Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Очень часто, когда священников приглашают пообщаться со студентами, школьниками, педагогами, наиболее прогрессивные батюшки говорят: мы не собираемся обращать вас в веру Христову или звать в Церковь, просто хотим повысить ваш образовательный уровень, рассказать о культурной ценности христианской Церкви, о том историческом вкладе, который внесла Русская Церковь в историю нашего государства. На самом деле эти батюшки врут, говорят неправду. Потому что цель, ради которой священник обращается к своей аудитории, какой бы она ни была, – привести других ко Господу Иисусу Христу.
Тем не менее мы видим, что наша Церковь в светском обществе находится в довольно странном положении. С одной стороны, кажется, государство всячески способствует тому, чтобы слово Божие звучало, чтобы священник присутствовал в общественной жизни и даже в государственной, чтобы всячески оказывался почет Церкви. С другой стороны, общество и государство как будто бы умышленно пытаются ограничить воздействие церковного слова, Евангельского слова на слушателей.
Я неоднократно сталкивался с тем, что, приглашая священника в школу или университет, преподаватели или чиновники от образования говорили: «Вы, батюшка, расскажите о патриотизме, например. Или чтобы дети не курили. Больше ничего не надо». Это выдает определенную позицию попустительства и ограничения по отношению к Церкви. Если нужно патриотическое воспитание, если нужно рассказать о том, что следует любить Родину, пусть батюшка говорит, это очень важно. Профилактика суицидов – тоже очень хорошая тема, когда священник необходим. Пригласим психолога, терапевта, сотрудник милиции тоже придет и расскажет о том, как это плохо. И священник для полноты убеждения тоже необходим. То есть патриотизм, здоровый образ жизни, но только про Христа не надо говорить.
Такая позиция встречается даже у людей, не занимающихся общественной деятельностью. Я встречал таких товарищей, которые обращаются в церковь, к священнику с просьбой помочь больному ребенку, например, или разрешить какую-то жизненную ситуацию, но о Боге не хотят говорить. Одна женщина так мне и говорила: «Я не хочу ничего об этом знать. Вы мне скажите, что нужно сделать, но только не говорите мне, что Бог есть. Я не хочу, не надо». Есть четкая «красная линия», которую нам прочерчивают.
Кажется, что это анекдот, что так не может быть, но действительно есть такая проблема, такой конфликт. И даже церковные люди иногда ограничиваются в своей внутрицерковной жизни областью терапии. То есть Церковь, священник нужны для того, чтобы разрешить какие-то житейские невзгоды, конфликты. Было бы кому выговориться. Потому что священник выслушает, даст наставление. То есть священник выступает в роли психолога, иногда даже психотерапевта.
Эта тенденция распространяется настолько широко, что священники иногда сами оставляют священный сан (в последнее время это приобрело массовый характер, к сожалению), чтобы полностью сосредоточиться на работе психолога, коуча, психотерапевта, оказывать терапию. Только не про Христа.
В этом странном двоемыслии мы должны все-таки проявлять определенное Евангельское постоянство, крепость и оставаться верными Господу. Апостол Павел говорит, что то, что мы говорим, – для иудеев соблазн, а для еллинов безумие. Но мы проповедуем Христа, Божию силу и Божию Премудрость. О патриотизме, психологии и так далее могут сказать другие. Мы же говорим про Христа распятого, умершего и Воскресшего. Мы приводим ко Господу нашему. Это самое важное.
Будут ли они курить, будут ли любить Родину, примкнут ли к партии коммунистов, монархистов, либералов – это вещи не принципиальные. И Церковь не об этом. Церковь – о Христе, она приводит ко Христу. Вот это самое главное. Мы собираемся не вокруг политической программы, не вокруг здорового образа жизни и даже не вокруг нравственности. Хотя, казалось бы, Церковь – это про нравственность. Нет, даже не про нравственность. Все это – вещи периферийные. Мы должны ясно и четко понимать, что все это сопутствует, идет вслед за жизнью во Христе.
Наша самая главная ценность, то, ради чего мы существуем, ради чего нужен священник, ради чего стоит Церковь, – это Господь, Божия Премудрость, Бог Воплощенный. Но мир не вмещает эту истину и всегда ей сопротивлялся.
У Андрея Платонова есть рассказ про одну замечательную девочку, который заканчивается грустной, но очень мудрой фразой. Платонов пишет, что со временем девочка подросла, но люди постепенно забыли о ней, потому что она была лучше, чем им было нужно. По отношению к Церкви эта фраза тоже справедлива. Потому что получается так: мы откроем двери для Церкви, если вы ограничитесь только патриотическим воспитанием, здоровым образом жизни, насаждением нравственности, традиционных ценностей, борьбой с вредными привычками. Если бы Церковь ограничивалась только этим, было бы просто идеально. Но вы все время протаскиваете своего Христа. Зачем-то вам нужно еще и про Христа говорить. Почему вы не можете ограничиться набором этих прекрасных вещей?
Мы не можем этим ограничиться. Не можем и не должны. Более того, иногда эти разговоры, которые кажутся правильными, необходимыми, мешают проповеди слова Божия, даже вредят проповеди Евангелия. Именно поэтому нам, церковным людям, особенно священникам и проповедникам, нужно помнить об этом удивительном, косном, инертном состоянии мира, в котором мы живем. Мир не хочет принимать Христа.
Ничего страшного, что не хочет. А мы должны проповедовать Христа, Божию силу и Божию Премудрость до пределов земли, как завещал Господь Своим апостолам перед Вознесением. Имеются в виду не просто географические пределы обитаемой вселенной, но еще и пределы человеческого сердца. Ведь люди склонны к тому, чтобы себя максимально зауживать, делать максимально простыми, понятными, отказываясь от той глубины, на которой с нами разговаривает Господь.
И что бы ни было, как бы юродиво ни выглядел христианин, особенно священник, говоря о Христе, Который всегда лишний для этого мира, мы должны держаться Евангелия. И с чего бы мы ни начинали, о чем бы ни говорили, мы должны всегда вести людей именно к Господу, а не к абстрактным ценностям, не к повестке, которую диктует государство или общество, выполняя некий социальный заказ. Только Евангелие – наш главный закон, единственный критерий и самый главный и первый судья.
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.