Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Мы продолжаем читать наставления аввы Дорофея из второго тома «Добротолюбия». Разговор пойдет о совести. Авва Дорофей один из немногих авторов, который о ней пишет.
Абзац 17-й: «Сотворив человека, Бог всеял в него нечто Божественное, – некий, подобный искре помысел, имеющий в себе и свет и теплоту, помысел, просвещающий ум и показующий ему, что добро и что зло. Называется сие совестью, – и она есть естественный закон. Следуя сему закону – совести, патриархи и все святые, прежде писаного закона, угодили Богу. Но когда люди чрез грехопадение закрыли и попрали совесть, тогда сделался нужен закон писаный, стали нужны святые пророки, нужно сделалось самое пришествие Владыки нашего Иисуса Христа, – чтобы открыть и воздвигнуть ее, – чтобы засыпанную оную искру снова возжечь хранением святых Его заповедей».
Если мы раньше не читали аввы Дорофея, вряд ли когда-нибудь слышали подобные свидетельства о совести.
Совесть – это нечто Божественное, благодатное, то есть некая благодать, данная человеку, свет. Об этом, не упоминая слова «совесть», говорит Евангелие от Иоанна: был Свет истинный, просвещающий всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1:9). То есть закон этот универсальный. И с каждым рожденным на земле человеком, независимо от того, где он родился, когда родился, в Средние века, в доисторическую эпоху или в ХХI веке в центре огромного страшного города, сочетается некая Божественная энергия, некий Божественный свет, который просвещает всякого и дает, как мы здесь слышим, разумение знать добро и зло.
Для нас важно, что это именно энергия Божия, свет Божий, и изливается он на всякого человека, рожденного на земле, независимо ни от чего. У нас принято считать, что есть только мы, а все остальные народы пребывают во тьме и в этой тьме и погибнут. Тьмы очень много, тьма сгущается, она порой невещественная, но какая бы она ни была, свет этот светит, и тьма его объять не может.
Что же такое этот свет? Некая Божественная сила? Это мысль. Подобный искре помысел, имеющий свет и теплоту, помысел, просвещающий ум и показующий… что добро и что зло. Помысел, мысль, просвещающая ум. Ум человеческий определяет направление жизни человека, определяет, куда идти, что делать, что добро, что зло, как поступать, чтобы жизнь была в свете. Ум, как светильник, указывает путь, определяет движение по этому пути, то есть это некий умный свет, просвещающий ум человека. Ум по-гречески «нус», (может быть переведен как «дух»).
Но мы-то умом не живем. У большинства современных людей ум мертв. Естественно, с силой, которая призвана его просвещать, что-то происходит. О том, что происходит, авва Дорофей и пишет. Но мы пока сосредоточимся на этом умном своем состоянии.
Мы умом не живем, поэтому света, который ум просвещает, мы не видим, не замечаем, как не замечаем, собственно, и ум. Мы живем даже не «рацио» (есть такое латинское слово, оно не то в духовном смысле слова, что ум, хотя часто является его эквивалентом). Мы не живем даже разумом, нерационально живем. И все человечество в целом, и большинство людей в отдельности. Жизнь большинства людей неразумна. Неразумно совершать аборты, неразумно разводиться, неразумно жить вне брака. Это именно неразумная деятельность. Она может быть оправданной. С точки зрения разных привнесенных рассуждений она может быть объяснена. Да, все это можно объяснить. Но с точки зрения законов существования человеческой природы это деятельность неразумная. Я уже не говорю о войнах, преступлениях и прочей дряни, что наполняет повседневную жизнь человечества на протяжении тысячелетий его существования. Вся человеческая история – это свидетельство неразумия человека. И в наше время неразумности становится все больше.
А чем мы живем? Мы живем инстинктами и «хотелками». «Я хочу, например, большой дом. Мне кажется, это разумно». Нет, если бы я руководствовался разумом, я бы не так ставил цель своей жизни. Я использую разум, чтобы оправдать и объяснить свою «хотелку». Но это неразумная деятельность. Инициатор здесь не разум, а моя «хотелка», которая использует некие рассуждения чисто рационально. Это совсем другое. «Хотелками» и инстинктами мы, в сущности, и живем. Мы учимся этому с детства, сами учимся, нас учат, постепенно уводя и от разума, и от ума, и от света.
«Я хочу жениться». «А я не хочу жениться». «А я не хочу жить с этим мужчиной». «А я хочу жить с этим мужчиной. Он, правда, чужой, но мне очень нравится, я хочу и буду этого добиваться…». Все это каждый взрослый человек знает, а дети уже не знают ничего, потому что интернет остатки разумности давит в человеческом обществе, а у детей не дает разумности даже развиваться, я про ум и не говорю. Человек сразу попадает в систему навязываемых ему представлений, ценностей, которые всячески искажают для него реальный мир, и он не может разумно дальше по жизни действовать, потому что разум, как и любую другую силу человека, нужно развивать. А у него задавлена сама способность к разуму.
Например, с ребенком десяти лет хочешь поговорить о чем-нибудь серьезном. А он говорит: «А вот блогер Семен Семеныч тринадцати лет сказал вот это…». И смеется. Понимаешь, что разговор на этом закончился. Не то что ты обиделся или расстроился, просто говорить дальше не о чем: приплыли…
В результате человек в значительной степени не живет и разумом (по крайней мере, если что-то изменить можно, можно разум начать развивать), а уж тем более умом, духовной своей составляющей. Поэтому совесть где-то в умной, нераскрытой, нереализованной части его души и затерялась. Совесть, как говорит здесь авва Дорофей, естественный закон, указывающий, что есть добро и что есть зло, и повелевающий действовать в соответствии с добром и не действовать в соответствии со злом.
Можно сказать, что совесть – это некий внутренний маячок, внутренний указатель воли Божией. То есть, ориентируясь на совесть, слушаясь совести, человек может делать то, что велит делать Бог, или не делать того, что Бог ему не велит, хотя Бога он не знает, не видел, слов Божиих не читал ни в каком виде. Но тем не менее исполнять волю Божию ориентирующийся на совесть и управляемый совестью может.
А это со всей очевидностью показывает нам, что совесть, как понимает это авва Дорофей, или свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир, не имеет никакого отношения к привычному нам психологическому пониманию совести, потому что та совесть, на которую мы все обычно ссылаемся, это совесть постфактум, она просыпается тогда, когда мы сделали что-то не так. Когда мы совершили какой-то поступок, она вдруг активизируется и начинает нас мучить, пилить, досаждать. И таким образом она действует после плохого совершенного дела.
А смысл совести, как видит это авва Дорофей и те святые отцы, которые о ней говорят, в том, чтобы как раз этого зла не было, чтобы человек, слушая совесть, зла бы не сделал. А какой смысл укорять за уже совершенное зло? Ладно, если сломал табуретку, можно ее починить. А остальная масса совершенных нами плохих дел не может быть исправлена.
Смысл какой меня пилить за то, что я сделал неправильно? Женщина сделала аборт, и ей стыдно. Что может изменить этот стыд? Ну, стыдно. Но ребенка-то не вернешь. Изменил жене. Стыдно. Покаялся. Замечательно! Но брак-то ты не склеишь, потому что единство вашей плоти в браке разорвалось, ты разорвал это своей изменой и ничего не склеишь обратно. Это единство перестало существовать. Ты можешь уронить чашу и сказать: «Простите, я виноват, сейчас я ее склею». Склей, но целой она от этого не будет, она будет склеенной чашей, склеенной вазой, но не целой. Изменить ты это не можешь.
Сказал ты кому-то плохое слово, потом попросил прощения. Исправил? Нет. Это слово сидит у того в душе. И если он не предпримет определенных аскетических усилий для того, чтобы это слово выбросить из своего сердца, простить нанесенную обиду, это слово разрушит всю его жизнь, и духовную, и вечную, и эту жизнь. От того, что ты попросил прощения, ничего не изменилось даже в тебе, но тем не менее важно, что это слово продолжает существовать в сердце другого человека, ты не можешь это исправить.
Да, табуретку ты можешь починить, машину, которая попала в аварию, говорят, любую можно починить, но это будет битая машина, она никогда не будет такой, какой была. И продавец, и покупатель это знают. И вся задача в том, чтобы увидеть, была машина в аварии или нет. Когда открылось, что машина была в аварии, все понимают, что это совсем не новая машина, хотя и выглядит прекрасно.
Подавляющее большинство плохих поступков, которые мы совершили, нельзя исправить. Поэтому муки совести, о которых мы все знаем, о которых говорим, вовсе не то, о чем говорит авва Дорофей. Ведь совесть, как о ней говорит авва Дорофей, светит вперед, она указывает, что впереди, и показывает, чего нужно избежать, что нужно сделать, она предписывает, а не судит.
А в нашей психологической реальности совесть всегда судья. Мы так и говорим: «Совесть судит меня». Но так, как говорит авва Дорофей, она не судит, она, наоборот, как мудрый учитель, показывает: «Вот это сделай сейчас, а вот этого не делай никогда». Задача совести, как это понимает авва Дорофей, задача света, данного нам Богом, в том, чтобы указать нам путь, светить вперед, а не наказывать за сделанное.
Это то, что касается совести, как ее понимает авва Дорофей. «Он остро почувствовал, что делать этого нельзя, и опустил руку». Вот это совесть. «Он остро почувствовал, что сделал неправильно, и на него обрушились мучительные терзания» – так обычно мы воспринимаем совесть. Но это два разных духовных действия. Если поду-
мать, если порассуждать на эту тему, это вообще никакого отношения к совести и иметь-то не может, потому что доводит до отчаяния. Это уж бесы какие-нибудь, эринии античной культуры, которые вводят человека в исступление и отчаяние, а вовсе не меняют его жизнь к добру.
Классический сюжет, известный всем со школьной скамьи, «Преступление и наказание». Что, муки совести довели Раскольникова до того состояния, в котором он оказывается в конце романа? Его муки совести привели к добру? Нет. Муки совести свели его с ума, довели до отчаяния, убили в нем все, что оставалось в нем человеческого, так что муки совести – это Раскольников, сидящий где-нибудь на нарах, на каторге, ненавидящий всех и ненавидимый всеми. Если это совесть, что хорошего она ему сделала? Да, он потом преображается, но вовсе не из-за мук совести.
И таких сюжетов очень много. Но мы привыкли называть эти мучительные терзания совестью. Отцы говорят, что у совести совсем другая задача, совсем по-другому она реагирует и всегда направляет человека к добру, к созиданию его души, к созиданию его жизни, а не ужасов разных.
И последнее, о чем говорит авва Дорофей, характеризуя совесть: люди в грехопадении закрыли и попрали совесть, и тогда сделался нужным закон писаный, стали нужны пророки и пришествие Христа. То есть после грехопадения свет померк, все труднее стало различить добро, отличить истину от лжи, правду от неправды, зло от добра. Человек погружается во тьму, поэтому ему дается Писание, которое льет свет.
В этом смысле показательна история Содома. Это важно. Вот дети рождаются в Содоме, как они рождаются везде. И рождаются они со светом, потому что Свет истинный просвещает всякого человека, грядущего в мир (Ин. 1:9). Но задача врага и злых людей сделать так, чтобы этот свет сразу задавить, замазать, чтобы дети с детства его не видели. До того источника света, который внутри, никто докопаться не может, но замазать этот свет, изолировать можно. И можно с колыбели ввести человека в иную систему ценностей, назвать добро злом, а зло добром, прекрасное назвать уродливым, а уродливое назвать прекрасным, развратить его, извратить все его пути. И вырастает человек. Свет в нем есть, но он его не видит. Этот свет замазан, забит, заколочен, зацементирован настолько, что невозможно до него достучаться. В конце концов наступает критическая точка, когда ничего сделать уже нельзя, и город уничтожается.
Поэтому важно иметь неиспорченное детство. Очень важно, чтобы или Писание, или правильная система ценностей в соответствии со светом были даны человеку, чтобы у ребенка была возможность с детских лет, с младенчества жить в соответствии со светом, который в нем светит.
Записала:
Инна Корепанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.