Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (1280) → Протоиерей Михаил Дудко: Постимся до «звезды»

Протоиерей Михаил Дудко: Постимся до «звезды»

№47 (1280) / 10 декабря ‘24

Беседы с батюшкой

Тема разговора – Рождественский пост. Как был установлен Рождественский пост? Давайте вспомним историю.

− В первую очередь надо вспомнить, как был установлен сам праздник Рождества, потому что пост предваряет праздник. А история праздника Рождества довольно непростая. В древности праздники Рождества и Крещения были единым праздником, он назывался Богоявлением, и до сих пор, кстати говоря, праздник Крещения имеет второе название – Богоявление. Рождение Христа произошло втайне, только волхвы, пастухи, Пресвятая Богородица и Иосиф присутствовали при этом и знали, что родится Спаситель мира. А весь мир пребывал в тишине и безвестности. А вот Крещение Господне, в отличие от Рождества, уже стало известным событием. Более того, при Крещении явилась вся Троица: Бог Сын крестился в Иордане от Иоанна, Дух Святой сходил в виде голубя на крестившегося Сына Божия и голос Бога Отца говорил: Сей есть Сын Мой возлюбленный. Иоанн Златоуст говорил, что именно это и стало настоящим Богоявлением, тем событием, которое открыло миру, Кто явился на землю.

Картины Рождества соответствующие. Вол и осел согревают дыханием Христа Спасителя. Идут мудрецы с Востока. Надо, кстати говоря, знать, что Восток для того места, Иерусалима, это не наш Дальний Восток, это совершенно другие места. Это Персия, это Вавилон того времени. Оттуда идут мудрецы, которые вычислили каким-то образом, что надлежит родиться Спасителю. И вот они приходят в Вифлеем, приносят дары: золото, ладан и смирну. И поклоняются Ему, а мир продолжает оставаться в безвестности.

И праздник Рождества, тихий, спокойный, умиротворенный, конечный момент, конечный день того периода, который мы называем Рождественским постом. Великое торжество. На Западе он празднуется даже в большей степени, чем Пасха. Как начало нашего спасения. И действительно, начало нашего спасения − Рождество Христово.

Как и к любому великому событию, к Рождеству надлежит готовиться. В то время, когда свершилось Рождество, никто не был к этому событию готов, кроме, наверное, Пресвятой Богородицы, Которой заранее благовестил Архангел Гавриил о том, что Она примет и родит Сына. И нарекут имя Ему Еммануил, что означает «с нами Бог». Вот это Богородица уже заранее знала. Знал и Иосиф. А теперь весь мир об этом знает и к этому событию готовится.

Как мы готовимся к Рождеству Христову? Как и к другим великим праздникам. У нас ведь четыре длинных поста. Великий пост готовит нас к великому празднику Пасхи. Рождественский пост по времени соответствует тому, что мы называем Святой Четыредесятницей. Великий пост мы именно так и называем, несмотря на то что он продолжается несколько дольше, чем 40 дней, потому что там присовокупляется еще и Страстная седмица и два дня – Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим. Рождественский пост начинается 28 ноября по новому стилю и заканчивается накануне праздника Рождества, который мы отмечаем 7 января...

Когда произошло разделение Богоявления на праздники Крещения и Рождества Христова, то начали по-особому готовиться к празднику. В первую очередь, конечно, постом.

Феодор Вальсамон, который жил в начале II тысячелетия по Рождестве Христовом, говорил, что подготовка к этому празднику сравнительно непродолжительная, что в обязательном порядке нужно поститься всего пять дней, как это ни странно сейчас звучит. Последние пять дней перед праздником. Но, кстати говоря, в нашей сегодняшней практике, мы знаем, последние пять дней как раз самые строгие.

Вопрос от Дмитрия: «Чего Господь ждет от человека в пост? Перемены ума, примирения с ближними? Чтобы сердце человека стало более любящим?»

– Это хороший вопрос, и здесь есть уже половина ответа. Конечно, в первую очередь Господь хочет, чтобы мы любили Его, чтобы любовь в нашем сердце поселилась по-настоящему. Это и есть самый важный результат любого поста, любого духовного действия. А пост мы называем действием именно духовным. И должны понимать, что Бог всегда где-то рядом, Бог Вездесущ, Бог не где-то в заоблачной выси. Мы не можем себя отделять от Него, но зачастую можем отворачиваться от Него, можем поступать, как дети, которые не хотят видеть строгих взрослых и просто закрывают глаза, думая, что весь окружающий мир пропал. Вот так мы себя иногда ведем.

Мы поступаем таким образом, как будто Бога рядом с нами нет, как будто наших деяний Бог не видит. Бог же видит все, и каждый это понимает, но ведет себя другим образом. И чтобы это всегда держать в уме, нужно не просто бояться Бога, но, в первую очередь, любить. Как раз недавно читалось это Евангелие. Когда ко Господу подошел некий книжник и спросил, что сотворить, чтобы унаследовать жизнь вечную, Господь обратил его внимание на любовь к Богу и на любовь к ближнему. И это, мне кажется, хороший рецепт для любого поста, но в большей степени подходит к предстоящему Рождественскому.

Напомню в двух словах, о чем говорится в этом Евангельском чтении. О том, что в первую очередь нужно любить Бога. А дальше − большой рассказ о милосердном самарянине, который идет по дороге из Иерусалима в Иерихон, видит человека, пострадавшего от разбойников, и творит ему милость.

Если мы будем любить Бога и ближнего, то исполним задачу этого поста. Мы не будем говорить: «Эти деньги нужны мне самому. Я на них схожу в ресторан, или отремонтирую машину, или накоплю еще денег и летом поеду на курорт. Поэтому мне нечего дать этому избитому разбойниками человеку. Я коплю деньги на свои удовольствия». Если мы поступаем так, то мы никого не любим.

Понятно, что у самарянина эти деньги не были лишними, потому что деньги лишними никогда не бывают. Просто он сделал свой выбор в пользу любви к ближнему. А двое других отвернулись от избитого разбойниками.

Самарянин, можно сказать, по тому времени еретик, не соблюдавший полностью все, что соблюдали праведные иудеи, оказался тем, кого ставят нам в пример. Так что любите Бога, любите ближнего. Иногда приходится что-то отрывать от себя и давать нуждающимся, и это заставляет нас воздерживаться. И таким образом мы по-настоящему исполним предстоящий Рождественский пост.

Вопрос от Дмитрия: «Я уже восемь лет хожу в церковь, исповедуюсь и причащаюсь. Как правильно творить Иисусову молитву, с чего начинать? И как правильно поститься? Я начал поститься, и враг сразу это заметил, и поститься мне не дали. И еще: если много работаешь, является ли курение грехом? Просто в голове сильное напряжение, хочется покурить».

– Вы еще человек новоначальный, с другой стороны, восемь лет – это все-таки довольно большой период. Ваши вопросы важны. Каким образом проводить пост – мы сейчас как раз говорим об этом. В первую очередь нужно проявлять любовь к Богу и ближнему. Любовь к Богу проявляется именно в том, что мы ходим в храм.

Любовь может вселиться в сердце, но она обязательно должна проявляться. Представим себе нашего любимого человека и скажем: «Да, мы любим этого человека, но ходить к нему не будем». Точно так же и с Богом. Ведь что такое храм? Это дом Божий, и мы ходим в дом Божий, в гости к Богу, выражаясь простым языком. И неужели, если Господь нас приглашает (а Он нас приглашает), любя Господа, мы не пойдем в храм? Вот таким образом и нужно проводить пост.

Курение в русской православной традиции считается грехом, несмотря на то, что, как мы знаем, этому греху, может быть, даже не очень большому, были подвержены люди, канонизированные в качестве святых. Например, есть фотографии, на которых наш последний Император Николай II стоит на палубе своей яхты с трубкой или сигарой, но это не помешало ему стать святым. Но, конечно, это слабость, зависимость, а зависимость очень сильно нас ограничивает.

Как мы знаем, зависимости бывают разными, и нужно от них избавляться. Сигаретка не должна нами владеть. Поэтому советую нашему телезрителю бороться с этой страстью, потому что до добра она не доведет. Нужно бороться и с другими страстями и привязанностями, в первую очередь со страстью алкоголизма, пьянства, которой, к сожалению, одержимы многие наши соотечественники. И здесь нужно быть особенно осторожным, потому что люди в этом измененном состоянии сознания иногда совершают очень много грехов и потом страшно жалеют об этом... Так что берегитесь страстей, бросайте курить, пить...

Батюшка, у Дмитрия был еще вопрос про Иисусову молитву.

– Да. Иисусова молитва – это сложное, по преимуществу, конечно, монашеское делание, требующее сосредоточенности, времени и внимания. У нас сейчас очень рассеянное внимание, и иногда кажется, что на нас направлена какая-то сознательная провокация темных сил – столько бывает моментов, отвлекающих наше внимание… Это и интернет, и телевидение, и постоянно мелькающая реклама, все то, что пытается похитить наше внимание.

А Иисусова молитва требует сконцентрированного внимания, направленного внутрь себя. И если человек имеет время, усердие и силы, чтобы уединиться, отвлечься от всего и творить Иисусову молитву, то это замечательно, но довольно сложно. Поэтому многие святые отцы советуют заниматься Иисусовой молитвой под руководством духовного отца, а не творить ее самостоятельно, хоть она и довольно быстро, выражаясь светским языком, дает некоторый прогресс и эффект.

Тут очень важно не впасть в соблазн, искушение и трезво, внимательно отнестись к себе, к своей душе и своему духовному деланию. И делать это нужно под наблюдением духовного отца, прошедшего школу молитвы, изучающего творения святых отцов об Иисусовой молитве. Если такого духовного отца нет, я все-таки советую его найти, и тогда вы сможете безопасно и быстро прогрессировать в этом святом делании. А без духовного руководителя оно иногда может быть и опасным.

Вопрос от телезрительницы: «Иногда во время молитвы я от всего сердца, от всей души в порыве благодарности обращаюсь к Богу: „Боженька мой родненький, слава Тебе, мой родной, слава Тебе!ˮ Могу ли, смею ли я так обращаться к Богу?»

– Мы знаем много родов молитвы. Знаем покаянную молитву, которой обязательно нужно молиться каждому человеку. Она заключается в двух очень коротких и ясных словах: «Господи, помилуй». Это и молитва Иисусова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного», – молитва о милости, помиловании. Такой род молитвы очень плодотворен.

Еще есть и благодарственная, и хвалебная молитвы. Благодарственная молитва – это Евхаристия, может быть, самое великое действо, происходящее на нашей грешной земле. Это Божественная литургия, совместное делание, Причастие Святых Таин Христовых. Эта совокупность молитв – Литургия, на которой присутствующие верные в радости духовной и сердечной причащаются, называется молитвой благодарения.

Можем ли мы не благодарить Бога? Конечно, не можем, потому что Бог дал нам все. Господь дал нам саму жизнь, дал спасение души для желающих его получить, потрудиться ради него, и дал все остальное, потребное для жизни. Как же Его не благодарить за это?

Кроме общественной молитвы, называющейся Литургией, Евхаристией – благодарением, мы можем благодарить и славить Бога и в домашней молитве. Как изливается из вашего сердца это благодарение, так и молитесь. Я не вижу в этом ничего предосудительного.

Но здесь есть очень важный момент. Молитва «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!» не должна затмевать собой осознание собственного недостоинства, выражающегося в покаянном настроении и, как правило, завершающегося Исповедью – таинством Покаяния. Так что сочетайте и благодарственные, и покаянные молитвы, и самое главное – причащайтесь, а перед этим нужно обязательно исповедоваться. Это соединение нам заповедовала Церковь: сначала исповедуйся, а потом причащайся.

Вопрос от Владимира: «Как относиться к памятникам на территории монастыря, храма? Иконы у нас официально легализованы законодательствами Вселенских Соборов, а можно ли прикладываться к памятникам, молиться перед ними? И еще один вопрос. Сисой Великий сказал перед смертью братии, что не знает, положил ли он хоть начало покаянию. А у нас многие батюшки говорят: „Я 20 лет в сане, я 30 лет в сане». Не является ли это некой тонкой гордынькой?”»

– Сисой Великий потому и великий, что он напоминает каждому из нас, в том числе и мне, грешному, о том, что надо уже начинать каяться. Мне уже много лет, я давно в сане, а настоящего покаяния у меня, может быть, и нет. Спасибо, дорогой наш телезритель, за то, что напомнили о том, что необходимо больше каяться и вспоминать эти слова Сисоя Великого. Да, покаяние очень важно.

А насчет памятников тоже интересный момент. Если посмотреть на памятники нашей церковной иконописи, вообще изобразительного искусства, украшающие наши храмы, то в первую очередь это иконы, то есть плоскостные изображения, у нас почти нет резных изображений. Единственное исключение из этого, насколько я помню из курса церковной археологии Московской духовной академии, − изображение Нила Столобенского. Это святой Тверского княжества. Мы знаем, что его монастырь расположен сравнительно недалеко от Москвы. Характерные фигурки согбенного старца были очень распространены в Древней Руси. Поэтому говорить, что у нас совсем нет резных изображений, не вполне правильно.

Есть и изображения Господа Иисуса Христа, распятого на Кресте, и это тоже довольно частое резное изображение, написанное на доске, на дереве; именно резное, вырезанное из дерева. И фигуры предстоящих пред Крестом Пресвятой Богородицы и Иоанна Богослова тоже обычно или резные, или искусно вырезанные из дерева.

То есть нельзя сказать, что в Русской Православной Церкви есть абсолютный запрет на объемные изображения. Современное общество дает нам возможность увидеть, скажем, скульптурные изображения Царя Николая II с Cемьей, преподобномученицы Великой княгини Елисаветы.

Это, конечно, нетрадиционные изображения, но, насколько я знаю, они и не освящаются, как освящаются изображения иконописные. Что я здесь имею в виду? Любая икона в нашей русской традиции освящается. Если вы откроете любой Требник, то там можно найти чин освящения, например, иконы Спасителя, или Божией Матери, или святых...

Правда, так было не всегда, но сейчас именно так. Только после того, как священник с определенной молитвой окропит икону святой водой, она уже считается настоящей иконой, которую мы помещаем в храме или у себя дома, в домашнем киоте, для поклонения, чтобы к ней прикладываться.

А что касается изображений резных скульптур, то такой чин, насколько я знаю, над этими изображениями не совершается. Поэтому их нельзя считать иконами или священными изображениями, священными образами. Образ, возводящий к первообразу, имеет совершенно другой смысл.

Конечно, мы почитаем святых или знаменитых людей, потрудившихся для Церкви, изображения которых мы видим, но мы не почитаем эти изображения как иконы, по одной простой причине – они не освящены так, как освящаются иконы. Поэтому я бы не советовал прикладываться к ним. Но, разумеется, рядом с этими изображениями можно помянуть этих святых или просто замечательных людей. Можно и помолиться им, если они канонизированы, но не нужно прикладываться к этим изображениям.

Батюшка, давайте для наших дорогих телезрителей назовем самые основные ошибки людей, начинающих поститься.

– Могут быть две ошибки. Первая ошибка очень понятна – когда человек просто отвергает пост и говорит: «Нет. Пост я буду соблюдать, когда стану стареньким и не буду работать». Это самая первая очевидная ошибка – отвержение поста или самовольное его послабление. Мы должны понимать, что допустимо не самовольное послабление поста, а послабление, обусловленное, например, состоянием здоровья человека или каким-то его положением.

А вторая ошибка имеет противоположный характер и содержание – когда мы не понимаем нашего нормального состояния. Мы не понимаем, что мы, конечно же, не древние монахи, не живем в Палестине или в Константинополе древних времен. Мы – люди другой, северной страны, мы не монахи, и работа у нас совершенно другая, не такая, какая была у тех благочестивых людей, для которых, собственно говоря, и написан в монастырях Типикон.

Если заглянуть в настоящий Типикон, то можно увидеть, что считаются абсолютом не те богослужебные указания, которыми многие часто пользуются. Это просто некоторые нам указания. В настоящем Типиконе мы увидим, что речь идет о монахах. Мирские люди там упоминаются только иногда, а о монахах речь идет всегда. Поэтому нам нужно знать свое место, свое звание и не ошибаться, думая о себе слишком много. Мы не монахи, но поститься должны.

Записали:
Полина Митрофанова
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс