Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (1291) → Священник Константин Корепанов: Помоги, если можешь

Священник Константин Корепанов: Помоги, если можешь

№10 (1291) / 10 марта ‘25

Читаем Добротолюбие

Продолжение. Начало в №№31, 34 (2020 г.) – 23, 25–29, 31–36, 38–39, 41–48 (2021 г.) – 1–3, 33–39, 41–43, 45–48 (2022 г.) – 1, 3–11, 13–21, 23–26, 29 – 48 (2023 г.), 1–2, 4–11, 13–15, 18–40, 42 (2024 г.) – 1–2, 7–9 (2025 г.)

Продолжаем читать наставления преподобного Варсонофия Великого из второго тома «Добротолюбия» и говорим уже много-много времени о смирении, послушании Богу, определении Его воли.

В прошлый раз мы говорили о том, какую важную роль в жизни именно мирского человека имеет совет. Не случайно совет да любовь желаются всякому вступающему в брак. Очень мудрые слова, гораздо более мудрые, правильные, чем декларирование совершенного послушания мужу. Оно есть, это написано в Писании, но в реальной повседневной жизни никто из любящих супругов не настаивает на послушании, они живут с советом. И потому их семьи живут долго и счастливо.

В том абзаце, который мы читали в прошлый раз (126-й абзац), преподобный Варсонофий говорит категорически, что если мы спросили совета, то, несомненно, Бог влагает в уста отвечающего именно то, что нам нужно. Хотя именно так сказано про слова, произнесенные устами священника, но святые отцы относили это к любому человеку. Если ты вопрошаешь, то получишь ответ Божий.

Но в наше время люди сомневаются во всем и думают, что это разумность. Нет, это не разумность, это просто недоверие и разъедающий скептицизм, когда человек сомневается во всем – в себе, в Писании, в ответах, молитвах. Он думает, что это трезвость, но это всего лишь скепсис. В нем нет еще ничего критически плохого. Но человек с двоящимися мыслями, как говорит апостол Иаков, никогда не принесет плода веры, никогда не будет успешен (см. Иак. 1:8). Когда-то все равно этот скепсис нужно будет отвергнуть и принять решение, то есть поверить чему-то или кому-то, чему скепсис велит не верить, потому что всегда можно во всем усомниться.

Преподобный Варсонофий говорит категорично, потому что такова его вера и таковы условия, в которых он живет. Все-таки речь идет в основном про вопрошание у духовников, опытных старцев, про вопрошание человека, безусловно смирившегося, смиряющегося или желающего смириться, такого, для кого отсечение своей воли является презумпцией. И ему достаточно доступна категоричность этого высказывания.

В повседневной жизни не совсем так. Не потому, что это так не работает. Нет, работает. Если человек с верой спросил совета у кого-то, то этот совет будет от Бога. Но у спросившего нет нужной твердости и такого доверия, он усомнится и переспросит это у другого. И запутается. Хорошо, если за простоту человека оба скажут одно и то же, он успокоится и сделает так. Но чаще всего совет будет другой, и он запутается.

Бывает по-разному. Я говорю только, что обыкновенный мирской человек немощный, совершенно довериться («как надо, так и сделаю») он не может. Но может сделать вот что. И большинство так делают, вряд ли задумываясь, что они делают. Он может спросить профессионала.

Скажем, я не знаю, как мне лечиться. Можно ходить по докторам, узнавать разные точки зрения, но можно найти хорошего специалиста. Когда уже запутался и не знаешь, как себя лечить, надо найти хорошего специалиста, про которого говорят, что он хороший, которому все доверяют, и сказать самому себе: «Сделаю то, что скажет этот человек». И делать то, что скажет этот врач. Если я усомнюсь в этом случае, то все потеряю. Но я должен кому-то довериться и однажды сказать: «Сделаю то, что скажет этот врач».

Или я не знаю, что делать с моим ребенком, которого не могу воспитать. Ходил к психологам, говорил с учителями. Один одно говорит, другой другое. Но вот один психолог живет в высоком здании в центре Москвы, академик, доктор и прочее, действительно всем помогает, кудесник. Я сделаю то, что он скажет. Вот как скажет, так и сделаю, приму любое его слово, пойму, что это именно то, что мне нужно принять. Я должен остановиться в потоке. Должен испытать многих, но остановиться же на каком-то решении я должен.

Часто эти мытарства, эти скитания необходимы для того, чтобы я встал перед тем, кто, по общему свидетельству разных людей, действительно пользуется авторитетом. И скажу сам себе: «Сделаю то, что он скажет». И сделай, пожалуйста. И тогда жизнь начнет выравниваться.

Собственно, то же самое было с женщиной, которая истратила все свое состояние на врачей, но они ей не помогли. Да, она не спрашивала совета, но она прикоснулась ко Христу с верой: что Он сделает, то и сделает, что Он скажет, то и скажет. Как сотник говорил: «Одного Твоего слова достаточно» (см. Мф. 8:8).

Даже помытарившись, даже потеряв себя и нить рассуждений многочисленных советов (тем более интернет позволяет это сделать), мы должны остановиться перед каким-то человеком, перед чьей-то дверью и мысленно сказать себе: «Я заблудился, запутался, я сделаю то, что скажет этот человек». И принять безусловно его совет. Иначе вы ничего никогда не сделаете.

Когда вы стоите перед дверью кабинета, этот человек кажется вам чуть ли не Серафимом Саровским в ореоле его научных степеней и ученых побед, докторских, профессорских, педагогических, технических, каких угодно. Но стоит вам выйти из его кабинета, стоит только окончиться его речи, как вы тут же думаете: «Да кто он такой? Обыкновенный мужик (Обыкновенная женщина, вовсе не семи пядей во лбу. Может, она вообще купила эти дипломы.) Люди ошибаются. Может, тут вообще другие законы, механизмы. Купил он это все себе. Просто продвинули его, разрекламировали».

Скорее всего, тут же на выходе тебе скажут: да он ничего не знает, он обыкновенный; у него машина дорогая (у него вообще машины нет); да он живет на берегу моря (да он в лесу живет); он вообще ни одной книги не прочитал... Обязательно кто-то попытается украсть слово, которое мы услышали, совет, который мы получили. И мы усомнимся.

Если мы это допустим, то никогда не выберемся из этого болота, потому что сколько бы мы ни плутали по этому болоту, однажды нам нужно поверить слову другого человека. Смысл именно в этом – поверить слову другого человека. Пока мы этого не сделаем, ничего не изменится. Мы можем поверить слову Писания, можем поверить слову другого человека, но чему-то мы должны безусловно поверить. Иначе жизнь не построить. Никакой – ни духовной, ни простой.

Вот это важно, и это мы теряем, мы не отдаем себе отчета, насколько это важно. Мы стали такими в разрушенной жизни, в бесконечном море скорбей, тревог, все у нас не так по одной простой причине – мы не верим не то что в Бога или Богу, мы не верим словам.

Христос говорит в притче: есть дом, основанный на камне, есть дом, основанный на песке (см. Мф. 7:24–27). Мы попытались построить дом. Кто-то пришел и сказал: «Ты кому веришь?» И все разрушилось. «Ты кого слушаешь?» И все разрушилось. Чтобы дом был на камне, надо побороться за свою веру. «Я буду делать так, как он сказал. Я буду делать то, что он сказал».

И опыт Церкви и святых говорит, что даже тогда, когда человек верил заведомо, может быть, ошибочным словам, но принимал их как абсолютные, исходящие из уст Бога, он строил свою жизнь. Важно, что он их считал словами Божиими, и вера словам Божиим изменяла его жизнь. Даже если совет изначально был неправильный, но он его принял как из уст Божиих, то жизнь его созидалась. Наша недоверчивость, наш скепсис мешают нам строить нашу жизнь, и мы тонем и тонем в болоте скорбей, в непроходимой темной топи.

А когда мы хоть раз послушаемся, хоть раз прислушаемся и исполним слово, в которое изначально сами поверили, тогда у нас постепенно выстраивается способность слушать и слышать Бога. И это необходимо, неизбежно и возможно только тогда, когда мы сами перестаем жить самостью.

Что такое скепсис? «Я сам знаю! Меня не обманешь». У К.С. Льюиса есть такой художественный образ гномов: «Гномы для гномов, мы никому не верим. Все хотят нас обмануть, все хотят нас одурачить, все хотят нас запутать. Мы не будем никому верить». Человек свое собственное «я», свое собственное понимание, свое собственное мнение, свое собственное желание ставит выше всего. Он как бы судья над всем, что говорят, что пишут, что делают другие люди. Он во всем сомневается, никогда никому не доверяет. И в результате пропадает.

Но как только он начинает доверять слову, начинает верить тому, кто дает ему совет, и принимает этот совет как Божий, начинает его исполнять как совет Божий, то постепенно просветляется его разум, укрепляется его воля, очищается его сердце, он начинает слышать и слушать Бога в обстоятельствах жизни.

125-й абзац: «„Когда приходит ко мне кто из отцов, я не имею нужных вещей, чтобы предложить ему, – и скорблю”. – Такой помысел от дьявола. Достаточно предложить им то, что у тебя есть, по сказанному: довольни сущими (Евр. 13:5), – и Бог известит их о твоем усердии. Когда и тебе случится пойти куда либо, не ожидай найти там покоя, – и ты не смутишься; а когда, возмечтав найти его, не найдешь, то будешь злословить принявшего тебя к себе: но злословие есть смерть души. – Благодари за все: ибо в сем состоит духовная и душеполезная пища и покой».

К 125-му абзацу по смыслу примыкает 114-й абзац. Мы не будем его читать, хотя он о том же и очень полезный, особенно в наше смутное время. Речь идет о простой, в сущности, вещи, о том, что мы должны помогать людям только из того, что у нас есть. В 114-м абзаце вообще категорично говорится: если у тебя попросили помощи, никогда не бери взаймы. А такое делается у нас.

Не знаю, как в других местах, но ко мне регулярно обращаются люди, говорят, что такая ситуация: родственник, сын, друг просят помочь, я не могу помочь, а он говорит взять кредит. То есть я беру на себя кредит, чтобы ему помочь. Это категорически недопустимо, и никакого отношения к здравому смыслу, тем более к христианству не имеет. Мы не должны помогать людям из того, чего у нас нет. Это оказывается очень распространенная болезнь, и делать так не надо.

Во Втором послании к Коринфянам в восьмой главе есть такие слова: если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет. Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность (2 Кор. 8:12–13). То есть апостол Павел говорит, что делать этого нельзя, невозможно так делать. 125-й абзац шире несколько берет, не только про деньги, он говорит, что если человек смущается из-за того, что не может оказать помощь другому, не только деньги дать, а накормить, как-то помочь, то это от врага.

Вот ко мне пришел человек за помощью, а у меня ничего нет. Он уходит опечаленный, а у меня смущение: «Ну, не мог почку продать? Не мог голову отрубить себе? Не мог кредит взять на полтора миллиона? Человек просит у тебя помощи, а ты не оказал ее». Это мысли врага. Это не ваша совесть, это не Бог, это враг смущает ваше сердце, чтобы вы сделали необдуманный поступок, тем самым подведя себя под кабалу, а потом из-за невозможности, скажем, оплатить этот долг привели свою жизнь в ропот и погибли. Это не совесть нас смущает, не наше пламенное, любящее сердце, это мысли врага.

Все просто. Есть – даю, нет – не даю и не смущаюсь. Само смущение говорит, что это враг. Не даю, значит – это не мое дело. Если бы я должен был помочь, то Бог бы мне загодя дал то, чем я мог бы помочь. Как это всегда мы читаем в житиях святых. Бог послал человеку деньги, через сутки приходит к нему другой и говорит: «Дай мне взаймы!» – «А, вот для тебя деньги, возьми».

Сколько раз такое было у праведного Иоанна Кронштадтского, у преподобного Сергия Радонежского, у блаженной Матроны Московской, и у других святых постоянно были такие случаи, когда неожиданная сумма денег, что дали мне, вдруг оказывалась нужной кому-то другому. И святой человек, и тот, кто получал помощь, понимали, что Бог печется об этом.

Митрополит Вениамин (Федченков) даже другое описывает. Однажды он пережил некое состояние, совершенно ему не свойственное, очень тяжелое состояние, мысли мрачные полезли ему в голову, он никогда с этим не встречался. Вроде ни в чем совесть его не упрекала, откуда такие мысли? Но он смог найти выход, прожил это, помолился, все прошло. Через сутки к нему пришел человек, который описывает состояние, точно такое же, которое накануне пережил митрополит Вениамин. И он понимает: вот, оказывается, почему. Бог показал мне, что испытывает этот человек, чтобы я его понял и вывел из этого состояния, смог дать совет.

Все просто: Бог Промыслом Своим охватывает все. Если кому-то нужна помощь, и я должен ему помочь, то Бог снабжает меня тем, чем я бы смог помочь. Например, в молитве венчальной говорится: Господи, наполни их дома изобилием, чтобы они могли помогать обращающимся. То есть мое изобилие, если оно у меня есть, дано не для меня только. Бог дает много для того, чтобы мне было чем делиться, когда люди об этом просят.

Меня лично всегда радует и утешает, когда человек обращается за существенной помощью, а у меня есть неожиданно чем помочь. Я понимаю, что Бог включил меня в план Своей заботы. Он моими руками захотел сделать добро этому человеку. Он же Сам мне дал то, что я смог отдать другому. Это удивительное чудо Его любви.

Но если человек приходит ко мне, а мне нечем ему помочь, все просто: значит, и не должен, это не моя забота. Если у меня есть то, что дано Богом именно для помощи другому, слово мудрости, слово научения, денежная помощь, еда, одежда, машина, дом, квартира, которую можно сдать, тогда я говорю: «Да, смотри, Бог позаботился о нас с тобой, я могу тебе помочь. Слава Богу!»

Но если у меня нет того, что просят, я не смущаюсь. Значит я не тот, кто должен здесь помочь. Значит, есть другой человек. Или вообще Бог не хочет, чтобы в данной беде кто-то тебе помогал. Во всяком случае, я не должен этим смущаться.

Случаев очень много. Частый случай: «Я хочу усыновить ребенка, но у меня нет таких документов, я нигде не работаю, у меня маленькая жилплощадь». Значит, ты не тот, кто должен усыновить этого ребенка. Ты думаешь о себе, думаешь о том, чтобы тебе было хорошо, но не заглядываешь в будущее и не спрашиваешь этого ребенка, не спрашиваешь Отца этого ребенка: «А я тот человек, который должен воспитывать этого ребенка?» Если бы был тот, тогда тебе было бы дано то, что необходимо для прокормления и воспитания этого ребенка. Если этого нет, это не ты.

Или, например, человек сетует на то, что у него нет времени участвовать в строительстве храма. У него и так много работы, он работает семь дней в неделю, нет времени на храм. Все люди смотрят на него осуждающе. Не надо смущаться, потому что Бог велит, чтобы я работал, а храм должны строить другие. Это не способ для укорения или смущения.

Очень важно понимать: если есть чем помочь – нужно помочь, если нет – значит, это не твое дело, Бог тебя за это не судит, Он не возлагал на тебя такого попечения.

Записала:
Инна Корепанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс