Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Поговорим на такую тему, как прощать и просить прощения. Мне кажется, это очень актуально. Мы не будем касаться духовного аспекта этого вопроса, понимая, что ничего не делается без Божией помощи.
Мы будем говорить исключительно о психологическом аспекте этого процесса, о том, как помочь себе с помощью таких методов, о которых вы часто рассказываете, – например, имаго-диалога, как в предыдущей передаче, – о том, как при помощи таких средств научиться прощать себя, другого, научиться просить прощения.
Чувство вины и чувство обиды – это два разных чувства или: я обидела – и поэтому у меня чувство вины, или меня обидели – и тогда у меня чувство обиды? Одинаково ли они деструктивны для человека? Вред и того, и другого чувства доказан?
– Мне всегда очень нравятся ваши вопросы, Марина. Действительно, интересно поразмышлять на эту тему. Два эмоциональных состояния, два чувства, два переживания…
Начнем с вины. Вина бывает абсолютно естественная, нормальная, так скажем, здоровая. Если мы задели кого-то, причинили вред – физический или материальный, рассказали чужую тайну, посплетничали – это вина естественная. Это полезное эмоциональное состояние дано нам природой, Богом. Мы так созданы, что любое естественное и адекватное чувство дается нам для того, чтобы мы правильно выстраивали отношения. Когда мы кого-то обижаем, то понимаем, что идем не туда, – люди как-то реагируют. Вот попробуйте рассказать подружкин секрет. Что вы услышите от подружки? Я думаю, не очень приятные вещи. И вам, и любому человеку в таком случае будет, скорее всего, неловко, будет чувствоваться вина. Это первое.
И давайте сразу – что с этим делать, по шагам. Я люблю сразу идти и структурированно разбираться. Если вы действительно причинили вред, у нас есть четыре шага работы с естественной виной. Что это значит? Первое. Обязательно попросить прощения, но попросить искренне. «Ну, было такое обстоятельство, что все что-то рассказывали, и я тоже, Марина, рассказала ваш секрет» – наверное, это был бы не очень адекватный ответ от меня. А если сказать: «Я действительно очень-очень сожалею, что не удержала язык за зубами, что в этот момент мне хотелось похвастать, что я что-то знаю. Ну, подхватило меня так. Прости, пожалуйста, мне очень-очень жалко»? Должны звучать слова «прости, пожалуйста», извиниться. Это первый шаг.
Второй шаг – как-то компенсировать тот ущерб, вред, который мы нанесли. Если, например, я сейчас случайно вылью на кого-то чашку воды, – толкнули, закружилась голова, – все равно ущерб будет. Значит: «Давай высушу», «давай отнесу в химчистку», «давай материально тебе возмещу, сама почистишь». Или можно спросить: «Что я могу сделать, чтобы возместить вред?» То есть попросили прощения, возместили ущерб, как можем, а дальше – проанализировали. Можно сходить на Исповедь, рассказать об этом на Исповеди: как тяжело это переживаете, как каетесь, как больше никогда не хотите этого делать и так далее.
Ну и четвертый шаг – самый главный…
Нет вариантов…
– Вроде бы все сделали, да? Четвертый шаг – это дать себе право на ошибку. Если мы здесь не даем себе права на ошибку, то начнем крутить в голове. Помните чеховского героя, который чихнул на лысину генералу? Рассказ «Смерть чиновника». Вот он ходил, ему уже сказали: «Да ладно, голубчик, да ничего страшного, все уже – я забыл». Но в конце концов, генерал на него рыкнул,и чиновник испугался и умер.
Так вот, чтобы не уподобиться чеховскому герою и не ходить постоянно, прокручивая в голове эту, уже навязчивую мысль… Вот в этом месте мы можем перейти к вине иррациональной, деструктивной, а в клинической психологии это называется «невротическая вина».
Эта вина приводит к неврозу, к тревожным расстройствам, когда человек не может остановиться, и навязчивые мысли не дают ему покоя. Здесь нужен поход к клиническому психологу, тому, кто работает с тревожными состояниями, немножко более глубоко смотрит на психику человека, связывая ее еще и с физиологическими особенностями.
Подытожим: есть вина естественная, и у нас есть четыре шага, тоже надо дать себе право на ошибку четвертым шагом, иначе вина может перейти в вину иррациональную, невротическую, и тогда, возможно, придется работать с клиническим психологом.
Мария, все очень логично и здорово, но, мне кажется, уже на первом этапе у многих людей возникает проблема. Если мы говорим о той естественной вине, которую, наверное, испытывал каждый нормальный, совестливый человек, что же делать, если попросить прощения от всей души, как вы рекомендуете, не получается?
– Самое главное, не нужно, мне кажется, высылать тоннами открытки «простите все, кого обидела» – нужно делать это адресно. Это мой взгляд. Про особую обиду, когда человек годами не может попросить прощения, и он это знает и мучается – в этом случае тоже, скорее всего, будет нужен специалист, чтобы разобраться, что под этим. Там, видимо, будет таиться что-то еще более глубокое – чувства, комплекс болезненных чувств. Но если вы предполагаете, что задели человека чем-то, что вам нужно бы попросить прощения у него, – делайте это только лично. И хорошо, наверное, было бы прописать это предварительно на листочке: за что я хочу просить прощения, действительно ли я так считаю, какие у меня есть ожидания в ответ на то, что мне человек скажет. И не удручаться сильно, если он вам скажет: «Я не могу тебя простить». Дайте, пожалуйста, ему право не быть вашим продолжением. Конечно, у нас есть ожидания, и мы хотим освобождения, но наша ответственность заканчивается ровно там, где мы искренне, от души просто сказали несколько слов: «Прости меня, пожалуйста» и дальше, – за что вы считаете себя виноватым.
И не ждите положительного ответа, просто идите для того, чтобы освободить себя и другого человека.
Обида похожа на то, что эта пара людей – и тот, кто обиделся, и тот, кто обидел, – как будто соединена наручниками или связана вместе веревкой. Есть такая практика – визуализация. Она тоже, кстати, из работы с тревожными расстройствами, – когда мы представляем того, у кого хотим попросить прощения, и что этот человек может нам ответить: как я к нему подхожу, что в этот момент происходит, как он реагирует. Мы в этот момент хорошо, глубоко вдыхаем, выдыхаем, не торопимся. Пускай это будет место, где мы можем присесть, где никто нас не побеспокоит. Прямо визуализировать, представлять: как момент, когда он вас прощает, так и момент, когда этот человек ничего не ответил или ответил, что не может вас простить. Принять тот ответ, который он готов дать.
Если мы обижены и проживаем чувство обиды, то в душе, в психике идет работа, и на эту работу нужно время. Может быть, у вас это время уже подошло, а у другого еще идет работа. И не стоит это брать к себе, на свою сторону, потому что мы все разные, и это право того человека, к которому мы подошли.
Как же прощать, когда у нас просят прощения? Но перед этим я бы хотела заострить внимание на последнем, четвертом пункте работы с естественной виной, о котором вы говорили. Мне кажется, прекрасно об этом же самом сказано в книге «Православная психотерапия» архимандрита Иерофея (Влахоса), что именно принятие своей ошибки – это и есть принятие своей слабости, начало христианской жизни и в некотором роде защита от того невротического искажения, что может привести к деструктивному чувству вины, уже не естественному, не адекватному, от которого трудно избавиться. В книге «Православная психотерапия» указано, что начало этого состояния – это все-таки гордость, гордыня.
Мы не будем сегодня говорить о клиническом лечении таких расстройств, просто обозначили, где пролегает граница. Вы правильно сказали, что в случае клинической картины нужно идти к специалисту. Это, конечно, не тема нашей сегодняшней передачи.
Мне кажется, самое время перейти к вопросу: а как же нам самим прощать? Иногда мне кажется, что даже попросить прощения у другого проще, нежели простить того, кто нам нанес глубокую обиду и сейчас перед нами извиняется. Где найти в себе этот ресурс и как научиться прощению?
– Обида – сложное чувство. Если вину мы с вами разделили на естественную и иррациональную, деструктивную, невротическую, то обида сама по себе – это такая вот, если представить, капуста, и мы отделяем каждый листик. Мы отделили листик – он называется раздражение, гнев: «Я гневаюсь, когда меня обидели!», «Как ко мне могли так отнестись?» Убираем еще один листик, и, наверное, там будет печаль, грусть: «Мне грустно, что со мной так поступили», «Как несправедлив мир!», «Как так в моей семье, у нас на приходе, мои друзья вот так поступают? И что же делать?» Возникает меланхоличное, грустное настроение. Там будет и душевная боль, – смотря какая обида. В этой капусте много-много оттенков разных эмоциональных переживаний. Но самое главное, мне кажется, – кочерыжка, на которой держатся листья. Это нереализованные, неоправданные ожидания.
Мы все немножечко проекции друг друга, согласитесь? То есть у каждого из нас есть какие-то представления, как правильно, как неправильно, как могу, как не могу, как должны, как не должны и так далее. Когда у нас что-то происходит, мы же говорим: «Ну как так, нормальные люди так не поступают!», «Подруги так себя не ведут!», «Я вообще в храме была, это как?» То есть мои ожидания разбились о реальность.
В индивидуальной консультации, когда ко мне приходят, и человек долго не может пережить обиду, то мы обычно начинаем работать с этих ожиданий – что же не совпало? Это, конечно же, корневой момент.
Вообще, обида – естественная, я не могу назвать ее деструктивной, она тоже маркер того, что что-то не так идет в моем мире, что-то не то происходит с моим представлением, с реальностью, то есть что-то нужно поправить, куда-то баланс у меня поехал. И, вместе с тем, пребывание в обиде годами, плавание в таком немножечко болотце приводит к плачевным последствиям.
Я хочу порекомендовать анимационный мультфильм – это дебютная работа молодого мультипликатора-аниматора Анны Будановой 2013 года. Не перепутайте, потому что есть детский мультфильм с таким же названием 1985 года. А этот мультфильм действительно рассчитан на широкую аудиторию, наверное, даже на взрослую, потому что там показано, как постепенно обида разъедает человека. Все начинается с маленькой девочки, которая получила в детском саду вместо игрушки, как все дети, морковку, потому что она была в костюмчике зайчика. Вот она прыгала-прыгала, все получили игрушки, а ей Дед Мороз вынимает морковку как зайчику. Девочка обиделась. Потом не тот мальчик пригласил, потом молодой человек что-то не так сделал, муж уже взрослой женщины как-то не так себя повел, и уже пожилой человек, – и что происходит. Я не буду рассказывать. Пожалуйста, смотрите. Там всего семь или десять минут весь мультфильм, вся история человека.
Называется «Обида»?
– Да, так и называется – «Обида», что обида делает с человеком. Финал очень неоднозначный и неожиданный.
А что же делать, чтобы не закончить так же? Как научиться еще в детском возрасте прощать эти самые обиды? А нам, родителям, научить наших детей не обижаться так долго и сложно?
– Хотела об этом отдельно сказать. Сейчас много чувствительных, сенситивных деток, они быстро обижаются.
В этот момент стоит слушать ребенка. Помогает тот инструмент, о котором мы говорили, – имаго-диалог, когда достаточно первого шага. Первый шаг – это «отзеркаливание», когда я смотрю своему ребеночку в глазки, не тру морковку где-то в этот момент. Конечно, мы все мамы, и нам всем не хватает времени. Но когда ребенок, всхлипывая, рассказывает все подробности: «Вот, меня девочки не взяли в игру, а мне так хотелось», то мы сажаем этого маленького человека напротив себя, чтобы мы были на одном уровне, смотрим в глазки: «Расскажи, пожалуйста, а что там было? А что они?» – и немножко ей или ему возвращаем, «зеркалим» – так называется первый шаг имаго-диалога. «Девочки тебя не взяли, а ты хотела. У тебя была кукла, и ты хотела с ней тоже принимать участие в этой игре. А сказали, что кукла старая и в рваном платье. Тебе это обидно». Мы уже помогаем ребенку, формируем его эмоциональный интеллект, внутренний мир и тот самый навык переживать трудные эмоциональные состояния, в том числе обиду.
Получается, что вот это простое проговаривание позволяет нам сразу обратиться к той самой кочерыжке, если вернуться к более ранней метафоре? То есть мы сразу говорим об ожиданиях: какие у тебя были ожидания и почему они не оправдались? И тогда, получается, что наслоение эмоций остается за кадром, мы сразу взяли сердцевину, правильно?
– Абсолютно верно. И дальше, если ребенок уже научен, ни в коем случае не назидайте: «Ну, и не ходи к ним», «Ну, и играй одна». То есть тут не нужно ни назидание, ни совет, ни рекомендация. Мы, правда, очень сильно чувствуем свою беспомощность, когда ребенок нам жалуется, он обижен, раним, а всего-то лишь нужно – послушать его и вернуть ему то, что он сказал, чтобы он сам себя услышал; назвать, что он проживает, и как эти ожидания совмещаются с той реальностью, в которой он живет, – что не всегда так бывает.
Мария, я правильно понимаю, что всегда, когда мы работаем с обидой, необходимо докопаться до тех самых ожиданий, которые не оправдал другой, кто бы он ни был, – коллега ли это, наш ли супруг, ребенок или случайный человек на улице? И уже отталкиваясь от этого, решать свою внутреннюю проблему? А не разбираться исключительно с эмоциями, которые у меня вызывает эта обида,– гнев, недовольство, раздражение? То есть до ожиданий обязательно нужно докапываться?
– Обязательно. Я бы даже с них начинала. «Было много девушек, но, мне кажется, я всегда была самая симпатичная. Всех пригласили на танец, а я так и просидела весь вечер», – рассказывает клиентка. Я говорю: «А что, тебя всегда должны выбирать? У тебя такие ожидания, что тебя всегда выбирают?» – «Ну вообще-то да». Мы начинаем оттуда раскапывать, раскапывать: а как это было в детстве? Узнаем, что было много ожиданий к этому ребенку у родителей, и, соответственно, сейчас много ожиданий к миру, к окружающим людям, среде у этой девочки. Когда мы говорим: «Ну да, так бывает, что нас не всегда выбирают», – она рассмеялась и сказала: «Ну надо же, я об этом никогда не думала», и гнев как-то прошел. А если мы начнем: «Ну давай постучи в подушку, отреагируй гнев», «Давай поплачь, ты сейчас очень печальная», – так тоже можно, но я так не работаю. Я начинаю с главного.
И самое основное – я всегда спрашиваю: может ли человек назвать себя обидчивым? Есть люди, которые обиду как драму, как жертвенную позицию носят как тяжелый рюкзак за спиной. Эта реакция была в детстве: я затопала ножками, покричала – мне дали куклу, мороженое, подкрепили это поведение. Теперь я взрослая тетя, хочу повышения на работе – пришла, топаю ножками, кричу, всех ругаю, – и начальник, чтобы со мной не связываться, говорит: «Ладно, даем ей назначение, повышение, пусть только она не орет».
Понимаете, это детская форма поведения. У ребенка, кроме обиды, мало рычагов влияния, поэтому он так себя ведет. Но когда мы взрослеем, нам все-таки необходимо расширять ассортимент того, что мы можем делать со своими эмоциями, в том числе с обидой. Я могу дуться, шантажировать, манипулировать, кричать, закрывать комнату и ни с кем не разговаривать, закрывать дверь перед носом у того, кто хочет со мной поговорить и выяснить, говорить: «Все, я обиделась, я тут страдаю».
А может быть другая история. Когда девушка не отзвонилась матери, девушке двадцать пять плюс, к тридцати, и она приходит, – и по всей квартире запах валокордина, каких-то сердечных лекарств, мама лежит. «Мама, что-то случилось?» – «Нет, ничего. Просто здесь можно умереть, пока тебя дождешься». Тоже обида, но это пассивно-агрессивное поведение. Обида, которая сочится, но не произносится, что это чувство есть.
Что, как мне кажется, здесь можно порекомендовать. Во-первых, говорите о ваших чувствах. Если вы свои чувства не понимаете, то никогда не узнаете, что чувствуют другие, как в нашем примере: мама подходит к ребенку, и она о чувствах ребенку подсказывает: «Ты сейчас обиделась», «тебе печально, ты грустишь, что ты не поиграла» и так далее. Ребенок знает, он теперь умеет называть свои эмоции словами. Если вы не умеете называть словами свои эмоции, то, скорее всего, чужие – и подавно. Поэтому в помощь – дневник эмоций, я об этом инструменте рассказывала, да и другие психологи, много информации по этому поводу.
Не купайтесь в своей обиде, разговаривайте, пишите о своей обиде и в ту, и в другую сторону – когда вас обидели и когда вы обидели, как вам кажется. Прописывайте. Есть специальный инструмент, его можно найти в интернете, он называется «письмо прощения», когда мы сначала прописываем на бумаге то, какие чувства я проживаю, когда меня обидели: мне было больно, мне было горько, я была расстроена, я была удивлена таким поведением, мне было досадно понять, что это для меня. А, с другой стороны, если вы считаете, что кого-то обидели, то это тоже можно прописать, – и обида с двух сторон начнет таять, и прощенных, облегченных, свободных от обиды людей будет намного больше!
Спасибо большое, Мария. Будем учиться прощать и просить прощения. Благодарю вас за участие в нашей передаче и встретимся снова.
Записала:
Анна Топорова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.