Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (1301) → Архимандрит Савва (Мажуко): Убийца совести

Архимандрит Савва (Мажуко): Убийца совести

№20 (1301) / 19 мая ‘25

Свет невечерний

В Великом каноне Андрея Критского, который мы читаем на первой седмице Великого поста, а потом повторяем на службе, называемой «Мариино стояние», звучит очень много поэтических строк святителя Андрея о совести. В одном из тропарей канона есть трогательное место, где святитель Андрей, обращаясь к своей душе, говорит: «Отсюду и осужден бых… от своея совести, еяже ничтоже в мире нужнейше». И далее он говорит о том, что уподобился Каину, но убил не брата своего, а убил свою совесть; называет себя убийцей совести.

Убийца совести. Это очень тяжелое и яркое высказывание. Относить его к себе трудно, болезненно. Слышать на Великом каноне такую реплику, обращенную к себе, тяжело. Но мы понимаем правдивость этих слов и важность того, о чем говорит святитель Андрей.

Почему-то сразу вспоминается множество параллелей из великой русской литературы. Прежде всего – «Борис Годунов» Александра Сергеевича Пушкина и знаменитый монолог царя Бориса, где он говорит о единственном пятне, которое случайно завелось на совести:

Но если в ней единое пятно,
Единое, случайно завелося,
Тогда – беда! как язвой
моровой
Душа сгорит, нальется
сердце ядом,
Как молотком стучит
в ушах упрек,
И все тошнит, и голова
кружится,
И мальчики кровавые
в глазах...
И рад бежать, да некуда...
ужасно!
Да, жалок тот,
в ком совесть нечиста.

И это говорит царь Борис, исполненный благих намерений. Он запланировал очень важные реформы. Произошел страшный пожар. В те времена деревянные города России часто выгорали дотла. Царь Борис за счет своих средств строит новые районы, новые дома. Он бесплатно раздает людям хлеб, когда случился голод – открывает царские житницы. Он ничего не щадит ради своей страны, он готов на все. Но совесть его нечиста, она неспокойна.

В другом монологе он говорит о том, что у него все хорошо, он уже царствует шесть лет, но счастья нет. Именно потому, что «как молотком стучит в ушах упрек, и все тошнит, и голова кружится, и мальчики кровавые в глазах...». Царь Борис был необходимым для России реформатором. Но он строит свое правление на крови ребенка. Возможно, именно с этого произведения начинается длинная традиция размышлений о слезинке ребенка, которую так ярко, четко, рельефно представил другой наш гений – Федор Михайлович Достоевский в «Братьях Карамазовых». Можно ли построить благополучие семьи, страны, большое нужное дело на слезинке или кровинке ребенка?

Пушкинский Борис Годунов – литературный персонаж. Мы не отождествляем его с историческим Борисом Годуновым. Но он строит свое правление, свои благие намерения на убитом невинном ребенке. И в какой-то момент он понимает: какими бы благими ни были намерения, невозможно построить что-то правильное на лжи и неправде, на преступлении, запятнавшем твою совесть.

Борис Годунов – яркий пример убийцы собственной совести. Он ее убил, но она продолжала в нем жить. Потому что совесть нельзя убить – это голос Божий в душе человека. Мы понимаем, что для русской культуры совесть – это не просто набор нравственных аксиом, моральных максим, но прежде всего некое чувство правды Божией. Совесть должна быть хорошо откалиброванным чувством правды. И свою жизнь нужно строить именно на этой правде.

Надо сказать, что речь идет не просто о некой абстрактной правде, например социальной или классовой, а о Евангельской правде. Потому что русская культура вырастает из Евангелия. Русская мысль, русское творчество – это то, что неотделимо связано с жизнью Православной Церкви, это Евангельская жизнь. Для нас таким свидетельством правды является Сам Господь наш Иисус Христос, а также Креститель Господень Иоанн Предтеча. Этот человек был настолько верен правде, что даже царям открыто говорил истину, хотя никто его об этом не просил. Мы помним, что святой пророк Иоанн Предтеча погиб именно из-за того, что сказал царю Ироду, что недостойно иметь жену Филиппа, брата своего. Если перевести эту фразу на русский лад, она прозвучала бы так: «Это неправильно, что у тебя жена твоего брата. Неправильно, что ты отобрал жену у своего брата».

Каждому человеку очень важно понимать, правильно он живет или неправильно. Но в нашем мире, который, к сожалению, пропитался идеями постмодернистской философии, сместились акценты, и даже в педагогике, психологии как будто отрицают или смотрят помимо объективно существующей правды. Например, если ребенок ведет себя плохо, если у него бывают истерики (а это случается в возрасте 3–7 лет, когда как раз возрастные кризисы) и он ведет себя совершенно невыносимо, психологи и педагоги советуют сказать такому ребенку: «Ты своим поведением причиняешь мне боль. Я твой папа (или твоя мама), и мне больно на тебя смотреть. Поэтому ты не должен так себя вести».

Но это неправильно. Ребенок точно знает, что должно быть нечто большее, чем родители. Мы апеллируем лишь к своей субъективной правде, к своим чувствам. Но сейчас у нас такие чувства, завтра будут другие. А есть некая объективная правда. И то, что ребенок так себя ведет, неправильно не потому, что это причиняет боль родителям, а потому, что это просто неправильно по своей сути, так себя вести нельзя.

То есть даже в таких мелочах при воспитании детей, отходя от объективной правды, а она больше нашей жизни, важнее и ценнее нашего личного благополучия, благополучия нашей Родины, страны, мы тем самым разрушаем будущее и свое, и своих детей, и своей страны, потому что отступаем от правды Божией. Мы убиваем совесть. Но как говорит нам святитель Андрей Критский, ничего нужнее совести на свете нет. Лучше, безопаснее и правильнее остаться без всего, может быть, где-то на обочине жизни, но с чистой совестью, оставаясь верным правде Божией. Но не поклониться лжи, не согласиться с тем, что объективно неправильно.

Таким образом святитель Андрей Критский говорит нам, что нужно воспитывать свою совесть и чувство правды, постоянно заботиться о том, чтобы чувствилище к правде Божией у нас никогда не замутилось, не покрылось нагаром или ржавчиной. Потому что совесть может быть лукавой, и можно так охмурить свое чувство правды, что пойдешь служить лжи и совершать ей какие-то даже человеческие жертвоприношения. Именно поэтому важно держаться Евангелия, Евангельской правды и Евангельской совести. Потому что на свете нет ничего нужнее чистой совести и служения нетленной правде Божией.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс