Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (1277) → Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Никогда не стесняйтесь своей веры, никогда не стесняйтесь креста!

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Никогда не стесняйтесь своей веры, никогда не стесняйтесь креста!

№44 (1277) / 18 ноября ‘24

Первосвятитель

Ваше Святейшество, как Вы думаете, чиновник верующий может открыто исповедовать свою веру? Не вызовет ли это какие-то волнения, так как у нас страна с различными религиями? Спасибо.

– Не может, а должен! Давайте посмотрим на братьев-мусульман. Кто-нибудь стесняется открыто исповедовать свою веру, в том числе среди чиновников? Да никто!

Господь говорит: «Если Меня будете бояться исповедовать, то и Я отвернусь от вас» (см. Мф. 10:33). Не надо ничего делать нарочито, не надо ничего делать на публику, не надо ничего делать неискренне. Но если человек искренне молится, кто его может остановить? Какая «толерантность» должна его сдерживать? Почему-то матом ругаться можно, а помолиться нельзя?

Поэтому никогда не бойтесь молиться публично. Проезжаете мимо храма – «Господи, помоги». Это свидетельство вашей подлинности, вашей идентичности, того, что вы верующие православные люди.

Другой разговор, что встречаются такие ханжи, которые, желая приобрести дополнительный авторитет, имитируют какую-то религиозную стилистику или религиозное поведение. Вот такого лицемерия быть не должно! Господь осуждал фарисеев, которые внешне были благочестивыми, а по сути совсем не таковы. А искреннее проявление религиозности никак не должно вас смущать. Если есть потребность перекреститься – перекреститесь, помолиться – помолитесь. А если кто-то спросит: «Ты что делаешь?», ответьте: «Да, я Богу молюсь. А ты не молишься? Я бы тебе очень советовал делать то же самое».

Никогда не стесняйтесь своей веры, никогда не стесняйтесь креста! Это часть нашей идентичности. Мы русский народ, и даже если мы по национальности не русские, большинство у нас связано с Православной верой. Представьте себе, если бы Александр Невский стеснялся перекреститься перед тем, как пошел бить захватчиков на Чудском озере или в устье Невы. Никто никогда не стеснялся! Мы у себя на Родине, это наша страна. Православная Церковь сформировала общность, которая называется сегодня русским народом. А если у вас нет страха идти с оружием на врага, какой может быть страх перед кем-то, кто усомнится в правильности того, что вы перекрестились? Так и желаю всем вам поступать.

Ваше Святейшество, добрый день! В ходе выполнения задач на Украине, на войне у нас есть четкое понимание, где враг, а где свои, где свой окоп, где окоп врага, что есть белое, что есть черное. Сейчас планируется наше назначение на должности государственной гражданской службы, и там такого ощутимого врага не будет. У нас будет совершенно другой противник – это алчность, инертность, эгоизм. Ваше Святейшество, подскажите, где черпать мудрость, энергию и силы, чтобы принимать правильные управленческие решения, поскольку от этих решений будет зависеть судьба нашего великого Отечества? Спасибо.

– В сознании греха. Если вы не будете поступать по совести, если вы будете отступать перед негодяями, коррупционерами и прочей швалью, которая мешает людям жить, значит вы сдаетесь, вы сдаете свои позиции, значит чего-то вам не хватает. Другими словами, если вы уверены в правоте своих действий, если вы четко понимаете, что это соответствует законам, благу Отечества и нравственному Божиему закону, если вы знаете, что не преступаете этих священных принципов, то смело действуйте.

Конечно, всегда нужно быть осмотрительным. Иногда смелое действие, если оно слишком прямолинейное, если оно не очень осмысленно, может не достигать целей, а вызывать обратную реакцию. Есть такое понятие «дипломатия». Иногда это слово трактуется очень опасно – как желание непременно подтолкнуть человека к компромиссам: «Ты уж будь дипломатичным». Надо бороться за свои права или отстаивать чьи-то интересы, а тебя призывают: «Ты уж не очень-то нажимай». Поэтому лжедипломатия очень опасна и греховна, но мудрость всегда должна сопутствовать вашим делам.

Есть такое выражение: «Пусть жертва ваша запотеет в вашей руке». Это слово к тем, кто иногда жертвует, не думая. Если ты понимаешь, что даешь что-то, а человек пойдет и уколется наркотиком, – не надо этого делать! Или что ты даешь ему на бутылку – не надо этого делать! То есть должна быть осмотрительность, в том числе в совершении добрых дел. Но одновременно эта осмотрительность не должна быть болезненным желанием под любым предлогом отказаться от того, чтобы делать добрые дела. Поэтому надо просто быть честным перед Богом и перед собой, и вперед!

Ваше Святейшество, здравствуйте! Мы видим сегодня, что все больше и больше тех, кого мы еще недавно называли и считали нашими партнерами, открыто противостоят нам, а где-то даже угрожают России. Конечно, мы вынуждены отстаивать интересы своей страны, мы вынуждены сопротивляться и защищаться. Ваше Святейшество, закрываться ли нам от мира, ограждаться от него или, наоборот, несмотря ни на что продолжать взаимодействовать, общаться с другими народами и, может быть, даже нести им свое мировоззрение?

– Закрываться, конечно, не надо. Но в настоящий момент не Россия закрывается – это они закрываются.

У меня был разговор с одним из таких политиков. Спрашиваю: «А почему вы закрываетесь?» Ответ: «Мы не закрываемся». – «Ну как же, вы пресекаете контакты и так далее». Они это делают, потому что боятся нас, и даже не потому, что мы сильны оружием. Я вам скажу, почему боятся. Мы – альтернатива цивилизационного развития. Вот что такое Россия – с ее набором ценностей, ее верой, ее патриотизмом, ее жертвенностью. И это для них самое страшное. Они понимают, что эта альтернатива может быть очень привлекательной для всего мира.

Вот на чем основываются попытки нас изолировать. Они же понимают, что экономически нас не свалить, в военном отношении не свалить. Желание от нас отгородиться – это желание огородиться от нашего влияния.

Поэтому нам ни от кого отгораживаться не надо, но нам ни в коем случае не надо мимикрировать под наших теперешних противников. Даже посещая другие страны, не нужно отказываться от самих себя, не нужно никому подыгрывать. Если вы чувствуете, что вас провоцируют на какие-то разговоры, которые, может быть, не совсем полезны, надо от этих разговоров уходить. А если это беседа в дружеской компании, надо отстаивать нашу позицию. Что такое народная дипломатия? Это когда на уровне дружеских контактов люди защищают свою страну, помогают другим понять, почему наша страна действует так, а не иначе. Вот и поэтому не надо замыкаться, превращаться в какую-то крепость, которая ощетинилась пушками, танками, ракетами и сидит в изоляции. Совсем нет!

Мы не страна – мы континент, и это тоже вызывает злобу. Взгляните на карту. У нас за богослужением поются такие слова: «От восток солнца до запад хвально имя Господне» (Пс. 112:3). Вот «от восток солнца до запад» – это Россия, единственная страна в мире. Поэтому, конечно, и злоба, и зависть, и желание поработить, и просто использовать наши ресурсы. По милости Божией ни в царской России не давали ничего подобного делать, ни в Советском Союзе. Но был очень опасный период времени, о котором мы знаем, когда мы были готовы пожертвовать своим суверенитетом, чтобы понравиться другим. Вовремя остановились, и вовремя пришел лидер, который развернул очень неверную траекторию развития нашей страны в правильном направлении. Вот мы сейчас в этом правильном направлении двигаемся. Мы сильные, мы независимые и одновременно мы не замыкаемся, лишая себя от общения с окружающим миром.

Ваше Святейшество, добрый день! У меня вопрос о смертной казни, о ее необходимости в нашей стране.

– Начну с богословия, да? Смертная казнь присутствовала на протяжении всей человеческой истории. Господь Иисус Христос смертную казнь не осуждал, хотя Сам незаслуженно претерпел смертную казнь.

Конечно, убийство человека в наказание за его преступления – это крайняя мера. И потому идеально было бы, чтобы люди не совершали таких преступлений, за которыми бы следовала смертная казнь. Но в Слове Божием есть такие слова: «Измите злаго от вас самех» (1 Кор. 5:13). То есть, если есть человек опаснейший для общества и если его невозможно никак изолировать, его нужно убрать. Господь не говорит: «убейте его», но «измите злаго от вас самех».

Вот почему смертная казнь не осуждается в Священном Писании. Господь Иисус Христос Сам был незаконно подвергнут смертной казни, и, однако, святые апостолы не стали говорить: «Вот после такого, такой несправедливости, когда Господь наш Иисус Христос был подвергнут смертной казни, мы все должны провозглашать, что это страшно и грех подвергать другого человека наказанию через прекращение жизни». Нигде ничего такого сказано не было.

Поэтому, с моей точки зрения, было бы идеально, чтобы не было поводов к смертной казни. Но Церковь никогда не настаивала на том, что нужно отменить это наказание – именно основываясь на словах «Измите злаго от вас самех».

Хочу сказать, что я приветствую то, что у нас сейчас мораторий на смертную казнь, и слава Богу. Надо наблюдать, как этот мораторий повлияет на уровень преступности в нашей стране. Если преступность пойдет вниз, то и слава Богу, и не надо применять смертную казнь. Сама по себе смертная казнь словом Божиим не осуждается, но общество может, конечно, отказаться от смертной казни, если считает это избыточным наказанием, которое не соответствует в целом ряде случаев преступлению, и если само осуществление смертной казни плохо влияет на общественную нравственность. Если по совокупности такого рода обстоятельств принимается решение ввести мораторий на смертную казнь, значит, так и надо поступить. Дай Бог, чтобы как можно меньше было случаев, когда необходимо, чтобы человек лишался жизни – даже за какие-то преступления.

У нас сейчас пожизненное заключение? Пусть будет так. Только не знаю, что для человека лучше.

Поэтому невозможно дать какую-то общую рекомендацию, но, конечно, было бы идеально, чтобы людей не лишали жизни. Однако пускай этим занимаются те, кто с точки зрения закона определяет меру наказания.

Еще раз хочу сказать: Церковь никогда смертной казни не осуждала, если смертная казнь осуществлялась по закону, но, конечно, нигде она смертную казнь и не приветствовала. Вот такой пока ответ.

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс