Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Знамение нашего времени – борьба за чистоту. Хозяйки используют тысячи средств и приспособлений, которые щедро предлагают современные сферы услуг, чтобы отчистить, отмыть свой дом от всяческих микробов и плесени. Но, оказывается, бывает благородная плесень; ее ценят любители, гурманы, за нее платят огромные деньги, за ней следят, ухаживают, как за девицей. И это очень дорогое удовольствие.
Так вот, и в духовной жизни есть благородная плесень, если хотите, а есть пороки, страсти грязные, неприличные, пакостные. Одна из них – зависть. Мы сразу слышим в этом слове семантику зрения. Цепляться взглядом к жизни другого, примерять на себя жизнь другого, смотреть с радостью, когда у него что-то не получается, или с горечью, когда у него получается лучше, чем у нас, – это неблагородная зависть.
И есть благородная зависть, которая помогает человеку стать лучше, указывает путь, куда расти, кому подражать, стремиться к высшему званию, как это называл апостол Павел. Состояние благородной зависти, наверное, можно сравнить с ревностью. В чистом виде она травмирует людей, делает жизнь сложной, иногда просто невыносимой. Но ревность, понятая правильно (как попытка стать лучше, глядя на другого человека), сродни той самой благородной зависти, которую я имею в виду.
Замечательный советский писатель Леонид Пантелеев оставил нам книгу (последнюю из написанных), которая называется «Верую!» Он писал ее долго. В этой книге он признается и своим читателям, и своим недругам в том, что всю жизнь был православным христианином. Для многих из нас это открытие: как автор таких произведений, как «Республика ШКИД» или «Честное слово», может быть верующим православным человеком? Ведь он кажется не просто светским человеком, а по-советски светским; он – часть этого культурного контекста, этого культурного движения. Как он умудрился остаться православным?
В этой книге очень много интересных зарисовок и откровений не только о вере самого Леонида Пантелеева, но и о христианском уповании его близких друзей. Например, Евгения Шварца, замечательного советского драматурга, Тамары Габбе и других замечательных авторов, литераторов и просто хороших людей, которые его окружали.
Пантелеев признается, что ему не хватало сил быть светильником. Всю жизнь он украдкой ходил в церковь. Он не пропускал служб, причащался, исповедовался и своей дочери читал Священное Писание, «Закон Божий», приобщал ее к церковной жизни. Вместе с супругой они хранили тайну церковной жизни, радость Пасхи и Причастия. Надо сказать, что он из того христианского поколения начала XX века, которое усвоило радостное Православие, Православие с весельем в сердце, Пасхальное Православие. Он усвоил это от мамы и близких людей. Мы встречаем отпечаток этого радостного Пасхального Православия и в текстах его современников. Удивительная черта: накануне величайших страданий, гонений, пыток, расстрелов вдруг появляется поколение христиан, которые с радостью несут знамя Христовой веры.
При всем при этом Пантелеев признается в некотором малодушии. Малодушие всегда сопровождалось благородной завистью к тем, у кого хватало сил оставаться смелыми, дерзновенными чадами Церкви Христовой. Например, он вспоминает, как в 20-е годы он украдкой ходил после работы в издательстве в храм, чтобы причаститься, исповедоваться, помолиться, и оглядывался по сторонам, не следит ли кто-нибудь за ним, чтобы никто не заметил, как он перекрестился. Он даже выработал специальный жест, понятный верующим той поры: делать крест большим пальцем руки, чтобы никто не подумал, что это крестное знамение.
В 20-е годы, в годы разгула агрессивного безбожия, беспринципной травли православных людей и вообще верующих всех других конфессий, рядом с ним работала девочка, его ровесница, чуть старше 20 лет, в косынке, с косой. Обычная труженица, вела тихий, размеренный образ жизни, никому не навязывалась. Но, наблюдая за ней, поневоле любуешься. Однажды они вместе ехали в трамвае, проезжали мимо известного питерского собора, и, к ужасу всех окружающих в битком забитом трамвае, девочка трижды осенила себя широким крестным знамением, глядя на собор. Пантелеев говорит, что смотрел на нее не только с восторгом и ужасом, но еще и с завистью, что он так не может.
Или он приводит другой эпизод, как в Доме отдыха литераторов известный ученый, авторитетный исследователь садится вместе с ним за обеденный стол, взяв салфетку, по старому обычаю старорежимных людей заправляет ее за галстук перед тем, как приступить к трапезе, и осеняет себя широким крестным знамением. Это видят все, и это шок для советского учреждения. Но этот ученый по-другому не может. И Пантелеев снова признается, что не только с ужасом, втянув голову в плечи, подумал о том, что же будет, но и с завистью смотрел на открытое исповедание и благоговение этого человека.
Есть и другие примеры зависти на страницах этой замечательной книги. Например, Пантелеев рассказывает, как он, помолившись в Александро-Невской лавре, вышел после службы и увидел, как в церковь бегут два семинариста на позднюю Литургию, о чем-то разговаривая между собой. Они были румяные, красивые, здоровые; как он говорит, в их облике светилась какая-то неземная чистота. Потому что детки, которые живут в семинарии, не кушают перед Литургией, живут по церковным правилам, готовятся стать священниками. И чистота жизни излучается в каждом их жесте. Пантелеев говорит, что, невольно залюбовавшись ими, поддался зависти к их чистоте.
Это хорошее чувство, если оно подталкивает нас к тому, чтобы жить чище, быть более цельными в своем исповедании и не стесняться своего упования. В наше время мы не испытываем никаких гонений, но осталась некая стеснительность, даже страх показать свою веру в компании приличных людей. Мол, что подумают эти прогрессивные люди? Может быть, это их как-то стеснит, оскорбит.
Не надо стесняться. Нужно следовать в цельном, естественном, открытом благоговении тем, кто невольно вызывал благородную зависть у нашего замечательного советского писателя.
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.