Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (1281) → Протоиерей Георгий Пименов: Готовимся к Рождеству

Протоиерей Георгий Пименов: Готовимся к Рождеству

№48 (1281) / 21 декабря ‘24

Учимся растить любовью

Очень рада, что Вы пришли к нам сегодня с такой неочевидной литературой. То, что у Вас с собой Новый Завет, – это вполне очевидно, но еще у Вас книги наших русских поэтов и глиняные игрушки, и это требует пояснений. Итак, сегодня мы будем говорить о том, как готовиться к Рождеству, но будем подходить к теме, так сказать, с неочевидных сторон. Почему же Вы принесли сегодня книги поэтов?

– Недавно был день рождения Александра Блока. Оказывается, он писал стихотворения о Рождестве и вообще о детях. Мы помним из школьной программы, что у него есть поэма «Двенадцать» и прочее, но у него есть и стихи для детей. Одно из таких стихотворений – «Рождество». Оно посвящено девочке (может быть, это Любовь Дмитриевна Менделеева-Блок). И в этом стихотворении описывается празднование Рождества в начале XX века в дворянской семье. Если вы не против, я прочитаю, может быть, не все стихотворение, но то, что относится к празднованию Рождества.

С удовольствием послушаем, тем более что я это стихотворение не знаю.

– Стихотворение называется «Рождество». Сначала он пишет об этой девочке, потом о том, как они с мамой идут покупать игрушки.

И пойдешь ты дальше
с мамой
Покупать игрушки
И рассматривать за рамой
Звезды и хлопушки...
Сестры будут куклам рады,
Братья просят пушек,
А тебе совсем не надо
Никаких игрушек.
Ты сама нарядишь елку
В звезды золотые
И привяжешь к ветке колкой
Яблоки большие.
Ты на елку бусы кинешь,
Золотые нити.
Ветки крепкие раздвинешь,
Крикнешь: «Посмотрите!»
Крикнешь ты, поднимешь
ветку,
Тонкими руками...
А уж там смеется дедка
С белыми усами!

Картина семейного праздника прекрасно передана Александром Блоком. Конечно, и в его семье было принято украшать елку игрушками и праздновать Рождество и Новый год. Он вырос в семье своего деда ректора Санкт-Петербургского университета Андрея Николаевича Бекетова, где, конечно, все эти традиции поддерживались.

Школа, которая с нами дружит, подарила нам целый ряд игрушек. Это Дымковская игрушка. И в нашей воскресной школе тоже занимаются керамикой, росписью, но у меня под руками не было сегодня наших игрушек, но были игрушки школы. Спасибо им большое, что они их нам передали.

Так вот, вернемся к стихо- творению. Чем сегодня мы не украшаем елку? У нас не принято яблоки подвязывать прямо на елку. А тогда подвязывали яблоки. Золотые звезды и у нас сейчас есть. Бусы, может быть, имелись в виду женские, а, может быть, это тоже игрушки, какими и мы сейчас украшаем. Куклы, солдатики, пушки – все это сейчас повторяется. Прошло больше ста лет, а мы празднуем в бытовом выражении такой же праздник, как Александр Блок и его семья. Ведь это же прекрасно, когда мы находимся в традиции празднования Рождества как семейного праздника, который соединяет нас с нетленным праздником Рождества Христова, о котором говорится в Евангелии и о котором пишут другие поэты.

А вообще, что пишут поэты о Рождестве? Всем известно, что Иосиф Бродский каждое Рождество приносил такой дар. Он был наделен талантом поэта, поэтому его дар – это дар слова. И он к каждому празднику Рождества писал стихотворение, посвященное именно Рождеству Христову. А другие поэты часто писали о Рождестве? И можно ли только с точки зрения поэтического творчества подойти к этому празднику?

– Если бы я принес все книги, распечатал все стихи о Рождестве, нам бы не хватило 24 часов, чтобы просто прочитать это. Что касается Бродского, я взял два его стихотворения, которые, на мой взгляд, задают какой-то вектор, о чем можно говорить с детьми. Одно стихотворение называется «Рождество 1963».

Волхвы пришли. Младенец
крепко спал.
Звезда светила ярко
с небосвода.
Холодный ветер снег
в сугроб сгребал.
Шуршал песок. Костер
трещал у входа.
Дым шел свечой. Огонь
вился крючком.
И тени становились
то короче,
то вдруг длинней. Никто
не знал кругом,
что жизни счет начнется
с этой ночи...

Удивительно, но Бродский пишет о снеге. Снег – чрезвычайно редкое явление на Святой Земле. Зима, снег – это, так сказать, наша русская традиция. Когда Бродский сближает тот Вифлеем и нашу зиму, получается удивительный эффект, будто мы встречаем Рождество в наших сугробах.

Волхвы пришли. Младенец
крепко спал.
Крутые своды ясли
окружали.
Кружился снег. Клубился
белый пар.
Лежал Младенец, и дары
лежали.

Мне кажется, на последней строчке можно построить, если угодно, праздничное богословие Рождества Христова. Допустим, сказать ребенку: «Что, Ванечка, мы принесем Христу? Какие дары? Давай сделаем игрушку: слоненка, или котенка, или верблюжонка. А может быть, мы сделаем подарок маме? Что мы сделаем? Давай приведем игрушки в порядок. А что мы сделаем для бабушки? Может быть, приберемся, принесем ей покушать, поговорим с ней, кроссворд порешаем?»

Что касается даров, то праздник можно сделать для детей. Но для взрослых ограничиться только игрушками – это мало. Мы с детьми прекрасно разделим это занятие, поучаствуем, но у взрослых дары должны быть, наверное, иные. Какие же это дары?

И тут я бы разделил нашу встречу на две половинки: одна – детская, игрушечная, можно сказать; вторая – для взрослых. Какие дары я, взрослый человек, могу принести Христу? Неужели Богу нужен кусок глины? Ребенок познает мир, в том числе через глину, через рисунки, через наш рассказ о Христе. Для ребенка Христос заново рождается. А мы уже много раз это проходили. У нас сохранилась детскость восприятия или мы видим серьезность жизни, которая нас окружает?

Сегодня, когда я шел в храм, дорогу переходила мама с ребенком. Она вела его за ручку, а он прыгал по полоскам. Мама шла серьезная, с сумками, тащила ребенка. А ребенок просто прыгал. Ребенку неведомы опасность дороги, трудности о том, где взять поесть, что будет завтра. Дети радуются жизни сейчас. И, конечно, нам нужно разделить с ними эту радость и сделать все, чтобы у детей эта радость не была отнята, даже если мы, взрослые, находимся в серьезных проблемах. Поэтому нам надо подумать, какие дары мы принесем Христу к Рождеству.

– И какие?

– Об этом нужно подумать заранее. Мы читаем Евангельский текст о том, как волхвы увидели звезду и отправились в путь. Потом им пришлось уйти, потому что им было откровение, что Ирод начал гонение. И выясняется, что уже два года, как светила эта звезда. То есть волхвы идут за два года, чтобы поклониться Рожденному Христу, новому Царю на востоке.

Поэтому, если мы хотим встретить Рождество Христово в духовной собранности, ожидая встречи с Богом, нам нужно подготовиться заранее. Вот начался Рождественский пост. Что для меня Рождественский пост? Это похудеть? Или же пост – это все-таки быть на страже своей души и бороться со страстями, грехами, которые меня обуревают?

Элементарный пример – опоздание. Об этом пишут целые книги, описывая разные причины опозданий... Давайте обратим внимание на что-то маленькое: я опаздываю. Я сам собою недоволен, не могу построить свой вечерний быт, поздно ложусь, поздно встаю, мне плохо, все плохо. Нужно на что-то конкретное обратить внимание во время Рождественского поста, а не так: «Во всем грешен, мне нужно во всем меняться». Во всем – это значит ни в чем.

Недавно я читал пособие, как учить иностранный язык. Так вот, там один мальчик из Венгрии говорит: «Мама, завтра у нас будет урок немецкого языка. Я приду и буду знать немецкий язык?» Ребенок так думает. Настраиваясь на серьезный пост, мне кажется, взрослому человеку нужно поставить перед собой серьезную, посильную цель, которой он сможет достичь.

А с детьми это работает? Конечно, с детьми мы можем принести и такой дар, как игрушка, которую можно слепить. А если ребенок чуть старше? Например, школьник. Можно ли какое-то посильное задание и с ним придумать?

– Сколько часов в день он смотрит мультфильмы? Полтора часа? Можно ему предложить: «Давай ты будешь смотреть час, а полчаса будешь что-нибудь читать или что-нибудь делать». Мне кажется, это посильно, чтобы он чувствовал радость подвига. Нужно давать ребенку посильные задания. Это и нас, взрослых, тоже касается.

Вы сказали, радость подвига. Я подумала, что мы часто относимся к подвигу, даже к маленькому, как к тяжести. Что значит радость подвига? Раскройте эту тему.

– Сегодня, готовясь к этой интересной передаче, я знал только стихотворение Иосифа Бродского «Рождество», больше ничего не знал. Но потом нашел, что и у Блока есть, и у Гумилева, и у Саши Черного. Можно я прочитаю стихотворение Саши Черного?

В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен Его волос...
Бык дохнул в лицо Младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди
крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись
к нише,
Одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой
ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть Дитя бочком...

Дальше не буду читать, но там и про козлика, и про ослика. Я хочу, чтобы телезрители сами посмотрели, насколько это теплое стихотворение, которое можно показать детям. Русские поэты прекрасно передают теплоту Рождества в своих стихотворениях. И это можно разыграть, показать; можно нарисовать, слепить, как все животные собрались возле Христа.

Дальше просится стихотворение Николая Гумилева. Он был в Абиссинии, и его вразумляет абиссинский житель, какой-то африканец. Стихотворение называется «Рождество в Абиссинии».

Месяц встал; ну что ж, охота?
Я сказал слуге: «Пора!
Нынче ночью у болота
Надо выследить бобра».
Но, осклабясь для ответа,
Чуть скрывая торжество,
Он воскликнул:
«Что ты, гета,
Завтра будет Рождество.
И сегодня ночью звери:
Львы, слоны и мелкота –
Все придут к Небесной двери,
Будут радовать Христа.
Ни один из них вначале
На других не нападет,
Ни укусит, ни ужалит,
Ни лягнет и ни боднет.
А когда, людьми не знаем,
В поле выйдет Светлый Бог,
Все с мычаньем, ревом, лаем
У его столпились ног.
Будь ты зрячим, ты б увидел
Там и своего бобра,
Но когда б его обидел,
Мало было бы добра».
Я ответил: «Спать пора!»

Замечательное стихотворение, я его слышу впервые. Большое спасибо, что прочитали. Мне бы хотелось обратить внимание на то, что этим стихотворением можно поднять и другую тему. Например, дружбы, прощения, милосердия. Здесь героя призывают к милосердию по отношению к зверям, но ведь можно развернуть эту тему с ребенком так: «Давай попробуем в пост как-то беречь друг друга, не ссориться с одноклассниками, ладить с братьями и сестрами».

– Вот это и есть дары. Игрушки – это прекрасно для детей, и нам можно вернуться немножко в детство. Но Христу нужно приносить душевные дары по улучшению себя. Договориться с ребенком, что мы не ругаемся, не говорим плохих слов, не объедаемся, не смотрим до ночи какие-нибудь фильмы или развлекательные передачи. И если мы о чем-то договорились, то относимся к этому серьезно. И это не для того, чтобы стать здоровее или похудеть, а это дар Христу.

Ведь как мы дойдем до Вифлеема? Сейчас никак не дойти до Вифлеема, там тяжелое положение. А мы можем принести Ему невидимые дары – свою душу, свои старания в том или ином виде. Мне кажется, очень важно (и для ребенка, может быть, даже важнее, чем для нас) поставить посильные, зримые цели в зонах ближайшего развития. Ведь можно сказать: «Когда-нибудь ты увидишь Фаворский свет, поэтому молись». Будет он молиться?

Один мальчик увидел, что я работал у храма дворником, подметал. Он заметил, что мне тяжело, и говорит: «Я пойду за тебя помолюсь». Пошел на службу, через пять минут вышел и говорит: «Я помолился, тебе легче?» То есть он через пять минут прибежал спросить, действует ли молитва, стало ли мне легче. Я сказал: «Конечно, легче». Когда о тебе так молятся, конечно, тебе легче. Поэтому мне кажется, ребенку нужно ставить какую-то ближнюю задачу.

Мне очень нравится Ваша мысль о движении к дисциплине ума, но маленькими шажками. Это работает не только с детьми, но и со взрослыми, потому что нам тоже тяжело ставить перед собой задачу увидеть Фаворский свет. Хотя, наверное, эту задачу мы и должны перед собой ставить, но идти к этому маленькими шажками.

– Не случайно первый день Рождественского поста – день Григория Паламы. Возможность увидеть Фаворский свет важна не только для афонских монахов, но и для каждого человека. Важно, чтобы мы не только возвращались к традициям лепки игрушек, но и не закрывали для себя возможности увидеть Фаворский свет, проявлять любовь ко всем людям и молиться за весь мир. Все-таки душа взрослого человека чувствует, что недостаточно направить силы только к игрушкам, нужно быть более всеобъемлющим.

Хотелось поговорить еще вот о чем. Когда мы говорим о маленьких достижениях, то есть ставим перед собой задачи и идем к ним, не надо забывать о том, что, с одной стороны, это наш дар Христу; с другой стороны, он невозможен без Божией помощи. Мне кажется, это поможет избавиться от гордости, что мы чего-то достигли. Например, стали меньше смотреть телевизор, или кто-то бросил курить. Тогда остается благодарность Богу за то, что Он помог нам принести этот дар. Ведь это важная мысль.

– Это очень важно. Без Меня не можете творить ничего, сказал Христос. Ничего: ни стихи читать, ни игрушки лепить, ни вести интересные передачи. Конечно, нужна Божия помощь. Когда мы помним об этом, когда призываем Христа в начале наших дел, тогда Господь нам помогает.

– Можно ли это как-то донести до ребенка? И должна ли перед родителями стоять задача доносить до ребенка такие сложные вещи, пусть дозировано, очень простым языком, чтобы подготовить его к принятию христианства как чего-то сложного и одновременно простого?

– Современная цивилизационная культура немыслима без компьютера. Сейчас все владеют какими-то компьютерными фишками. Мне кажется, на этом языке можно объяснить и богословие.

– Например?

– Если ты не войдешь в систему, у тебя не включится компьютер. Если не введешь пароль, не сможешь войти. Если не перекрестишься, не войдешь туда-то. Если не помолишься, не сможешь что-то делать. Вот на таком языке. Понятно, что мы не прячем Бога за компьютер, просто это такой язык, такой образ. Мне кажется, этот образ вполне можно использовать.

То есть истина не меняется, а метафоры с годами меняются?

– Да, метафоры меняются.

И мы можем это использовать, чтобы говорить с детьми.

– Если вернуться к Иосифу Бродскому, то у него есть цикл стихотворений о Рождестве, которые он писал на протяжении нескольких лет. И особенность в том, что он обычную человеческую жизнь рассматривает как бы через образы Рождества. Получается, что любую встречу, любой разговор, все, что происходит вокруг нас, можно рассматривать как рождественское дело, рождественское чудо. Это, мне кажется, очень высоко. Мы не только ждем Христа седьмого января, но живем Им каждый день.

Что нужно для чуда?
Кожух овчара,
щепотка сегодня,
крупица вчера,
и к пригоршне завтра
добавь на глазок
огрызок пространства
и неба кусок.
И чудо свершится.
Зане чудеса,
к земле тяготея,
хранят адреса,
настолько добраться
стремясь до конца,
что даже в пустыне
находят жильца...

У Бродского чудеса тяготеют к земле. Чудо происходит не только в Рождество, а буквально каждый день, в каждой встрече.

А если ты дом покидаешь
– включи
звезду на прощанье в четыре
свечи,
чтоб мир без вещей
освещала она,
вослед тебе глядя,
во все времена.

Это же прекрасный образ. Что нужно понимать под этой свечой? Свет веры, или добрые дела. Это замечательно сказано. Иосиф Бродский преломляет празднование Рождества через бытовую жизнь. Он говорит, что в Рождество все мы немного волхвы. Насколько высоко он ставит каждого из нас, каждого читателя! Это же очень здорово!

Каждое стихотворение поражает по-своему. Каждый поэт видит Рождество через свои представления о мире, о спасении, о Христе. Что для нас значат эти ясли, это Рождество, этот Младенец? Мне кажется, важно осознание нашего призвания, что мы все волхвы, призванные принести Богу дары. Какие дары? Какие можем, наверное. По мере сил. Зоны ближайшего развития и в христианстве тоже есть.

Спасибо большое! Мне кажется, Вы задали такую высоту поэзии, развернули такие смыслы, отходя от каждого стихотворения, что можно бесконечно об этом говорить. Мне очень понравилась наша сегодняшняя беседа; она мне показалась очень неочевидной и при этом очень глубокой...

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс