Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Тема сегодняшней передачи – искупительная жертва Христа. В свое время я довольно много общался с протестантами, которые никогда не говорят «Христос», а говорят «Иисус». Мне всегда это казалось очень странным. Они уверены, что нужно только один раз покаяться – и все, ты спасен, ведь Христос за тебя умер и тебя искупил. Все уже случилось. Больше ничего не надо делать. Я начал размышлять на эту тему. И возник вопрос. Насколько искупительная жертва Христа способна оправдать меня полностью? Разве мне нужно теперь что-нибудь делать? Я же спасен уже!
– Спасение – дело рук Божиих. Но что зависит от человека? В церкви он призван стать соработником Божией благодати. Для нас Господь Бог все уже сделал. Он воплотился и, став человеком, научил и показал, как надо жить в условиях падшего мира, а потом еще и взошел на крест, чтобы Своей драгоценной кровью искупить нас от рабства греха и дьявола. Христос Бог для нас сделал все. А дальше задача всей нашей жизни – стать причастниками жизни Христа Спасителя и Его победы над смертью.
В общем-то мы и приходим в этот мир для того, чтобы научиться жить с Богом, войти в общение с Богом, и по Его милости через Его искупительную, спасительную жертву стать причастниками того, что Господь Бог имеет по природе, – стать причастниками Его вечной жизни и грядущего Царства Небесного. Это сверхзадача жизни, но это задача и на каждый конкретный день. Просыпаясь, мы вспоминаем, кто мы. Мы – люди. Мы вспоминаем, что мы – христиане. Мы учимся с утра Богу молиться, с вечера предавать себя в руки Божии и жить в соответствии с нашей верой. Поэтому мы действительно соработники Божии. Основной принцип взаимодействия Бога и человека назван синергией. Это совместное действие. Да, Господь Бог сделал и до сих пор дарует нам благодать, дар жизни и дар веры, а то, как мы ответим на Его любовь к нам, зависит теперь только от нас самих.
Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «В Евангелии ни слова не написано по поводу любви к Родине. При этом с детства у нас это чувство, конечно, воспитывается. У меня возникает диссонанс. С одной стороны, есть заповедь „Не убий”, а, с другой стороны, мы должны защищать Родину. Как относиться к войне с Евангельской точки зрения?»
– Действительно, все вопросы человеческого бытия есть в Священном Писании, но не всегда на них даются прямые и конкретные указания. Как относиться к войне? К войне надо относиться как к величайшему злу. Потому что война – следствие человеческой греховности. Второе поколение людей, Авель и Каин, говорит нам о несправедливости, о невинной жертве. Каин позавидовал и убил своего брата Авеля. С тех самых пор история человечества – это история разделения, вражды и войн.
Но, как говорит апостол Павел, кто о своих не заботится, тот хуже язычника. «Свои» – это члены нашей семьи, наши друзья, дальше – горожане того места, где мы живем, дальше – все наши соотечественники. Поэтому Церковь испокон веков благословляла воинский подвиг. Среди прославленных святых очень много воинов: великомученик Димитрий Солунский, Георгий Победоносец, сорок Севастийских воинов. Можно вспомнить и святого благоверного князя Александра Невского и его воинские подвиги. Можно вспомнить святого праведного адмирала Феодора Ушакова, Димитрия Донского.
Мы живем в греховном мире. Он искажен человеческим грехом. В этом мире существуют раздоры, разделения и войны. Но защита Отечества с оружием в руках – долг и почетная обязанность каждого мужчины, каждого гражданина. Мы не живем в Царстве Божием. Царство Божие наступит со вторым пришествием Христа. Но Господь говорит: Царствие Божие внутрь вас есть. Мы должны посреди этого греховного мира свои сердца открывать и посвящать Богу, чтобы в наших сердцах пребывало не разделение и ненависть, а Божия любовь – любовь к Богу и человеку.
Мне бы хотелось, чтобы Вы сказали о молитвах, которыми Церковь молится за каждой Литургией.
– Мы молимся о властях и воинстве. Причем это прошение из самых древних христианских времен. Потому что мы как христиане ответственны за мир, в котором мы живем, за наше Отечество. Евангелие о чем? О любви к Богу и человеку, о Царствие Божием.
Помимо искупительной жертвы часто еще говорится о заместительной жертве. В чем разница?
– Жертва – понятие очень объемное. Искупление – точно такое же понятие. Дело в том, что язык Священного Писания – это язык и символов, и метафор, язык образов. Искупление – не просто конкретное деяние. Это все земное служение Христа Спасителя. Еще в Ветхом Завете искупление – это была плата за свободу из рабства или плата за жизнь приговоренного к смерти. В этом смысле весь ветхозаветный Израиль был искуплен Богом и Богу принадлежал. Христос Бог даровал свободу от рабства греха и смерти всем людям. Поэтому мы называем Его Искупителем. Сын Божий пришел не для того, чтобы Ему послужили, но для того, чтобы послужить другим и дать душу Свою, Свою жизнь в искупление многих. Таким образом, Христос выкупил нас от рабства греха и смерти.
Не следует это понимать буквально. Если мы понимаем искупление лишь буквально, то встает вопрос, кому заплачена цена крови, пролитой на кресте. Были мнения, например, у христианского учителя Оригена, что, поскольку человек оказался в рабстве у дьявола, то цену крови заплатили дьяволу. Но разве дьявол этого достоин? Конечно, нет! Святитель Григорий Нисский полагал, что крест стал приманкой. Дьявол видел человека, но не знал, что этот человек – воплощенный Бог. Таким образом, он, как рыба на крючок, на эту приманку попался.
Искупление надо рассматривать с самых разных сторон. Кому заплачена цена? Вот, посмотрите. Святителя Григория Богослова спрашивают, почему кровь Сына была приятна Богу, который не принял жертвы Исаака, приносимой отцом, но Сам отдал в жертву Своего возлюбленного, единородного Сына? Как отвечает святитель, потому что необходимо было, чтобы человечество освятилось Божеством, омылось Христовой кровью, а прочее, как добавляет святитель, да будет почтено молчанием. Тайна искупления заключается в том, что все, что сделал Христос Бог, и есть наша покупка, выход из рабства. Кому заплачена цена? На самом деле, ответ есть в Божественной литургии, где о Христе Спасителе сказано, что Он и приносимый, и приносящий, и тот, кто это жертву принимает со Отцом и Святым Духом. Христос – жертва, но Он и тот, кто эту жертву по Божеству принимает со Отцом и Святым Духом. И сложно, и просто.
Почему жертва заместительная? В анафоре святителя Василия Великого сказано, что Христос умер за нас. Что такое жертва? Жертва или «корван» в Ветхом Завете – это дар Богу. Можно было бы предполагать, что, если бы не грехопадение, то вся человеческая жизнь была бы даром Богу в ответ на Его любовь, которая выразилась в творении мироздания. Но человек согрешил. Апостол Иаков говорит: сделанный грех рождает смерть. В эпоху Ветхого Завета в осознание того, что за грехом как потери источника жизни, то есть Бога, должна следовать смерть, в жертву приносилось невинное чистое животное – агнец. Но впоследствии апостол Павел напишет: невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. Все это были образы для нас. То есть все жертвы Ветхого Завета были образами той крестной жертвы, которую на Голгофе принес Христос Спаситель.
Поэтому, говоря о жертве, говорим о самых разных аспектах этого богословского термина. Когда-то в XI веке Ансельм Кентерберийский, один из основателей схоластики, выдвинул теорию сатисфакции, то есть удовлетворения. Грехом была нарушена Божия правда. А поскольку Бог есть абсолютное добро, абсолютная правда, то, чтобы удовлетворить, загладить эту вину, требовалась абсолютная жертва, которую человек не мог себе позволить принести, и поэтому Сам Божий Сын ее принес. Эта теория называется юридической. Она отражает лишь некоторые аспекты средневекового понимания чести, рыцарского достоинства и защиты.
Но Бог есть милосердие. Поэтому существует другая теория, которая называется нравственной, о том, что Христос Спаситель Своим послушанием Богу и Отцу, Своей любовью, всей Своей жизнью искупил нас от клятвы законной. А клятва законная – это проклятье праведным законом греха. Но большинство святых отцов и богословов прошедшего XX века полагали, что нельзя связывать искупление с одним лишь фактом Евангельской истории. Это вся земная жизнь Христа Спасителя, все Его служение, которое своей высшей точки достигает в крестной смерти на Голгофе.
Вопрос телезрителя Александра из Санкт-Петербурга: «Эту тему двумя словами, конечно, не раскрыть, но я полагаю, что нужно начать с того, что произошло с Адамом и Евой. Ведь первые люди продали свою душу за удовольствие. А самое большое удовольствие – это жизнь человеческая, которую Господь Иисус Христос и принес на Кресте. То есть Он искупил нас. При искуплении происходит обмен ценностями: жизнь физическая – на жизнь души. В эпизоде с Авелем и Каином в славянском тексте точно определяется, что такое жертва, а что такое дар. Сказано, что Господь призрел на Авеля и на его дар, а жертве Каина не внял. Поэтому жертву Господь принес Богу как Человек, а дар принес людям как Бог. Если Вы с чем-то согласны или не согласны, пожалуйста, прокомментируйте».
– Мы всегда рады, когда христиане углубляются в познание основ своего вероучения. Действительно, Христос приносит Себя в жертву по человечеству и как Бог эту жертву приемлет, принимает с Отцом и Святым Духом.
Кстати, в одной из газет середины 80-х годов один человек, будучи уверенным в том, что он правильно цитирует Священное Писание, сказал: «Не милости хочу, но жертвы». Вот так и было написано в газете. Почему я об этом вспомнил? Наша уверенность часто шутит с нами шутки. Поэтому нужно очень серьезно изучать вопросы, в том числе вопрос искупительной жертвы. Что нужно читать, кроме Евангелия, чтобы разобраться в этом вопросе?
– Для начала, вступая в Церковь, врастая в Церковь, человек, конечно же, изучает катехизис, наставления в вере, от классического катехизиса святителя Филарета Московского до современных изданий. Дело не в конкретных авторах, а в том, почему необходимо знать о Боге, знать церковное вероучение, церковное богослужение. Потому что если Богом мы живем, движемся и существуем, то важно знать об Источнике нашей жизни, нашей веры, нашего спасения. Когда мы кого-то или что-то любим, мы хотим знать о предмете нашей любви все. И у нас есть прекрасная возможность в современном мире через интернет стать читателями всего того культурного богословского наследия, которое хранит наша Церковь. Это очень интересно. Более того, это должно сформировать наше представление о Боге.
Догматическое сознание, знание основных положений веры приводит к тому, что благодаря Божественному Откровению, Священному Писанию, Преданию у нас мало-помалу складывается правильное отношение к Богу, правильное о Нем представление. А это влияет на нашу молитву. Как мы веруем, так мы и молимся. Молитва – это живая связь с Живым Богом, от Которого зависит вся наша жизнь, ибо и волосы на нашей голове сочтены. Поэтому знание о Боге важнее знаний о погоде, курсе валют и о прочем, что нас окружает в этом мире. Потому что знание о Боге – фундаментальная ценность и фундаментальная основа бытия и всего мироздания, и каждого верующего во Христа.
Когда мы живем историей Церкви, то погружаемся во все Евангельские события, и жизнь Христа идет, так сказать, через нас из года в год. Получается, мы каждый раз одни и те же и каждый раз одинаково сопереживаем и радуемся тем или иным Евангельским событиям. Или все-таки мы возрастаем в своей вере, и это каждый раз происходит по-новому?
– Действительно, в течение одного только года мы в соответствии с календарем Церкви проходим все события земной жизни Христа Спасителя. Мы вспоминаем и то, что этому предшествовало: зачатие Пресвятой Богородицы, Благовещение. Вспоминаем и то, что последовало за этим: Вознесение, схождение Духа и воздвижение Животворящего Креста Господня, которое было в начале IV века. Как мы воспринимаем эти события? Что-то – со скорбью, что-то – с радостью. Должны ли мы меняться? Священник служит год, второй, третий… двадцать лет, сорок, пятьдесят. Он же не может на один и тот же церковный праздник каждый год говорить одну и ту же проповедь. Человек растет и в следующем году становится уже не таким, как был в прошлом году. Конечно, очень хорошо, если ты растешь и умнеешь, а не глупеешь; становишься добрее и чутче, а не более черствым. Но в жизни всякое бывает. Жизнь – это не прямая, она должна быть восхождением. Но чаще всего жизнь – как ломаная линия.
Конечно, в идеале мы растем и по-новому проживаем, открываем для себя те или иные события Священной истории и церковного календаря. Конечно, особое время для нас – это грядущий Великий пост и Пасха, к которой нас готовит пост. Даже для людей неверующих год состоит из весны, зимы, лета, осени, то есть время имеет определенную цикличность. Но для нас эта цикличность времени еще освящена служением Христа Спасителя и возможностью быть к Нему приобщенным через события Священной истории, через годовой круг богослужений.
Одно дело, когда мы читаем книги и, грубо говоря, умом понимаем, что такое искупительная жертва. Но если она не доходит до сердца, до глубин души, как мы можем понять искупительную жертву Христа?
– Начнем с того, что понятие «жертва» направлено не совсем к интеллекту, оно направлено к некоему нашему переживанию о том, что мы были в рабстве и нас выкупили; мы были рабами, нас выкупили, и мы стали свободными. Это не совсем вопрос интеллекта, это вопрос нашего ответа, который может быть благодарностью Богу (греческое слово «Евхаристия» означает «благодарение», и так названа самая главная служба Церкви), и вопрос нашего славословия Богу. В этом и заключается задача всей нашей жизни – чтобы мы приняли Христа и разумом, и сердцем. Апостол Петр говорит: не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца (1 Петр. 1:18–19). Это не сухие слова. Это слова о том, что за нас Сын Божий, ставший Сыном Человеческим, пролил кровь на кресте.
В Литургии есть такой момент, когда диакон возглашает: «Святая святым!» Это просто удивительная тема, и теме святости можно посвятить целую передачу. Но после этого возгласа «Святая святым» мы не возносимся, не отрываемся от пола. Хотя должны бы, я так понимаю. Что с нами происходит, если мы не можем допустить мысль о том, что внутри нас есть святость?
– В Литургии есть вопрос, в Литургии есть и ответ. «Святая», то есть святыня, которая приходит к нам в таинстве Причастия, Сам Христос Бог под видом хлеба и вина, должна принадлежать святым. Но хор отвечает от лица всех собранных в храме: «Един Свят, един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь».
У апостола Павла (в его обращениях, письмах, посланиях) святые – это люди, отделенные от мира греха, посвященные Богу в таинстве Крещения в Церкви. Но святыми мы называем также официально прославленных святых, они являют для нас образец христианской жизни. Про себя мы знаем, что мы – люди духовно маленькие, но не можем жить без Бога. Как говорили святые, мы не можем жить, не празднуя день Господень, то есть день воскресный.
Какое же это все-таки счастье, что у нас есть возможность пытаться увидеть, услышать те тайны, которые сокрыты от нас. Детям, например, не нужно объяснять, Кто такой Бог; не нужно объяснять, зачем мы существуем. Но дети часто задают такой вопрос: «А где я был до того, как родился?» Или: «Что будет со мной после того, как я умру?» У вас в воскресной школе дети задают такие вопросы?
– Дети задают самые удивительные и глубокие вопросы.
Насколько мы в принципе способны познавать? Знаете, я однажды шел рядом с домом и слышал, как пожилая женщина сказала: «Я уже взрослая, меня не надо учить».
– Если Господь Бог даровал нам Свое Откровение, Священное Писание, Предание, послал нам пророков, глаголал нам Своим Сыном Возлюбленным, это значит, что человек может и должен услышать и принять Благую Весть Христову. Понять все невозможно, будь ты хоть семи пядей во лбу. Но понять то, что необходимо для твоей жизни, можно в процессе жизненного пути. Для того мы и приходим в этот мир, чтобы научиться. Научиться верить, любить, молиться и доверять Богу свою жизнь.
Если говорить о жертве, то я очень благодарен Вам за то, что Вы объяснили про Агнца. Каждый день получаешь какие-то знания. Благодаря таким беседам я постоянно учусь...
– Церковное знание, церковное богословие – это богатство, это океан.
Что ж, подведем итоги. Искупительная жертва Христа для нас, современных людей, в чем заключается?
– В том, что мы живем не зря: со Христом Спасителем мы наследники Его вечного бытия, Его победы над смертью, потому что мы уже искуплены для жизни со Христом. Вся наша жизнь – возможность научиться отвечать Богу на Его любовь к нам.
Это прекрасно!.. Во время Евхаристического канона священник возглашает: «Твоя от Твоих». О чем идет речь в этот момент?
– О том, что мы – люди, принадлежащие Богу. И потому те дары (хлеб и вино), которые мы приносим от нас, людей Божиих, Сам Христос, снисхождением в Духе Святом, освящает, претворяя их в истинное Тело и Кровь, чтобы в таинстве Причастия пребывать с нами, такими окаянными людьми.
Благословите наших телезрителей.
– Дорогие друзья, попросим Бога, чтобы и время передачи, и время нашей жизни принесло плод духовный.
Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.