Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Батюшка, нам часто задают вопросы о том, как помочь внуку, сыну, который запил, утонул в мониторе компьютера или закурил. Скоро 30 лет, ни жены, ни девушки, ни детей… Или в разводе. Полная апатия к жизни, непослушание, человек ничего не хочет делать. К сожалению, часто встречаю это даже в кругу своих знакомых, и становится очень страшно. Что делать с этим? Как мы ответим телезрительнице?
– Сложная история, потому что человек трехсоставен: тело, дух, душа. Православные христиане чаще всего спрашивают, какую молитву почитать, чтобы сына отпустило. С одной стороны, это верно. Если бы молитвы не работали, то и молебнов не было бы, и чудотворные иконы не были бы обвешаны огромным количеством золотых и серебряных украшений. Мы знаем, что можно долго грести одним веслом, даже устать, но двигаться все равно по кругу. Поэтому и в плане тела тоже должна происходить серьезная работа.
Чтобы излечить душу, надо, может быть, сходить на те же курсы «12 шагов» или вступить в общество анонимных алкоголиков. Может, даже зашиться на какое-то время, но это не панацея и уместно разве что в совершенно тяжелой ситуации, чтобы хоть на месяц прийти в себя и полежать в реабилитационном центре полгода или год. Меньше – бессмысленно. Надо сказать, полгода – это полумера, подходящая для легких ситуаций. Бывает, конечно, человек категорически не хочет меняться, через год выходит и неделю отмечает годовщину этого выхода. К сожалению, знаю такие ситуации. Есть наркологические центры, там тоже не очень уютно, но там чистят. К сожалению, многие выходят из них и говорят, мол, теперь надо это отметить.
Очень важно, чтобы человек сам хотел исцелиться и что-то для этого делал. И чтобы родственники помогали. Потому что порой мать (или жена) говорит: «Не надо пить, в кого ты превратился? Ничего в жизни не хочешь». Он огорчается, заливает горе алкоголем или еще чем-нибудь, уходит в мир виртуальной реальности, где он победитель...
Может быть, уход в виртуальный мир – это следствие процессов, которые проходили в обычной жизни в отношениях с родителями и близкими?
– Да, конечно. Когда реальный мир интересный и насыщенный, виртуальные победы уже не так ценны. Но когда этого сильно не хватает, и родственники об этом постоянно напоминают, начинаешь мечтать. «Почему двойка, почему тройка? Ты не понимаешь? Давай зубри». И ребенок уходит туда, где ему лучше и легче. Родители должны не просто дать ребенку еду, одежду, кров и игровую приставку, но дать свою любовь и время. Заниматься, почитать в книгах о подростковой психологии, какие вопросы надо задавать ребенку для того, чтобы он раскрылся. Ведь как у нас общаются? Прижали к стенке: «Ну что, какие оценки в школе? Как дела?» И все.
Иногда, кстати, дети сами хотят что-то рассказать, а мы не даем им высказаться. Ребенок понимает: «Что я буду говорить? Меня не послушают».
– А отец порой думает: «Что он там мне рассказывает? Какие-то игры, что-то придумал... Мне с ним неинтересно». Всем своим видом показывает, что ему скучно, и ребенок закрывается в себе. А потом: «Батюшка, помоги». Проще предпринимать с самого начала превентивные методы, а не пытаться потом склеивать разбитую вазу. Конечно, важна Церковь, молитва, общение с воцерковленными одногодками. Если тебе 15 лет, то это участие в подростковом клубе, если 35 – поездка в паломничество. И, конечно же, нужна серьезная работа с психосоматикой. Так что не гнушайтесь наркологов и специалистов рехабов и работайте со своей зависимостью. В Москве есть замечательный батюшка, отец Иоанн Клименко, у него есть странички в соцсетях, можете подписаться. На минимальном уровне он неплохо помогает. Можете пойти на курсы, делать дистанционные домашние задания, общаться с куратором...
Может ли быть хорошим христианином неуверенный в себе человек?
– Тебя никто не любит, никто в тебя не верит, а Боженька в тебя верит, и хорошо с Ним.
Одно дело – смиренный человек, а другое – неуверенный.
– Смиренным может быть ученый или боксер, глава государства или Церкви. Тот, у кого нет опыта побед и есть огромный опыт ошибок и влияния токсичных родителей, ищет, где в него поверят, где его обнимут и приласкают, скажут: «Какой бы ты ни был, все равно тебя любим. Просто так». Тяжело, когда все наши стремления обесценивали, говорили, мол, ничего у нас не получится. Если у кого-то что-то получилось, то это действительно сильный человек, потому что уж очень многое пришлось ему в жизни преодолеть, даже не каких-то материальных или юридических проблем, а именно психологических. Тяжело одному идти против рожна. В Церкви мы находим утешение у Бога и далеко не всегда – у священника.
У вчерашних семинаристов еще много эмпатии, желания изменить мир и быть лучше, чем собственный духовник. Думаешь, что какие-то косяки были во взаимоотношениях, батюшка не во всем был прав, а я уж точно буду во всем прав. Но со временем сам превращаешься в такого батюшку, который прав не во всем, у которого любви и эмпатии хватает далеко не на всех. Поэтому я очень люблю молодых батюшек и всегда говорю идти к молодым. У людей есть какое-то недоверие к молодым, мол, пойдем к старцам, они уж точно знают, как поступить.
Вернемся к вашему вопросу. Смирение – это о силе. Когда человек имеет возможность и опыт дать отпор, но не дает. Потому что не надо распространять зло вокруг себя и дальше. Нужно не дать отмщения. Это тяжело. В более распространенном понимании смирение – это принятие жизненных обстоятельств. Хотелось бы других, но других нет. Хорошо, будем сейчас решать эту проблему. Решается? Слава Богу. Не решается? Слава Богу. Значит, теперь надо пожить в таких жизненных обстоятельствах. Ни в коем случае не сравнивать себя с другими и всегда радоваться тому, что есть. Если будешь ныть, Господь может показать, что тебе еще далеко до дна и есть варианты похуже. Чтобы ты понял, что вчера и сегодня тебе было и есть достаточно неплохо. В любых наших жизненных обстоятельствах лучше не гневить Бога...
Когда мы беремся за какое-то дело, даже очень благое, реализуем проект или кому-то помогаем, как не впасть в гордыню? Где находится грань между делом и тщеславием?
– У меня не получается. Я могу помогать многим нуждающимся и аккумулирую достаточно большие средства. Там оплатили реабилитацию, там дом построили погорельцам, кому-нибудь на операцию собрали... Как же можно здесь не начать что-то о себе мнить? Я молодец. Хотя понимаю, что взял чужие деньги, отдал их – и все...
Я не фонд, у меня другая ситуация, но я все равно вижу, что проблема разрешилась. Мне даже какую-то грамоту выписали, благодарственное письмо, кто-то записал благодарственное видео. Кто-то спасибо сказал. Да, это неплохо… Но дальше-то что? Спасибо подписчикам, благодетелям, которые помогли закрыть этот вопрос. Не получается с помощью этих добрых дел созидать себе какой-нибудь уютный замочек на Небесах. Все кирпичики идут в тартарары. Что Спаситель говорит? Какая награда на Небесах, если вы здесь уже свою награду получили? Благодарственное письмо получил? Да. Похвалу получил? Да. Человеком года даже в газете сделали. Все, что мог получить, уже получил и ничего хорошего за это в вечной жизни не имеешь. Ну и ладно. Может, умру мучеником, и за это Господь помилует...
Задают такой вопрос: как дух соревнования, желание быть лучшим соотносится с нашим учением о смирении и так далее?
– Тут тоже есть тонкий нюанс. Надо быть лучшим не по сравнению с тем, кто рядом, а лучшим в своей профессии. Достигать совершенства не по отношению к конкурентам, а по отношению к тому виду спорта, в котором живешь и трудишься. Если вдруг на этом фоне получается, что ты еще первым стал, – слава Богу, замечательно. Смотрите, какие бывают свершения у наших спортсменов! Слава Богу, замечательно! Господу слава и хвала! Перекрестился, на пьедестал взошел, посвятил победу Богу – и работаешь дальше.
Батюшка, вот такой житейский вопрос, Вам, наверное, очень даже знакомый. Очень много в интернете объявлений, что можно подать требу в какой-нибудь храм, монастырь или еще куда-то. Все это онлайн.
Насколько это правильно – подавать требу, молебен в какой-нибудь Кирилло-Белозерский монастырь, чтобы за тебя молились?.. Я понимаю, что жертвовать надо, надо помогать, но здесь порой этим всем пользуется очень много нехороших людей. Как правильно тут поступить?
– Сначала концептуально обсудим вопрос. На самом деле это уже совершенная обыденность – деятельность храмов и монастырей в соцсетях. Батюшки монастыря проповедуют где-нибудь на YouTube-площадке этого же монастыря. Идут прямые трансляции богослужений. Раньше только через телевидение можно было посмотреть службу на «Союзе» и порадоваться. А теперь можно включить интернет-страничку этого монастыря и посмотреть прямую трансляцию непосредственно у них на сайте.
Это уже норма жизни. И говорить об углублении храмов и монастырей в соцсети как о чем-то антихристовом будет неразумно, потому что все в этом живут. И хорошо, что есть возможность сделать такую форму у себя на страничке. И Дивеево, и Покровский монастырь, и Сергиева лавра, и многие-многие другие храмы и монастыри за счет этого дают возможность подать записки тем людям, которые туда никогда не приедут.
Страна у нас огромная. Я сегодня по Москве только 50 километров проехал за три часа, а где-нибудь в Европе за три часа можно проехать 14 государств.
В общем, я к тому, что хорошо, что такая возможность есть. И очень плохо, что этим пользуются мошенники, которые создают огромное количество поддельных страничек, сайтов. Это все делается легко и просто на самом деле. И человек, который ищет, где подать записку в Дивеево, находит десяток сайтов и недоумевает.
У каждой организации, в том числе у храма, есть карточка в Яндексе. Она как-то создается автоматически, и ты можешь взять управление над ней. И вот один монастырь меня попросил ее поправить, потому что там был указан сайт вообще другой организации. И только с пятого раза мы перехватили управление этой карточкой, а сайт вел вообще на другую сторону. А сколько таких карточек? Мы юридически составили нотариально заверенную бумагу о том, что администратор этой странички реально представляет этот монастырь, он им владеет, у него такая-то почта, такой-то номер телефона и такой-то доступ. Представляете? С пятого раза. И надо еще проверить, может, опять кто-то там подсуетился.
Так что не понаслышке знаю про это. Вопрос больной.
– А сколько такого в соцсетях... У меня самого уморительная ситуация была (я и сейчас внутри ее нахожусь). Одной семье необходимо было помочь собрать на жилье. Они только-только родили ребенка, жить негде (дом сгорел или что-то еще, я уже не помню). Я на несколько лет снял им двушку в Калуге. Мы хотели дом купить. Но им там что-то не нравилось, потом они не смогли материнский капитал вложить в покупку этого дома, потому что много кредитов было. Короче, сложная и долгая история. Они постоянно пишут: помогите на то, помогите на это, нам памперсы нужны, коляска, одежда. «Так, подождите, я на буксир вас брать не обещал. На пару лет вам снял жилье, а вы дальше разбирайтесь сами».
И что они сделали? Посмотрели на образ моей деятельности, создали страничку в Telegram: «no name» православная страничка, какие-то православные цитатки, православные поздравления, Евангелие дня. И текст: надо помочь такой-то семье, они оказались в сложных обстоятельствах, такому-то храму помогите.
Вот эти люди, которым Вы помогли?
– Да-да, откровенно стали набирать подписчиков и собирать с них средства для себя.
У них получилось?
– Ну, там больше одного человека никто не пишет. Поэтому я эту тему даже не популяризировал: «О, смотрите, ужас, ужас, мошенники!» Ну, полистал, посмотрел. Не очень это у них работает. Идея-то какова, да? Сейчас мы сделаем новую страничку (типа это батюшка строит храм) и будем собирать деньги.
Самое грустное, что есть паблики с сотней тысяч подписчиков с такими же историями, которые создаются как вроде бы православный проект.
Так можно деньги за рекламу брать, зачем людей обманывать?
– Ну, реклама – это своя история, а так, наверное, все-таки больше получается. Придумаешь какую-нибудь сердобольную историю, найдешь в интернете фотографии, понатыкаешь их туда, карточки свои поставишь – и вперед.
Это к тому, что должна быть какая-то гигиена в соцсетях.
– Нет, там хаос.
Но мы-то здесь собрались, чтобы стремиться к совершенству.
– Когда я узнаю, что здесь точно мошенники, я говорю об этом. Проблема была, помню, в запретной соцсети с картинками. Постоянно какая-то группа мошенников создавала фейковые сайты РПЦ. Типа официальная страничка РПЦ в Instagram. Сколько с ней ни боролись, в том числе и совершенно официально в Патриархии, те постоянно похожие названия делали, те же самые дублирующие картинки на аватарках прикрепляли, похожие тексты. И какие-то сборы вели, естественно.
– Когда я узнаю, что здесь точно мошенники, я говорю об этом. Проблема была, помню, в запретной соцсети с картинками. Постоянно какая-то группа мошенников создавала фейковые сайты РПЦ. Типа официальная страничка РПЦ в Instagram. Сколько с ней ни боролись, в том числе и совершенно официально в Патриархии, те постоянно похожие названия делали, те же самые дублирующие картинки на аватарках прикрепляли, похожие тексты. И какие-то сборы вели, естественно.
Это к тому, что милостыня должна в руке запотеть.
– Да. Это древний апостольский свод правил «Дидахе», текст II века. Что имеется в виду? Хочешь дать монетку, она должна прямо горячей стать, пока думаешь, давать или не давать.
Потому что у православных есть такой принцип, который кочует из одного комментария в другой: нет, Господь никогда такого не говорил; надо давать всем без различия и не вникать, надо или не надо, Господь примет твою милостыню… Но не надо потакать чужому тунеядству, алкоголизму, наркомании.
Поэтому сделаем определенный вывод: помогаем только тем, кого знаем.
– Телеканалу «Союз», ссылка в описании, реквизиты в бегущей строке.
И в связи с этим формируется какое-то отношение у православных к деньгам. Вы можете регламентировать это отношение? Зарабатывать много – грех?
– Чем больше, тем лучше. Но говорят же умные люди, что есть два самых тяжелых искушения в браке. Это безденежье и большие деньги. Если в первом случае могут разойтись из-за какого-то уныния, во второй ситуации – чаще всего из-за измены...
Денег у христианина должно быть ровно столько, сколько ему надо, плюс чтобы хватило другим. В чинопоследовании таинства Венчания, в одной из длинных и важных молитв, говорится, чтобы Бог благословил эту семью на чадородие, любовь, совместную жизнь и чтобы средств хватало и тем, кто будет у них просить. Это очень важный момент. У тебя должно быть денег немножко больше, чем тебе надо. Если просят, а ты не можешь дать, значит, все-таки маловато. Значит, надо работать, трудиться, думать, как бы еще увеличить доход. То есть никогда не останавливаться на достигнутом. Но главное, чтобы этот доход, работа, карьера не стали важнее семьи… Все-таки семья – это продолжение тебя. Если семья страдает из-за твоего карьерного роста, то, наверное, что-то надо с этим делать...
Важно не то, сколько зарабатываешь. Проблема не в богатстве, а в методах. Главное в данном вопросе, какими методами ты зарабатываешь эти деньги. Предаешь – не предаешь, обманываешь – не обманываешь, идешь по трупам или все-таки отказываешься от большой выгоды во исполнение заповеди Божией.
Впереди у нас Рождественский пост. Пост позитивный, потому что в конце будет праздник Рождества Христова. Что Вы порекомендуете своим подписчикам и нашим телезрителям?
Ограничить вкушение мясных и молочных продуктов… Пост – это время, когда приобретаешь замечательный навык воздержания. Из года в год дисциплинируешь самого себя. Лень помолиться, лень говорит: полежи. А навык воздержания говорит: встаем, будет хорошо после молитвы. Только начать тяжело. Главное – начать.
В пост действительно тяжело первые три дня. Даже первые три дня до поста, я бы сказал. Переключиться тяжело… Желаю всем любви, радости, счастья! Встретить Христа, рождающегося в эти святые дни, в чистоте плоти и духа.
Еще пришел вопрос от телезрительницы: «Что делать сейчас, когда мир находится на грани краха?»
– На своем месте занимайся своими делами добросовестно, ибо проклят всяк, творяй дело Божие с небрежением (Иер. 48:10). Можно думать о судьбах всего мира, а, может, уроки у детей не сделаны, мужу обед не приготовлен, на работе хаос, а ты сидишь и бесконечно листаешь ленту новостей, думаешь, не наступил ли еще Апокалипсис… Не наступил.
И, наверное, акцентировать внимание на частом причащении и покаянии. Или хотя бы не ругаться.
– Да, память смертная – это то, что мы должны приобрести в течение жизни как часть нашего сознания. Каждый вечер мы читаем в молитвах на сон грядущим молитву Иоанна Дамаскина: неужели мне одр сей гроб будет, или еще окаянную мою душу просветиши днем. Се ми гроб предлежит, се ми смерть предстоит. Суда Твоего, Господи, боюся… Боюсь, но все равно ерундой занимаюсь. Хорошая покаянная молитва.
Твой личный апокалипсис может наступить завтра. Поэтому спеши делать добро. Перед сном должен вспомнить: хоть одно доброе слово ты сказал кому-то, улыбнулся, утешил кого-то, что-то доброе сделал для семьи, Церкви, Отечества? Для себя, своей души что-то сделал? Прочитал хотя бы сегодняшний Евангельский отрывок или целую главу из Евангелия?..
Это правда, на самом деле это работает. Телезрителям можно порекомендовать: если вам что-то понравилось в соцсетях (например, наша беседа или толкование на Евангелие), перешлите это своим друзьям, пусть они тоже посмотрят. Мы собираемся здесь для всех.
– Да, не стесняйтесь говорить о Христе. Это миссия.
Записали:
Федор Поплавский
и Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.