Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (1302) → Психолог Мария Паршенкова: Воспитываем усердие

Психолог Мария Паршенкова: Воспитываем усердие

№21 (1302) / 26 мая ‘25

Учимся растить любовью

Усердие. Мне кажется, это сложная тема, она предложена нашей телезрительницей после серии бесед о том, как воспитывать добродетель. Когда поступило предложение поговорить об усердии, я подумала, что мы часто неправильно говорим со своими детьми об усердии, – выставляем его в очень непривлекательном виде. Приведу самый простой пример. Мы говорим ребенку: «Ты талантливый, но ленивый. А вот у твоего соседа по парте и талантов нет, и способностей нет, зато он усердный, и смотри, как хорошо учится». Мне кажется, в этот момент ребенок делает только один вывод: усердие – это плохо, потому что это удел бесталанных детей.

Ситуаций, когда слово «усердие» звучит из наших уст в таком виде, очень много. Тем самым мы полностью обесцениваем понятие «усердие» и само это качество. Хочется разобраться, что же такое усердие. Это работоспособность, склонность к рутинной работе или что?

– Тема усердия очень неоднозначная. С одной стороны, родители стараются, чтобы ребенок долго и старательно занимался чем-то полезным; с другой стороны, говорят: «Хватит сидеть, иди хоть мяч погоняй».

Об усердии мы говорим, когда речь заходит о чем-то очень тяжелом, сложном, о превозмогании чего-то. А на самом деле в усердии очень много внутренней радости. Это радость от созидания. Любая рутинная работа дает возможность в моменте оценить объем этой работы. Например, когда сначала был пустой лист, но потом ребенок усердно писал, и лист стал заполненным, обязательно наступает чувство удовлетворения от объема выполненной работы, особенно если ребенок приучен к труду. Поэтому в усердии много радости. И как сделать так, чтобы эта радость была в поле зрения детей и родителей, мы сегодня и поговорим.

Спасибо, что Вы сразу задали такой тон. Мне было бы трудно его задать, видимо, меня неправильно воспитывали в этом отношении. Потому что, когда я слышу об усердии, я всегда представляю монотонный сложный труд, который нужно делать. Но я не знала, что он может приносить радость. С этой стороны я никогда не смотрела на это качество. Давайте посмотрим вместе. Может быть, и мне станет легче, и детей наших мы сможем воспитывать так, чтобы говорить об усердии только с положительной точки зрения.

Итак, всегда ли усердие – это рутина? Я так и не могу понять, что такое усердие.

– Усердие – это возможность, делая определенную работу, идти к определенному результату. Усердие – это не значит, что мы обязательно грустно, много и тяжело трудимся. Усердие – это те усилия, которые мы прилагаем в моменте, чтобы получить определенный результат. Усердие может быть как в мытье посуды и полов, так и в изучении правил английского языка, так и в спортивных достижениях.

Если я правильно поняла, усердие – это все-таки не самоцель, а инструмент, позволяющий идти к каким-то целям. Тогда получается, что воспитание усердия как отдельного качества несколько теряет смысл. Или же мы, воспитывая усердие в ребенке, даем ему инструмент, который он сможет применять где захочет?

– Действительно, воспитывая в ребенке усердие, давая ему опыт проявления усердия, мы даем ему замечательный инструмент. Потому что в нашей жизни очень много такой работы, которую просто нужно делать, и никто не обязан нас в этот момент развлекать. Возможность собраться, выполнить работу и оценить полученный результат – это и есть замечательный навык усердия. Это очень часто звучит именно в контексте получения ребенком образования. Потому что подмена обучения развлечением сейчас встречается очень часто. А это большая и сложная работа – ребенок, обучаясь, получает трудовое воспитание.

Тем не менее Вы не против игр в обучении. Мы присутствовали на Ваших занятиях по раннему развитию детей, они выглядят как увлекательная игра. Как же в этот момент мы воспитываем то самое усердие? И разве игра отменяет развитие усердия как качества? Мне кажется, и в игре тоже можно быть достаточно усердным. Например, когда мы что-нибудь строим из «Лего», разве не нужно усердие?

– Для того, чтобы родители и специалисты понимали, что в этот момент идет – игра или трудовое воспитание, и проявляет ли ребенок усердие, есть замечательный термин – выдерживание. Когда ребенок выдерживает то занятие, которым в данный момент занимается, например, собирая из «Лего» одинаковые детали по 20 раз, не скучает, выдерживает это, потому что впереди у него цель, или в раннем возрасте, складывая кубик за кубиком, выдерживает это и вставляет последний кубик в нужное место, таким образом происходят микропрививки усердия, что в дальнейшем приведет к тому, что у человека будет хороший навык труда.

А навык труда все-таки нужен. Многие считают, что таланты, способности, окрыленность, вдохновение могут стать достаточными инструментами для достижения результата. Может быть, у кого-то это работает, и в момент подъема своих творческих сил он достигает нужного результата. Но такой человек не склонен к рутинной работе. Тут возникает соблазн, ребенок думает: «Если я могу подготовиться к экзамену за одну ночь, значит, это мой стиль жизни». И он даже не пытается освоить то самое усердие, о котором мы сегодня говорим. Облегчает это жизнь или усложняет? И как объяснить своему ребенку, что усердие не помешает никому, даже такому спонтанному человеку, который движим творческими импульсами и способен за одну ночь выучить то, на что другому потребовалась бы, например, неделя?

– Если рассматривать усердие с точки зрения подготовки к экзамену за одну ночь, то мы взрослые люди и прекрасно понимаем, что невозможно подготовиться за одну ночь. Это значит, что все-таки у ребенка есть хорошая база, и ему достаточно все это в своей памяти освежить и вынести эти знания в рабочее поле. То есть усердие в получении этих знаний было. Потому что знания за одну ночь в голову не вложишь, и уж тем более не сможешь их потом транслировать.

Усердие так или иначе нужно каждому ребенку. Возможность трудиться с оценкой своего результата как раз и воспитывает то самое усердие. С ребенком, который якобы за одну ночь подготовился к экзамену, можно потом оценить, сколько лет он изучал эту науку, и можно ли это назвать усердием. Конечно же, можно.

Как научить ребенка действовать поступательно, чтобы прийти к какой-то цели? Потому что ни одной большой цели нельзя достичь, если не разбивать задачу на подзадачи и постепенно выполнять каждую из них. Вообще, это достаточно сложная тема, потому что, чем младше ребенок, тем сложнее ему видеть отдаленные цели. В своей рутине, например, когда он читает по буквам Букварь, он еще не может увидеть того удовольствия, которое он будет получать в дальнейшем от прочтения прекрасных книг, уже не замечая ни букв, ни слогов, а только следя за развитием сюжета. Родитель должен помочь ребенку увидеть эту глобальную цель? Или достаточно хвалить его и за маленькие шаги? Что здесь работает лучше с психологической и педагогической точек зрения?

– Действительно, не все цели наши дети могут оценить. И, разговаривая с ними как со взрослыми, мы попадаем в парадоксальную ситуацию. Это все равно что рассказывать младенцу, как важно ему научиться ходить и как это ему в жизни пригодится. Мы, конечно, подберем самые нужные слова, но ценность всего этого действия будет нулевой. А в данном случае достаточно просто отодвинуть пирамидку чуть дальше. Таким образом мы ребенку создаем возможность проявить то усилие, которое он действительно может сделать. Если пирамидка отодвинута на адекватное расстояние, и ребенок свои труды, нужные, чтобы дотянуться до этой пирамидки, оценивает как возможные, то в этот момент мы начинаем воспитывать усердие.

Когда мы говорим ребенку: «Ты молодец! Наша цель была – прочитать две страницы в Букваре, а сегодня ты прочитал две с половиной. А завтра давай еще добавим две строчки», или когда отодвигаем заветную пирамидку чуть дальше, чтобы ребенок смог до нее дотянуться, мы создаем ситуации, когда он может почувствовать, что такое проявление усердия. И в конце, когда он схватит эту пирамидку, мы можем сказать: «Смотри, как здорово! Ты это сделал», тем самым подкрепив его положительным результатом.

Получается, родитель сам должен видеть эти малые цели и должен уметь ставить их перед ребенком. Но я знаю многих родителей, которые не довольствуются малыми целями. Может быть, я уже приводила этот пример, он мне кажется каноническим и возмутительным. Однажды на турнире по шахматам, где принимали участие 7-летние дети, мальчик выбыл из турнира, так как проиграл партию. И мама его так отругала за то, что он проиграл! И это несмотря на то, что он готовился. Мне, например, очень хотелось вступиться за мальчика. И мне было очень страшно за его дальнейшую судьбу. Надеюсь, это была разовая ситуация. Тем не менее мы, родители, часто настолько нацелены на какой-то глобальный результат, когда думаем о своих детях, что воспитание усердия становится чем-то второстепенным. Мы не можем хвалить ребенка за малые результаты, тем самым обесцениваем усердие. Зачем ребенку стараться, если он проиграл, а мы его отругали? Как нам самим научиться понимать, что без малых шагов ребенок ничего не достигнет? Где родителю остановиться в своих амбициях, чтобы не стать мамой, не способной принять ни проигрыш ребенка, ни какие-то его малые заслуги?

– Вопрос: как съесть слона? Ответ: маленькими кусочками. И чем мельче кусочки, тем быстрее съестся слон. Когда родитель пытается сразу достичь какой-то огромной цели и только ее держит в голове, это как целого слона запихать в маленького ребенка – его просто разорвет от этой мегаглобальности. А когда мы даем ребенку историю маленьких шагов и маленьких успехов (как лесенка, где много небольших планочек), можем достичь гораздо более высоких результатов. Огромные широкие шаги очень травматичны.

Наша психика, наше зрение нацелены на видение плохого, потому что плохое всегда очень громко звучит. Умение видеть хорошее и ценное, в том числе и малые результаты, – это мышца, которую надо тренировать. Когда ко мне на терапию приходят взрослые люди, мы все время учимся видеть хорошее. Оказывается, это невероятно сложно. Еще сложнее, когда ко мне приводят детей предподросткового возраста: там родителю сложно увидеть что-то хорошее в своем ребенке.

Развернув фокус в сторону хорошего, мы сможем транслировать и тиражировать это хорошее вместе с ребенком и создавать ситуации, когда проявление усердия действительно будет приносить ребенку радость, потому что он знает, что цель будет достигнута. Если говорить о Вашем примере, ребенка допустили до этого шахматного турнира, и он проделал для этого огромную работу. В любом случае какой-нибудь шоколадный шахматный конь должен ждать его дома в качестве приза за то, что он достиг этих соревнований. Это важнее, чем одномоментная победа.

А как быть с детьми очень активными? Я не буду прибегать к термину «гиперактивность». Что делать, если ребенок очень активен, ему сложно усидеть на месте, сложно заниматься, и с усердием у него действительно проблемы? Есть ли какие-нибудь способы включать усердие?

– Конечно, есть. Но прежде, чем его включать, нужно убедиться, что ребенок абсолютно здоров. На многих передачах мы говорили о том, что ребенку, который никак не может собраться, чтобы совершить какое-то действие, неплохо было бы сходить к неврологу. Как и другому ребенку, который застрял и усердно добивается каких-то сверхсовершенных результатов.

Если с точки зрения здоровья все в порядке, тогда мы создаем определенный алгоритм, помогающий ребенку войти в определенное состояние. Например, хорошо помогает определенная униформа. Ее можно придумать. В моей практике была история, когда у пятиклассника были проблемы с обучением. И мы придумали следующее: он выбрал футболку, в которой хочет делать домашние задания. И когда он идет за этой футболкой, когда надевает ее, в этот момент он настраивается на те действия, которые должен совершить. Когда он садится в этой футболке делать уроки, вся семья, видя эту футболку, знает, что он сейчас делает уроки. И условие: в это время не подходить к нему с бытовыми вопросами (мытье посуды, полов и так далее). Он может сказать: «Я сейчас не буду говорить о посуде, я занимаюсь уроками».

Внутренняя, глубинная сонастройка с той деятельностью, которую ребенок сейчас будет делать, понимание результата и той цели, к которой он идет, очень важны. Это дает возможность ребенку быть в этом усердии, получать этот опыт и присваивать его.

Что касается униформы, я с Вами согласна. Поэтому многие школы и возвращаются к форме. Форма каким-то образом держит. Удивительно, но это так. Когда мы надеваем определенную одежду, мы иногда меняем и поведение, и отношение к тому, чем занимаемся. Вот такая странность. Мне кажется, такой инструмент вполне может работать. А какие еще есть инструменты, кроме специальной одежды, чтобы заниматься спортом, уроками или домашними делами?

– Есть еще предметы-помощники, они могут радовать и показывать, что ты справишься. Это может быть любимая ручка. Это может быть чашка чая, она обязательно должна стоять, когда ты делаешь уроки, независимо от того, хочешь ты пить чай или нет. Она – символ действия, которое ты сейчас делаешь. Или это любимая музыка – ее ты включаешь, зная, что будешь убираться. Таким образом, между прочим, мы воспитываем усердие в молитве, когда у нас есть определенный ритм и последовательность: мы знаем, что начинаем вот с этого, а заканчиваем вот этим. Это дает возможность проявлять усердие в моменте, а не отвлекаться на всякие мысли и другие дела.

То есть здоровые бытовые ритуалы. Что еще?

– Еще возможная приятная награда в конце. Потому что усердие – это все-таки внутренний процесс, у него нет начала, середины и конца. Это определенное состояние, а начало и конец мы можем только сами искусственно создать.

Как быть с теми, кто чересчур усерден? Таких детей не так уж и много, но они есть. Такой ребенок не остановится, пока не доведет свою работу до совершенства. Кстати, некоторые мамы жалуются, что, например, не могут уложить ребенка спать, потому что ему кажется, что он не до конца выполнил домашнее задание, и он продолжает и продолжает его делать. С одной стороны, некоторые мамы гиперактивных детей завидуют: мол, какой усердный ребенок. С другой стороны, мы понимаем, что здесь тоже есть проблема. Думаю, Вы как психолог точно понимаете, в чем она заключается, и почему такая ситуация не так однозначна и радостна.

– Как мы уже говорили, усердие – это процесс. И мы не делаем этот процесс ради процесса, у нас есть какая-то цель. Если ребенок застревает в процессе, то, возможно, есть какая-то невротизация, и нужно посмотреть, какой цели он добивается и по какой причине, почему включен такой жесткий перфекционизм. Как гиперактивным, так и таким застревающим детям в помощь может быть таймер, когда мы говорим, что через 10 минут прозвенит звонок. Успел ты все сделать или не успел – сколько сделал за этот промежуток времени, столько завтра в школу и понесешь. Сколько помыл посуды за 10 минут, столько чистой посуды и будет у нас в доме. Это очень хороший инструмент, потому что он дает очень быструю конечность процесса и понимание, что цель рядом. С другой стороны, это дает возможность ускориться в своей деятельности, чтобы получить более высокий результат, чем он может быть.

Получается, что и здесь нужен контроль. Когда зазвенит будильник, или расписание подскажет, что пора ложиться спать или выгуливать собаку, значит, мы останавливаемся. То есть видение конца деятельности в воспитании усердия очень важно. И это не всегда результат, а иногда просто время. Так ли это?

– Абсолютно верно. Например, ребенок собирает «Лего», мы видим, что он очень увлечен, и нам не хочется его отрывать. Нам спокойно, и мы думаем: пусть еще немножечко посидит. Но если мы скажем: «Дорогой, время закончилось», – мы дадим сладкое послевкусие дела и желание к нему вернуться. Это очень важный момент. Если завершаешь дело не тогда, когда оно уже эмоционально и физически истощило, а на взлете, состояние незавершенности будет во благо, и будет желание возвращаться вновь и вновь к деятельности, доставляющей удовольствие в процессе. И, как я уже говорила, будет удовольствие от усердия. Тогда ребенок, помимо невероятного таланта, имеющегося у него, будет еще чего-то достигать, реализовывая свой талант через определенную деятельность.

Большое спасибо, Мария! Надеюсь, наша телезрительница удовлетворена и наработками, которыми Вы поделились, и практическими советами, и теоретической основой понятия «усердие»...

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс