Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Я очень люблю роман «Властелин колец» Джона Толкина. Примите это как признание. Хотя мои читатели прекрасно знают об этой моей слабости. Для меня это книга, которую стоит перечитывать, может быть, даже каждый год. Этот язык образов мне более понятен, чем язык изложения академических, богословских или философских текстов. Потому что Толкин, как мне кажется (как и многие другие гениальные писатели), воскресил и подарил нам снова язык мифа, то есть тот способ мышления, познания мира, способ рефлексии или самопознания, который присущ каждому человеку.
Один из моментов этого романа, над ним я иногда размышляю, – испытания, через которые проходят положительные персонажи этой драмы. Это на самом деле серьезная, очень глубокая история. Маг по имени Гэндальф, сопровождающий братство Кольца, сопротивляется вселенскому врагу, злому магу, который хочет поработить весь мир с помощью кольца всевластья. Эта история, конечно, неоригинальна. Мы найдем упоминание о кольце всевластья даже у Платона. Видимо, у Платона Толкин и позаимствовал эту идею, этот образ.
Так вот, само это кольцо власти является испытанием для каждого (или почти каждого) персонажа этого повествования. Хороший, добрый маг Гэндальф отказывается взять это кольцо в свое владение. В романе этот эпизод очень тщательно прописан. Он объясняет своим друзьям, почему не может этого сделать: потому, что слишком жалеет всю тварь, ему жалко даже маленькую зверушку. С помощью власти он мог бы сделать не только хорошее, но со временем перейти какой-то рубеж, после которого эта власть начала бы его уничтожать. И он отказывается от кольца. Такое же испытание впоследствии проходит Галадриэль, хранительница леса. Она тоже отказывается от кольца, потому что не может быть грозной владычицей. Для нее это серьезное испытание.
Почему этот образ, этот роман приемлем для православного человека? Здесь есть ключ к пониманию некоторых вещей, связанных с тем, почему Церковь против магии, против колдовства. Это очень сложно объяснить маленьким детям, но вдумчивые подростки, у которых уже есть предчувствие или вкус к длинной и последовательной мысли, которые научились наблюдать за тем, что происходит в мире, понимают, что мир не так прост, как кажется, что в нем действительно есть некие силы, нам не очень подвластные, есть магия. И то, что Церковь против магии, против колдовства, говорит о том, что христиане очень серьезно, может быть, как никто другой, относятся к этой теме. Это не отмашка вечно спешащего, суетящегося человека: мол, что за глупости, какие-то сверхспособности, силы... Христианин понимает, что мир устроен очень сложно и в нем есть силы, гораздо более могущественные, чем человек. И, не зная природы этих сил, пускаться в игру с ними очень опасно.
Природу этих стихий до конца не знает никто. Хотя Евангелие дает нам некоторые подсказки; оно говорит, что человек устроен очень сложно. И подросток совершает одно из самых трагических открытий в жизни, переходя из детства в критический возраст расщепления и раскола: он понимает, что он не цельное существо, его рвут на части разного рода стихии. Это то, о чем пишет апостол Павел: бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7:24; 7:19).
Маленькие дети более цельные, хотя у них тоже есть свои порывы и страсти, а вот подросток, вступая во взрослый мир, вдруг снимает очки детства и начинает видеть, как устроен мир на самом деле; понимает, что его сердце рвут страсти. Сердце каждого человека рвут страсти. Кроме того, взросление связано с тем, что человек обнаруживает, что дом его внутреннего мира – это не один этаж. Оказывается, есть еще подвал (а, может быть, это не подвал, а просто нижний этаж) и дом не двухэтажный, а гораздо больше, чем может показаться кому бы то ни было.
Так вот, в христианской традиции есть представление о человеке как о существе многоэтажном, а не плоском (лишь с его социальными связями, образованием, психологическими травмами, эстетическими пристрастиями, политическими взглядами и прочим). Человек гораздо глубже. И те подростки, кому посчастливилось вовремя открыть для себя богатство и мудрость святых отцов, делают это открытие гораздо раньше. И это очень хорошо и очень важно. Чем раньше поймешь, что ты больше, чем кажешься, чем говорит о тебе современный секулярный мир, тем лучше. Но вместе с тем это открытие трагическое, потому что христианская традиция (святые отцы постоянно об этом пишут) предупреждает: чем ниже этажи в человеческом существе, тем больше они повреждены.
Когда я говорю, что христианство очень серьезно относится к колдовству, это не о том, что мы серьезны в своем запрете, это о признании, что у человека действительно есть те способности, что описаны, допустим, в книгах о колдунах. Например, когда человек садится на метлу и летит или совершает странные манипуляции, предсказывает, видит прошлое и будущее, может лечить руками, управлять стихиями и прочее... Светский человек скажет, что это фантазии досужих писателей, а христианин говорит, что это реальность.
У каждого есть такие способности в его нижних этажах. Но чем ниже этажи, тем более они повреждены тем, что в христианской традиции называется первородным (или прародительским) грехом. И мы не сразу открываем в себе эту поврежденность. Пока ты на поверхности, являешься частью социума, где-то тусуешься и что-то происходит в твоей жизни, ты даже не подозреваешь о существовании того огромного дома, который тебе принадлежит, но который одновременно оккупирован злыми духами.
Когда мы читаем жития святых, видим, что они как раз могли и по воздуху перемещаться, и временем повелевать, и стихии им подчинялись, и по воде они ходили. Почему это происходит? Потому, что святой человек постепенно, большими трудами, через слезы, мучения, пот, десятилетия поста и молитвы очищает эти этажи, о существовании которых обычный человек даже не подозревает. Очищением, освящением себя через огромный труд и слезы он осваивает эти силы. Но если еще не очистил себя, опасно даже подходить к этой двери, открывать эти подвалы, потому что оттуда могут хлынуть те, кто узурпировал и захватил твой дом. Пока живи на обжитом этаже.
Митрополит Антоний Сурожский, замечательный богослов, мыслитель, молитвенник, рассказывал о себе. Когда он был молодым священником, после служения Литургии, после молитвы у него вдруг открылся дар прозорливости, он начал видеть людей такими, какие они есть, видел их прошлое, их мысли. Он с ужасом побежал к своему духовнику, рассказал ему, что начал видеть людей, что это и пугает, и вдохновляет. Духовник схватил его за руку и сказал: «Дурачок, молись, чтобы Господь отобрал у тебя этот дар. Ты не выдержишь его». Гэндальф и Галадриэль прекрасно понимали, что не выдержат этого испытания, поэтому отказались от даров, которые сами падали им в руки. И Антоний Сурожский неделю молился, чтобы Господь отобрал у него этот дар, потому что понял, что не готов к нему. И Господь отобрал у него этот дар.
Колдовство, магия – вещи очень опасные. Если ты действительно хочешь освоить эти дары, которые тебе законно принадлежат, путь к стяжанию, к восстановлению в правах только один – путь святости. Это десятилетия большого труда, молитвы, воздержания, предстояния перед Богом. И самое главное – доказательство верности доброте, человеколюбию и освящение всего своего существа через приобщение к Господу. Другого пути нет. Этот мир очень серьезен, очень опасен, но все-таки Господь за нами присматривает.
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.