Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (1282) → Архимандрит Савва (Мажуко): Православный фарисей

Архимандрит Савва (Мажуко): Православный фарисей

№1 (1282) / 1 января ‘25

Свет невечерний

Как-то я не заметил, что уже больше тридцати лет в Церкви. Пришло уже новое поколение христиан, и все светлые, красивые, умненькие, начитанные. Поневоле вспоминаешь Есенина:
По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность
брызжет новью
На мои поляны и луга.

Действительно, юность дышит новью, но врага в новом поколении я, конечно же, не вижу, только радуюсь этим светлым, чистым глазкам. Хотя и возникает обычное недоразумение, которое называют конфликтом отцов и детей, между новым, молодым поколением и теми, кто пришел в Церковь в 80–90-е годы.

Один из моментов разницы, который нас несколько вовлекает в недопонимание, связан с тем, что мы приходили в Церковь через другие книги, другое чтение, другую проблематику. Мало того что у нас был свой культурный контекст, связанный со светской жизнью, с тем, что мы тогда читали, смотрели, как мыслили, как воспитывались, но еще и врастание в Церковь происходило через хорошо известный и самоочевидный подбор литературы. Я хочу сказать, что мы входили в Церковь через жития святых, и это никого не удивляло. «Жития святых» Димитрия Ростовского; жития Оптинских старцев; «Училище благочестия» – прекрасная книга. Классические тексты, которые тогда переиздавались очень изобильно, и чаще всего это были репринтные издания. Так что мы были подкованы в каком-то одном стиле церковного образования, которое не было как-то специально продумано, оформлено. С жадностью прочитывались и запоминались именно эти книги.

Нынешнее поколение христиан, православная молодежь, чаще всего приходит в храм через другие книги. Жития святых считаются чтением прошлого века, и если читаются, то новые версии, адаптированные пересказы. Чаще отдается предпочтение современным авторам, хорошим публицистам, мыслителям. Сейчас очень много хороших книг, но акценты расставлены уже несколько иначе. И то, что было очевидным для нашего поколения, является проблемой и вопросом для молодых людей, которые сейчас стоят рядом с нами в храме.

Один из элементов этого диссонанса или недопонимания связан с тем, что для нас были самоочевидными усвоенные через жития святых добродетели терпения и покорности, которые совершенно не являются чем-то очевидным и основным для современного молодого человека. Ведь что такое терпение и покорность? Это свойство пассивного человека. Он смирился со своей судьбой, пытается просто нести свой крест и отказывается от того, чтобы активно воздействовать на окружающий мир. Современная культура учит совершенно другому. Поэтому терпение и послушание стали самыми непопулярными добродетелями среди современных христиан. И это грустно.

Во-первых, терпение – фундамент любого труда. Если вы хотите освоить язык, получить профессию, просто стать в чем-то компетентным, освоить музыкальный инструмент, нужно терпение, нужно научиться этой добродетели. Причем терпение долгосрочное. Если хотите приобщиться к традиции и приобрести тот опыт, который скопило предыдущее поколение, нужно научиться послушанию, слушаться. Частный момент послушания – покорность. Потому что общество устроено иерархически, оно не умеет действовать и сохранять себя без сохранения покорности, послушания. Но современный мир говорит, что это совершенно не нужно, что это лишнее.

Вместе с тем мы утрачиваем исключительно духовное, церковное понимание терпения и покорности. Об этом говорит Священное Писание. Это не рабская покорность, не тупая или ограниченная покорность, а философская позиция ученика, который должен от своего учителя или старших перенять все, что может, с достоинством, чтобы к этому богатству присоединить что-то свое и передать дальше по цепочке поколений. А стяжание Духа Святого, плоды Духа Святого, как говорит Евангелие, возможны только в терпении.

Так вот, в житиях святых, которые мы читали в юности, везде прослеживался этот момент как самый очевидный, его не нужно было пояснять. Святые спасаются терпением. Надо учиться терпеть. Святые проходят путь становления непременно через послушание и покорность.

Например, замечательный подвижник, один из Оптинских старцев – архимандрит Исаакий. Он вырос в благочестивой купеческой семье, хранившей «преданья старины глубокой». Современного читателя поражает то, что в этой благочестивой православной семье, где было 13 детей, все очень любили папу и маму. Там не было классического предполагаемого насилия или пренебрежения ребенком. Все, что сохранилось из записей этой семьи, говорит о том, что в семье царила необыкновенная любовь и вместе с тем покорность, вплоть до того, что дети не имели права садиться в присутствии папы. Я уже не говорю о том, что папу и маму называли на «вы». Дедушка, которому было почти 100 лет, продолжал управлять огромным хозяйством. Было огромное состояние, огромная семья, много домов. И все проявляли покорность. Каждое утро ходили с дедушкой в церковь на утреню. Причем шли рядком, по чину, от старших к младшим. В семье не знали насилия, издевательств. Так был воспитан будущий старец. Вот откуда произрастали хорошие монахи. Один из монашеских обетов – обет послушания. Именно в семье ставился этот навык правильной, здоровой покорности.

Сейчас мы должны позволить себе апологию покорности, если хотите. Мы видим разрыв традиций и обеднение, оскудение нашей жизни потому, что не способны перенять то богатство, которое усвоили наши предки. Мы не умеем слушать, не умеем правильно покоряться.

Говорит ли это о том, что старший не совершает промахов? Ни в коем случае. Старшие ошибаются. И в жизни этого старца тоже был эпизод, скажем так, не делающий ему чести. Будучи молодым человеком, Иван Иванович мечтал о монашестве, а дедушка пытался его женить. Потому что это была купеческая семья, нужно было прирастать детками. Будущий старец сопротивлялся и в конце концов в возрасте 36 лет, устав отбиваться от сватовства, сбежал в монастырь, чем разбил сердце отцу и дедушке.

Находясь в монастыре, он понимал неправильность своего положения и, с благословения старца Макария, через год вернулся к отцу, упал перед ним на колени, прося благословения на уход в монастырь. Потому что он понимал, что хоть отец и не прав в том, что препятствует ему осуществить мечту и призвание жизни, но это отец и его нужно слушать, ему нужно покоряться. Без родительского благословения нельзя идти в монастырь (это касается и любого другого начинания).

Ничего не получится, если не будет родительского благословения. И это было очевидно для предыдущих поколений. Очень странно, что сейчас мы вынуждены проговаривать эти простые истины. Но, может быть, это и правильно, чтобы лучше, яснее, чище понимать то, на чем строится здоровая христианская жизнь, – на терпении и послушании.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс