых отцов. Такого изобилия никогда не было.

Тем не менее мы далеко не делатели, мы не ценим богатства, которое однажды может быть у нас отнято. И оно будет отнято; к сожалению, история Церкви устроена циклично. Обязательно снова будут гореть библиотеки, снова будут гонения на Церковь. Так уж повелось. Видимо, без этого нам никак не справиться, не сбросить оковы светского благополучия.

Удивляет удивительное трудолюбие этого старца и то, как он ценил книги. Я еще застал поколение православных людей, которые в годы гонений на Церковь переписывали от руки книги святых отцов, акафисты. И это было на вес золота. Сколько труда было вложено в эти тетрадочки! Сколько радости было, когда ты получал только на ночь очень редкую книжечку кого-то из святых отцов! Мне в свое время одна старушка доверила чтение Древнего патерика под ее присмотром. Сколько было у меня радости!

Господь, посылая нам гонения и скорби, снова и снова напоминает, что все эти книги нужны не для любопытства, а для дела, чтобы мы воплотили это в своей жизни. Не просто узнали, что думает тот или иной святой отец по конкретному вопросу, а сами стали жить, как эти люди.

Если не хватает решимости встать на Евангельский путь, нужно читать творения святых отцов хотя бы ради смирения, ради того, чтобы сбить с себя спесь и высокомерие, иногда нападающих на современных христиан, как, собственно, и на христиан всех поколений. Чтобы слезами и покаянием оправдать благополучие и изобилие, что Господь нам дает и за что Он с нас обязательно спросит. Чтобы нам не постыдиться, стоя рядом с Паисием (Величковским), который жизнью своей прочитывал эти страницы, а мы только из любопытства.

У нас должна быть величайшая благодарность Господу за то, что мы живем в такое хорошее время. Спасибо отцам, сохранившим для нас эти книги. И дай Бог сил, чтобы мы хотя бы какую-то толику из прочитанного воплотили в своей жизни.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс