Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Одно из воскресений Церковь именует Неделей о Закхее, из чего вывод: до Великого поста остался ровно месяц. Ура! Я думаю, вы тоже этому весьма рады.
Эту историю мы читаем, предваряя Недели о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном Суде, чтобы вникнуть в то, зачем в этот мир пришел Господь. Мир пребывал во тьме и тени смертной, мир был обречен, и все без исключения (кто бы ни рождался, от каких бы родителей – добрых, злых, праведных, грешных) были обречены на шеол. Так Ветхий Завет называет «царство мертвых». Не говорит откровенно про ад, геенну огненную. Шеол – это место безрадостное, тяжелое, скорбное.
Для людей, которые жили под гнетом безрадостного и несчастного существования, вдруг начинает звучать весть, что Бог пришел в этот мир и стал Человеком. Таким же, как мы с вами. И Он говорит удивительные слова, что Он пришел не к праведникам, а к грешникам и что не здоровые нуждаются во враче, а больные; Он пришел позвать и спасти грешных людей. То есть нас с вами, тех, кто по справедливости должны были бы много раз быть казнены – через распятие на кресте, четвертование (такие были раньше казни). Сейчас пожизненное заключение у нас – максимальное, что человек может получить. Но к каждому из нас, если подойти по строгости закона и рассмотреть наши злые дела, нескольких пожизненных сроков не хватит, чтобы даже по человеческому закону это искупить.
И вот весть. Однажды она раздалась в доме человека, о котором мы сегодня вспоминаем, причем его имя вошло в Евангелие, мы знаем, кто такой Закхей. Он был большой грешник, начальник мытарей и очень богатый. Знаем мы, как это богатство наживалось. Если ты собирал налоги, то Римское государство давало тебе право вносить в казну долг вместо не имеющего возможности расплатиться должника, а потом брать с него в несколько раз больше – вплоть до того, что можно было отдать его в темницу, пока он не отработает весь долг на каких-то тяжелых работах. Так богатели мытари, так богател и Закхей.
Тем не менее его сребролюбивая душа в сердцевине, в глубине содержала что-то настоящее. Когда его слуха, а через слух сердца коснулась весть, что Некто, о Ком говорят (Пророк, Сын Божий, Сын Человеческий, потомок царя Давида, Мессия), придет в его город Иерихон, он забеспокоился и захотел Его увидеть. Несмотря на свое положение, презирая насмешки (на него пальцем показывали: «Смотри, куда полез-то! Наш-то начальник налоговый вон куда лезет, на смоковницу»), он очень хотел увидеть Того, к Кому тянулось его сердце.
И Господь обязательно увидел этот порыв, потому что Он смотрит сквозь одежду, сквозь наши статусы и положения, Он смотрит в сердцевину нашей души. И Он говорит: «Закхей, давай слезай. Я сегодня приду к тебе в гости». И от такого поворота событий Закхей потерял равновесие – к нему в гости?! «Ведь наши книжники учили, что общаться с мытарями – это то же, что с грешниками, разбойниками, блудницами. И Он придет ко мне, в мой дом!» Закхей собирает гостей, зовет своих друзей, таких же мытарей.
Когда Господь пришел, Закхей набрался смелости и говорит: «Господи, я понимаю, что я виноват, грешник, но чувствую, что сейчас может что-то очень серьезно измениться в моей жизни. Все, кого я обидел, пусть придут, я пол-имения своего раздам и отплачу вчетверо тем, кого обидел». Господь его поддержал и говорит: «Сегодня пришло спасение этому дому…». Потому что и тот сын Авраама (то есть и он сын веры, и он надеется на наследие в том Царстве, которое раскрывается). Ведь Сын Человеческий пришел спасти погибающих.
И сколько силы и славы в этих словах! Господь пришел для нас. И надо покаяться, изменить направление своей жизни...
Два человека вошли в храм помолиться – фарисей и мытарь. Фарисей, встав впереди, с чувством собственного достоинства молился так: «Господи, благодарю Тебя за то, что я не такой, как прочие человецы: воры, прелюбодеи или как тот мытарь. Пощусь, даю десятую часть со всего, что имею». А у входа в храм стоял другой человек и, не смея поднять очи к небу, бил себя в грудь и говорил только одно: «Боже, милостив буди мне, грешному». Он был мытарем, сборщиком податей. И Господь эту краткую притчу заканчивает словами: Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18:14).
В этой притче огромная глубина и путь, и цель, и указание результата нашей духовной жизни. Мы обязательно должны прийти к этому состоянию – к смирению мытаря, ощущению собственного недостоинства, невозможности без Бога что-либо сделать.
Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже не мудри, но якоже премудри, испытывая время, яко дни лукавы (Еф. 5:15). Будьте внимательны, ибо враг ваш дьявол, яко рыкающий лев, ходит вокруг и ищет, кого бы поглотить. И это не аллегория, так и есть. Вокруг каждой души, особенно если душа христианская, просвещенная светом Христовой веры, ходит дьявол. Вокруг некрещеных он даже не ходит, потому что там ловить нечего, там уже и так все поймано.
Крещение освобождает человека от рабства духам злобы, изгоняет сатану из его сердца. До момента Крещения дьявол владеет сердцевиной души человека. И дальше нужно эту планку удержать, как герои-панфиловцы: черту провели – и ни шагу назад. И в каком-то смысле душа каждого человека, как создание рук Божиих, – это очень крепкая твердыня. Она защищена огромным фортом, укрепленным сооружением. И эту черту нельзя переходить.
Смертные грехи – это блуд, пьянство, ненависть, колдовство. И в этом защищенном форте образуется брешь. Когда оборону прорывают, туда устремляется полчище врагов, они разрушают, оскверняют город. Через покаяние и возвращение к Богу эта брешь заделывается, залечивается рана, остается рубец. Но человеку, который в жизни ошибся, упал, разбился, важно около этой бреши всегда держать маячок. Это слабое место. И как только возникнет искушение, туда будет нанесен основной удар.
А в чем искушение? Почему дьявол имеет доступ к нашему сердцу? Потому, что душу оставляет благодать Божия. Каким образом? Гордому Бог противится. Вот кто-то, отвлекшись, дав себе амнистию, начал жить рассеянно, покрикивая на других, наставляя и научая, когда не спрашивают, осуждая и превозносясь, у него появляются симптомы гордости…
Поэтому то состояние, о котором мы слышали в Евангелии (осознание собственного несовершенства и немощи без Бога, нищета духовная, смирение), – это предохранитель. Это то, что защищает нашу душу от разрыва, от выгорания.
Помогай нам всем Господь!
Записали:
Анна Топорова
и Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Blagaya-chast-2-fevralya-2025;
https://tv-soyuz.ru/Blagaya-chast-9-fevralya-2025
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.