Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (1302) → Епископ Чистопольский и Нижнекамский Пахомий: Благодарите Бога за все!

Епископ Чистопольский и Нижнекамский Пахомий: Благодарите Бога за все!

№21 (1302) / 26 мая ‘25

Архипастырь

Владыка, у меня в телефоне открыт сайт azbyka.ru, раздел «Молитвы ко Святому Причащению», аудиозаписи. Готовясь к этой программе, я впервые в жизни соотнесла то, что, возможно, иеродиакон Пахомий (Брусков), вместе с которым я готовлюсь ко Святому Причастию, это епископ Чистопольский и Нижнекамский Пахомий.

– Да. Помню, в свое время один мой хороший знакомый, тоже архиерей, сказал мне: «Дорогой Владыка, я общаюсь с тобой практически каждый день. Более того, по моему глубокому убеждению, с тобой общается каждый день почти половина Русской Церкви».

Да, в свое время мы готовили целый цикл молитв, в том числе утренние и вечерние молитвы, последование ко Святому Причащению, три канона с акафистом. И мне пришлось немножко потрудиться. На студии «Мелодия» мы записывали такие последования, они разошлись по аудиокассетам и дискам, а со временем перекочевали в интернет-пространство. Это было давно, но мне все равно приятно. Слава Богу, что был такой период, что удалось принести какую-то пользу, сделать что-то хорошее, доброе.

Вы сказали: мы готовили. Это кто? И что это был за период?

– Это было начало 2000-х годов, может быть, конец 90-х. Тогда я был насельником Троице-Сергиевой лавры и проходил послушание на Троицком подворье в Москве. Будущий Владыка Лонгин (тогда он был игуменом, настоятелем подворья) вкупе с некоторой частью братии делали такие аудиопроекты. Мы делали записи нашего хора Троицкого подворья, аудиозаписи чтения молитв, в том числе издавались архивные записи русских народных песен, хора отца Матфея. У нас было издательство подворья Троице-Сергиевой лавры, было большое направление по изданию литературы, в том числе и на аудионосителях изготавливались интересные проекты. Мне тогда удалось принять в этом участие. Было очень интересно, я очень благодарен, что была такая возможность.

А как Вы оказались в Троице-Сергиевой лавре?

– Когда меня спрашивают о монашестве, задают вопрос о том, как я пришел к Богу, я всегда немного смущаюсь, потому что глубоко убежден, что любой ответ на такую тему вряд ли по-настоящему сможет убедить слушателей или зрителей. Потому что это всегда сугубо личное, глубоко внутреннее дело. Бог приводит человеческое сердце к Себе, и в каждом случае это отдельная история. Бог находит ключ к сердцу каждого человека. Этот путь, это искание, эта встреча, как правило, очень индивидуальны.

Я родился в нецерковной семье, но не могу сказать, что мои родители были неверующими. Я думаю, что в каждом из них теплилась вера; по крайней мере, у представителей старшего поколения нашей семьи однозначно. Помню, в детстве мы с бабушками заходили в храм, но осознанного, серьезного, глубокого поиска Бога не было. Когда я стал взрослеть и уже учился в школе, у меня появились определенные вопросы, мне стало интересно, что же такое церковь, храм. Я родился и жил в Москве, а в Москве все-таки можно было встретить верующих людей, иногда даже священников. Были храмы, которые в советское время не закрывались. Хотя, конечно, в сравнении с тем, что было до революции, их было ничтожное количество. Интерес у меня стал возрастать, я стал захаживать в храм Преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках (станция метро «Новослободская»). То есть худо-бедно я стал воцерковляться, знакомиться с церковной жизнью.

Родители пришли в ужас от этого?

– Нет, в школьные годы родители отнеслись к этому не просто терпимо, но, наверное, с уважением. В студенческие годы я стал по-настоящему воцерковляться. В школе это было не скажу что несерьезное чувство, серьезное, но все-таки относительно детское. Окончив школу, я поступил в Московский станкоинструментальный институт. Студенческие годы – это время поиска, время исканий. Если у студента нет чувства максимализма, перфекционизма, поиска совершенства, Бога, высшей правды, то, наверное, жизнь проходит впустую. Я благодарен Богу, благодарен неравнодушным людям, которые меня окружали (это родители, наставники, педагоги, а потом уже и хорошие батюшки, священники, миряне), они поддержали мой интерес, и я погрузился в церковную среду, стал молиться, по-настоящему воцерковляться.

Начало и середина 90-х – все-таки удивительное время: открывались новые храмы, появлялись очень яркие священники, яркие личности. Это было время исканий, открытий, надежд. И я счастлив, что пришел в Церковь, стал по-настоящему воцерковляться, встретил интересных людей.

Со временем, ближе к окончанию института, я стал понимать, что не просто хочу быть верующим, искать спасения, но мне хотелось чего-то большего. Я подумал, что, наверное, было бы правильно принести какую-то пользу Церкви и людям, послужить. И после окончания института принял решение посвятить свою жизнь Богу в прямом смысле этого слова, то есть уйти в монастырь.

Для большинства людей монастырь – это всегда уход, то есть люди уходят в монастырь. Но когда оказываешься в монастыре и смотришь на мир уже из монастыря, понимаешь, что в монастырь не уходят, а приходят. Если ты ушел в монастырь, а не пришел, то, скорее всего, многого не поймешь и не сможешь достичь. Монастырь – это всегда труд, всегда подвиг, всегда жертва, всегда радость; это всегда поиск чего-то нового и желание сделать что-то великое. Если с этим чувством пришел в обитель, то будет радость.

Я помню первый год жизни в монастыре. Было какое-то совершенно удивительное ощущение и чувство постоянной радости, постоянного внутреннего ликования. Хотя, конечно, было по-человечески тяжело, были скорби, искушения, трудности. И когда я начинал свой монашеский путь, и когда происходил поиск этого пути, были разные сомнения, разные идеи. Я думал и об Афонской Горе, и о Валааме. Ездил подвизаться в Оптину пустынь, был трудником, и это очень приятное воспоминание. Но потом стало понятно, что все-таки это будет Троице-Сергиева лавра.

Придя в лавру, я практически сразу оказался в Москве на Троицком подворье. У меня сложились очень глубокие, теплые отношения с Владыкой. Когда я поступил в лавру, меня направили на подворье, и большую часть монастырской жизни я провел на Троицком московском подворье. Лавра – это альма-матер для всех нас, как и Московская духовная семинария, которую я окончил. Это, наверное, самые счастливые годы моего монашества. Когда я принял монашество, меня постригли с именем Пахомий в честь преподобного Пахомия Великого. Потом я был рукоположен в сан иеродиакона, прослужил в этом сане три с небольшим года.

В 2003 году мы уехали в Саратов. Архимандрита Лонгина Святейший Патриарх Алексий II рукоположил во епископа Саратовского, и часть братии уехала в Саратов. После монастырского периода началась совсем другая жизнь, с другими приоритетами, задачами. Было очень и очень непросто, но интересно. В Саратове я служил полгода при семинарском храме, потом оказался в Свято-Троицком кафедральном соборе. Примерно восемь лет (может быть, чуть больше) прослужил настоятелем Свято-Троицкого кафедрального собора. Это был очень трудный, но очень интересный период моей жизни, период моего становления как приходского священника, как настоятеля большого городского храма. Было много новых открытий, работа с людьми, молодежью, с паствой. То есть все направления приходской жизни мне удалось по-настоящему увидеть, познать и потрудиться на этом поприще.

Параллельно я преподавал в Саратовской духовной семинарии, занимался епархиальным послушанием. Долгие годы нес послушание руководителя архитектурно-реставрационного отдела Саратовской епархии, потом уже и Саратовской митрополии. Поскольку у меня было техническое образование, мне было несложно этим заниматься. И по своему устроению я искатель, поэтому мне было интересно. Я занимался реставрацией Троицкого кафедрального собора. У нас были задачи по реставрации памятников архитектуры Саратовской области, памятников федерального и областного значения. Мы проектировали новые храмы. В общем, была очень глубокая, планомерная, серьезная работа. Мы занимались реставрацией исторического здания Саратовской духовной семинарии, куда со временем она переехала. И существует там до сегодняшнего дня.

В 2011 году началась знаменитая реформа по созданию новых епархий и митрополий в Русской Православной Церкви. Реформа была инициирована нашим Святейшим Патриархом. Мне кажется, это одно из самых серьезных, глубоких и очень нужных для развития церковной жизни решений, принятых Его Святейшеством. В 2011 году Владыка Лонгин вызвал меня и сказал, что нужно ехать на собеседование к Его Святейшеству. Для меня это было, мягко говоря, потрясением. Но послушание есть послушание. На Священном Синоде было принято решение относительно меня, и в декабре 2011 года я был рукоположен во епископа Покровского и Николаевского. Если говорить современным языком – во епископа Энгельского и Пугачевского. Эти два города на территории Саратовской области когда-то носили имена в честь Божией Матери и святителя Николая, но в советское время, к сожалению, были переименованы. Они не переименованы обратно до сегодняшнего дня. Но я всегда ощущал себя Покровским и Николаевским и чувствовал особый покров Божией Матери и святителя Николая.

Как человек из города Екатеринбурга, который до сих пор остается центром Свердловской области, я Вас понимаю.

– Знаете, даже была такая шутка. Помню, было соборное богослужение, и один из епископов, моих старших наставников сказал, что, мол, Владыке Пахомию повезло, что у него такие «старцы-наставники», – и Энгельс, и Пугачев, и Маркс. Более того, рукополагали в Дзержинском. Дзержинский – город под Москвой, где находится знаменитый монастырь Святителя Николая – Николо-Угрешская обитель, там было мое рукоположение в день памяти святителя Николая. Вот так мои собратья-архипастыри надо мной подшучивали.

Теперь уже два года я служу в Татарстане, в Чистопольской и Нижнекамской епархии. Я вкратце описал свой духовный путь, но на самом деле это большая часть жизни. Я думаю, что это лучшие годы моей жизни: и монастырь, и приходское служение, и служение на первой кафедре, и здесь, в Татарстане. Когда живешь тем делом, которому служишь, это приносит радость. А если радуешься этому, если осознаешь и понимаешь, что все это важно, нужно, то Господь утешает, посылает и силы, и помощников и ставит новые задачи, которые нужно решать. Я считаю себя очень счастливым человеком.

Владыка, Вы ответили на вопрос, который я хотела задать. Читая Вашу страничку в соцсети «ВКонтакте», я вижу радость в любом событии. Например, сходили на тихую охоту, набрали грибов. Кулинария, история, археология, звонарское дело, социальное служение. Формулировки, которые я сейчас произношу, не отражают того, с какой теплотой и радостью Вы это описываете и какой посыл даете читателю и зрителю. Вы записываете и видеообращения. Я хотела спросить о корнях такой радости. Вспомнилась книга Элинор Портер «Поллианна», хорошо известная в христианском мире. Эту девочку отец научил радоваться тому, что ей не нужны костыли. Она хотела куклу на Рождество, но в пожертвованиях были только детские костыли. Конечно, девочка заплакала, но мудрый папа сказал: «Радуйся, что они тебе не нужны». Потом Поллианна играет в радость, и эта ее игра со временем преображает целый город, который жил довольно уныло.

– До Поллианны мне, конечно, далековато. Конечно, не все так просто и радостно, как может показаться читателям, которые открывают мою страницу.

Видеофрагмент блога: «Дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю всех с праздником! Христос Воскресе! Пасха Христова – самое большое торжество, самая великая радость. Для христианина это праздников Праздник, Торжество из торжеств. Никогда сердце не ликует так, как в Пасхальные дни. К празднику Пасхи мы готовились долгим, трудным сорокадневным постом. Пасхе предшествовала Страстная седмица. С нашим Господом мы стояли у Креста, когда Он был распят. С нашим Господом мы стояли в храме у плащаницы. Мы молились, соблюдали пост. А сегодня мы поздравляем друг друга. Христос Воскрес! Эта весть пронзает сердце человека. Это весть, которая побеждает смерть. Сегодня я хотел бы поздравить всех вас, дорогие наши прихожане, дорогие братья и сестры, соотечественники, с этим великим спасительным праздником. Пусть Пасхальная радость придет в дом каждого человека, к каждому из вас, дорогие прихожане. Поделитесь этой радостью со своими близкими. Поделитесь этой радостью с тем, кому сегодня больно, трудно, одиноко. Пусть Воскресший Господь укрепит всех нас, даст нам силы, победу, утешение и радость. Дорогие братья и сестры, всех вас сердечно поздравляю, желаю здоровья, сил, помощи Божией, счастья христианского и просто человеческого, семейного. Храни вас Господь. Христос Воскресе!»

Видеофрагмент блога: «Братья и сестры, добрый день! Решил сегодня немножко прогуляться. У нас в Чистополе прекрасная погода: светит солнце, пахнет весной. И сегодня прекрасный праздник – Похвала Божией Матери, Суббота Акафиста. В этот день мы вспоминаем чудесное событие избавления Константинополя от нашествия варваров. Но в церковной традиции это день особого поминовения и почитания Божией Матери, нашей Заступницы и Молитвенницы. Вчера мы служили акафист, сегодня я совершал Литургию в храме Умиления. И я хочу вас поздравить с этим прекрасным праздником. Пост близится к завершению, осталось чуть больше недели, потом Страстная седмица. Я хотел бы пожелать вам помощи Божией в постных трудах. Хорошо на душе, на сердце, поэтому я решил поделиться с вами этим чувством. Но я не просто прогуливаюсь, я иду в сторону нашего городского музея. Там у меня будет интересная литературная встреча с жителями города. Будем общаться, я буду рассказывать о церковной литературе золотого века Византии. Это и богослужебные книги, и аскетические творения. Думаю, встреча будет интересной. Наверняка будут вопросы. Так что у кого есть желание, срочно собираемся в музее. Бог даст, там увидимся. Всех еще раз поздравляю с праздником. Всем хорошего настроения, помощи Божией и доброго поста».

– Понятно, что жизнь человека изобилует не только радостью, бывают и скорби, и боль, и искушения, и трудности. И я, как обычный человек, не всегда могу этого избежать, бывает тяжело, грустно, больно и хочется, чтобы пожалели. Но, мне кажется, задача священника (в принципе, и любого человека) – поменьше говорить о собственных проблемах. Нужно уметь замечать, видеть то хорошее, прекрасное, что нас окружает. Представьте, если бы я на своей страничке бесконечно плакал и говорил, как мне больно, тяжело, скорбно и прочее. Кому это интересно? У людей полно собственной боли, собственных проблем. Мне кажется, если мы христиане, то должны в большей степени замечать хорошее и доброе.

Когда я встречаюсь с людьми малоцерковными (любому священнику, архиерею, да и мирянину приходится встречать на жизненном пути разных людей), с теми, кого мы называем критиками Церкви, и они указывают на какие-то церковные проблемы, недостатки, человеческие немощи, я всегда говорю, что все это, безусловно, есть. И я как пастырь, архиерей, как просто христианин с определенным жизненным опытом этих проблем могу привести гораздо больше, чем любой вопрошающий меня. Но если вспоминать свой жизненный путь, духовный путь, могу сказать, что я встречал больше хороших людей, прекрасных священников, замечательных, творческих, очень глубоких мирян. Господь меня сводил с людьми, которые умели радоваться, умели мыслить. Мне кажется, это прекрасно. Может быть, это самое великое, что есть.

Нужно уметь Бога благодарить, в том числе и за скорбь, в которой ты оказался, и тогда она перестает быть такой трудной, тяжелой, Господь помогает ее преодолеть. Вспомните знаменитую фразу Иоанна Златоуста: «Слава Богу за все!» Благодари Бога за радость – и радость умножится; благодари Бога за скорби – и скорби минуют. Благодари Бога за все. Мне кажется, об этом нужно вспоминать хотя бы иногда. (Продолжение в следующем номере)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс