Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (1303) → Все для Христа, ради Христа и благодаря Христу

Все для Христа, ради Христа и благодаря Христу

№22 (1303) / 2 июня ‘25

Размышление

Господь стоит у дверей и стучит: «Открой, это Я, Бог твой, хочу тебе помочь, утешить, укрепить, обогреть, спасти тебя!» А снаружи ручки у дверей нет, ее можно только изнутри открыть. И каждый решает, впускать к себе Христа или нет.

Если поп дорогу перейдет

Один знакомый пожилой батюшка возвращался из храма, навстречу какой-то мужик, которому он случайно переходил дорогу, окликнул, попросил подождать, чтобы пройти, а проходя, бросил: «Только не хватало, чтобы с утра поп дорогу переходил!» Сегодня в обществе отношение к священникам мало отличается от советских антирелигиозных агиток: при том уровне культуры и религиозного воспитания, которое мы имеем, когда священник представляется чем-то средним между Дедом Мазаем и бесплатным психоаналитиком, трудно ожидать другого отношения. Некоторые люди искренне хотят, чтобы в Церкви все было бесплатно, умудряются потерять веру, когда узнают, что за свечку надо отдать 10 или даже 50 рублей. Как? Они и так сделали великое одолжение – пришли в храм, а еще и свечки здесь нужно покупать… Страшно удивляются, что священникам, оказывается, тоже нужна зарплата, что им нужно содержать семью и вообще на что-то жить. На это у таких людей простой ответ: «Пусть ваша Церковь вас и содержит! На восстановление храма, на содержание воскресных школ, на помощь ветеранам берите у Церкви, мы при чем?»

Конечно, верующие люди в храме своих священников чаще любят и уважают, а вот за стенами храма не всегда. До своего рукоположения я работал в пресс-службе главы города, часто сопровождая его на разных мероприятиях. Потом уже в сане мне приходилось встречать старых знакомых. Некоторые нормально относились, спрашивали, как дела. А другие с каменными лицами делали вид, что не узнают. Вспоминаю, какое отношение к священникам я видел в Грузии, это, конечно, как небо от земли. Но там страна православная не только по опросам, а по традициям, в отношениях и в быту. Для того мы в Церковь приходим служить. Помню, как-то раз настоятель благословил меня сказать проповедь на Литургии. Был будний день, на службе было два человека. И я не стал говорить. Потом настоятель мне сказал: «Надо проповедь говорить, потому что не ради угождения людей мы служим, а ради Христа». В Церкви все для Христа, ради Христа и благодаря Христу.

Про Екатерину

Екатерина – самое светлое русское имя. Оно пришло к нам из Византии и означает чистоту. В этом имени тихий шелест русских берез и шум необозримых русских полей. Екатерина, Катя, Катюша... Просто скажешь – и хорошо на сердце. Мою бабушку звали Катей. Баба Катя. Лучший друг и помощник. Для нас с братом ее дом был лучшим местом на свете. Нашу сестру в ее честь назвали Катей, она добрая, веселая и большая умница. Работает врачом, все больные ее любят. У нас в храме певчую на клиросе зовут Катя – добрая, чистая, приветливая девушка. Все приходские дети от нее просто не отходят, на клирос приходят, чтобы просто обнять перед службой. Спросишь у маленького сына отца Артемия: «Кто в храме твой лучший друг?» Он сразу заулыбается: «Катя!»

Императрица Екатерина Великая сделала Россию одной из ведущих держав в Европе. Ее уважали и считали за честь с ней общаться лучшие умы эпохи Просвещения: Дидро, Гримм, Вольтер. Последний называл ее «Семирамидой», подразумевая великолепие двора и величие империи, которой она правила. Все наши любимые и дорогие Екатерины названы в честь великой православной святой – великомученицы Екатерины. Дочь правителя Александрии, девушка невероятной красоты и богатства, преуспевшая даже в познании философии, к которой сватались многие юноши, но которая все блага и богатства мира презрела ради Небесного Жениха Христа, с Которым была обручена, она смело исповедовала христианскую веру и обличила заблуждения язычников перед императором Максимином, претерпела ужасные пытки и мучения, но осталась непоколебимой в вере, сумев обратить в христианство императрицу Августу, воеводу Порфирия и с ним двести воинов, также принявших мученическую смерть за Христа.

Дверь без ручки

Как-то раз говорили с настоятелем о вере, и он мне рассказал, как много лет назад, когда он был еще молодым диаконом с горящими глазами, его духовник, известный в митрополии протоиерей, служивший в богоборческое время, восстановивший и построивший множество храмов, видевший скорби, гонения и предательства, сказал ему такую, как ему показалось, ужасную вещь: «Иногда бывает, что какой-то человек рядом с тобой будет гибнуть, а ты ему ничем помочь не сможешь. Будешь каждый день за него молиться, плакать у престола, всех знакомых священников попросишь его поминать, записки подашь в разные известные монастыри. Будешь бегать за этим человеком, вытаскивать из беды, увещевать, последнее отдашь, а он все равно погибнет. Не потому, что Бог слабый и не может его спасти, а потому, что этот человек спасаться не хочет. Это его личный выбор, который никто, даже Господь, нарушить не может». Когда он это услышал, то возмутился: «Как так? А как же известные слова апостола Павла: все могу в укрепляющем меня… Христе? А духовник покачал головой и сказал: «Господь стоит у дверей и стучит: „Открой, это Я, Бог твой, хочу тебе помочь, утешить, укрепить, обогреть, спасти тебя!ˮ А снаружи ручки у дверей нет, ее можно только изнутри открыть. И каждый решает, впускать к себе Христа или нет».

Стояли звери около двери

Есть такое известное стихотворение, ставшее эпиграфом к одной из повестей братьев Стругацких:
Стояли звери
Около двери.
В них стреляли,
Они умирали.

Но нашлись те,
кто их пожалели,
Те, кто открыл зверям
эти двери.
Зверей встретили песни
и добрый смех.
Звери вошли и убили всех.

Если отнести его к духовной жизни, то это стихотворение очень точно передает действие на человека страстей. Начав духовную жизнь, придя в Церковь, человек поначалу старается ревностно бороться с грехами, кается, исправляется. А со временем охладевает, успокаивается, ему начинает казаться, что некоторые страсти не такие уж и страшные, есть и простительные, какие-то приятные вредные привычки, как мы их ласково называем, слабости. А страсти снаружи мурлычут: «Пусти нам, мы хорошие, белые и пушистые, с нами тебе будет гораздо комфортнее жить».

Человек думает: в общем-то, ничего страшного, я же не какие-то тяжкие грехи смертные совершаю, подумаешь, немного расслаблюсь… И перестает бороться с этими, как он считает, простительными страстями – кормит их, угождает им, живет с ними. А потом, неожиданно для себя, впадает в другие более тяжкие и страшные грехи. Как орел, попавший одним коготком в силки охотника, становится добычей. Как говорил об этом преподобный Григорий Палама: «Кто о малых грехах не болезнует, тот через них впадает и в великие».

Такие дела.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Pravoslavnyj-na-vsyu-golovu-Esli-pop-dorogu-perejdyot;
https://tv-soyuz.ru/Pravoslavnyj-na-vsyu-golovu-Pro-Ekaterinu;
https://tv-soyuz.ru/Pravoslavnyj-na-vsyu-golovu-Dver-bez-ruchki;
https://tv-soyuz.ru/Pravoslavnyj-na-vsyu-golovu-Stoyali-zveri-okolo-dveri

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс